«Иногда в мире столько красоты, что я чувствую неспособность вместить её… и моё сердце вырывается наружу».
Картина Сэма Мендеса и гениального сценариста Алана Болла «Красота по-американски» был первым арт-хаусным творением, выигравшим Оскар… Фильм-повествование, где литературный текст говорит через глаз киноаппарата… Здесь текст, образ, повествование становятся одним целым… Гениальная сценарная работа вдохновенного и озлобленного Алана Болла, основанная на биографических фрагментах из его жизни, а так же на реальных американских историях, в сжатом виде рассказывает сразу множество достаточно старых и знакомых всем сюжетов про любовь, страсть, измену, подозрение, поиски смыла, своего я, своего предназначения, только… покурив немного травки под старый добрый рок… Фильм немного такой «хипповый», но прочитать сразу это не удастся, так как в этом пироге очень много слоев из текста, образов, сюжетных поворотов… Фильм снимался в сжатые сроки, сценарий многократно переписывался, превращаясь в палимпсест, из-за чего картина получилась перенасыщенной яркими красными картинками и перегружена смыслами… Но в данном случае, это было сделано мастерски, с любовью, с творческой злостью… Картина очень сильно контрастирует с такими убогими лентами этого периода как «Американский психопат» и «Бойцовский клуб», и это совсем не «Красота по-английски». «Красота по-американски» - это совсем не пошлый фильм, затрагивающий гендерные вопросы, показывающий разнообразие ролей человека в семье, в обществе, раскрывающий самосознание основных персонажей, представляющих некий срез Американского человеческого пространства…
Вариативность возможных прочтений, вереница интерпретаций картины профессорами в области литературы и языка, литературных критиков и писателей создают сложный ландшафт, языковое плато из возможных миров, о которых повествуется в этом фильме… Глубокая подоплека отсылает зрителя в хипстерскую Америку 50-ых и 60-ых годов, когда молодежь бунтовала против американской повседневности, мещанской, во многом все еще викторианской, функциональной, капиталистической системы ценностей, а позже и против войны во Вьетнаме. И в отличие от наивного "Форреста Гампа", главные персонажи не выглядят полными придурками или психованными нариками... Эта большая тема является как бы фоном происходящего на экране блуждания по Лабиринту навязанных обществом стереотипов, смысловых галлюцинаций главных героев, и в конечном счете, поиске Минотавра, который оказывается одним из… Одним из главных персонажей фильма, среди которых сразу можно выделить Лестера Бернэма (не тривиальная роль Кевина Спейси). Его линия начинается с постепенного осознания скуки и однообразной монотонности своей жизни… Он ощущает, что работа уже не может приносить ему ни удовлетворения, ни мотивации, семейная жизнь во всех направлениях находится в эмоциональном, чувственном тупике, терпит крах… Даже родная дочь избегает общения с ним, хотя дети зачастую лучше понимают своих родителей, чем они – сами себя... Создается впечатление, что Лестер угодил в ловушку, тупик, который уготован был его воспитанием, его культурной средой, стереотипными понятиями о счастье, о любви, о должном, которые приняты в Американском обществе, постоянно муссируются в прессе, демонстрируются по телевизору, в рекламе и в кино…
Одноэтажная, провинциальная Америка, словно сошедшая с холстов Гранта Вуда, но представленная в широком общественном срезе, звучит тоненьким звоночком, словно намекая на то, что уклад этого общества и есть то самое чеховское ружье, которое пальнет по самому невинному и достойному… В фильме даже есть свой Соленый, который подавляет свои истинные намерения и его руки воняют трупным запахом … Но в силу широкого литературного поля, здесь так же считывается код Улисса и кое-что из Гамлета одновременно (Лестер Бернем), так как звучит тема поиска своего предназначения, своего Я, а так же звучит тема табу на инцест, а так же тема Эдипова комплекса. Еще здесь очень много общих планов из «Лолиты» Набокова, только в чистом, не вызывающим рвотный рефлекс, невинном ключе, так как по сути, фильм представляет собой фантазии, мечты Лестера, которые будто погружают нас, зрителей, в фазу короткого сна… Идет повествование от его лица, мы погружаемся в душевные переживания Бернэма, мир его осознаний и мысленных поисков… «American Woman, stay away from me…» Но, если это и Улисс, то очень печальная его версия, хотя и «прекрасная». Здесь слово «красота» звучит по-«постмодернистски» иронично, Мендес словно хочет, чтобы зритель навел свои глаза на резкость и увидел, а та ли эта красота, которую мы осознаем, когда сталкиваемся с настоящими подлинными переживаниями одиночества, любви, счастья? Может, стоит что-то поменять в жизни, как в Керуаковском «Кролике»? И какова будет плата за эти поиски, какова будет награда… К чему приведет этот амфитаминовый, или ненавистный Лас-Вегасовский, в данном случае, трипп «Веселых проказников»? Вспоминается замечательная короткометражка «Двенадцать миль до Троны», только здесь персонаж может не доехать до пункта назначения… Но есть ли в этом фильме некая точка, некая канва – серьезный вопрос…
Очень интересным является в этой картине то, что проводится аналогия между поиском и бунтом против какой-либо системы, то есть само желание обрести некое подлинное, настоящее сокровище, найти своеобразное «Золотое Руно», уже означает бунт, сопротивление «богам», «предопределению», смерти… И не является ли смерть в этом фильме фантазией? Возникает ощущение, что кому-то из героев картины все это приснилось, или намеренно это было придумано или разыграно, чтобы дать толчок кому-то из персонажей, вот один здесь говорит своей возлюбленной о том, что надо бежать в Нью-Йорк, но только смерть или ее инсценировка дают желанный результат…
«Если ты увидишь нечто подобное этому, то это как будто сам Бог взглянул на тебя на мгновение. И если быть осторожным, то возможно обратное видение».
В фильме так же действует второй главный персонаж Рики Фиттс (Уэс Бентли), который является своеобразным проводником для Лестера, а на мой взгляд, Рикки – это воплощение молодого, свободного, эксцентричного Лестера, он словно Телемак, открывающий Улиссу реальное положение вещей… Но, Рикки сам находится в поиске, во многом его киношное мышление рисует очень красивые картины, которые намеренно не изображаются, а считываются со слов самого Рикки, с его любительской кинокамеры… так как мы не должны забывать, это так же литература… Во многом, Рикки – это, на мой взгляд, альтер-эго самого режиссера Сэма Мендеса, есть даже внешнее сходство, так же связь с режиссурой просматривается в крупных, застывших планах, когда Рикки смотрит в пространство, словно он сам и есть режиссер, оператор и сценарист этого фрагмента… Рикки так же, как и Лестер, находится в буквальном смысле в лапах предрассудков - он живет с деспотичным отцом, бывшим военным, который все время вмешивается в личную жизнь сына…
Третий план истории – любовные отношения, в которые втягиваются все главные персонажи, что приводит к сложным переплетениям сюжетных линий и это не дает возможность прочитать сюжет с какой-то одной точки зрения. Словно «Декамерон» Бокаччо, только происходящий одновременно, все истории перемешиваются, получается такой шекспировский запутанный текст, не имеющий однозначного восприятия… В чем-то этот фильм, на мой взгляд, прообраз «Синекдохи, Нью-Йорк», только в отличие от последнего, в «Красоте» скорее происходит коллапс, а не разворачивание истории в бесконечность, «дазайн»… Фильм словно замыкается на своем сюжете, на самих персонажах, происходит рекурсивная, постмодернистская ссылка на себя… Только это происходит как бы с обратной стороны экрана – это одна из загадок этого фильма, – откуда ведет повествование Лестер Бернем? И в подобных вопросах рекурсивность, самоповторяемость, монотонность картины нарушается, словно множество тропок, интерпретации уводят зрителя в разные точки текстового ландшафта, и в этом заключена, на мой взгляд, одна из главных фишек этого шедевра….
Приятного просмотра!
Рецензия к фильму "Красота по-американски" от Basil
Одиночество прекрасно…
Просмотров: 6366
Оценка читателей: 10 из 10 (голосов 6)
Подписывайтесь на нашу группу KinoNews.ru ВКонтакте, чтобы оперативно следить за нашими новостями.
Всего комментариев: 15
- 2
- 1
Stefa (Киноакадемик), постов: 21807
29 мая 2017, 20:12
| |
11 |
Шикарно, нет слов!:) |
PROFE7OR (Критик), постов: 6546
29 мая 2017, 20:04
| |
13 |
А настоящих работ, академического толка, не побоюсь этого слова, добавляется. Спасибо! |
Basil (Зритель), постов: 119
26 января 2017, 21:56
| |
7 |
Спасибо вам за добрые слова... Ладно не буду удалять рецензию - кролик-то Апдайковский - Керуак все время в быстрой кратковременной памяти из-за частого упоминания его в различных текстах, совершенно вытеснил все остальное, надеюсь, Ангелы простят) По поводу сравнения с Улиссом - дело в том, что поэтика повествования Лестера очень похожа на поэтику рефлексии Дедала, которая переплетается с описанием происходящего вокруг - как например момент, когда Дедал слушает директора школы, куда он пришел за зарплатой и рефлексии по поводу пустых ракушек, которыми усеяно побережье - он сравнивает пустую речь директора и пустые мертвые формы ракушек.... Красота полна этой рефлексией, как никакой другой фильм.... |
Constance (Киноакадемик), постов: 16800
22 января 2017, 16:29
| |
10 |
Ну, ты крут - всех расставил по местам, и Гампа, и Бойцовский клуб, и даже Красоту по-английски... Вот что бывает, когда фильм делают не американский "быстродел" по готовым лекалам, а британский театральный классик! Я бы сама с Улиссом Лестера сравнивать не стала - но почему нет? |
Angelina (Критик), постов: 17852
22 января 2017, 15:41
| |
11 |
Прекрасная рецензия на шикарный фильм. |
- 2
- 1
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.
Главные материалы сайта:
brune (Глава Киноакадемии), постов: 25407
сегодня, 1:35
| |
Дикари-с... Везде одно и то же - жажда власти ценой чужих жизней
|
isi (Зритель), постов: 505
сегодня, 0:21
| |
Комментарии под новостями о Вайнштейне очень хорошо показывают насколько у нас разные страны и тут просто не понимают процессы, которые там происходят ... [читать далее]
|
isi (Зритель), постов: 505
сегодня, 0:19
| |
Судебная система в одних странах есть как независимый орган власти, в других она полностью подчинена вертикали власти. Это главные отличия. Тут показательнее ... [читать далее]
|
isi (Зритель), постов: 505
сегодня, 0:14
| |
А вы покопайтесь в куче таких дел по миру медицинские доказательства далеко не всегда нужны, часто достаточно косвенных улик и доказательств, тут как ... [читать далее]
|
brune (Глава Киноакадемии), постов: 25407
сегодня, 0:09
| |
Позиционируется как комедия, но не смешно, драма. Если считают, что есть британский юмор, то можно было тоньше.
|
Jon Smith (Критик), постов: 1512
вчера, 23:41
| |
Лучше оригинала уже точно не будет
|
Andrew (Главный редактор), постов: 73239
вчера, 23:32
| |
Мало того, что дождь лил, так еще и репетиция Парада и весь центр перекрыт:)
|
Mr Ma (Киноман), постов: 8076
вчера, 23:02
| |
явно это теперь уже политзаказуха
|
Mr Ma (Киноман), постов: 8076
вчера, 23:01
| |
если через него пойдут бабки - свяжутся все)
|
Mr Ma (Киноман), постов: 8076
вчера, 23:00
| |
Голливуд?!))) это там где и своим и вашим и споем и спляшем? Примут с распростертыми объятиями. Так же как Парижская газета меняла выпускные заголовки ... [читать далее]
|
Фильм месяца
Дата выхода: | 18 апреля 2024 |
Страна: | Россия |
Жанр: | приключения, семейный, фантастика |
Режиссер: | Александр Андрющенко |
В главных ролях: | Дарья Верещагина, Марк Эйдельштейн |
Реклама
1 | KinoNews.ru: 15 лет в строю | 8.69 |
---|---|---|
2 | Меч короля | 8.36 |
3 | Кентавр | 8.08 |
4 | Падение империи | 7.73 |
5 | Звук свободы | 7.65 |
1 | KinoNews.ru: 15 лет в строю | 8.69 |
---|---|---|
2 | Кентавр | 8.08 |
3 | 1993 | 7.15 |
4 | Мастер и Маргарита | 7.14 |
5 | Снегирь | 7.13 |
1 | Грань Будущего 2 | 9.39 |
---|---|---|
2 | Дэдпул и Росомаха | 8.91 |
3 | Миссия невыполнима 8 | 8.69 |
4 | Безумный Макс: Пустошь | 8.56 |
5 | Аватар 5 | 8.53 |
1 | Властелин колец 3: Возвращение Короля | 9.48 |
---|---|---|
2 | Побег из Шоушенка | 9.43 |
3 | Терминатор 2: Судный день | 9.41 |
4 | Форрест Гамп | 9.41 |
5 | Властелин колец 2: Две крепости | 9.39 |
1 | Во все тяжкие | 9.40 |
---|---|---|
2 | Игра престолов | 9.23 |
3 | Если наступит завтра | 9.07 |
4 | Разрушители легенд | 9.00 |
5 | Место встречи изменить нельзя | 8.98 |
Самые обсуждаемые материалы
Кассовые сборы фильма "Дюна: Часть вторая" почти достигли 700 миллионов
Состоялась премьера трейлера фильма "Дэдпул и Росомаха"
Апелляционный суд посчитал Харви Вайнштейна невиновным в изнасиловании
Награждения
Наши рекорды