px
Дюнкерк
Год выхода:2017
Жанр:военный, драма, исторический
Страна:США, Великобритания, Франция
Рейтинг:7.33

Рецензия к фильму "Дюнкерк" от Constance

Долгий короткий путь домой

"Для меня безумие, преступность войны, особенно в последнее время, когда я писал и потому что много думал о войне, так ясны, что кроме этого безумия и преступности ничего не могу в ней видеть" (Лев Толстой, письмо к Л.Л.Толстому, 15 апреля 1904)

"Война — это по большей части каталог грубых ошибок" (Уинстон Черчилль)

"В прежние дни часто писали о том, как сладко и прекрасно умереть за родину. Но в современных войнах нет ничего сладкого и прекрасного. Ты умрешь как собака, безо всякой на то причины" (Эрнест Хемингуэй)

"Войну ведут глупые и расчетливые клоуны, которые после всего этого забудут весь этот цирк" (Апокалипсис сегодня)

"Война — это психоз, порожденный чьим-то неумением прозревать взаимоотношения вещей. Наши взаимоотношения с ближними своими. С экономикой, историей. Но прежде всего с ничто. Со смертью." (Джон Фаулз, "Волхв")

"Война — это грубый, бесчеловечный и абсолютно непрактичный метод выяснения отношений между правительствами" (Франклин Рузвельт)

"Тщетно правила войны стараются превратить ее в благородную игру, во что-то вроде дуэли, где переделами насилия служат честность и учтивость. Главным все равно остается резня." (Роже Кайуа)

Военная тема в литературе и кинематографе занимает особое место. В силу своей трагической болезненности для всего человечества и известной пикантности, также часто весьма болезненной, для политиков. История оскаровских церемоний началась с присуждения статуэток именно военным фильмам, точнее будет сказать антивоенным фильмам, "Крылья" в 1929 и "На западном фронте без перемен" в 1930. Фильм о военных летчиках "Крылья" и экранизация одноименного романа Эриха Марии Ремарка о потерянном поколении, потерянном на фронтах Первой мировой, в постановке Льюиса Майлстоуна, очень высоко подняли планку жанра военного кино, психологической военной драмы. Особенно экранизация ремарковской прозы, которая и по сей день остается непревзойденной и смотрится как талантливое современное свеже отснятое ретро. К этой планке позже стремились лучшие западные фильмы о "современной" войне — "Тропы славы" Стэнли Кубрика, "Железный крест" Сэма Пекинпы, "Военные потери" Брайана Де Пальмы, номинанты на Оскар "Тонкая красная линия" Терренса Малика и "Апокалипсис сегодня" Френсиса Форда Копполы., лауреат Золотого глобуса мини-сериал "Братья по оружию". Намеренно не упоминаю отечественные военные фильмы — в лучших из них столько откровений, что западное военное кино бледнеет.

"Подлинная память о любой войне живет всего три поколения: чтобы чувствовать, что она значила для тех, кто ее пережил, нужно слушать об этой войне от них самих — сидя у них на коленях" (Дмитрий Глуховский, "Сумерки"). Видимо, современное человечество приближается к тому важному рубежу, когда "подлинная память" о Второй мировой станет частью всеобщей истории. Поэтому так особенны для кинематографа военные ленты последних лет: "По соображениям совести", "Несломленный", "28 панфиловцев", "Битва за Севастополь", "Возмездие". Свой вклад в эту драгоценную копилку делает и Кристофер Нолан.

Дюнкеркская операция для военной истории "имя нарицательное," как Нормандская десантная операция, Битва за Окинаву, Нападение на Перл-Харбор, Оборона Севастополя. Масштабная операция по эвакуации личного состава блокированных на побережье в районе Дюнкерка английских и союзных войск в конце мая-начале июня 1940 проходила при непрерывном артобстреле и бомбардировках немецких войск, при сужении кольца осады, время от времени прерываемого контратаками союзных сил. Для британцев это событие стало поводом для национального объединения и предметом национальной гордости, слово Дюнкерк синонимом неколебимой стойкости, для политиков, густо замесивших эту катастрофическую военную кашу, еще и возможностью обернуть военный провал и в известном смысле паническое бегство полным и безоговорочным триумфом.

Все напряжение происходящего отлично передано в ленте — на суше, на море, в небе и под водой. О технической стороне проекта сказано уже много и достаточно комплиментарно, в том числе и на нашем портале https://www.kinonews.ru/article_74702/. Меня как зрителя, во-первых, очень порадовала редкой чистоты и ясности картинка, от воздушных боев до тонущих после бомбежки судов с ценным человеческим грузом. Во-вторых, ощущение нарастающего напряжения, ощущение некоей временной воронки или черной дыры, которая засасывает без разбора все, что опасно к ней приблизилось. Сколько раз главные герои пытаются вырваться из этой адовой точки пространства под названием Дюнкерк — и всякий раз их отбрасывает ровно на тот же рубеж, от которого они бежали, пляж, который по парадоксальному стечению обстоятельств в другое время мог бы стать лучшим курортным магнитом. У Нолана очень метафоричное мышление и эта игра со временем/пространством, когда ты, как в ночном кошмаре, изо всех сил стараешься оторваться от опасности, а она становится все ближе, не случайна и очень к месту. "Дюнкерк" не военный блокбастер в буквальном смысле, хотя и это тоже, но фильм о выживании, в котором ощущение ужасной катастрофы достигается не за счет кровавого натурализма, но за счет умело нагнетаемого саспенса.

Хорошо, что, имея в виду масштабность происходящего, и достигая безусловно этого эффекта, постановщик отказывается от всего условно "лишнего" (неприятель, союзники-французы, английские политики, ура-патриотический пафос, длинные диалоги), сосредоточившись, в основном, на английских заложниках ситуации, даже и не мужчинах еще, но почти детях. И в этом смысле лента очень близко подошла к "На западном фронте без перемен". И весь драматизм положения "личного состава" лучше Ремарка и не опишешь. "Фронт — это клетка, и тому, кто в нее попал, приходится, напрягая нервы, ждать, что с ним будет дальше. Мы сидим за решеткой, прутья которой — траектории снарядов, мы живем в напряженном ожидании неведомого. Мы отданы во власть случая." "Когда мы выезжаем, мы просто солдаты, порой угрюмые, порой весёлые, но как только мы добираемся до полосы, где начинается фронт, мы становимся полулюдьми — полуживотными." "… все ужасы можно пережить, пока ты просто покоряешься своей судьбе, но попробуй размышлять о них, и они убьют тебя." "Наши руки — земля, наши тела — глина, а наши глаза — дождевые лужи; мы не знаем, живы ли мы ещё." (Эрих Мария Ремарк, "На западном фронте без перемен").

Ощущение обреченности и осознание неумолимо затягивающейся на шее петли сделало молодых солдат почти зомби с лицами-масками и отсутствием потребности в общении. Эффект "безэмоциональности" и сухости повествования — минимум диалогов, никакой связи с жизнью "до" — как нельзя лучше характеризует это состояние вырванности из контекста обычной жизни, когда доверять можно только своим животным инстинктам, надеяться только на чудо, а вперед и заглядывать страшно, чтобы не увидеть черную пустоту. В роли главного чуда здесь асы экрана — Марк Райлэнс на воде и Том Харди в воздухе. А молодые дебютанты — Финн Уайтхед, Анайрин Барнард, Гарри Стайлз, Том Глинн-Карни — ни в чем им не уступают. Лейтмотив игры каждого из актеров — сдержанная сосредоточенность, скупость на эмоции, заточенность на конкретный маленький шаг вперед в осуществлении конкретной цели, простой и недостижимой одновременно — вернуть или вернуться домой. И даже героизм и доблесть, которых хватает в ленте, не аффектированы и совершенно будничны, рядовая мужская работа.

Не оставляет ощущение, что лента делалась с большой любовью, ответственностью и перфекционизмом, очень слаженным коллективом, начиная с постановщика Кристофера Нолана, оператора Хойте Ван Хойтема, композитора Ханса Циммера и заканчивая актерским ансамблем, и вся команда работает на создание атмосферы тревожного ожидания, почти как в классике нуара.

Особо любознательным рекомендую французскую версию событий Дюнкерка — экранизацию антимилитаристского романа Робера Мерля "Уик-энд в Зюйдкоте" (Гонкуровская премия 1949), поставленную в 1964 году одним из столпов французского кино Анри Вернеем, с Жаном-Полем Бельмондо в главной роли. В кадре 1-2 июня 1940 и забытые своим командованием и одновременно союзниками-англичанами французские солдаты, пытающиеся выжить под теми же немецкими бомбежками.
Автор: Constance   (всего рецензий: 72, средняя оценка: 9.18)
23.07.2017
Просмотров: 2242
Оценка читателей: 9,6 из 10 (голосов 20)
Катинка для ВК
Подписывайтесь на нашу группу KinoNews.ru ВКонтакте, чтобы оперативно следить за нашими новостями.



Всего комментариев: 22
darkwhite (Критик), постов: 31336
24 июля 2017, 16:25
Аватарка пользователя darkwhite
Больше 12 лет на сайте
12
John23 писал(а) 24 июля 2017, 16:22
Constance, вы поставили фильму 8 из 10, так что ожидал, что в вашей рецензии будет хотя бы строчка о минусах фильма. Или ...
Поставила 8 из 10 ГЕНИЮ!!!!! "Казнить нельзя помиловать" запятую сами поставите, ВоЕны Нолана))

John23 (Критик), постов: 25897
24 июля 2017, 16:22
Аватарка пользователя John23
Больше 7 лет на сайте
7
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Constance, вы поставили фильму 8 из 10, так что ожидал, что в вашей рецензии будет хотя бы строчка о минусах фильма. Или подразумевается, что достоинства фильма являются одновременно его же недостатками?

KathyK (Критик), постов: 1097
24 июля 2017, 16:15
Аватарка пользователя KathyK
Больше 11 лет на сайте
11
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Спасибо за отличную рецензию! Солидарна с вашим мнением.

Maxxx (Критик), постов: 5250
24 июля 2017, 15:57
Аватарка пользователя Maxxx
Больше 11 лет на сайте
11
Constance писал(а) 24 июля 2017, 13:01
Друзья, спасибо всем кто посмотрел и полюбил фильм. Я, честно признаюсь, не горячий фанат Нолана. При всем уважении ...
Интересно про мироощущение!как вы поняли какое оно у него,и что у вас разного?)

Andrey253 (Зам. Главы Киноакадемии), постов: 23465
24 июля 2017, 13:19
Аватарка пользователя Andrey253
Больше 10 лет на сайте
10
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Серебряный рецензент (средний балл рецензий между 8 и 8,99)
Отличная рецензия)


Constance (Киноакадемик), постов: 16800
24 июля 2017, 13:03
Аватарка пользователя Constance
Больше 10 лет на сайте
10
Звезда сайта 2017 года
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
intvindet писал(а) 23 июля 2017, 22:36
В частности "На западном фронте без перемен" один из лучших военных фильмов воспетых в истории и уж очень ...
Не сомневаюсь, что Нолан много чего держал в голове, пока работал над фильмом. И хорошую литературу в первую очередь, будучи профессиональным филологом.

Constance (Киноакадемик), постов: 16800
24 июля 2017, 13:01
Аватарка пользователя Constance
Больше 10 лет на сайте
10
Звезда сайта 2017 года
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Друзья, спасибо всем кто посмотрел и полюбил фильм. Я, честно признаюсь, не горячий фанат Нолана. При всем уважении его мироощущение и стиль в целом мне не близки. И именно поэтому прошу нигилистов: не отворачивайтесь сразу от фильма. Он гораздо мудрее и интереснее, чем может показаться на первый поверхностный взгляд.

intvindet (Киноакадемик), постов: 12778
23 июля 2017, 22:36
Аватарка пользователя intvindet
Больше 11 лет на сайте
11
Серебряный рецензент (средний балл рецензий между 8 и 8,99)
В частности "На западном фронте без перемен" один из лучших военных фильмов воспетых в истории и уж очень близко сопоставимы аналогии с "Дюнкерком". Это очевидно, к чему стремился постановщик, еще бы отметил неподражаемый антимилитаристский роман Курта Воннегута, уж очень особенно он изложил взгляд на бомбардировку Дрездена. Или "Памяти Каталонии" Джорджа Оруэлла, точно рассеет все сомнения, произведение и впрямь сильное, целый альманах как завещание поколению. И "Дюнкерк" уже как кинополотно, полностью сюда вписывается.

brune (Глава Киноакадемии), постов: 25400
23 июля 2017, 22:28
Аватарка пользователя brune
Больше 14 лет на сайте
14
Звезда сайта 2019 года
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Меня в фильме покорила гнетущая атмосфера и одновременно сильный посыл о силе человеческого духа. О минусах писала, они есть, но фильм стоит того, чтобы его посмотреть, и, конечно, на большом экране.

intvindet (Киноакадемик), постов: 12778
23 июля 2017, 21:58
Аватарка пользователя intvindet
Больше 11 лет на сайте
11
Серебряный рецензент (средний балл рецензий между 8 и 8,99)
Приятно читать такого человека, все в реальной четкости описано.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.


Главные материалы сайта:

isi (Зритель), постов: 485
сегодня, 18:32
isi
А где новость что одно из дел Вайнштейна посыпалось) Билл Косби номер 2…
Жизнь стала веселее любого сериала, а потом удивляются, почему кино умирает…

isi (Зритель), постов: 485
сегодня, 18:00
isi
Поэтому и зарубили, как многие исторические фильмы. Дорого и не отбиваемо в большинстве случаев.
Я смотрю все проекты о Клеопатре в итоге дальше слов ... [читать далее]

sunnygold (Критик), постов: 1945
сегодня, 17:56
sunnygold
Думаю, идти смотреть, нет. Лагашкин что-то нравится мне:))

MiB (Киноакадемик), постов: 7425
сегодня, 17:51
MiB
Этому тоже стоит дать шанс

Dienn (Зам. Главы Киноакадемии), постов: 5997
сегодня, 17:47
Dienn
Синопсис пока не то чтобы очень оригинальный, сломя голову смотреть точно не побегу, подожду отзывов

Andrey253 (Зам. Главы Киноакадемии), постов: 23465
сегодня, 17:40
Andrey253
Ну если отзывы будут годными, то посмотрю. А так Джилленхол после Павука поплыл для меня

intvindet (Киноакадемик), постов: 12778
сегодня, 17:26
intvindet
Конечно, это не он !) И о исполнителе никто не узнает, пока официально об этом не расскажет кастинг-директор, сама Дэбби МакУильямс.

AleX (Критик), постов: 8899
сегодня, 16:34
AleX
28 лет спустя? Аарон, а как же Бонд? Как я предполагал это была инсайдеровская утка!)))

Jon Smith (Критик), постов: 1506
сегодня, 15:46
Jon Smith
В ожидаемые!!!!

brune (Глава Киноакадемии), постов: 25400
сегодня, 15:41
brune
Роскошь! Обожаю такое



Фильм месяца
Постер к фильму Сто лет тому вперед
Дата выхода: 18 апреля 2024
Страна: Россия
Жанр:приключения, семейный, фантастика
Режиссер:Александр Андрющенко
В главных ролях:Дарья Верещагина, Марк Эйдельштейн
Реклама
Самые обсуждаемые материалы
Кассовые сборы фильма "Дюна: Часть вторая" почти достигли 700 миллионов
Вторая часть дилогии "Мятежная луна" получила крайне низкий рейтинг
Состоялась премьера трейлера фильма "Дэдпул и Росомаха"
Награждения
Наши рекорды