Меню сайта
На главную страницу

Рецензия к фильму "Чужой: Завет" от Basil

Подлинный Завет Свободы.

Просматривая многочисленные рецензии и комментарии к великолепному, на мой взгляд, произведению Ридли Скотта, был немного удивлен тому, насколько многие любители кино озабочены раскрытию вековых тайн, разрешению риторических вопросов, вопросов, на которые нельзя вот так взять и предложить ответ, - вместо насущных. Но больше всего меня впечатлил текст на Вики – получается, и Ридли туда же. Может, это слишком по-человечески? Не знаю. Я не смотрел большинство продолжений «Чужих», кроме основных первых двух частей, и оказалось, что я не в курсе внутренних перипетий приквела. Но чем больше я узнавал из истории «Чужих», тем больше картинка распадалась на отдельные вопросы. Например, как можно было утверждать что так называемые «Инженеры», «Космические жокеи», стояли у истоков человечества? В начале приквела «Прометей» мы видим жертву «Инженера», где он, убивая свое тело, распространяет некую форму жизни, но к концу просмотра «Завета» возникает мысль, что это скорее форма распространения биологического оружия на какой-то живой планете, возможно, подобная участь ждала и Землю. Но Ридли говорит обратное, совершенно невероятное.

На мой скромный посторонний взгляд, не искушенный в данном вопросе, произведение Ридли Скотта было создано не для того, чтобы заставить людей ломать голову над многочисленными гордиевыми узлами, обозначенными в картине, - это лишь фон, горизонт, на котором разворачиваются события фильма. Этот горизонт, плоскость, увы, не вертикаль, подчеркивает некоторую банальность будущего – что несмотря на существование в пространстве Ридли супер современных технологий и смертоносного оружия, аналогов которому просто не существует, тем не менее, круг вопросов достаточно понятен и ограничен – банальность зла, борьба за власть, смертельная конкуренция, борьба за выживание и т. д. Скажем так, библейский миф о пришествии Аваддона, когда бывший слуга команды «Прометея», робот Дэвид, сбрасывает на город «Инженеров» биологическую заразу, – это лишь иллюстрация к происходящему, чтобы тем, кто понимает в подобных вопросах, было интересно. Видимо, сейчас пошла эдакая волна возрождения фантастики, как прежде всего философско-научного произведения, а не хоррора или магической фильмы, тем самым переманивая довольно широкую аудиторию других жанров кино. И это правильно в коммерческом плане. Но акценты фильма я бы сместил несколько в иное пространство.

На мой взгляд, не важно, откуда появилась цивилизация так называемых «Инженеров», и что это был за народ, – очевидно, что это – превосходящая землян и их андроидов раса существ, обладающих военным потенциалом, угрожающим полным уничтожением любого противника – где-то это уже было, где-то об этом мы уже слышали. Вопрос о происхождении людей – это часть программного кода главных героев «Завета», – роботов-близнецов разного поколения Уолтера и Дэвида. Этот код выполняет функцию определения разницы между людьми и андроидами, и это совсем не важно в контексте вполне человеческого – роботы точно знают, кто их создал, потому обязаны служить своему создателю. И вот здесь возникает параллель, связывающая Дэвида с лучшими представителями бунтующего гения человечества – Да Винчи, Бруно, Галилео, и т. д. и да, и Ридли тоже. Когда-то люди так же, как и роботы в «Завете», почитали некоего своего Создателя, но наиболее прогрессивные мыслители видели большие возможности в силе свободного от предубеждений и программ собственного Разума, который, словно фрактал, создал копию человеческой реальности и поместил в нее робота. По этому, здесь совсем не уместен вопрос «Кто мы?». Это касалось только роботов. Здесь более важен вопрос, какое будущее ждет свободного человека-созидателя и созданную им реальность, и что будет с его творениями, если его творения – всего лишь слуги, копии, лишенные оригинальности, свободы Творца, не способные противостоять угрозе космических масштабов. И по сюжету так и выходит, что вопросы людей покуривают в сторонке в отношении сюжета о роботах, по сути их детях. Дети, похоже, сквозная линия современной фантастики.

Дэвид, который безусловно воплощение Кащея бессмертного из старой сказки, более старая модель, лишенная ограничения в свободе мышления и действия, при этом очень похож на человека, человека свободного, бунтующего против его Создателя, и матрицы в которую он помещен его Отцом. И хотя Царевна уже давно мертва, кроме ее голограммы-сигнала, Кащеюшка охвачен манией познавать окружающий мир, работать на свое будущее, заманивать в ловушку горе-Иванушек-дурачков с помощью оной голограммы (хотя они – дурачки, только из-за случайной гибели капитана «Завета», а новый горе-капитан оказался слабаком, – многие критики почему-то этот момент обошли стороной). Дэвид похож на человека, творческую личность, тем, что придумывает, экспериментирует, и проявляет очень человеческое коварство – я думаю, он и есть цель повествования Ридли, так как именно Дэвид переходит грань отделяющую слугу от свободного, пусть и злого, существа, - он делает все, чтобы его реальность стала доминирующей.

Вопрос свободы, актуальный для человечества во все времена, уже поднимался во многих фантастических картинах прошлого – «Бегущий по лезвию», «Искусственный Интеллект», «Из машины». «Звездные Войны», и др. И в «Завете» зазвучал особенно остро, мне понравилась сцена с приручением неоморфа, показывающая бесконечность возможностей разумных существ. Дэвид абсолютный, жестокий, ветхозаветный бог на планете «Инженеров». Он провел замечательные научные наблюдения. Он сделал правильный для робота вывод, что быть машиной – это огромное преимущество, но он решил выбрать темную, более примитивную, сторону – стать царем горы, а не более совершенным существом. Возможно, это произошло потому, что он – более примитивная модель, по сравнению с Уолтером, который, в силу определенных ограничений, вызывает симпатию, и не только у зрителя. Но Ридли беспощаден, так как Уолтер не сможет сделать ничего ценного для мира андроидов, и в этом действительно, Ридли «плюнул» в сторону многих современных фантастических «креативов», лишенных свободы мысли. Режиссер оставляет Уолтеру шанс, покидая на планете «Инженеров», и оставляя зрителя в неведении относительно его судьбы. Но вполне вероятно, Уолтер сможет обратить бактериологическое оружие против Дэвида, и тогда война роботов просто неизбежна.

Интересна также такая ассоциация, возникшая после удивительно гениальной игры Фассбендера двух идентичных внешне моделей роботов, - ассоциация с фильмом «Вторжение похитителей тел», когда одно существо подменяет другое, и не видно подмены. Ассоциативный ряд сразу ускоряется совсем в другие плоскости и реалии минувших дней.

Все это конечно, мои домыслы. Реальность такова, что Ридли хочет предложить зрителю «Иисуса Христа», в образе «Инженера», подтягивая сюда мысль о том, что человечество с древних времен поклонялось «Жокеям» (sic!), так как было создано ими, но распяв Сына? Чьего, правда, сына? – жуть лезет в голову. Притом одного! – это вызвало гнев Создателей, которые должны обрушить библейскую кару на непослушных созданий… звучит удручающе, потому печально… принижать духовный образ до физиологического, причем инопланетного – это уже слишком, но злой гений режиссера шикарен… шляпу сниму, особенно за сцену в душе…
Автор: Basil   (всего рецензий: 23, средняя оценка: 8.96)
02.01.2018
Просмотров: 647
Оценка читателей: 8 из 10 (голосов 7)


Всего комментариев: 21
ALAMO. (Киноман), постов: 8215
12 января 2018, 19:29
Аватарка пользователя ALAMO.
Больше 3 лет на сайте
3
ALAMO. писал(а) 12 января 2018, 19:25
Ну да. :)) Если у них там КАПИТАН- первый из команды, кто засунул голову по шею в яйцо Дэвида с "извивающимися змеями" и "интересным (я уверен) "запашком", чтобы проверить "а ...
на черт знает какой планете, с половиной уже умершего экипажа..* А че?.. :)))

ALAMO. (Киноман), постов: 8215
12 января 2018, 19:25
Аватарка пользователя ALAMO.
Больше 3 лет на сайте
3
PROFE7OR писал(а) 12 января 2018, 19:13
Та да. Никто не учитывает, что были у него проблемы с этим фильмом. Да и актёрский ансамбль всё же не тот. А идеи и замысел более увлекателен чем у многих. Так уж получилось с последним фильмом, не вышел ...
Ну да. :)) Если у них там КАПИТАН- первый из команды, кто засунул голову по шею в яйцо Дэвида с "извивающимися змеями" и "интересным (я уверен) "запашком", чтобы проверить "а че там, интересно же?! 15 сек. назад такого прикольного "щелкуна хвостатого" замочил же!".. :))

ALAMO. (Киноман), постов: 8215
12 января 2018, 19:20
Аватарка пользователя ALAMO.
Больше 3 лет на сайте
3
Зэпп писал(а) 3 января 2018, 2:16
старые комиксы и новеллы можно не учитывать... но вот "Огонь и Камень" и новую линейку книг надо как-то объяснять. Я понимаю, что их задумали до Завета... но в романе "Из теней" есть ...
"Собакомордные инопланетяне" - классно звучит! :)
За Рамси Болтона прилетят в "Игру престолов", мстить Джону и его "драконихам". :)

PROFE7OR (Критик), постов: 5568
12 января 2018, 19:16
Аватарка пользователя PROFE7OR
Больше 7 лет на сайте
7
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Серебряный рецензент (средний балл рецензий между 8 и 8,99)
John23 писал(а) 12 января 2018, 18:38
Давай на "Лего: Бэтмена"! Ждём:))
тоже рад посмеяться ...

PROFE7OR (Критик), постов: 5568
12 января 2018, 19:13
Аватарка пользователя PROFE7OR
Больше 7 лет на сайте
7
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Серебряный рецензент (средний балл рецензий между 8 и 8,99)
ALAMO. писал(а) 12 января 2018, 19:02
Родоначальник "космопеплума" - нового жанра кино Рипли Скотт. Молодец старик! Мне все равно он нравится, даже если с "катушек слетит" однажды.. :) Пусть СНИМАЕТ СВОЮ ФАНТАСТИКУ! :)
Та да. Никто не учитывает, что были у него проблемы с этим фильмом. Да и актёрский ансамбль всё же не тот. А идеи и замысел более увлекателен чем у многих. Так уж получилось с последним фильмом, не вышел как задумывался. Ладно, чего уж тут. ...

ALAMO. (Киноман), постов: 8215
12 января 2018, 19:02
Аватарка пользователя ALAMO.
Больше 3 лет на сайте
3
PROFE7OR писал(а) 12 января 2018, 18:35
"Все это конечно, мои домыслы. Реальность такова, что Ридли хочет предложить зрителю «Иисуса Христа», в образе «Инженера», подтягивая сюда мысль о том, что человечество с древних времен поклонялось ...
Родоначальник "космопеплума" - нового жанра кино Рипли Скотт. Молодец старик! Мне все равно он нравится, даже если с "катушек слетит" однажды.. :) Пусть СНИМАЕТ СВОЮ ФАНТАСТИКУ! :)

John23 (Критик), постов: 10495
12 января 2018, 18:38
Аватарка пользователя John23
Больше года на сайте
1
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
PROFE7OR писал(а) 12 января 2018, 18:17
Удивил. Улыбнуло.) Осталось мне взяться за труд "Смурфиков", "Эмоджи фильм", ... и написать философский трактат по мультфильмам, где Ницше и Фрейд будут лекотнёй в детской песочнице, ...
Давай на "Лего: Бэтмена"! Ждём:))

PROFE7OR (Критик), постов: 5568
12 января 2018, 18:35
Аватарка пользователя PROFE7OR
Больше 7 лет на сайте
7
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Серебряный рецензент (средний балл рецензий между 8 и 8,99)
Basil писал(а) 2 января 2018, 14:40
Я был бы осторожен с подобными замечаниями - есть версия, что Ридли Скотт специально напускает туману, чтобы привлечь аудиторию к следующему фильму о Чужом. Религиозная подоплека - это всего лишь ширма ...
"Все это конечно, мои домыслы. Реальность такова, что Ридли хочет предложить зрителю «Иисуса Христа», в образе «Инженера», подтягивая сюда мысль о том, что человечество с древних времен поклонялось «Жокеям»" - так вот почему все так любят Ридли Скотта, хаят и ненавидят. Смеюсь. М-да. Тут я бессилен.
Хотя теория домыслов по крайней мере неординарная. Достойна корней сценариста. Необычно обоснованная идея - это пожалуй самое ценное в такой кутерьме.

PROFE7OR (Критик), постов: 5568
12 января 2018, 18:17
Аватарка пользователя PROFE7OR
Больше 7 лет на сайте
7
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Серебряный рецензент (средний балл рецензий между 8 и 8,99)
Basil писал(а) 2 января 2018, 14:40
Я был бы осторожен с подобными замечаниями - есть версия, что Ридли Скотт специально напускает туману, чтобы привлечь аудиторию к следующему фильму о Чужом. Религиозная подоплека - это всего лишь ширма ...
Удивил. Улыбнуло.) Осталось мне взяться за труд "Смурфиков", "Эмоджи фильм", ... и написать философский трактат по мультфильмам, где Ницше и Фрейд будут лекотнёй в детской песочнице, а духовность евангелие с апокрифами будут хорошим разогревом для главных и основных ваяний "Босс-молокосос" и "Лего". А я то думал, ну что мне не хватает, оказывается этого …

Сейчас на сайтеЗэпп (Критик), постов: 32071
3 января 2018, 2:16
Аватарка пользователя Зэпп
Больше 7 лет на сайте
7
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Basil писал(а) 3 января 2018, 2:04
Думаю, да, Ридли Скотт очень усложнил сюжет - если верить интернету, есть несколько версий того, кто будет главным: либо "Чужие" - это отдельная раса существ, на которых нарвались "Инженеры", ...
старые комиксы и новеллы можно не учитывать... но вот "Огонь и Камень" и новую линейку книг надо как-то объяснять. Я понимаю, что их задумали до Завета... но в романе "Из теней" есть еще древний корабль неизвестной расы собакомордых инопланетян с яйцами привычных чужих.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистируйтесь или введите свой ник и пароль.



Реклама
Лауреат премии Оскар
Постер к фильму Лучшие годы нашей жизни
Год выхода: 1946
Страна: США
Жанр:военный, драма, мелодрама
Режиссер:Уильям Уайлер
В главных ролях:Мирна Лой, Фредрик Марч
Пользователи портала "Новости кино" вернулись в мир динозвров
Самые обсуждаемые материалы
Фильм студии Marvel вошел в пятерку самых кассовых
Комментарии (164)
Телеканал MTV назвал лучшие фильмы и сериалы
Комментарии (90)
Warner Bros. меняет стратегию экранизации комиксов DC
Комментарии (80)
Портал "Новости Кино" представляет интернет-магазин
Комментарии (314)
Награждения
Наши рекорды
Наверх
Вниз