Меню сайта
На главную страницу

Рецензия к фильму "Рэмбо: Первая кровь" от Maiki

Война не закаляет характер, война лишает человека души

На протяжении всей своей истории человечество встретило столько войн, что хватило бы не на одну планету. Уже культовое изречение "Война никогда не меняется" отлично передаёт всю суть непрекращающегося противостояния человечества друг с другом. Меняются места, меняются люди, меняются технологии, меняются методы, меняются обстоятельства, меняется оружие, но война остается лишь войной. В век рассвета кинематографа люди никак не могли обойти столь животрепещущую тему, постоянно воспеваемую с древности не одним именитым поэтом. За плечами и современных авторов уже десятки интереснейших произведений с разной глубиной наполнения. Но пример в виде истории про Рэмбо поистине уникальный и весьма редчайший в своём роде.

Дэвид Моррелл первым же своим писательским дебютом увековечил своё имя в вехах истории литературы. Его роман Первая кровь стал настоящим бестселлером и мгновенно попал в поле зрения продюсеров множества киностудий, надеявшихся на успех и в кино. Первыми ринулись люди из Columbia Pictures, выкупив за 75 тыс. долларов права на экранизацию сразу после выхода романа в 1972 году. Этому во многом поспособствовал Ларри Тернер агент Моррелла. Но данная затея с почти написанным сценарием так и осталась пылиться в столе больших боссов. Следующей студией попытавшейся ухватиться за длинную соломинку стала Warner Bros., переплатив за такую возможность прошлому владельцу практически вдвое. По слухам Роберт Де Ниро и Клинт Иствуд были приглашены к работе над проектом. Но и эта попытка была обречена на провал, как и многие после. Забавно, что каждая студия так и норовила освежить сюжет массой ненужного: сделав либо сильный акцент на шерифе, либо и вовсе заантагонистив всем знакомого Траутмана. Ну, или же придумав нечто в подобном стиле. Но что их объединяло, так это упорство в следовании основному смыслу картины, где Рэмбо всегда представал в качестве слетевшего с катушек злодея, не заслуживающего ни жалости, ни сочувствуя. Сменив ещё не одного владельца и скрипт, проект попал в невероятно талантливые руки двух ныне культовых в среде старпёров и заядлых киноманов людей – Марио Кассара и Эндрю Вайна. Лишь благодаря их напористости и бесконечному энтузиазму, им удалось после множества отказов найти, наконец, пристанище для Рэмбо. В начале 80-ых режиссер Тед Котчефф после небольшой с ними сделки не только вновь, но уже с воодушевлением, возвращается к проекту, он не раз с 1976 года безуспешно пытался его реализовать, но и приглашает уже знаменитого Сильвестра Сталлоне на главную роль. А ведь кого только не прочили на данное место. И уже благодаря совместным усилиям всех этих людей изначальный сценарий, над которым уже успели покорпеть Майкл Козолл и Уильям Сакхеим, кардинально преображается. Из жестокого и кровавого боевика получилась отличная драма о посттравматическом синдроме, адаптации военного к мирной жизни и принятии обществом подобных людей.

Открывающая фильм сцена, на мой взгляд, полна небывалой спокойности и непередаваемого чувства умиротворения. Безмятежно идущий человек на фоне природы и что-то пристально ищущий в её чертогах. И это начало всегда знатно резонировало с тем, что произойдёт по ходу сюжета. Упорно заставляя меня искать сравнения с трансформацией человека на войне, которому не суждено оттуда вернуться прежним. Сюжет расскажет непростую историю о ветеране Вьетнамской войны, оказавшегося в мирной жизни по воле случая и шерифа небольшого городка в затруднительном положении. Личная неприязнь шерифа Тизла и его чрезмерно раздутое эго наполнили тихий и ничем не примечательный городок и его окрестности запахом пороха и раскуроченного металла. Заставив местных жителей с содроганием вспоминать день, когда Джону Рэмбо отказали в просьбе перекусить в их городе.

Сейчас довольно модно ругать экранизации будь то комиксов, книг или манги за отход от первоисточника. И это понятно, мало кто захочет увидеть любимого персонажа с измененным характером, иным полом, цветом кожи или расы. А историю и вовсе перевернутую с ног на голову. Но бывает и так, что люди, ответственные за кино адаптацию, бывают весьма талантливы. И даже из бестселлера литературы путём перекраивания всей истории могут сделать культовое кино. Что как бы доказывает наш случай. Основной идей для Моррелла было не просто продемонстрировать мерзость и ужасы войны, а перенести их на родную для американцев землю, делая особый акцент на том, что война убивает не только людей, но и их души. Может поэтому его роман и блистал на страницах в первую очередь яростью, жестокостью и беспощадностью главного героя. Его нож протыкал без раздумий, а пальцы бесчеловечно жали на спусковой крючок. Книжный Рэмбо даже на гражданке пребывал в состоянии войны и агонии, которое знатно подзадорили местные полицейские и особенно Тизл, впоследствии получив за это массу трупов и кошмар наяву. В фильме же смысловая нагрузка стала совсем иной. В противовес безжалостному убийце нам противопоставляют молчаливого и скромного странника, который никому не желал зла, даже оказавшись всеми брошенным на перепутье. Один против целого мира, отвернувшегося от таких, как он.

Лишь только из-за своего неряшливого вида и военной куртки, Рэмбо становится объектом для пренебрежительного отношения со стороны местного шерифа, который не находит ничего лучше, как задержать Джона за бродяжничество, сопротивление полиции, наличия огромного тесака, а также перехода моста в обратную сторону. На первый взгляд, можно понять, что Тизлу не нужны неприятности в виде Джона. Он, как бывший солдат и ветеран, чует в нём дух бунтаря, дух ещё непогасшего после войны внутреннего пламени, но делает это настолько мерзко и отвратно, что тут же заслуживает звание главного засранца города Хоуп, сразу после своего заместителя, того ещё отморозка. Надежды тут искать, явно не стоит. Всё это, впрочем, лежит в основе и книги, ровно до момента в полицейском участке, с которого в романе и начинается кровавое пиршество на страницах. Зрителю фильма же доведётся понаблюдать за совсем иным зрелищем.

Довольно интересным фактом является то, что именно Сильвестр сел во главе переработки сценария. Это было одно из его главных условий, если не считать внушительный гонорар. Ему абсолютно не хотелось видеть Рэмбо настолько озлобленным и безжалостным, что и заставило пересмотреть характер своего персонажа, окончательно сотворив из него истинного героя. Тем самым Сильвестр заслуженно наградил себя ещё одной отменно сыгранной драматической ролью на большом экране. В то время как Тизлу была отведена роль явного мерзавца, правда, с не совсем выраженной и полностью понятной каждому зрителю мотивацией. И мануфактура Брайна Деннехи была как нельзя кстати. Данный шаг перевернул тем самым слегка закрученный замысел их развития и противостояния в книги. Но даже этого оказалось недостаточно потому, как первый монтаж фильма и в особенности его финал привели к множеству серьёзных разногласий. Основной спор возник между Сталлоне и Вайна, который был непреклонен и считал, что смерть – это единственный выход для изнеможённого душевными травмами героя, но актер думал иначе. Режиссер Тед Котчнефф разрешил ситуацию по своему, сняв два разных финала, тестовый показ которых и доказал абсолютную правоту Сильвестра. С его доводами согласились и при монтаже картины, основательно переработав изначальный материал. Свой ощутимый вклад в эту работу внесли и продюсеры, которым просто необходимо было улучшить картину для международного проката. Ведь её провал мог полностью уничтожить карьеры, а заодно и компанию Кассара и Вайна, поставив под угрозы даже их жизни. Отчего главный герой потерял многословность, крупные планы и множество длинных реплик, превратившись в того самого молчаливого странника и человека действия.

Кстати об этом, отойдя от изначально заложенного сюжетом кровопролития, история не стала отказываться от экшена на экране. Лента так и пестрит автоматными очередями, пулемётными гулами, ракетными вздохами, а также гранатными серенадами. Но при всём этом старательно относится к человеческой жизни. В подобных фильмах данное явление встречается крайне редко, если вообще встречается. Всего один единственный труп за весь фильм, и тот может забрать на свой счет пилот вертолёта. И всё это благодаря всем названным выше людям, старательно подошедшим к своей работе над фильмом. Но подобное пустое расточительство припасов в будущих сиквелах полностью сведётся на нет. И самым печальным фактом в этом окажется то, что вина целиком и полностью будет на том, кто изначально пытался приблизить историю своего героя скорее к драме личности, чем кровавому боевику.

История Джона Рэмбо и его характер методично раскрываются для зрителя по ходу сюжета. Авторы по крупицам разбросают множество драматичных деталей о планах и поисках ветерана войны, что заставит проникнуться к герою с большею силой. Его мирная жизнь схожа с освобождением узника после нескольких десятилетий за решеткой. Но в этом случае не он чувствует себя чужаком, а таковым Джона скорее считает общество и даже сама страна. Его патлатый вид и флаг на военной куртке лишь отпугивает и настораживает окружающих – его образ, образ возможных проблем. И данная настороженность была отнюдь неспроста, ведь в головах жителей всё ещё усиленно крутились яркие воспоминания об антивоенных протестах и их последствиях. Общество было всколыхнуто данным событием и во многом поддалось нажиму, заставив практически презирать людей, вернувшихся после войны. Невзирая на их заслуги и то, чем они на ней занимались на самом деле.

В подобном антураже и происходит львиная доля сюжета. Рэмбо возвращается отнюдь не в то место, которое он когда-то называл своим домом. За 7 лет, проведенных во Вьетнаме, бок о бок со своими товарищами, ставших настоящей семьёй, он лишился права на обратный билет. Может поэтому на тестовых показах зритель был настолько гневно раздосадован увиденным книжным финалом, где Джона убивает дядя Сэм, в смысле, Траутман, лишив после всего случившегося Рэмбо ещё и жизни. Ведь до него зритель то и дело с настороженностью наблюдал за тем, как это пытались провернуть многие, местами устав от бездействий солдата. Были и мерзкие полицейские, чьи методы сродни вьетконговцам, когда-то пытавших Джона в плену. И обычные местные добровольцы, этакие дурачки, взявшие с собой ещё и своих детей против ветерана войны. И даже целая национальная гвардия, представшая на экране образцом нелепости и неопытности. Но наперевес с огромным арсеналом оружия, из которого они хотя бы умеют стрелять. Просто гигантская серая масса, бездумно ринувшаяся на охоту за одним человеком. Но кто на кого там на самом деле охотился?

Сцена, где Рэмбо преследуют в лесу до входа в шахты, в красках демонстрирует его преследователей, как стаю диких животных, упивающихся и наслаждающихся предоставленной им охотой. Ровно до того момента, когда все они понимают, что у Джона припасен автомат и он умеет им отлично пользоваться. В этот момент ко всей этой одичалой толпе возвращается ясность ума и осознание реальной угрозы, которая нависла над ними. Тогда-то можно заметить, как радость и ажиотаж погони в мгновение оборачивается паническим страхом, который многим из добровольцев ополчения не даёт поднять даже головы из укрытия. А это ведь был лишь огонь на подавление. После таких моментов возникает стойкое желание длительно подискутировать и задаться вопросом. А правильно ли поступили авторы, сделав настолько брутальным, но до ужаса сердобольным закаленного боями и пытками зеленого берета с таким то к себе отношением, решившего переступить черту лишь к финалу? И только полковник Сэмюель Траутман в великолепном исполнении Ричарда Кренна вызывает при первом просмотре массу противоречивых эмоций. Он спокоен, суров и решителен. Говоря загадками, он вместе с тем дарит зрителю толику здравых размышлений обо всём происходящем вокруг, заставляя шевелиться даже извилины. Что в сцене его душещипательного разговора с Джоном по рации, что в финальном очерке от Рэмбо, где эмоции главного героя и его отношение ко всему выплескиваются через край на зрителя.

"Рэмбо: Первая кровь" – это настоящее культурное явление своего времени, а впрочем, и нашего. Ведь минуло практически четыре десятилетия, а фильм всё также с великолепием и актуальностью смотрит в завтрашний день. Картина резонно заостряет внимание на том, как из людей, подобных Джону, делают смертельные машины для убийств, способных обращаться с любым видом оружия и управлять техникой за миллионы долларов. Но за ненадобностью тут же выкидывают, словно мусор, искалеченных войною оболочки, презрительно забывая об их существовании. Война продолжается для них даже после своего завершения. Здесь хотелось бы придумать множество умных слов и фраз, достойных для завершения своей работы. Но всё с одинаковой прозаичностью превращается в пафосную лабуду, подобную той, что мы с постоянством слышим от нашей власти. Поэтому остается лишь только наивно надеется, как и Джону, что подобная практика вместе с войной со временем исчезнет, превратившись в страшные сказки из далёкого прошлого.
Автор: Maiki   (всего рецензий: 38, средняя оценка: 9.38)
10.12.2020
Просмотров: 673
Оценка читателей: 9,8 из 10 (голосов 10)
gif for dzen
Подписывайтесь на канал KinoNews.ru в Яндекс.Дзен, чтобы оперативно следить за нашими новостями.


Всего комментариев: 30
Maiki (Киноман), постов: 6596
23 декабря 2020, 14:09
Аватарка пользователя Maiki
Больше 6 лет на сайте
6
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
John23 писал(а) 12 декабря 2020, 14:30
"то завидовать молодым в нынешних реалиях явно не стоило" - Это нам легко рассуждать, а ты представь - оба воевали, а только про одного граждане СШа "ой он бедненький...", а про второго ...
Там всё вполне понятно тем, кто помнит те протестные и не легкие времена

Maiki (Киноман), постов: 6596
23 декабря 2020, 14:04
Аватарка пользователя Maiki
Больше 6 лет на сайте
6
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
CheChen писал(а) 23 декабря 2020, 12:50
Огроменная рецензуха получилась конечно. Меня бы за такую махину из слов и предложений бы знатно упрекнули, но Майки в силу его большого словарного запаса никто не станет. Спасибо автору за его тяжелый ...
Так у меня не часто такие работы бывают. Эта под настроение появилась. У самого найдется немало людей на сайте, у которых подобные большие работы вызывают восхищение

CheChen (Киноакадемик), постов: 12831
23 декабря 2020, 12:50
Аватарка пользователя CheChen
Больше 8 лет на сайте
8
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Серебряный рецензент (средний балл рецензий между 8 и 8,99)
Огроменная рецензуха получилась конечно. Меня бы за такую махину из слов и предложений бы знатно упрекнули, но Майки в силу его большого словарного запаса никто не станет. Спасибо автору за его тяжелый труд =) Лишь несколько человек на этом сайте могут так ответственно подойти к описанию увиденного материала.

Maiki (Киноман), постов: 6596
23 декабря 2020, 12:06
Аватарка пользователя Maiki
Больше 6 лет на сайте
6
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Kent S писал(а) 22 декабря 2020, 11:36
Отличная рецензия, узнал много нового. Ждем еще
Такие нечасто бывают, но кто знает, может ещё будут

Maiki (Киноман), постов: 6596
23 декабря 2020, 12:06
Аватарка пользователя Maiki
Больше 6 лет на сайте
6
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Евгений S.h. писал(а) 12 декабря 2020, 11:55
Наконец-то снова пошёл, пусть пока небольшой, но наплыв хороших рецензий:) Уже истосковался по ним...)
Ну иногда хочется написать на нечто неожиданное, проверить свои навыки на них :)

Kent S (Киноакадемик), постов: 25092
22 декабря 2020, 11:36
Аватарка пользователя Kent S
Больше 8 лет на сайте
8
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Бронзовый рецензент (средний балл рецензий между 7 и 7,99)
Отличная рецензия, узнал много нового. Ждем еще

Kent S (Киноакадемик), постов: 25092
22 декабря 2020, 11:34
Аватарка пользователя Kent S
Больше 8 лет на сайте
8
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Бронзовый рецензент (средний балл рецензий между 7 и 7,99)
Отличный фильм детства. Помню удивился тогда, что в ноже была нитка с иголкой.После тоже захотел такой нож.

Kent S (Киноакадемик), постов: 25092
22 декабря 2020, 11:31
Аватарка пользователя Kent S
Больше 8 лет на сайте
8
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Бронзовый рецензент (средний балл рецензий между 7 и 7,99)
John23 писал(а) 10 декабря 2020, 12:28
"адаптации военного к мирной жизни" - Если бы Рэмбо в полицейском участке попытался поговорить с полицейскими, сказал бы им о своих боевых наградах, то и проблем дальнейших возможно можно было ...
Тогда это была бы коротеометражка

John23 (Критик), постов: 16824
12 декабря 2020, 14:36
Аватарка пользователя John23
Больше 3 лет на сайте
3
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Maiki писал(а) 12 декабря 2020, 10:10
В данном случае я для себя усвоил одну истину. Кто реально побывал на грани и видел ужасы сражений, никогда в здравом уме не поделится своими воспоминаниями с собеседником, так как вспоминать подобное, ...
Ну всё равно есть исключения, когда надо, необходимо об этом рассказать - о подвигах, о лишениях, о зверствах фашистов и т. п., школьникам например из уст ветерана, это получше многих фильмов будет.

John23 (Критик), постов: 16824
12 декабря 2020, 14:30
Аватарка пользователя John23
Больше 3 лет на сайте
3
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Maiki писал(а) 12 декабря 2020, 10:07
А мне всегда подобное притягивание не нравилось. Если про ветеранов прошлых войн и забывали, то завидовать молодым в нынешних реалиях явно не стоило. Всеобщий протест реально перевернул общество и моральные ...
"то завидовать молодым в нынешних реалиях явно не стоило" - Это нам легко рассуждать, а ты представь - оба воевали, а только про одного граждане СШа "ой он бедненький...", а про второго "а он чё воевал? Где? А мы там воевали что ли?". Как тут не обидно будет, мржет не всем, но допустим Тизлу и тогда хоть мотивы более понятны будут.
Я ещё с самого первого просмотра думал "Чё ты (шериф) до Джона дое., от него чё, воняет как будто он год не мылся; он чё, попрашайничает у тебя в городке? Нет ведь." Тизл в моих глазах не стал бы лучше от этого, но я бы хоть понял его причину, а не это вот - "Нам тут бродяги не нужны".

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистируйтесь или введите свой ник и пароль.



Реклама
Лауреат премии Оскар
Постер к фильму Гамлет
Год выхода: 1948
Страна: Великобритания
Жанр:драма
Режиссер:Лоуренс Оливье
В главных ролях:Кристофер Ли, Питер Кашинг
Самые обсуждаемые материалы
Студия Warner Bros. представила первый трейлер
Комментарии (236)
Звезды кино отмечают победу Джо Байдена
Комментарии (112)
Актриса не будет больше участвовать в эротических сценах
Комментарии (65)
Награждения
Наши рекорды
Наверх
Вниз