Эпоха VHS, казалось бы, уже давненько канула в небытие и отзывалась лишь в чертогах наших воспоминаний. "Кряхтит что-то на своём, старческом". Перестройка в 80-подарила товарищам первые подпольные киносалоны, лихие 90-ые привнесли славные и дружеские вечерние посиделки перед экранами жирненьких ЛТ телевизоров, подключенными к видаку. А вот нулевые стали самой масштабной переворотной страницей в истории индустриализации кинобизнеса. Переход на всевозможные компакт диски, первые стриминги, интернет пиратство и многое другое смело двигало индустрию к сегодняшнему моменту. Но тогда многим из нас не светила и малая часть из этого достояния. Нам оставалось либо посещать видеосалоны, либо ходить друг к другу в гости для просмотра какого-нибудь боевичка или же просто обмениваться кассетами VHS, которые так часто ленились отматывать к началу и так боязливо засовывали в магнитофон, мечтавшего зажевать плёнку. Гаврилов, Живов, Михалёв, Володарский стали нашими картавыми и гнусавыми проводниками в мир Голливуда на то время. В то время, когда каждый новый фильм был чем-то большим, чем просто фильм. Тогда-то многие из нас и познакомились не только с классикой кино, боевиками со Шварцом и Сталлоне, комедиями и мелодрамами, но и, конечно, с ужастиками. Среди них для меня всегда особо выделялся один, который обладал невероятно жуткой атмосферой, поглощающей меня от ужаса с каждым просмотром всё глубже в свои объятия.
Мрачная лента повествует об отдалённой базе американских полярников в Антарктике, столкнувшихся с инопланетной формой жизни, само понятие жизни для которой весьма не естество и деструктивно, что само собой, разумеется, заставляет полярников взяться за огнемёты и взрывчатку, дабы не дать существу сделать всех едиными. Но как распознать существо, если оно выглядит, как твой товарищ, а может и вовсе является и тем, и другим одновременно? Особенным шармом такого сюжета ленты является то, что он не будет и пытаться дать зрителю четких ответов на всё происходящее, заставляя его томно чесать свою репу в поисках ответов на всевозможные вопросы. А как он? А почему не? Что за? Как так то? Да что же это такое? Что же вы себя не бережёте то, полярнички? Одновременно с этим монотонно подводя всё действие к своему закономерному по-Карпентовски хоррор финалу. И это неудивительно, ведь за рулём проекта стоял не кто иной, как Джон Карпентер, заслешеривший своим вторым фильмом целый жанр. Задолго до него уже делались попытки экранизировать роман Джона Кэмпбелла-млд "Кто идёт?", но тогда на экраны вышел в прямом смысле Франкенштейн из глубокого космоса, потерявший основную параноидальную суть первоисточника. Чего с лихвой хватило в новой экранизации. А вот чего не хватило, так это толики везения. Выход в один период вместе с семейным, кассовым гигантом впоследствии, "Инопланетянином" Спилберга принёс Джону не только крах его кинокартины, но и довольно таки затяжную депрессию на фоне такой крупной неудачи. Одновременно с этим блистательный и вгоняющий в неустанную тревогу трек Эннио Морриконе был номинирован на худший саундтрек года. Выкусите, критики.
К чему никогда не возникало ни у кого претензий, так это к гриму и практическим эффектам. В то время мало кому удавалось настолько искусно подойти к творческому процессу и не стагнировать к концу съёмок. Совсем юный, буквально вчерашний школьник, Роб Боттин и будущий маэстро практических эффектов Стэн Уинстон работали не просто не покладая рук, но буквально на полный износ. Да так, что Роба госпитализировали со съёмочной площадки с признаками серьезного истощения, после которого впоследствии ему пришлось ещё долго восстанавливаться. Но результат оказался в итоге пошедевральному достойным. И спустя более 40 лет всё ещё достоин. Боттин старался использовать все доступные и известные технологии, попутно комбинируя их. При этом применяя совсем нетрадиционные материалы в изображении внешних черт существа. Варенье и майонез – намажь и отрежь! Просто невозможно поверить, что на все практические эффекты студией было выделено всего 1.5 млн. долларов. Хотя изначально сумма была вдвое меньше.
При этом сценарный скелет держится отнюдь не на эффектах. А, как ни странно, на экранной химии между "гачимучи" персонажами, запертыми в одном помещении с нечто, в атмосфере неутихающей паранойи. Карпентер тогда сильно устал от быстро ставшего классическим хода с туповатыми подростками, умирающими от вездесущего маньяка. Ему захотелось перетряхнуть жанр, освежив его образованными персонажами, которые могут-таки совершать умные поступки наперекор жанру ужасов, но со своими "глупыми" условностями. И роман о группе полярников пришёлся как нельзя кстати. Отсутствие женского героя при просмотре, кажется, вообще не вызывает не то, что удивления, а просто остаётся без внимания. База посреди ничего, бородатые и суровые вахтовики, штормовые метели, леденящий до жути холод за бортом, а также хтоническое одиночество на тысячи миль. Одним словом каторга. И чего там делать девушке? Другим немаловажным фактором в пользу выбора истории выступило то, что Карпентеру ранее уже приходилось работать с подобным материалом. "Нападение на 13-ый участок" стал вольным творческим ремейком на одну из лучших картин о вестернах "Рио Браво". Но при всём при этом это уже была невероятно мрачная и кошмарная поэма в иррациональной атмосфере параноидального безумия. И эта неимоверная жестокость и травмирующая психопатия, показанные в картине, сыграли "Нечто" как раз на руку.
В касте у Карпентера редко бывает, что кто-то из актёров находится не на своём месте, и данная лента не стала исключением. Несмотря на то все полярники великолепно запоминаются и своими характерами, и харизмой, и актёрской игрой, заметнее всех выделяются персонажи Курта Рассела и Кита Дэвида. И это неудивительно, ведь Курт уже оказывался в одной творческой дрезине с Джоном. А Кит в дальнейшем примет приглашение режиссера сняться в другой своей культовой ленте "Чужие среди нас". Развитие сюжета и взаимоотношений между ещё вчерашними приятелями будут походить на переполненную кастрюлю с водой, поставленную прямиком на горячую плиту, которая вот-вот закипит. Отсутствие связи и полное непонимание происходящего наполнят замкнутую базу пронизывающей атмосферой зловещей паранойи и шизофренического поведения. Найденное в глубинах полярного льда инопланетное нечто стремится лишь к одному – к полной ассимиляции объекта. И лишь благодаря научному и здравому подходу одного из ученых, группе удаётся многое узнать о госте. О его слабостях, его возможностях, его цели. Но вот ведь незадача. А что если человек, стоящий напротив тебя, а ещё хуже - позади, уже и вовсе не человек? Кому можно довериться? А кого начинать подозревать? В подобной гнетущей атмосфере и происходит львиная доля фильма, где невольно и сам зритель становится участником арктического ужаса, абсолютно не понимая, кто из героев окажется не человек и, главное, в какой момент. Этого не разумели и сами создатели.
Картина при этом мастерски сочетает в себе множество поджанров хоррор тематики. Поведенческий хоррор идеально комплектуется боди тематикой, триллер тесно переплетается с детективной составляющей, даже боевик уместно перекликается с хтонической неизвестностью в атмосфере Лавфкравтовского безумия. И всё это под скрежещущие металлические отзвуки и зловещие постукивания от Морриконе, тончайше, как никогда, уловившего суть окутавшего полярников страха перед неизвестным и малопонятным организмом. Этакая минималистичная синтезаторная композиция, где повторяющиеся ноты придают звучанию, будто бы, ритм сердцебиения, которые вызывают невыносимую безысходность и чувство необузданной паники. Всё это мастерски дополнялось бесподобной аниматроникой с тоннами настоящих кишок и ошметков, где кишели литры звериной крови и десятки органов. Создатели невероятно основательно и в тоже время совсем просто подошли к изображению растерзанных тел на экране. В "восторг" пришли все, за что искренне и со всей любовью "благодарили" создателей. Непосредственная жестокость вообще всегда была особой чертой Карпентера, основным лейтмотивом творчества так сказать. За что его не единожды упрекали даже близкие люди и часто коллеги по цеху, а некоторые и вовсе заявляли о нездоровом состоянии гения режиссёра.
"Нечто" – это один из самых уникальных и самобытных проектов 80-ых. Зрители как-то привыкли, что сюжет всегда чётко определяет мотивы пришельцев. Захватить ресурсы, убить всех человеков, поработить планету, защитить Землю от человечества, войти в дружеский контакт, поделиться технологиями либо научить уму разуму. Но подобное можно увидеть в исключительно редких случаях. Сразу на ум приходит Станислав Лем со своими глубокими и рассудительными историями, где антропоцентризм теряет свою главенствующую роль во вселенной. Какой преследует мотив Нечто? Что же стоит за его действиями? Ненависть? Злоба? Страх? Природный или же привитый инстинкт? Испуг за себя? За нас – как за отбитую от коллектива единицу? Стараясь абстрагироваться от приквела, можно много о чём поразмыслить в этой истории. Ведь даже Карпентер ничего не знает о природе данного метаморфа и что же точно случилось на инопланетном корабле. Но дай волю фанатам. Дискуссии среди них не утихают даже спустя 40 лет после премьеры фильма. Люди делятся предположениями и догадками, ищут ответы, выискивают в ленте подсказки, задают вопросы. И, наверное, хорошо, что начальная сцена фильма, открывающая завесу множества тайн, так и не была отснята полностью, улетев навсегда в мир забракованных историй. Возможно, именно в этой зловещей таинственности с параноидальной психопатией и заключается всё великолепие данной картины, которая и сегодня смотрится всё в той же будоражащей атмосфере безумия и страха перед неизвестным. А открытая концовка под пробирающие до жути партитуры страстно ужасающе подчеркивает эту безысходность и беспомощность перед ним.
Год выхода: | 1982 |
Жанр: | детектив, триллер, ужасы, фантастика |
Страна: | США |
Рейтинг: |
Рецензия к фильму "Нечто" от Maiki
Нечто... страшненькое
Просмотров: 829
Оценка читателей: 9,73 из 10 (голосов 11)

Подписывайтесь на нашу группу KinoNews.ru ВКонтакте, чтобы оперативно следить за нашими новостями.
Всего комментариев: 36
John23 (Критик), постов: 24928
25 сентября 2023, 10:56
| |
![]() ![]() 6 ![]() |
xen04158603 писал(а) 24 сентября 2023, 20:11 Чисто как в повести. Есть прикольный иностранный комикс "Spread", там некая зараза, похожая на Нечто, захватила почти всю Землю, остались люди с иммунитетом и редкие "счастливчики". Главный герой с иммунитетом находит годовалую девочку, слёзы которой в прямом смысле уничтожают заразу. Так начинается долгое и опасное путешествие местного Росомахи с маленькой девочкой. Нечто там приобретает всевозможные формы, в том числе и вербует людей для охоты за девочкой. В своё время нашёл 2-3 выпуска переведённых - понравилась история; надо как-нибудь погуглить, может новые выпуски переведённые появились. |
Текстолит (Критик), постов: 58433
24 сентября 2023, 21:02
| |
![]() 13 ![]() |
Жалко что в начале приквела 2011 года вырезали прекрасное многоглазое существо((( |
xen04158603 (Киноакадемик), постов: 22768
24 сентября 2023, 20:45
| |
![]() 12 ![]() ![]() |
Mono писал(а) 24 сентября 2023, 20:35 В который раз?) Несколько раз) |
xen04158603 (Киноакадемик), постов: 22768
24 сентября 2023, 20:44
| |
![]() 12 ![]() ![]() |
John23 писал(а) 24 сентября 2023, 20:35 А я в следующий раз если захочу пересмотреть "Нечто", то наверно лучше посмотрю сиквел/приквел:) А то "Нечто" ... А у меня как раз наоборот, я приквел больше раз смотрел. Даже в кинотеатр ходил) |
Mono (Критик), постов: 10531
24 сентября 2023, 20:35
| |
![]() 8 ![]() ![]() ![]() |
xen04158603 писал(а) 24 сентября 2023, 20:33 Надо всё-таки пересмотреть. В который раз?) |
John23 (Критик), постов: 24928
24 сентября 2023, 20:35
| |
![]() 6 ![]() |
А я в следующий раз если захочу пересмотреть "Нечто", то наверно лучше посмотрю сиквел/приквел:) А то "Нечто" 80-х я уже много раз смотрел, а вот сиквел всего один раз, тем более продолжение достаточно не плохое. |
xen04158603 (Киноакадемик), постов: 22768
24 сентября 2023, 20:33
| |
![]() 12 ![]() ![]() |
Надо всё-таки пересмотреть. |
John23 (Критик), постов: 24928
24 сентября 2023, 20:32
| |
![]() 6 ![]() |
На счёт музыки критики реально могут выкусить. Начальная мелодия просто суперски настраивает на нужную атмосферу. |
John23 (Критик), постов: 24928
24 сентября 2023, 20:28
| |
![]() 6 ![]() |
xen04158603 писал(а) 24 сентября 2023, 20:28 Если Майки ответит на вопросы, поменяешь на десятку?) Там видно будет:) |
xen04158603 (Киноакадемик), постов: 22768
24 сентября 2023, 20:28
| |
![]() 12 ![]() ![]() |
John23 писал(а) 24 сентября 2023, 20:17 Я бы и при десятке задал эти вопросы. Если Майки ответит на вопросы, поменяешь на десятку?) |
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.
Главные материалы сайта:
![]() сегодня, 11:31
| |
Это называется: "А потом позвонили":) И свобода слова тут же закончилась:)
|
![]() сегодня, 11:23
| |
Ну фиг знает, в том же ВоД Паук Холланда осознал, что он нужен миру не только как дружелюбный сосед из Нью-Йорка, но и когда это надо его защитником. + он ... [читать далее]
|
Regolas (Критик), постов: 10711
сегодня, 11:19
| |
Парки крутятся, игрушки мутятся, всё у Дисней хорошо. И вообще, вы видели, насколько упали акции Ворнеров, как подешевели они? :)
|
brune (Глава Киноакадемии), постов: 24858
сегодня, 11:19
| |
Буду за тобой следить, мне тоже интересно
|
SF Freddy (Киноакадемик), постов: 31589
сегодня, 11:10
| |
за бакс он студентам продает
|
John23 (Критик), постов: 24928
сегодня, 10:57
| |
"зачем браслеты, а есть ли сила без них" - Был удивлён, когда показали, что у Камалы есть силы и без браслета; весь фильм думал, что у неё все силы из ... [читать далее]
|
John23 (Критик), постов: 24928
сегодня, 10:48
| |
"И на удивление, слишком много критиков-женщин появилось" - Это наверно жёны белых мужиков:)
|
Kent S (Киноакадемик), постов: 32406
сегодня, 10:43
| |
Такая диверсия что сдерживают людей от покупки билетов в самом кинотеатре.
Что ж тогда у такого "хорошего" фильма такие ничтожные сборы то? |
John23 (Критик), постов: 24928
сегодня, 10:32
| |
Да нормально всё, всё идёт по плану:)
|
John23 (Критик), постов: 24928
сегодня, 10:30
| |
"эпизод с танцами" - Может Дисней просто решил наделать побольше игрушек в виде принцесс Капитан Марвел?:)
|
Фильм месяца
Дата выхода: | 17 ноября 2023 |
Страна: | США |
Жанр: | боевик, военный, драма, приключения, триллер, фантастика |
Режиссер: | Френсис Лоуренс |
В главных ролях: | Рэйчел Зеглер, Хантер Шафер |
Реклама
1 | KinoNews.ru: 15 лет в строю |
8.5 |
---|---|---|
2 | Вызов |
7.59 |
3 | Джон Уик 4 |
7.28 |
4 | Переводчик |
7.07 |
5 | Два, три, демон, приди! |
6.56 |
1 | Кентавр |
8.67 |
---|---|---|
2 | KinoNews.ru: 15 лет в строю |
8.5 |
3 | По щучьему велению |
7.75 |
4 | Поехавшая |
7.6 |
5 | Вызов |
7.59 |
1 | Грань Будущего 2 |
9.67 |
---|---|---|
2 | Дэдпул 3 |
8.72 |
3 | Вонка |
8.64 |
4 | Миссия невыполнима 8 |
8.63 |
5 | Безумный Макс: Пустошь |
8.57 |
1 | Властелин колец 3: Возвращение Короля |
9.48 |
---|---|---|
2 | Побег из Шоушенка |
9.44 |
3 | Золотой теленок |
9.43 |
4 | Терминатор 2: Судный день |
9.4 |
5 | Форрест Гамп |
9.4 |
1 | Во все тяжкие |
9.36 |
---|---|---|
2 | Игра престолов |
9.20 |
3 | Если наступит завтра |
9.00 |
4 | Разрушители легенд |
9.00 |
5 | Место встречи изменить нельзя |
8.97 |
Самые обсуждаемые материалы
По мнению руководителя Дисней, создателям сиквела "Капитана Марвел" не хватило контроля
Режиссер "Лиги справедливости" назвал единственный комикс DC, который готов экранизировать
Фильм Ридли Скотта "Наполеон" проиграл схватку за лидерство в домашнем прокате
Награждения
Наши рекорды