Звучит божественное танго Карлоса Гардели "Por una cabeza". Оно словно создано для таких, как Фрэнк Слэйд, Гарри Таскер, Оскар Шиндлер - этих уверенных в себе баловней судьбы. Они обласканы вниманием женщин, вызывают к себе зависть и уважение со стороны мужчин, они – мастера блефа. Единственное, что отличает Шиндлера от Слэйда и Таскера, это то, что он настоящий, не выдуманный сценаристами персонаж. Он – реальная фигура на шахматном поле Второй мировой войны, сумевшая из гарцующего Коня превратиться в мощного Ферзя. На это ему потребовалось шесть лет.
Биографический фильм-драма Стивена Спилберга о немецком предпринимателе и члене нацистской партии Оскаре Шиндлере, спасшем во время Холокоста более тысячи польских евреев, отмечает в этом году свой двадцатилетний юбилей. Удостоенный семи премий "Оскар" и трех "Золотых глобусов", фильм занимает восьмое место в списке 100 лучших американских фильмов по версии Американского института киноискусства. Но не это главное. Намного важнее, что наряду с такими картинами, как "Операция Валькирия", этот фильм рассказывает о том, что и в фашистской Германии были немцы, рисковавшие своими жизнями, ради спасения других.
Лайам Нисон, сыгравший главного героя фильма, за более чем трехчасовой хронометраж картины сумел достоверно показать перерождение своего персонажа из успешного бизнесмена, зацикленного на делании денег, в не менее успешного интригана на совсем другом поприще – как это ни банально, для тысячи обреченных на смерть еврейских заключенных он, немец, стал единственным и истинным Спасителем.
В начале фильма Шиндлер весел и доволен жизнью, он пьет дорогое спиртное, спит с самыми красивыми женщинами, носит роскошные светлые костюмы и громко смеется. Нисон идеально раскрывает истинную суть Шиндлера розлива 1939 года – ничего личного, просто бизнес. То, как он играючи собирает подписи для открытия нового предприятия, не может не восхищать. Его бухгалтер и управляющий Ицхак Штерн в исполнении сэра Бена Кингсли смотрит на Нисона-Шиндлера во все глаза: он не может его понять - так сильно Шиндлер отличается от своих соотечественников. И, в общем, по этой же самой причине Шиндлер не вызывает отторжения у зрителей. Почему? Потому что ему чужд шовинизм: если женщина красива и молода, то какая разница, что она еврейка; если ребенок поздравляет его с днем рождения, то он расцелует его на глазах у всех – и плевать, что это еврейский ребенок. На фоне остальных немцев, расстреливающих евреев за неосторожный вздох, он выглядит почти святым. Но не путайте это с добротой, это – широта натуры человека, уверенного в том, что он лучше всех.
"Отравляться" добротой Шиндлер начнет позже, и впервые это произойдет, когда однорукий машинист придет поблагодарить его за работу и назовет его хорошим человеком. Вот тогда у Шиндлера и пропадет почему-то аппетит. Вторая прививка случится во время переселения евреев из краковского гетто в концентрационный лагерь Плашув. Сцена, в которой Шиндлер с холма наблюдает за тем, как учиняется настоящий еврейский погром с выбрасыванием скарба из окон, со стрельбой и непрекращающимся лаем собак, одна из самых сильных в фильме. Именно в этот момент пелена падает с его глаз, и гер Шиндлер осознает свою причастность к творящемуся злодеянию.
Лайам Нисон – большой актер. Он не переигрывает, когда начинается перерождение старого Шиндлера в Шиндлера нового. Мы до конца еще не можем понять, рассуждает ли он об истинной власти суть которой заключается в умении пощадить низшее существо, будучи слегка подшофе, или пытается внушить садисту Амону Гёту, что тот велик и поэтому ему стоит попробовать перестать стрелять по живым мишеням… Он теперь тише разговаривает со Штерном и перестает предлагать ему выпить с ним, потому что осознает, что достойный человек пить с ним не захочет… Он не показывает своей истинной ярости, когда видит вагоны, набитые людьми, задыхающимися от непереносимой жары. Только в конце фильма Нисон на секунду изменяет выражение лица а-ля "покер-фейс" и позволяет своему Шиндлеру подмигнуть Штерну. Шиндлер – мастер блефа, и Нисон помнит об этом.
То, как Стивен Спилберг сумел подобрать актеров для главных ролей - не поворачивается язык назвать роли Амона Гёта и Ицхака Штерна второстепенными – заслуживает особого восхищения. Рэйф Файнс своей бесподобной игрой обеспечил Амону Гёту 15 место в списке 100 величайших кинозлодеев. С первой же секунды знакомства с офицером СС, выполняющим обязанности коменданта концлагеря Плашув, мы видим в нем прирожденного убийцу. Амон дьявольски красив, но, как и герой романа Оскара Уайльда Дориан Грей, бесконечно порочен. Ощущая себя представителем высшей расы, Гёт ни в грош не ставит жизнь еврея-заключенного. Его растущий от бесконечных застолий живот, символизирует опухоль, разъедающую его тело изнутри. Его страстное влечение к еврейке Хелен Хирш, служащей у него горничной, сродни пытке, которая провоцирует его еще на большие зверства. Файнсу удалось изобразить Василиска, который способен убить одним лишь взглядом.
Сэр Бен Кингсли, сыгравший "хитрого еврея" Ицхака Штерна, создал собирательный образ пастыря, уберегшего свою паству от гибели. Не меньший чем Шиндлер интриган, он олицетворяет собой образованную часть еврейского народа, умеющего посредством ума найти "теплое местечко" и сделать деньги при самых неблагоприятных обстоятельствах. Являясь полной противоположностью Шиндлеру внешне и внутренне, Штерн до конца честен с последним, и под его умелым руководством завод процветает. Штерн отчетливо понимает, что каждый день может стать для него последним – всегда настороженные глаза Кингсли дают это ясно понять. Он не позволяет себе эмоций, продолжая нести груз ответственности за свой народ достойно и смиренно. Всегда вежливый в общении со своим хозяином, ближе к развязке Кингсли-Штерн выказывает Шиндлеру откровенное дружелюбие, поскольку в душе уже давно считает его членом своей общины.
Актерам, сыгравшим "евреев Шиндлера", предстояло справиться с трудной и одновременно деликатной задачей, ведь многие из "списка" на момент съемок фильма были еще живы. За каждым именем – реальная судьба человека, обреченного на смерть. Спилберг, ставивший перед собой задачу изобразить массовое истребление еврейского народа, тем не менее, акцентировал внимание на судьбах нескольких заключенных – Хелен Хирш (Эмбет Дэвидц), Виктории Клоновской (Малгоша Гебель), Полдека Пфефферберга (Джонатан Сагалл), рабби Минеши Левартова (Эзра Дегэн), Чаи Дрезнер (Мири Фабиан). Все образы, созданные актерами, врезаются в память какой-то деталью: кепка ли это, очки или просто взгляд затравленного зверя.
Черно-белая пленка подчеркивает реальность происходящего, и кровь из прострелянных голов на белом снегу смотрится не менее ужасно, чем если бы она была не черной, а красной. Разве может быть лагерная роба цветной, а лица истощенных людей румяными? – Нет, равно, как и дым из труб Освенцима не может не быть темно-серым. Мир расцветет красками только в эпилоге, когда бывшие узники и их потомки будут воздавать дань уважения могиле Оскара Шиндлера. Девочка в красном пальто в сцене ликвидации краковского гетто нужна была, по моему мнению, исключительно для того, чтобы Оскар Шиндлер наконец прозрел, зацепившись взглядом за этот маячок.
Звуковое оформление фильма, состоит не только из пронзительно-глубоких композиций Джона Уильямса. Мы слышим песни на иврите, молитвы на распев во время Шаббата, детский хор, развеселые мелодии варьете в кабаках и даже Моцарта на фоне расстрелов. Стук печатей учетчиков и речитатив имен – это тоже музыка. Редкая сцена проходит в тишине, но от этого эти сцены еще страшнее, потому что тишина в концлагере, без сомнения, исполняет роль музыкального сопровождения.
"За кулисами" военной драмы "Список Шиндлера" работа многих людей: операторов, гримеров, декораторов, костюмеров, звукорежиссеров, сценаристов, актеров, режиссера, продюсеров – всех не перечесть. Спасибо, что им хватило сил снять этот завоевавший множество призов и профессиональных наград, получивший признание критиков и зрителей фильм, превозносящий силу человеческого духа.
Год выхода: | 1993 |
Жанр: | биографический, военный, драма, исторический |
Страна: | США |
Рейтинг: |
Рецензия к фильму "Список Шиндлера" от brune
Кто спасает одну жизнь, спасает весь мир.
Просмотров: 11327
Оценка читателей: 9,81 из 10 (голосов 31)

Подписывайтесь на нашу группу KinoNews.ru ВКонтакте, чтобы оперативно следить за нашими новостями.
Всего комментариев: 32
brune (Глава Киноакадемии), постов: 26631
12 февраля 2015, 14:10
| |
![]() ![]() 15 ![]() ![]() ![]() |
TRAKSTOUN писал(а) 12 февраля 2015, 13:56 Превосходно! И фильм превосходный и рецензия! Смотрю, ты взялся за меня всерьез)) |
TREADSTONE (Критик), постов: 24308
12 февраля 2015, 13:56
| |
![]() 12 ![]() ![]() |
Превосходно! И фильм превосходный и рецензия! |
ЛеМур (Критик), постов: 2155
28 марта 2014, 17:47
| |
![]() 15 ![]() ![]() |
Дарт Вейдер писал(а) 28 марта 2014, 16:54 ЛУЧШЕ ЧЕМ В Лемура Мило, но кэпс можно было и не использовать :р |
Дарт Вейдер (Критик), постов: 368
28 марта 2014, 16:54
| |
![]() 12 |
ЛУЧШЕ ЧЕМ В Лемура |
brune (Глава Киноакадемии), постов: 26631
1 мая 2013, 23:16
| |
![]() 15 ![]() ![]() ![]() |
Хасанов, Профессор, спасибо |
PROFE7OR (Критик), постов: 6546
1 мая 2013, 23:02
| |
![]() 14 ![]() ![]() |
Против такой мощи пера, трудно "попереть". Понравилось, не то слово. Филигранно! |
Hasanov (Критик), постов: 13885
29 апреля 2013, 18:56
| |
![]() 12 ![]() ![]() |
Прекрасно, как и всегда))Кстати и "Валькирию" мне тоже надо взглянуть) |
Steve Austin (Критик), постов: 5860
28 апреля 2013, 19:30
| |
![]() 13 ![]() |
brune писал(а) 28 апреля 2013, 14:00 Ребята, спасибо, что читаете,) но прошу, не поздравляйте с победой. Во-первых, это некрасиво по отношению к другим ... Мы просто раззадориваем следующих участников, чтобы выложились по максимуму) |
Летописец (Критик), постов: 64006
28 апреля 2013, 19:14
| |
![]() 15 ![]() |
ClubLife писал(а) 28 апреля 2013, 19:12 не все немцы стыдятся своего прошлого... Но большинство как раз стыдится, если знают историю
Если не считать неонацистов |
ClubStyle (Критик), постов: 17905
28 апреля 2013, 19:12
| |
![]() 13 ![]() |
HUNTERX писал(а) 28 апреля 2013, 19:09 Мне нравится что немцы стыдятся своего прошлого не все немцы стыдятся своего прошлого... |
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.
Главные материалы сайта:
McMuffinn (Критик), постов: 8335
сегодня, 4:02
| |
И также стоит упомянуть стриминг. Ведь их это не должно коснуться.
|
McMuffinn (Критик), постов: 8335
сегодня, 3:26
| |
Пламенный привет Канаде и Англии. Но тогда для фильмов произведенных в США соответственно стоит ввести налоговые послабление и льготы. Ещё конечно ... [читать далее]
|
MiB (Киноакадемик), постов: 8765
сегодня, 1:09
| |
Спойлер такой себе. Слухи об этом ходили давным-давно, и сливы достоверные были. Кто в теме кино - наверняка уже знал. А кто нет - так и не узнает о спойлере ... [читать далее]
|
Melissenos (Новичок), постов: 40
сегодня, 0:43
| |
Так они не госслужащие. Валентина проворачивала свои мутные делишки через частную фирму Окс, мужики в Хаммерах — не то ЧОП, не то ЧВК. При этом явно готовые ... [читать далее]
|
Melissenos (Новичок), постов: 40
сегодня, 0:36
| |
Насколько я понимаю, это оказалось возможно благодаря часовым поясам.
|
isi (Зритель), постов: 1527
вчера, 23:49
| |
Да там все пока интереснее, выходит, что тарифы внутри страны федеральное правительство вроде как не может собирать, только штаты. Учитывая что это все ... [читать далее]
|
yrenson (Киноакадемик), постов: 8887
вчера, 23:39
| |
Акции Парамаунт надо брать.
|
MiB (Киноакадемик), постов: 8765
вчера, 22:54
| |
С чего это 900 во вторник, когда из 57 миллионов за последнюю неделю менее 17 миллионов было получено с понедельника по среду?
Вот в субботу взять 900 миллионов ... [читать далее] |
darkwhite (Критик), постов: 31792
вчера, 22:34
| |
- Если я стану президентом США, то я введу 100% пошлины на всё и повышу налоги. Обожаю когда люди страдают - Пауэр из аниме Человек-Бензопила
|
S3S (Критик), постов: 13441
вчера, 22:29
| |
тоже об этом подумала
|
Фильм месяца
Дата выхода: | 2 мая 2025 |
Страна: | США |
Жанр: | боевик, кинокомикс, приключения, фантастика, фэнтези |
Режиссер: | Джейк Шрейер |
В главных ролях: | Флоренс Пью, Себастиан Стэн |
Реклама
1 | Маленький будда | 9 |
---|---|---|
2 | Порко Россо | 7.83 |
3 | Мелочи жизни | 7.8 |
4 | Анора | 7.5 |
5 | Рейс навылет | 7.42 |
1 | Красный шелк | 7.8 |
---|---|---|
2 | Лунтик. Возвращение домой | 7.8 |
3 | Кончится лето | 7.5 |
4 | Майор Гром: Игра | 7.08 |
5 | Огниво | 7.05 |
1 | Одиссея | 9.69 |
---|---|---|
2 | Биошок | 9.11 |
3 | Грань Будущего 2 | 9.09 |
4 | Формула 1 | 9.00 |
5 | Дикая банда | 8.83 |
1 | Властелин колец 3: Возвращение Короля | 9.48 |
---|---|---|
2 | Побег из Шоушенка | 9.44 |
3 | Терминатор 2: Судный день | 9.41 |
4 | Форрест Гамп | 9.4 |
5 | Властелин колец 2: Две крепости | 9.39 |
1 | Побег из Шоушенка | 9.44 |
---|---|---|
2 | Крестный отец | 9.11 |
3 | Темный рыцарь | 9.12 |
4 | Крестный отец 2 | 8.88 |
5 | 12 разгневанных мужчин | 9.15 |
1 | Во все тяжкие | 9.40 |
---|---|---|
2 | Игра престолов | 9.21 |
3 | Если наступит завтра | 9.07 |
4 | Место встречи изменить нельзя | 9.00 |
5 | Семнадцать мгновений весны | 8.96 |
Самые обсуждаемые материалы
Киностудия потеряла огромную сумму из-за провала фильма "Джокер: Безумие на двоих"
Автомобиль звезды фильма "Джокер" угнали от его дома
Награждения
Наши рекорды