px

Рецензия на фильм "Последняя дуэль": Хоть бы не последняя

24.10.2021
Рецензия на фильм Последняя дуэль: Хоть бы не последняя
Несмотря на то, что со времен последней санкционированной во Франции дуэли прошло более 600 лет, мир, которыми правят мужчины, мало изменился. Все так же об изнасилованиях "неприлично" говорить вслух, все так же женщин обвиняют в том, что "сама виновата", все так же мужчина, если и надумает бить морду обидчику, то будет сперва бить за свое унижение, а потом уже за поруганную честь своей дамы. Если я все правильно поняла, то как раз об этом фильм Ридли Скотта по сценарию, написанному в соавторстве Беном Аффлеком, Мэттом Дэймоном и Николь Холофсенер. Но радует то, что "Последняя дуэль", эта трогательная история тихого героизма одной женщины в жестоком мужском мире, была рассказана ненарочито, снята как саспенс и воспринимается как историческая драма. Она проникает в самое сердце, и понимаешь, что ее снял режиссер "Гладиатора" и "Царства небесного".

Итак, спустя четверть века после своего дебютного "Умницы Уилла Хантинга" Аффлек и Дэймон решили вновь поработать вместе и адаптировать роман профессора средневековой английской словесности Эрика Джегера "Последняя дуэль: правдивая история испытания битвой в средневековой Франции", основанный на реальных событиях. Отличной идеей стало повествование от лица трех главных участников событий 1370-1386 годов - Жана де Карружа (Дэймон), Жака Ле Гри (Адам Драйвер) и Маргариты де Карруж (Джоди Комер). Аффлек и Дэймон приняли мудрое решение, пригласив Николь Холофсенер написать "истину" от лица леди Маргариты. Ведь в поединке двух мужчин, один из которых мстит не столько за жену, сколько вымещает обиды, нанесенные ему за почти два десятка лет бывшим другом, а второй, обманывающий себя насильник, не может понять, в чем его вина, только Маргарита видит обоих мужчин насквозь и рискует своей жизнью, чтобы права вышла наружу.

Первым идет версия "истины" глазами де Карружа, и как только он предстает перед нами туповатым героем, становится ясно, к чему все это приведет. Речь пойдет не о том, чтобы одинаково взвесить все точки зрения на события, а показать через призму исторической драмы, "почему женщины молчат". Как я (и, надеюсь, создатели фильма) уже говорила выше, мир был и остается прежним - в нем мужское тщеславие устанавливает правила, чтобы скрыть свои слабости. Де Карруж и Ле Гри ведут себя так не потому, что они злодеи (хотя именно так видят друг друга), а потому, что каждый из них верит, что он - истинный герой истории с Маргаритой, которая, как вещь, существует на фоне их собственного повествования, будь то история обиженного героя войны (каким видит себя де Карруж) или история безумного страстного любовника (каким видит себя Ле Гри). И только Маргарита видит этот мужской мир таким, какой он есть на самом деле, потому что именно это нужно женщине, чтобы выжить в нем. Цена испытания, выпавшего на ее долю, заставляет последние полчаса фильма сидеть, вжавшись в кресло. Ее решимость быть услышанной в обществе, которое требует от женщин быть скромными и молчаливыми, придает заключительному акту невероятную силу. К чести Холофсенер, опираясь на ее сценарий, Комер передает эту силу, не прибегая к пафосным и неуместным речам. Вот почему игра Комер станет наградой для зрителя в третьем акте, когда она наконец выйдет из "фонового режима".

Адам Драйвер прекрасен в каждой сцене - когда считает Жана своим другом, а потом врагом, когда искренне предан своему сюзерену, графу Пьеру д`Аленсону (Аффлек), когда очарован, а потом и одержим страстью к леди Маргарите. Мое первое знакомство с Драйвером произошло в седьмом эпизоде "Звездных войн", когда Кайло Рен снял шлем и явил миру лопоухую физиономию. Это было смешно, оттого стыдно. Сейчас над его Ле Гри смеяться не придет в голову, а когда дамы, перешептываясь, называют его красивым, понимаешь, о чем они. Он образован, импозантен, умен. Решающие сцены изнасилования в его "истинной истории" показывают, что Ле Гри жестоко манипулирует и лицемерен до такой степени, что, кажется, способен обмануть даже самого себя, заставив поверить в свою невиновность. "Мы ничего не могли с собой поделать", - говорит он поруганной Маргарите, покидая спальню.

Удивительно, как пришелся к месту Аффлек с его ярким, современным, язвительным и порочным д`Аленсоном. Хорошо, что он отказался от роли Ле Гри, как было задумано первоначально. Именно он, с его "рыльцем в пушку" очень органично смотрится в роли самовлюбленного бонвивана, которому все сойдет с рук и который рассуждает о том, что "простым людям их не понять". Д`Аленсон является неотъемлемой частью этой истории, потому что он показывает, что эта борьба между де Карружем и Ле Гри на самом деле связана не с "добродетелью" Маргариты, а с политикой, положением и властью. А вообще, было забавно наблюдать за тем, как Аффлек, ухмыляясь, кутил, прелюбодействовал и прожигал жизнь, зная, что он неприкасаемый.

Кажется, что Скотт снял этот фильм без усилий - так плавно и в темпе разматывается клубок повествования. Конечно, мэтр собаку съел на исторических картинах, но в "Последней дуэли" особенно хорошо просматриваются параллели между "стародавними" временами и современными. Невозможно не думать о "повестке" и о #MeToo, когда узнаешь историю сильной женщины, которая не побоялась "попереть против проклятых мужиков". Но большая заслуга Скотта в том, что он снял эту драму так, что на мелькнувшую мысль "не мы такие - времена такие", тут же приходит другая: в любые времена есть выбор. Что касается самой дуэли, то это полный восторг с драматургической и технической точек зрения. Смертельная схватка де Карружа и Ле Гри с копьями, мечами и кинжалами снята с близкого расстояния. Рубилово идет такое, что Максимус отдыхает, пусть я даже слегка и утрирую. Это страшно, кроваво, по-звериному жестоко... по-Скоттски.

Если вы так же как я восхищаетесь сценой из "Пиратов Карибского моря 3", в которой во время битвы между "Летучим голландцем" и "Черной жемчужиной" Барбосса проводит обряд бракосочетания между Уиллом и Элизабет, я вам напомню, что снимал эту феерию Дариуш Вольский, бессменный оператор Скотта. Так вот и в "Последней дуэли" он постарался на привычном для себя профессиональном уровне. Интересное, какое-то ненавязчивое музыкальное сопровождение Гарри Грегсона-Уильямса незаметно задает тон. Да и в целом постановка с видом городских пейзажей и массовых сцен, с тонкой, детальной работой дизайнеров по костюмам, со средневековой грязью и колючей зимой переносит в средневековье, где царят суровые нравы. У Ридли Скотта получилось создать достойный его таланта фильм, над посылом которого можно рассуждать. Один человек может выиграть дуэль, но "Последняя Дуэль" показывает, что настоящая битва еще далека от завершения.

P.S. Добрый совет - воздержитесь от напитков перед сеансом.


Катинка для ВК
Подписывайтесь на нашу группу KinoNews.ru ВКонтакте, чтобы оперативно следить за нашими новостями.


Всего комментариев: 81
Andrew (Главный редактор), постов: 73239
24 октября 2021, 10:16
Аватарка пользователя Andrew
Что точно, так это то, что в то время женщины не задумывались о таких глупостях, как борьба против проклятых мужиков:)

brune (Глава Киноакадемии), постов: 25407
24 октября 2021, 9:49
Аватарка пользователя brune
Больше 14 лет на сайте
14
Звезда сайта 2019 года
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Наруганг писал(а) 24 октября 2021, 9:15
Если родилься мужиком, считай уже повезло на половину:)
на три четверти)

brune (Глава Киноакадемии), постов: 25407
24 октября 2021, 9:49
Аватарка пользователя brune
Больше 14 лет на сайте
14
Звезда сайта 2019 года
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
George писал(а) 24 октября 2021, 7:20
Конечно ожидания высоки, в исторических драмах Скотт хорош, когда действительно вдохновляется работой и она у ...
Ну Питта мы как-то в Трое пережили)) Драйвер и Комер вопросов не вызывают, сладкая парочка, в принципе, тоже. Главное, что они редко пересекаются, не создают таким образом ненужных ассоциаций

brune (Глава Киноакадемии), постов: 25407
24 октября 2021, 9:45
Аватарка пользователя brune
Больше 14 лет на сайте
14
Звезда сайта 2019 года
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
MiB писал(а) 24 октября 2021, 1:17
Ох, какая сочная рецензия!)
Правда, не нарвался ли я часом на спойлер, читая её? 🙄😱
Не должен был) Если смотрел трейлеры

Наруганг (Критик), постов: 4458
24 октября 2021, 9:15
Аватарка пользователя Наруганг
Больше 13 лет на сайте
13
Если родилься мужиком, считай уже повезло на половину:)


Megan Fox (Киноман), постов: 13155
24 октября 2021, 8:26
Аватарка пользователя Megan Fox
Больше 3 лет на сайте
3
Прочитал первый абзац, и всё понравилось до уровня ладно, завтра прочитаю второй, если не забанят

George (Киноакадемик), постов: 10523
24 октября 2021, 7:20
Аватарка пользователя George
Больше 8 лет на сайте
8
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Конечно ожидания высоки, в исторических драмах Скотт хорош, когда действительно вдохновляется работой и она у него получается, но надеюсь голливудские "французы" не будут портить впечатление своими физиономиями (именно типажностью в соответствии с эпохой, хотя бы приближенной типажностью, к актерским дарованиям претензий нет)?!

Druid (Зритель), постов: 2357
24 октября 2021, 2:39
Аватарка пользователя Druid
Больше 3 лет на сайте
3
это же невозможно читать. мужчинам. ну и зрителям

Rimdar (Критик), постов: 8017
24 октября 2021, 2:08
Аватарка пользователя Rimdar
Больше 6 лет на сайте
6
MiB писал(а) 24 октября 2021, 1:17
Ох, какая сочная рецензия!)
Правда, не нарвался ли я часом на спойлер, читая её? 🙄😱
Вы еще не овладели приемами уворотов от спойлеров?

MiB (Киноакадемик), постов: 7429
24 октября 2021, 1:17
Аватарка пользователя MiB
Больше 11 лет на сайте
11
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Бронзовый рецензент (средний балл рецензий между 7 и 7,99)
Ох, какая сочная рецензия!)
Правда, не нарвался ли я часом на спойлер, читая её? 🙄😱

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.


Главные материалы сайта:

Фильм месяца
Постер к фильму Сто лет тому вперед
Дата выхода: 18 апреля 2024
Страна: Россия
Жанр:приключения, семейный, фантастика
Режиссер:Александр Андрющенко
В главных ролях:Дарья Верещагина, Марк Эйдельштейн
Реклама
Самые обсуждаемые материалы
Кассовые сборы фильма "Дюна: Часть вторая" почти достигли 700 миллионов
Состоялась премьера трейлера фильма "Дэдпул и Росомаха"
Апелляционный суд посчитал Харви Вайнштейна невиновным в изнасиловании
Награждения
Наши рекорды