Рецензия к фильму "Фантом". Темнее некуда

Для начала хотелось бы успокоить всех воинствующих патриотов, до глубины души возмущенных тем фактом, что "проклятые америкосы", в лице желторотых студентов, вознамерились на этот раз спасать саму Россию(!). Не переживайте, спасать они будут только свои… тела. Собственно, в "Фантоме" речь идет не о спасении несчастных русских, а – все верно – о выживании не менее несчастных граждан самой демократичной страны на Земле, которым не повезло пережить апокалипсис вдали от дома. 
Однако этой оторванности от родины, чужеродности окружающего мира совершенно не ощущается. И дело здесь не столько в том, что Москва для российских зрителей, по понятным причинам, не может производить такое же впечатление, как, скажем, Пекин (хотя автор сих строк сам "провинциал"), сколько в отсутствии какой-либо притягательной атмосферы в фильме. 
Обещанной в интервью с продюсерами "игры между тьмой и дневным светом", которую действительно можно было преподнести с толком и расстановкой, разумеется, нет. Зато есть немного другая игра. Скитания героев от достопримечательности к достопримечательности, нахождение новых персонажей взамен закончившихся старых, квестообразное построение сюжета – это самое натуральное RPG-на-большом-экране, которое называется фильмом только в силу своего формата. И на протяжении всего фильма не отпускает ощущение, что создатели просто экранизировали пост-апокалиптический ролевой экшн.
"Фантом" - кино серое во всех отношениях. Это можно сказать и о цветовой гамме, и о сюжете, и образе всего фильма. В то, что это триллер верится слабо: вся интрига сводится к смертельной считалке, в которой воля сценаристов определяет, кто выйдет из игры следующим. Что, впрочем, не мешает уже к середине фильма ясно осознать, какие герои выиграют главный приз за самую счастливую карму – жизнь. 
Но герои, как и следовало ожидать еще из трейлеров, оказались фатально невыразительными. Это касается всех – от стержня всего актерского состава Эмиля Хирша и до мелькающего "как бы между прочим" Артура Смольянинова. Я бы конечно мог в этом месте помянуть добрым словом безмерно пафосного Гошу Куценко, выразительность которого бьет все разумные и неразумные пределы, но лгать читателям – не в моих интересах. Судя по всему, его герой задумывался как местный аналог противоинопланетного Джона Рэмбо в миниатюре, но на выходе получилось нечто среднее между стереотипным русским спецназовцем и клоуном. Уж простит меня он, но это было смешно. А вкупе с хилыми отсылками к Великой Отечественной – оскорбительно. 
Но, каюсь, подзабыл я о главных виновниках торжества – режиссере Крисе Гораке и продюсерах Томе Джейкобсоне и – фанфары – Тимуре Бекмамбетове. Да и чего греха таить, первые двое – что-то вроде инструментов в руках маэстро: один для спонсорской помощи, а другой, видимо, исполняющий роль громоотвода. Ибо почерк нашего дорогого соотечественника прослеживается во всем, начиная знакомой пулей и заканчивая спецэффектами. Только что Хабенского не хватает для полной картины. 
О спецэффектах стоит сказать отдельно. Что декорации, что пейзажи, что сами инопланетяне и их столбы – везде нет, нет, да и проскальзывают отголоски компьютерной обработки. И если в начале, когда инопланетяне светят только своими электрическими полями, но не лицами, этого не замечаешь, то жуткая неестественность их настоящих обликов, вкупе с резиновостью "нерезиновой", выглядят удручающе. И даже "настоящее" 3D оказалось неспособно изменить ситуацию.
А вообще пришельцы, несмотря на несколько корявый и явно недоработанный вид – один из лучших моментов всего фильма. Сама концепция невидимых, электропоглащающих существ, превращающих в золу и пепел всякую неугодную живность, если и встречалась ранее, то подобных размеров в кино не достигала. Фактически, это главная находка всего "Фантома", и от того становится еще более обидно, что столь ценная идея попала в руки столь малограмотным киноделам. 
Можно было бы еще долго распинаться про диалоги, которые любой мало-мальски натасканный на лентах о спасении мира человек может на коленке за сорок минут настрочить; про музыкальное сопровождение, которого как бы и нет, и которое совершенно не запоминается; про серьезные нестыковки в некоторых лингвистических моментах и вытекающие отсюда проблемы дубляжа; про обязательных для пост-апокалиптики Богов-из-Машин, Роялей-из-Кустов и прочих Кулибиных, в кустарных условиях из батареек и палок собирающих микроволновую винтовку. Но, честно говоря, не вижу смысла тратить время читателей. 
Подводя итог, хотелось бы заметить, что из всей этой идеи могла бы получиться неплохая, в общем-то, игра (особенно попадись она в хорошие руки). Но фильм из всего этого получился никакой. И сравнивать "Фантом" можно разве что с провальным во всех отношениях "Скайлайном" (бюджет которого, между прочим, был на порядок меньше). Что выглядит особенно печально в свете безусловно благородных стараний Бекмамбетова по привлечению Голливуда в наш родной кинематограф, которому, как всем известно, уже давно требуется срочная реанимация с последующей пересадкой многих органов. Увы.
Автор: Роман Волохов
ilya95983 (Критик), постов: 2960 
26 декабря 2011 в 8:44 
 | |
14  | 
Sh0cked писал(а) 26 декабря 2011 в 4:20 разок глянуть можно я тоже так думаю  | 
Sh0cked (Новичок), постов: 15 
26 декабря 2011 в 4:20 
 | |
| 
 | 
разок глянуть можно  | 
Адар (Новичок), постов: 45 
25 декабря 2011 в 16:26 
 | |
| 
 13  | 
Собственно говоря, думаю, ни один здравомыслящий человек и не ждал чуда от этого проекта!)  | 
///Jake/// (Критик), постов: 1778 
24 декабря 2011 в 21:10 
 | |
| 
 14  | 
Фильм эпичный от начала до конца. Печаль короче полная...  | 
ivanleon (Зритель), постов: 360 
24 декабря 2011 в 20:07 
 | |
| 
 14  | 
По-моему, Скайлайн не был таким уж ужасным фильмом, на один-два раза вполне тянет, а вот, за что не берётся наш родной Бекмамбетов, на выходе получается полная шляпа, ну то есть неконятно что!  | 
AleX (Критик), постов: 10732 
24 декабря 2011 в 16:07 
 | |
| 
 16  | 
Kostya86 писал(а) 24 декабря 2011 в 15:46 Во сколько постов!))) Разозлился за то, что я тебя троллем назвал? Да ну, ты что, не обижайся: на правду нельзя обижаться.
 Кстати, ... Какую правду то ? Вы о чём Константин ???  | 
Kostya86 (Критик), постов: 1435 
24 декабря 2011 в 15:46 
 | |
| 
 15  | 
AleX писал(а) 24 декабря 2011 в 13:27 Про просто тупо потролить это не ко мне.Почитайте свои посты и будет ясно кто из нас тролль и баянист))) Во сколько постов!))) Разозлился за то, что я тебя троллем назвал? Да ну, ты что, не обижайся: на правду нельзя обижаться.
 Кстати, про особо опасного могу тоже самое сказать. А сумерки сами смотрите: я девичьи фильмы не смотрю!))) А если не умеете читать между строк - то тогда вам дорога в желтый дом, и ко мне, просьба, больше не обращаться: не вижу смысла в общении с троллем.  | 
AleX (Критик), постов: 10732 
24 декабря 2011 в 15:44 
 | |
| 
 16  | 
Temiraev писал(а) 24 декабря 2011 в 15:07 Боянист?Так вы тут про музыку?=) Баян ,так называю тему которую уже сто раз обсудили, но как только кто-то её цепляет  всё начинается заново. А так как Константин у нас аватаровед ,то он ещё тот баянист)))  | 
Temiraev (Критик), постов: 2567 
24 декабря 2011 в 15:07 
 | |
| 
 14  | 
AleX писал(а) 24 декабря 2011 в 13:27 Про просто тупо потролить это не ко мне.Почитайте свои посты и будет ясно кто из нас тролль и баянист))) Боянист?Так вы тут про музыку?=)  | 
AleX (Критик), постов: 10732 
24 декабря 2011 в 13:27 
 | |
| 
 16  | 
Kostya86 писал(а) 24 декабря 2011 в 10:26 Да, таким, как он и фильм не надо смотреть: просто тупо потроллить и задеть чувства других, вот это они могут...тролли, ... Про просто тупо потролить это не ко мне.Почитайте свои посты и будет ясно кто из нас тролль и баянист)))  | 
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.
| Дата выхода: | 7 ноября 2025 | 
| Страна: | США | 
| Жанр: | боевик, приключения, фантастика | 
| Режиссер: | Дэн Трактенберг | 
| В главных ролях: | Элли Фаннинг, Димитриус Шустер-Колоаматанги | 
| 1 | Нэчжа побеждает Царя драконов | 9.1 | 
|---|---|---|
| 2 | Девочка, покорившая время | 8.73 | 
| 3 | Ночи Кабирии | 8.42 | 
| 4 | Эдем | 8.27 | 
| 5 | Порко Россо | 7.83 | 
| 1 | Кончится лето | 7.15 | 
|---|---|---|
| 2 | Финист. Первый богатырь | 6.71 | 
| 3 | Батя 2: Дед | 6.5 | 
| 4 | Последний ронин | 6.5 | 
| 5 | Красный шелк | 6.44 | 
| 1 | Одиссея | 9.53 | 
|---|---|---|
| 2 | Биошок | 9.19 | 
| 3 | Грань будущего 2 | 9.05 | 
| 4 | Дикая банда | 8.89 | 
| 5 | Проект "Аве Мария" | 8.75 | 
| 1 | Властелин колец 3: Возвращение Короля | 9.5 | 
|---|---|---|
| 2 | Побег из Шоушенка | 9.46 | 
| 3 | Терминатор 2: Судный день | 9.45 | 
| 4 | Властелин колец 2: Две крепости | 9.4 | 
| 5 | Форрест Гамп | 9.4 | 
| 1 | Побег из Шоушенка | 9.46 | 
|---|---|---|
| 2 | Крестный отец | 9.17 | 
| 3 | Темный рыцарь | 9.12 | 
| 4 | Крестный отец 2 | 8.96 | 
| 5 | 12 разгневанных мужчин | 9.15 | 
| 1 | Во все тяжкие | 9.46 | 
|---|---|---|
| 2 | Место встречи изменить нельзя | 9.38 | 
| 3 | Игра престолов | 9.27 | 
| 4 | Михайло Ломоносов | 9.25 | 
| 5 | Гордость и предубеждение | 9.13 |