px

"Интерстеллар" vs. Кристофер Нолан

10.11.2014
Интерстеллар vs. Кристофер Нолан

На днях в Северной Америке произошло знаковое без всякого преувеличения событие не только для одного модного британского режиссера, но и для всей киноиндустрии. Один из самых ожидаемых кинопроектов, активно рекламируемый на всех мыслимых площадках с конца 2013 года, стартовал в прокате хуже, чем мультфильм, о существовании которого до середины летнего сезона знали исключительно эксперты. Объяснения этого, без сомнения, ключевого события, которые предлагает фанбаза, не проливают свет на причины произошедшего.

Итак, основные доводы поклонников Кристофера Нолана, без тени сомнений объявляющих гениальным любое телодвижение постановщика, таковы.

"Интерстеллар" уступил "Городу героев" потому, что невероятное количество неведомых детей потащили своих родителей в кинотеатры, чтобы посмотреть на Беймакса и компанию. Это самый распространенный аргумент обиженной фанбазы, которым она пытается объяснить решительно любое поражение крупнобюджетной постановки, нанесенное анимационным фильмом. Нечто подобное случилось и в конце 2013 года, когда мультфильм все той же студии Walt Disney "Холодное сердце" не только легко опередил и в американском и в международном прокате фильм "Хоббит 2: Пустошь Смауга", но и продержался в лидерах многие месяцы.

Увы, ссылки на силу детской аудитории примерно столь же адекватны, как перекладывание полной ответственности за не невероятный успех проектов, вроде "Сумерек", исключительно на женщин. Не существует никакой самостоятельной детской аудитории, во всяком случае в пределах того возраста, которым принято ограничивать детство. Потребности детей определяют исключительно семейные взрослые, и именно они, а отнюдь не 5-10 летние зрители приобретают билеты и ведут своих чад в кинозалы. И именно они смеются и плачут на мультфильмах Walt Disney и создают затем пресловутое "сарафанное радио", побуждающее других взрослых задуматься о походе в кино.

"Интерстеллар" стартовал так слабо потому, что у него был совершенно безжалостный хронометраж, сокращающий количество сеансов в день. Еще одно распространенное заблуждение, которое легко опровергается. 169 минут экранного времени - это и правда много, однако ранее зрители неоднократно демонстрировали, что готовы вытерпеть почти три часа в кинотеатре, если оно того стоит. Оставим в стороне фильмы, вроде "Аватара", хронометраж которого составлял два часа сорок минут, а стартовые кассовые сборы - 77 миллионов долларов, обратимся к фильмографии самого Кристофера Нолана. "Темный рыцарь" - продолжительность 150 минут, заработки в первые выходные 158 миллионов долларов. "Начало" - продолжительность 148 минут, заработки в премьерный уик-энд 62,7 миллиона долларов. И так далее.

Кроме этого, с учетом отсутствия достойных конкурентов и астрономической рекламной кампании картины количество сеансов "Интерстеллара" в мультиплексах ничуть не меньше, а зачастую и больше. чем у главного конкурента. Так, в нью-йоркском кинотеатре AMC Loews Stony Brook 10 ноября 2014 года было всего семь сеансов "Города героев" в формате RealD и семь сеансов "Интерстеллара" в 4K Digital + четыре сеанса в IMAX.

К слову, в сети кинотеатров IMAX у фильма Кристофера Нолана был ранний старт и самое большое в истории количество копий. Одна лишь IMAX-версия обеспечила сборы в 13,4 миллиона долларов, а без учета этой суммы сборы проекта в обычных залах выглядят и вовсе удручающими - 37 миллионов долларов. Чтобы понять, сколь слаб такой старт достаточно сказать, что довольно посредственный фантастический боевик "Люси", не показывавшийся в IMAX заработал в премьерные выходные 43,9 миллиона долларов.

"Интерстеллар" стартовал так слабо потому, что "это кино не для всех", и зрители оказались не готовы к столь высокоинтеллектуальному продукту. Еще раз, увы, но столь пропагандируемое базирование фильма на популярной теории Кипа Торна не делает его автоматически столь же изощренным. Более того, как правило, попытки "загнать" художественное произведение в рамки академической науки почти никогда не заканчиваются хорошо, так как фильм начинает походить на видеоурок по тригонометрии, а следовательно, становится откровенно скучным.

В этом смысле, опять же, показателен пример фильма "Начало", который лишь с большой долей иронии можно отнести к научно обоснованным. Его успех как раз и объясняется не строгим следованием некой научной доктрине, а мастерством с которым псевдонаучные утверждения украшали основную сюжетную линию.

По мнению автора этих строк, у самого слабого за последние восемь лет старта фильма Кристофера Нолана есть несколько других простых объяснений.

Во-первых, британский постановщик все больше подвергается разрушительному влиянию вируса с условным названием "Найт Шьямалан". И главным симптомом заболевания служит все более усложняющаяся концепция кинопроектов, которая призвана скрыть слабости сценария и постановки, как велеречивость скрывала откровенную глупость убеленных сединами мудрецов древности. Нолан, как и его некогда очень популярный в Голливуде индийский коллега, начал забывать, что кинематограф, не фестивальный, а крупнобюджетный, призван в первую очередь развлекать, а не философствовать. Ведь путешествие к далеким мирам - не плод глубоких раздумий мыслителей, а дерзость и предприимчивость первооткрывателей, пусть и обросшая красочными мифами.

Во-вторых, зритель, во всяком случае такой искушенный как американский, устал от менторского тона фильмов Нолана. Мораль - неотъемлемая часть любого произведения, но морализаторство само по себе может быть ценнее искусства рассказчика только в ключевых религиозных трактата. Во всех остальных случаях постоянные поучения вызывают лишь протест при всем уважении к личности ментора.

И, в-третьих, Кристоферу Нолану пора отказаться от неизменной эксплуатации одних и тех же актеров. Майкл Кейн - это легендарно и всегда качественно, но не в каждом без исключения фильме в одном и том же образе.

"Интерстеллар" несомненно окупится за счет мирового проката, но явлением в истории современного кинематографа точно не станет. Более того, он станет еще одной после "Темного рыцаря 2" ступенью "вниз" для репутации Кристофера Нолана, как одного из самых талантливых постановщиков нашего времени. Остается надеяться, что он найдет в себе силы избежать окончательного погружения в Черную дыру.

Автор: Andrew



Всего комментариев: 181
darkwhite (Критик), постов: 31333
10 ноября 2014, 15:50
Аватарка пользователя darkwhite
Больше 12 лет на сайте
12
Constance писал(а) 10 ноября 2014, 15:47
Согласно на сто процентов, что невероятно и беспрецедентно сложная концепция в этот раз не способствовала успеху ...
Меня глубоко выворачивает тот факт что Нолан использует актеров в том числе Кейна для галочки

Зэпп (Критик), постов: 38896
10 ноября 2014, 15:48
Аватарка пользователя Зэпп
Больше 13 лет на сайте
13
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
brune писал(а) 10 ноября 2014, 15:40
Ага, относительно, когда относится не к тебе.... Недавно один товарищ оскорбил художника, назвал его рисунок халтурой. ...
ты что-то усложняешь) я про другую относительность. не релятивистскую) что русскому хорошо, то земноводному - смерть) к тому же никто не обиделся на халтуру.

Constance (Киноакадемик), постов: 16793
10 ноября 2014, 15:47
Аватарка пользователя Constance
Больше 10 лет на сайте
10
Звезда сайта 2017 года
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Согласно на сто процентов, что невероятно и беспрецедентно сложная концепция в этот раз не способствовала успеху фильма)) Не соглашусь с "менторским" тоном Нолана. Он в любом случае в этот раз себя заморочил больше, чем зрителей, из лучших побуждений. Но лучшее враг хорошего, как известно)) "Пользоваться" Майклом Кейном как своим талисманом он имеет полное право - он вырос на его фильмах и уважает безмерно. И в этот раз он "долил" совершенно свежей крови - МакКонахи и Честейн. МакКонахи как мужЫка, не как звезду, каких в его фильмах не было, Честейн отчасти как "альтернативную" девушку))
Когда Вы, Andrew, посмотрите фильм?

brune (Глава Киноакадемии), постов: 25383
10 ноября 2014, 15:40
Аватарка пользователя brune
Больше 14 лет на сайте
14
Звезда сайта 2019 года
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Зэпп писал(а) 10 ноября 2014, 15:35
настолько относительно все)
Ага, относительно, когда относится не к тебе.... Недавно один товарищ оскорбил художника, назвал его рисунок халтурой. Почему-то художник принял это на свой счет, а не относительно кого-то другого.

Inamourada (Зритель), постов: 84
10 ноября 2014, 15:39
Аватарка пользователя Inamourada
Более того, он станет еще одной после "Темного рыцаря 2" ступенью "вниз" для репутации Кристофера Нолана, как одного из самых талантливых постановщиков нашего времени. Остается надеяться, что он найдет в себе силы избежать окончательного погружения в Черную дыру.

спасибо, поржал)))


Зэпп (Критик), постов: 38896
10 ноября 2014, 15:35
Аватарка пользователя Зэпп
Больше 13 лет на сайте
13
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
brune писал(а) 10 ноября 2014, 15:25
А если этическое поведение назвать воспитанностью и противопоставить всему этому хамство, сразу все проясняется.
настолько относительно все)

brune (Глава Киноакадемии), постов: 25383
10 ноября 2014, 15:25
Аватарка пользователя brune
Больше 14 лет на сайте
14
Звезда сайта 2019 года
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Зэпп писал(а) 10 ноября 2014, 15:04
Этика вообще понятие размытое по определению. да и не нужное) а статья совсем не обидная. можно смотреть с этой ...
А если этическое поведение назвать воспитанностью и противопоставить всему этому хамство, сразу все проясняется.

darkwhite (Критик), постов: 31333
10 ноября 2014, 15:23
Аватарка пользователя darkwhite
Больше 12 лет на сайте
12
Andrey253 писал(а) 10 ноября 2014, 15:17
У Интерстеллара бюджет далеко не самый большой ... 165 млн
Смысл в том что доход придется делить на четыре части из которого не останется ничего:) Если уж так и боялись мультфильма - флаг им в руки, чего дату не поменяли?:) К примеру у Гравитации бюджет 100 миллионов, и в таком случае нету никакого риска что бюджет свой не окупит, тем более уж если не окупит то степень риска не столь большие

piter (Киноман), постов: 3116
10 ноября 2014, 15:22
Аватарка пользователя piter
Больше 10 лет на сайте
10
darkwhite писал(а) 10 ноября 2014, 15:15
Напомните мне насколько дела плохи раз такие маленькие сборы придется делить на четырех инвесторах которые вместе ...
Неужели ты и вправду думаешь что он мало соберёт,я конечно понимаю что он тебе не понравился,но чушь не неси)

|SIRIUS| (Критик), постов: 3112
10 ноября 2014, 15:21
Аватарка пользователя |SIRIUS|
Больше 10 лет на сайте
10
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Andrey253 писал(а) 10 ноября 2014, 15:00
Если уже не помнишь концовку, то пересмотри)
хех да я смотрел вечером, сонный, да еще и на пиратском двд.... в 2006 ом...) думаешь я буду помнить?)))

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.



Фильм месяца
Постер к фильму Мятежная Луна, часть 2: Дарующая шрамы
Реклама
Самые обсуждаемые материалы
Выпущен первый трейлер российского сериала "Игры"
Читатели издания "Новости кино" об экранизации популярной серии видеоигр
Драма "Падение империи" стартовала лучше, чем ожидалось
Награждения
Наши рекорды