Меню сайта
На главную страницу

Рецензия к фильму "Повелитель бури". Минная жизнь

В маленький саперский отряд на смену подорвавшемуся на мине саперу прибывает сержант Уилл Джеймс (Джереми Реннер). Этот человек обезвредил более чем восемьсот мин, от чего повредился головой. Теперь он чувствует радость жизни, только находясь в радиусе взрыва мины, которую должен обезвредить. Женщина-режиссер крепкого "мужского" кино Кэтрин Бигилоу, снимающая редко, но метко, сняла исключительно мощный фильм про сапера, который пока еще ни разу не ошибся.

"Повелитель бури" (в оригинале - "The Hurt Locker", `ящик боли`: саперы говорят так про место, где оказываются подорвавшиеся на мине) в мире вышел еще в 2008-м, и все, кто любит серьезное кино, уже успели скачать его через Интернет. Однако нынешняя премьера в кинотеатрах - дело все равно небесполезное дело: фильм так хорош, что пересмотреть его на большом экране - редкое удовольствие для кинолюбителей.

Кэтрин Бигилоу известна не только как режиссер блестящего боевика "На гребне волны" и триллера про советскую подлодку "К-19", но и как бывшая жена Джеймса Кэмерона, с чьим "Аватаром" ее "Повелитель бури" будет соперничать за "Золотые глобусы". Свой фильм она снимала на злобу дня - в разгар "Большой волны" (новой бушевской стратегии в Ираке), когда в Багдаде как раз рвались мины.

"Повелитель бури" - из разряда тех спокойных, максимально приближенных к действительности фильмов, где действие развивается неторопливо, постепенно концентрируясь в плотное, почти физическое напряжение, которое еще долго не отпускает после финала. Яркий актер Джереми Реннер, талантливо сыгравший снайпера в зомби-апокалипсисе "28 недель спустя", в "Повелителе бури" воплотился в виртуозного сапера, который был на волоске от взрыва каждой из сотен обезвреженных им мин - каждый раз при этом будто взрываясь изнутри.

Кэтрин Бигилоу обнажила в фильме главный нерв войны, за два с небольшим часа изобразив достоверный портрет человека, для которого она стала болезненной привычкой; становящегося мертвым / живым как по щелчку всякий раз, когда он покидает и возвращается в зону боевых действий.

"Повелитель бури" беспристрастно свидетельствует красоту войны (пируэты падающей в песок отстреленной гильзы) и ее безумие (сержант Джеймс засыпает пьяный в саперском шлеме, стоит под душем в каске). Он доступно и просто, без лишних слов и бравурной музыки, показывает, что война - не драйвовая бойня, а бесконечное сиденье за склоном, глядя в прицел винтовки. По тебе ползают мухи, хочется пить, глаза заливает пот, но нельзя спускать глаз, вооруженных сильной оптикой, с позиции противника - убьют. Где уж тут "упоение сражением", про которое говорится в эпиграфе к фильму. Война, по Кэтрин Бигилоу, - в ощущениях: она где-то у нас внутри.

"Повелитель бури" удивляет еще и знакомыми лицами, то и дело мелькающими в фильме в крошечных камео. В мощной вступительной сцене красочно подрывается на мине Гай Пирс, в пустыне меняет колесо у джипа Рэйф Файнс, дома в Америке сержанта Джеймса ждет Эванджелин Лилли.

Динамичных сцен в фильме немного, но три взрыва показаны так, что заставляют задержать дыхание (и, при возможности - отмотать и прокрутить их заново). В стартовой сцене в замедленной съемке видно, как от взрыва сначала взлетают в воздух камни, песок и ржавчина - словами этого не описать, смотришь неотрывно, и картинка навсегда врезается в памяти в персональный `hurt locker`.

Но большей частью фильм состоит из спокойных сцен вне радиуса взрыва мин и напряженных сцен томительного ожидания (взорвется - не взорвется?) в радиусе. Течение ленты погружает в какое-то медитативное состояние, в котором не замечаешь ничего постороннего: на экране герой Джереми Реннера опускает стекло саперского шлема, как забрало - и все, есть только мины, которые надо обезвредить, и провода, которые тянутся к взрывателю, а остальное лишь помеха.

Этому способствует и выбранная для съемок большинства сцен ручная камера: происходящее на экране кажется даже не документальным, а происходит словно вживую, без монтажных склеек.

"Повелитель бури" ясно показывает, что война - особая среда, и как всякая среда, она имеет своих обитателей. Человек за свою бурную историю освоил и создал много страшных сред, привыкнув и приспособившись потом к большинству из них. Но сложно представить кого-то страшнее человека, у которого внутри давно все взорвалось и которого притягивает как магнитом минное поле. Привыкнуть к этому нельзя - можно научиться только на время забывать об этом.

Автор: Дмитрий `Римайер` Жигалов

13.01.2010


Предлагаем почитать также:


Всего комментариев: 20
Сейчас на сайтеbrune (Зам. Главы Киноакадемии), постов: 22366
17 мая 2011, 20:19
Аватарка пользователя brune
Больше 11 лет на сайте
11
Звезда сайта 2019 года
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Lusi писал(а) 17 мая 2011, 19:49
Может быть разное,даже режиссер дает другое вступление - что-то типа "я привык к этому военному адреналину и без него не могу". Но за это наркоманство Оскар дать не могли.Оскар не только оценка ...
Слежу краем глаза за вашими комментами, и эта цитата - "я привык к этому военному адреналину и без него не могу" очень точно передает мое ощущение после просмотра фильма. Главный герой - хороший парень и т.д. и т.п., и можно долго и красиво говорить о внутренних мотивах, побудивших его вернуться в тот ад. Для меня, обычного и примитивного обывателя он - наркоман, который не видит смысла своего пребывания вне войны. Это очень печально. И Оскар за проповедование чувства патриотизма, которое приводит к такому вот нежеланию возвращаться к нормальной жизни, мне непонятен. Старалась, чтобы вышло понятно и вкратце)

Балиан (Почетный Киноакадемик), постов: 2630
17 мая 2011, 19:54
Аватарка пользователя Балиан
Больше 11 лет на сайте
11
Серебряный рецензент (средний балл рецензий между 8 и 8,99)
Lusi писал(а) 17 мая 2011, 19:49
Может быть разное,даже режиссер дает другое вступление - что-то типа "я привык к этому военному адреналину и без него не могу". Но за это наркоманство Оскар дать не могли.Оскар не только оценка ...
А мне показалось после просмотра - режиссер сама хотела наделить героя псевдоотрицательными чертами. И по отсутствию у него ярко выделенных семейных ценностей его все записывают в мерзавцы-наркоманы и даже предатели друзей.

Lusi (Киноман), постов: 1685
17 мая 2011, 19:49
Аватарка пользователя Lusi
Бронзовый рецензент (средний балл рецензий между 7 и 7,99)
Балиан писал(а) 17 мая 2011, 19:08
Не со всеми нюансами согласен, но всё равно очень благодарю за комментарий. Хоть кто-то понял иначе, чем кажется поверхностному взгляду.
Может быть разное,даже режиссер дает другое вступление - что-то типа "я привык к этому военному адреналину и без него не могу". Но за это наркоманство Оскар дать не могли.Оскар не только оценка "искусства для искусства", социальная значимость в нем - очень большая. В "Обществе мертвых поэтов" цитируется классический американский способ оценки произведений искусства: определяется его художественная ценность, затем - значимость идей произведения, потом надо их перемножить - тогда получится ценность самого произведения искусства. А почему режиссер "Повелителя" дает не такое мудрое вступление - возможны варианты: не хочет опускаться по прямого морализаторства, чтобы зрителю было о чем подумать, или же режиссер интуитивно отобразила больше, чем хотела, или совсем простое объяснения - вступление дается от имени герия, а он обычный парень, сам не знает, почему это делает, он такой какой есть. Простой американский герой. Да оскар ему за это - мало даже.

Балиан (Почетный Киноакадемик), постов: 2630
17 мая 2011, 19:08
Аватарка пользователя Балиан
Больше 11 лет на сайте
11
Серебряный рецензент (средний балл рецензий между 8 и 8,99)
Lusi писал(а) 17 мая 2011, 17:58
За что дали Оскара? За то, что американцы - они патриоты, и это нормально. Главный герой - он практически спасатель, он не воюет, а спасает, даже самих арабов от арабов же. И смысл своей жизни он видит ...
Не со всеми нюансами согласен, но всё равно очень благодарю за комментарий. Хоть кто-то понял иначе, чем кажется поверхностному взгляду.

Lusi (Киноман), постов: 1685
17 мая 2011, 17:58
Аватарка пользователя Lusi
Бронзовый рецензент (средний балл рецензий между 7 и 7,99)
АVАTАR писал(а) 20 марта 2010, 13:35
Я посмотрел "Повелителя Буря" после "Аватара" и испытал чувство огорчения после просмотра Харт Локера!Фильм снят специально для Американцев и он может несет в себе какойто политический ...
За что дали Оскара? За то, что американцы - они патриоты, и это нормально. Главный герой - он практически спасатель, он не воюет, а спасает, даже самих арабов от арабов же. И смысл своей жизни он видит в том, чтобы спасать и дальше - причем на войне, где все умирают, спасатели больше всего нужны. В рецензии дважды сказано, что главный герой умом тронулся - вы что, сами с ума не сошли? В каком месте он безумен? Когда отыскивает в ночном городе арабского мальчика? Или когда, рикуя жизнью, пытается спасти арабского смертника? Он оставил свою семью, чтобы спасать чужие семьи - семьи якобы "врагов". В фильме оставили за скобками всю политику, из-за чего война - не ясно, ясно только, что этот человек на любой войне будет очень нужен, он будет спасать, собирая мины, которые раскидала война. Он - американский герой, образец для подражания, потому и Оскар.

JOVI (Зритель), постов: 135
14 марта 2011, 16:12
Аватарка пользователя JOVI
Uncle Sam писал(а) 14 марта 2011, 16:08
Очень хорошо продуманный "психологический боевик" и отлично проработанный главгерой. Он настоящий человек войны, и войны будут, пока есть еще такие люди.
Какой же это боевик?

Uncle Sam (Киноман), постов: 453
14 марта 2011, 16:08
Аватарка пользователя Uncle Sam
Серебряный рецензент (средний балл рецензий между 8 и 8,99)
Очень хорошо продуманный "психологический боевик" и отлично проработанный главгерой. Он настоящий человек войны, и войны будут, пока есть еще такие люди.

АVАTАR (Новичок), постов: 1
20 марта 2010, 13:35
Аватарка пользователя АVАTАR
Я посмотрел "Повелителя Буря" после "Аватара" и испытал чувство огорчения после просмотра Харт Локера!Фильм снят специально для Американцев и он может несет в себе какойто политический смысл!Как ни искал я сюжета так я его не нашел!За лучшую музыку дали оскара,мне было непонятно почему по моему музыки там не было вообще(ну может быть только в конце)!Фразы же героев вообще бссмыслены и ограничиваются словами:"говно,мать твою,черт,собачье дерьмо!" все таки я считаю что этот фильм некий поитический протест на политику которая проводилась в Ираке и на кинематографическое чудо с развитым сюжетом богатым миром он НЕ ТЯНЕТ!и после просмотра у меня задался очевидный вопрос"А за что ему дали ОСКАРА?"

Римайер (Киноман), постов: 188
1 февраля 2010, 1:30
Аватарка пользователя Римайер
Больше 11 лет на сайте
11
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Спасибо, такое слышать приятно.

Andrew (Главный редактор), постов: 63364
14 января 2010, 0:29
Аватарка пользователя Andrew
Откровенно говоря, фильм совершенно не произвел впечатление. Слишком очевидно, что снимала женщина, наслушавшаяся рассказов "бывалых вояк". Никакой особой "правды войны" там не заметно, но заметно стремление "как женщины и как матери" показать, как война коверкает человеческие души. И слишком на злобу дня, конечно. Фильм был бы актуален когда только началась война в Ираке, то есть лет 7 назад.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистируйтесь или введите свой ник и пароль.
 


Реклама
Лауреат премии Оскар
Постер к фильму Крылья
Год выхода: 1927
Страна: США
Жанр:боевик, военный, драма, мелодрама
Режиссер:Уильям Уэллмен
В главных ролях:Гэри Купер, Уильям Уэллмен
Самые обсуждаемые материалы
Студия Warner Bros. представила первый трейлер
Комментарии (236)
Актриса не будет больше участвовать в эротических сценах
Комментарии (65)
Заполняемость кинозалов столицы разрешено увеличить
Комментарии (53)
Награждения
Наши рекорды
Наверх
Вниз