Рецензия к фильму "Утомленные солнцем 2: Предстояние". Байки о войне
Попавшему в концлагерь бывшему комдиву Котову удается выжить, и после начала войны он оказывается в штрафбате. В 1943-м тоже выжившего в ванне со вскрытыми венами Митю Арсентьева вызывает Сталин и приказывает найти на фронте Котова и передать ему некую секретную папку. Самый обсуждаемый отечественный кинематографист Никита Михалков представляет свой высокобюджетный долгострой, объявленный "великим" еще до выхода - первую часть дилогии "Утомленные солнцем 2" про бытовую сторону войны.
Действительно велик в картине только хронометраж - при трехчасовой продолжительности "Утомленные солнцем 2" безбожно затянуты. Со всем остальным заметно хуже - "Предстояние" не стало ни российским "Спасти рядового Райана", ни сколько-нибудь цельной историей про человеческие характеры, а свелось к набору зарисовок о войне, скрепленных вместе грубо сколоченными сюжетными рамками.
Похожее впечатление в свое время произвел фильм Оливера Стоуна "Александр" - как и в нем, в "Предстоянии" повествование построено по принципу "А еще вот такой был случай". Сюжет скачет во времени туда-сюда - из 1941 года в 1943-й и обратно; чекист Арсентьев ездит по фронту и словно собирает фольклор про Котова: вот он выжил под гусеницей танка, вот отшлепал пленного немца, вот отказался покидать штрафбат после двух ранений.
По ходу рассказываемых баек на экране возникает туча второстепенных персонажей - как с нашей, так и с немецкой стороны - за обрисовкой которых у Михалкова не остается времени на главных героев (несмотря на поистине эпическую продолжительность фильма). Нет не то что раскрытия характеров - ни один из основных героев даже связной истории не получает: лишь набор фактов биографии, как в трудовой книжке.
Большинство второстепенных героев в фильме, кстати, почему-то изъясняется многословными типично михалковскими монологами с его же проникновенными нотками в голосе. Подобные монологи особенно странно звучат в устах суровых, огрубевших в боях фронтовиков вроде командира штрафного батальона - выдавая театральную фальшивость.
С "правдивым изображением войны" тоже плохо: Михалков провалил всю батальную часть фильма. В этом уже просматривается закономерность: у искусных режиссеров, ставящих мощные картины о характерах, почему-то совершенно не получается снимать батальные сцены.
Михалкову очень хотелось превзойти "Райана" и "Перл-Харбор" - но вместо этого у него получилась рыхлая суета со стрельбой, как у Клинта Иствуда в дилогии "Флаги наших отцов" и "Письма с Иводзимы", и невыносимо позорные сцены с тонущей баржей и компьютерными немецкими самолетами.
Михалков хотел крутую и жесткую перестрелку и рукопашную в тумане, как в "Тонкой красной линии" - но вместо этого у него вся сцена боя погрязла в дыму, как у Оливера Стоуна - битва про Гавгамелах в фильме "Александр".
Из трехчасового "Предстояния" выделяется лишь один мощный эпизод про штрафбат, отражающий атаку немецких танков вместе с юнцами - кремлевскими курсантами ("Цвет нации - от 183 сантиметров роста!"). Вспышки выстрелов в тумане выглядят страшно и красиво; а пока идет подготовка к бою и, после, - поле трупов заметает снег, на сердце делается горячо и горько.
В целом "Предстояние" рискует повторить "славу" "Обитаемого острова" Федора Бондарчука: огромный бюджет, высокая планка ожиданий - и в итоге одна-единственная мощная сцена танковой атаки на весь фильм. Нарезка кадров из "Утомленных солнцем 3: Цитадель", показанная перед титрами "Предстояния", тоже ничего хорошего не обещает - в ней не было ни одного эффектного боевого эпизода.
Русские, да и немцы тоже, в "Утомленных солнцем 2" зачем-то выставлены настоящими уродами. Спасибо, Никита Сергеевич, что поведали правду о войне: оказывается, немецкие летчики были полоумными придурками, наши бойцы штыком атаковали танки, а саперы взрывали мосты со своими же отступающими войсками. А мы-то думали, они были героями.
"Предстояние" собирались показывать на больших экранах на Красной площади в день победы, но потом отменили показ - побоялись оскорбить чувства ветеранов. Так в чем же правда фильма о войне, если он может оскорбить настоящих фронтовиков?
От "Утомленных солнцем 2" ждали исторической драматики, психологической пронзительности и огромной, пробивающей сердца, художественной силы. Досадно и обидно теперь, что фильм не только не превзошел уровень первой части, но даже вообще очень слабо связан с теми, первыми "Утомленными солнцем". Михалков хотел новым фильмом показать, что вторую мировую войну выиграл не Том Хэнкс - но пока получается, что выиграл все-таки он.
Автор: Дмитрий `Римайер` Жигалов

- 2
 - 1
 
Horryson (Новичок), постов: 6 
23 октября 2010 в 0:47 
 | |
15  | 
Извините, но это художественный фильм, а не документальная хроника. В нём больше уделено внимания истории комдива Котова, а не событиям 39 года и эпизодам воны с Финляндией. Как патриот, я горжусь военной историей нашей России. И то, что на 2й мировой наших дедов погибло больше 20 миллионов очень волнует меня. Но неужели по-вашему 20 миллионов - это крохи, это не "пушечное мясо"?! Еще раз повторюсь, хроника и кино - совершенно разные понятия. Как хроника, "Предстояние" совсем не идеально. Как кино, по крайней мере для меня, это очень хорошая работа.  | 
kukliatka (Новичок), постов: 8 
16 мая 2010 в 7:00 
 | |
| 
 | 
Теперь все снимают под Голливуд, но только Михалков это умеет. Профессионал,ничего не скажешь.Только Голливуд хорош,когда это Голливуд,а не Россия. "Раба любви" - шедевр,а "УС-2" мазня под пиво,но качественная,этого не отнять.  | 
NightBringer (Критик), постов: 2588 
27 апреля 2010 в 18:29 
 | |
| 
 15  | 
Про фильм не спорю, т.к. не смотрел.
 Извиняюсь, т.к. не прочитал полную версию статьи Пучкова. Но говорил я более обобщённо, не только о критике Утомлённых солнцем.  | 
NightBringer (Критик), постов: 2588 
27 апреля 2010 в 12:25 
 | |
| 
 15  | 
Строго говоря, если бы ваши предки были такими, какими их здесь описали Россия бы сейчас была "Западной Швабрией", к примеру. Этот гоблин кроме критики и пародий на фильмы по сути ничего и сделать то не может - много полезного, не правда ли? 
 
Стоит конечно оговориться, что план Гитлера по захвату России (а уж тем более мира) был изначально провальным.  | 
JOGY (Зритель), постов: 428 
26 апреля 2010 в 18:17 
 | |
| 
 15  | 
В России фильмы, которые снимаются для кассы, не добиваются успеха; а те кто снимают по приколу, типа - что получится, то получится - взлетают на вершины))) Или как?  | 
Галчёнок (Киноман), постов: 5511 
25 апреля 2010 в 22:31 
 | |
| 
 | 
Спасибо,  до свидания..)))))  | 
Галчёнок (Киноман), постов: 5511 
25 апреля 2010 в 22:22 
 | |
| 
 | 
Спасибо  за  объяснения....я  и   не  спорила,  а  просто  удивлялась
 что такое возможно, вот и написала о неправдоподобности.....))) Ну раз есть факты, то значит ещё сильней приходится удивляться о том, что из такой "мясорубки" кто то вобще выжил...))))  | 
A L I E N (Киноман), постов: 808 
25 апреля 2010 в 21:44 
 | |
| 
 15  | 
С фактами не поспоришь)))))))  | 
Галчёнок (Киноман), постов: 5511 
25 апреля 2010 в 21:14 
 | |
| 
 | 
Ещё  раз  хочу  вам  сказать,  что  вы  всё  же  не  внимательно  прочли  мой  пост....Далеко  не  каждый  знает  реальные  события,  происходившие  на  пляже  Омаха,  и  я  в  том  числе...)))
 ..... при таком обстреле, выжить просто не реально.....вот и всё, что я имела ввиду , написав слово --- "неправдоподобность"......  | 
Галчёнок (Киноман), постов: 5511 
25 апреля 2010 в 21:08 
 | |
| 
 | 
brune писал(а) 25 апреля 2010 в 21:05 К сожалению, это было реально. Спилберг как раз все воссоздал с документальной точностью. Понятно...))))  | 

- 2
 - 1
 
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.
| Дата выхода: | 14 ноября 2025 | 
| Страна: | Великобритания, США | 
| Жанр: | боевик, триллер, фантастика | 
| Режиссер: | Эдгар Райт | 
| В главных ролях: | Глен Пауэлл, Эмилия Джонс | 
| 1 | Нэчжа побеждает Царя драконов | 9.1 | 
|---|---|---|
| 2 | Девочка, покорившая время | 8.73 | 
| 3 | Ночи Кабирии | 8.42 | 
| 4 | Эдем | 8.27 | 
| 5 | Порко Россо | 7.83 | 
| 1 | Кончится лето | 7.15 | 
|---|---|---|
| 2 | Финист. Первый богатырь | 6.71 | 
| 3 | Батя 2: Дед | 6.5 | 
| 4 | Последний ронин | 6.5 | 
| 5 | Красный шелк | 6.44 | 
| 1 | Одиссея | 9.53 | 
|---|---|---|
| 2 | Биошок | 9.19 | 
| 3 | Грань будущего 2 | 9.05 | 
| 4 | Дикая банда | 8.89 | 
| 5 | Проект "Аве Мария" | 8.75 | 
| 1 | Властелин колец 3: Возвращение Короля | 9.5 | 
|---|---|---|
| 2 | Побег из Шоушенка | 9.46 | 
| 3 | Терминатор 2: Судный день | 9.45 | 
| 4 | Властелин колец 2: Две крепости | 9.4 | 
| 5 | Форрест Гамп | 9.4 | 
| 1 | Побег из Шоушенка | 9.46 | 
|---|---|---|
| 2 | Крестный отец | 9.17 | 
| 3 | Темный рыцарь | 9.12 | 
| 4 | Крестный отец 2 | 8.96 | 
| 5 | 12 разгневанных мужчин | 9.15 | 
| 1 | Во все тяжкие | 9.46 | 
|---|---|---|
| 2 | Место встречи изменить нельзя | 9.38 | 
| 3 | Игра престолов | 9.27 | 
| 4 | Михайло Ломоносов | 9.25 | 
| 5 | Гордость и предубеждение | 9.13 |