Поделюсь некоторыми мыслями вслух. Начнем от печки. Тарзан — литературное дитя американского писателя Эдгара Райса Берроуза, одного из столпов жанра научной фантастики и фэнтази первой половины ХХ века. Другое имя Тарзана — Джон Клейтон, лорд Грейсток, а среди вырастивших его после гибели родителей африканских обезьян просто "бледнокожий". Берроуз описывает своего "отпрыска" атлетичным сероглазым красавцем, который благодаря своему росту смотрит на мир слегка сверху вниз, имеет твердые нравственные принципы, что позволяет ему не решать моральных дилемм, отличительными чертами его натуры являются природная сдержанность и невозмутимость, благородство и щедрость. Его приключениям Берроуз посвятил цикл из 26 романов, что сделало лорда "Тарзана" Грейстока самым узнаваемым и культовым персонажем, естественно, не обойденным кинематографистами.
В фильме Дэвида Йейтса мы встречаем сначала цивилизованную ипостась Тарзана — истинный британский джентльмен, член парламента лорд Грейсток III, давно женат на очаровательной благовоспитаннной леди, который получает приглашение посетить родные конголезские пенаты от бельгийского короля, за которым, приглашением, стоит бельгийский интриган Леон Ром. Леон Ром — бельгийский офицер, реальный исторический персонаж, приложивший руку к геноциду черного населения Конго в 19 веке. Реальным историческим персонажем является также компаньон лорда Грейстока в этом африканском путешествии афроамериканец Джордж Уильямс, военный и историк, который, побывав в Конго в 1891 году, первым громко заявил о преступлениях колониального режима в официальном письме королю Леопольду II и президенту США, описав кровавые реалии жизни черного Конго 19 века и жестокую изнанку миссии "распространения цивилизации" среди коренного населения, унесшую по разным подсчетам от 3 до 10 млн жизней. Единственным литературным документом, кстати, о бельгийской оккупации Конго стала книга польского американца Джозефа Конрада "Сердце тьмы" — о путешествии английского моряка, с миссией эвакуировать бельгийского торгового агента, в земной ад, где совесть белых миссионеров чернее кожи их подопечных.
Не удивительно при таком раскладе, что искушение плеснуть сурового реализма в эту приключенческую ленту у Йейтса было непреодолимым, равно как и желание, видимо, дистанцироваться от детского кино и своей предыдущей миссии — Поттерианы. Постановщик пощадил чувства зрителей и не показывал горы отрубленных детских ручек, которые имели место в реальности вместе с прочими ужасами. Он также "назначил" главной валютой Конго, ради которой якобы и началась колонизация континента, алмазы — стенографический значок, более понятный современному зрителю; то время как в 19 веке основная промышленная охота шла за слоновой костью и особенно каучуком — Европа массово пересела на велосипеды и нуждалась в шинах, кроме того на фоне сексуального бума занялась планированием семьи и нуждалась в презервативах. Но во всем остальном фильм близок к реальности: рабство, зверства, наемники и безраздельное торжество тогда еще нетронутой, щедрой и изобильной природы. Оговорюсь, что тренд мрачного "сурового реализма" не изобретение Йейтса, скорее его сознательный (или предложенный продюсерами) выбор, а начался он для Уорнеров с бэтманианы Нолана, если не раньше.
В нынешней версии жизнеописания и приключений Тарзана множество конфликтов и она не ограничивается простым и формальным противоборством добра со злом, коварных злодеев и благородных героев. Самый главный конфликт можно обозначить как "дикость vs цивилизация". До времени человечество сосуществовало в гармонии с мирозданием, но в какой-то момент в гордыне своей решило цивилизоваться и противопоставило себя ему, достигнув при этом ровно противоположного эффекта и превратившись из племени самых умных и коварных охотников животного царства в племя алчных варваров, бездумно истребляющих природные богатства, не делая исключения и для представителей своего собственного вида; рубикон между дикостью и моралью был снова перейден, но в обратном направлении. В этом контексте необыкновенно привлекательно выглядит фигура самого Тарзана, как его задумывал Берроуз, лишенного внутренних противоречий благодаря природному благородству и безупречному нравственному камертону, выпестованному, как ни парадоксально, в окружении этой самой природной дикости.
Природная дикость в фильме выглядит очень масштабно. Хотя большая часть съемок прошла в Британии и даже в павильонах, соединяя невероятным образом дизайн, новаторскую фотосъемку и визуальные эффекты, однако по завершении основного производства художник Джош Понте, оператор Генри Брэм и техническая команда в течение шести недель снимали с вертолета с помощью специальной конструкции из шести камер натуру африканского Габона — леса, скалы, реки, водопады, создав основу для масштабной движущейся картинки. А в основе визуальных эффектов, касающихся животных, лежит целый пласт досконального изучения документальных фильмов о поведении животных в дикой природе. И усилия эти не пропали даром, все сложное техническое смешение смотрится цельно, органично, эпично и естественно, уже не говорю красиво. Кинематограф знает и иные подходы к натурным съемкам. Например, немецкий режиссер Вернер Херцог снимал свою амазонскую трилогию — "Агирре гнев божий", "Фицкарральдо", "Зеленая кобра" — в девственных джунглях бассейна Амазонки, совершая профессиональный и человеческий подвиг сам и обрекая на мучения кинематографическую группу. Однако это было десятки лет назад и масштаб съемок был совсем скромным, размахи нынешних блокбастеров просто необратимо нарушат экологию региона. Приятие и визуально-эмоциональные ощущения от ленты о Тарзане не уступают впечатлениям от трилогии Херцога.
О выборе актера на главную роль. Как говорит продюсер Харви Вайнштейн: "В Голливуде сейчас никто, кроме Алекса, не способен убедительно сыграть человека-животное — свободного, жестокого и смелого. Как ни крути, он действительно альфа-самец". Как говорит о себе сам Скарсгард : "Я хочу получать от жизни только положительные эмоции, быть бродячим псом без угла, пристанища и хозяйской руки. Нравится чувствовать себя свободным!" Избалованной публике он известен прежде всего как персонаж вампирской саги и популярный персонаж светской хроники — соблазнитель с бесконечной чередой романов, герой-любовник, неизменный член списка самых сексуальных мужчин Швеции с прозвищем от фанаток "Скаргазм". Однако мало кто знает, что он с блеском играл на сцене в постановках "Кровавая свадьба" по Гарсии Лорке и "Кто боится Вирджинии Вулф?" Эдварда Олби, и редко кто вспоминает его отличные профессиональные работы в авторском кино разного масштаба (артхаус "Меланхолия" Ларса фон Триера, криминальные триллер "Соломенные псы" Рода Лури, сесмейная драма "Развод в большом городе").
Скарсгард органичен и в образе лорда Грейстока в безупречном костюме, расслабленно слушающим беседу парламентариев, положив на стол большие руки, чуть собранные в кулак; и в образе европейца-путешественника, меряющего своими длинными ногами бескрайнюю африканскую саванну; и в своей ничем не прикрытой природной стати в поединке с самцом-гориллой. Сдержанность и скрытый темперамент потомка викингов как нельзя лучше заполняют многомерный образ Тарзана. Йейтс не делает его суперменом, он уязвим, но готов к этому, воспринимает свою уязвимость спокойно, как воин и самец, и взаимодействует с жизнью с открытым забралом.
Многие критики разочарованы отсутствием искры в любовных отношениях Тарзана и его избранницы Джейн. Огня действительно маловато. Но не будем забывать, что для воспитанного джунглями Тарзана в любви главное не страсть, но целомудрие, гармония отношений строится не на бурном гормональном всплеске, но на глубокой подсознательной интуитивной близости, которой не нужны слова, поскольку в дикой природе их и вовсе нет. Его близость с супругой сродни ласкам при встрече с львиным прайдом-друзьями детства по возвращении из Лондона в Африку — те же медлительные умиротворяющие жесты. Так что весьма вероятно, что отсутствие видимой экранной химии персонажей не случайно и никак не связано с холодностью друг к другу актеров. А как умеет искрить на экране Скарсгард можно увидеть в ленте "Соломенные псы", где у него огненный дуэт и интим с Кейт Босуорт. Марго Робби в роли Джейн, после целого списка оторв, для разнообразия играет благовоспитанную леди, женственную и милую, впрочем, далеко не беззащитную, но амазонку в душе, и с энтузиазмом наслаждается происходящим.
С Сэмом Джексоном, как всегда необыкновенно колоритным, в роли Джорджа Уильямса связан основной юмор ленты, довольно скудный, впрочем, отсутствие буйного веселья с лихвой компенсирует ирония. Кристоф Вальц в роли Леона Рома как всегда главный интриган, выглядит щупловатым среди всего человеческого и природного окружения, но коварства ему не занимать, а отсутствие физической мощи он компенсирует ловкостью и специальными гаджетами. В ленте фигурируют два африканских племени, но однозначно звездный статус среди чернокожих актеров имеет только 50-летний Джимон Хонсу — вождь племени Мбонга, у которого с Тарзаном свои счеты, добавляющие интриги; Хонсу и его яркий персонаж требуют, пожалуй, чуть больше экранного времени, как впрочем и все чернокожее местное население, оставшееся однородной массой.
Повествование в целом получилось увлекательным, с набором правильных и вкусных ингредиентов, но не вполне цельным. Чтобы не тратить отдельное время на предысторию Тарзана, его африканская юность дается многочисленными флэшбеками, некоторые хороши, некоторые больше вроде кислотных галлюцинаций. Как и все зрители — грущу по эпичной финальной битве, которую... оставили для сиквела? Пытаюсь проникнуть в замысел режиссера, который он вынашивал целое десятилетие. Та мера, в которой это удалось, диктует оценку фильму "7". Пожалуй, посмотрела бы продолжение — у персонажа огромный потенциал. И интересно, как бы историю рассказал дель Торо или Сомерс.
Год выхода: | 2016 |
Жанр: | боевик, приключения |
Страна: | США |
Рейтинг: |
Рецензия к фильму "Тарзан. Легенда" от Constance
Назад в будущее
Просмотров: 2614
Оценка читателей: 9,92 из 10 (голосов 12)
Подписывайтесь на нашу группу KinoNews.ru ВКонтакте, чтобы оперативно следить за нашими новостями.
Всего комментариев: 11
- 2
- 1
Constance (Киноакадемик), постов: 17018
4 июля 2016, 16:10
| |
11 |
Erden писал(а) 4 июля 2016, 8:57 Замечательная рецензия. Специализируюсь на изучении колониализма, поэтому очень было приятно встретить в рецензии ... Это Йейтсу спасибо - очень задел за живое своей лентой)) |
Erden (Критик), постов: 3085
4 июля 2016, 8:57
| |
13 |
Замечательная рецензия. Специализируюсь на изучении колониализма, поэтому очень было приятно встретить в рецензии хороший исторический материал |
Maxxx (Критик), постов: 5250
3 июля 2016, 22:23
| |
11 |
Фильм отличный!то чего и ожидал,увидел! |
George (Киноакадемик), постов: 10564
3 июля 2016, 15:26
| |
8 |
George писал(а) 3 июля 2016, 15:22 Про какую-то убедительную игру - я бы промолчал. Но это не их вина - фильм не пытается быть серьёзным, хоть в нём ... У Скарсгарда я не могу выделить сильных актёрских работ. Уверен, потенциал у него есть. Может ещё и будут незабываемые роли. В Меланхолии Триера у него недолгая и малозаметная роль жениха - всё-таки главные скрипки там играют Кирстен Данст и Шарлотта Генсбур. |
George (Киноакадемик), постов: 10564
3 июля 2016, 15:22
| |
8 |
George писал(а) 3 июля 2016, 15:12 Верно подмечено в конце, что режиссура оставляет желать лучшего. Видимо, Дэвид Йейтс отдал все силы Поттериане. ... Про какую-то убедительную игру - я бы промолчал. Но это не их вина - фильм не пытается быть серьёзным, хоть в нём и происходят ужасные события - всё равно он сделан с расчётом на развлекательность, на забавное приключение в джунглях. Не зря позвали Самюэля Л. Джексона - который и отвечал за юмор. Вернее, за веселое настроение. Уже возникает когнетивный диссонанс - в фильме вроде происходит геноцид африканского населения, а тут все такие довольные, улыбающиеся, забавные, находят время не очень смешно шутить и прочее. В общем, тональность фильма несколько пресная - хотели сказать обо всё и сразу - и о Тарзане (хотя что о нём можно сказать ещё?), его любви, о колонизаторах (вообще о Европе того времени), дикой природе и цивилизации, вообще о природе человека в таком вот легкомысленном и непринуждённом стиле. И не получилось ничего - на мой взгляд. Такого целостного и раскрытого в полной мере. Да если даже и рассматривать только развлекательную функцию фильма - ну, не развлёк нисколько. |
George (Киноакадемик), постов: 10564
3 июля 2016, 15:12
| |
8 |
Верно подмечено в конце, что режиссура оставляет желать лучшего. Видимо, Дэвид Йейтс отдал все силы Поттериане. Материал действительно богатый - и литературный (про Тарзана) и конечно исторический - об экспансионистской политике Бельгии в отношении Конго и жестоком кровожадном короле Леопольде. Мне понравился в начале рецензии - вводный экскурс в историю. Совсем забыл про книгу Конрада "Сердце тьмы" (которая послужил основой для Апокалипсиса сегодня) спасибо что напомнила))
Подготовка к фильму как ты описываешь была прям грандиозной - столько отсняли живописных мест на натуре. Но я в основном видел лишь наложенный фон за спинами актёров - сейчас же рисовать намного дешевле, чем снимать в реальном условиях; к тому же безопаснее для актёров. Для примера - насколько Питер Джексон любит баловаться графикой, но даже у него незабываемые виды Новой Зеландии в ВК. Вот там было видно, что действительно наснимали на натуре. |
MiB (Киноакадемик), постов: 7800
3 июля 2016, 14:37
| |
12 |
А ведь подучился вполне хороший приключенческий фильм) А Марго...ооо, она была безупречна в роли Джейн...) |
LivEricsen2 (Критик), постов: 3534
3 июля 2016, 14:29
| |
8 |
Constance писал(а) 3 июля 2016, 14:21 Сегодня посмотрела второй раз - и весь мой скепсис, если он и был, улетучился полностью)) Очень богатый и продуманный ... охотно верю |
Constance (Киноакадемик), постов: 17018
3 июля 2016, 14:21
| |
11 |
Сегодня посмотрела второй раз - и весь мой скепсис, если он и был, улетучился полностью)) Очень богатый и продуманный аттракцион)) Тут Вам в лучшем виде и National Geographic, и History Channel, и Cirque du Soleil, и отличный Тарзан, и даже Вальц мне показался не таким однообразным как обычно, и саундтрек самый что ни на есть оригинальный... В общем, Йейтс и команда большие молодцы)) |
MiB (Киноакадемик), постов: 7800
3 июля 2016, 8:21
| |
12 |
Всё, уже иду в кино!) |
- 2
- 1
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.
Главные материалы сайта:
Текстолит (Критик), постов: 62336
сегодня, 10:01
| |
Чего в этом проекте сильно не хватает, так это динамики. Уж больно, все скучно и медленно развивается.
Раздражающая прическа Любы Плюсами можно отметить ... [читать далее] |
Kent S (Киноакадемик), постов: 34988
сегодня, 9:59
| |
На старте по Москве в стиме 400к одновременно играющих.
На выходных явно поднимется |
Kent S (Киноакадемик), постов: 34988
сегодня, 9:56
| |
Терри Крюс должен быть Хагридом
|
Stanley (Критик), постов: 670
сегодня, 8:39
| |
Вот вроде в этом сериале главной фишкой должна быть " боевика ". Что-то похожее на "Рейд". И Таслин тут имеется. Но смотрится все так театрально ... [читать далее]
|
Stanley (Критик), постов: 670
сегодня, 8:30
| |
В этом году серьезная борьба в жанре комедии )
|
Текстолит (Критик), постов: 62336
сегодня, 7:43
| |
По мне так фильм по лучше 2 части, но хуже 1-й
|
DarkKnight77 (Критик), постов: 9574
сегодня, 7:42
| |
Основной пласт и не смотрел, да и вряд ли посмотрю! Моё предпочтение "Пингвин"
|
ANAMAZINGMAN (Критик), постов: 10599
сегодня, 7:36
| |
Среди мини я бы отдал предпочтение Пингвину или Рипли. Настоящий детектив ушёл в бред в новом сезоне, а Властелины воздуха сейчас смотрю и… ну просто ... [читать далее]
|
DarkKnight77 (Критик), постов: 9574
сегодня, 7:33
| |
Как телевизионные шоу, а не как показатель художественных достоинств!!! Разве это не о том что это больше шоу где дают за цвет, однополые предпочтения, ... [читать далее]
|
ANAMAZINGMAN (Критик), постов: 10599
сегодня, 7:31
| |
Странно это слышать чувака, который получил номинацию за фильм Я - Сэм, над которым посмеялись даже Солдаты неудачи)))
|
Фильм месяца
Дата выхода: | 25 декабря 2024 |
Страна: | США |
Жанр: | мелодрама, ужасы |
Режиссер: | Роберт Эггерс |
В главных ролях: | Эмма Коррин, Аарон Тейлор-Джонсон |
Реклама
1 | Меч короля | 8.21 |
---|---|---|
2 | Мальчик и птица | 8.14 |
3 | Стальная хватка | 7.42 |
4 | Артур, ты король | 7.38 |
5 | Герой наших снов | 7.35 |
1 | Майор Гром: Игра | 7.22 |
---|---|---|
2 | Мастер и Маргарита | 7.04 |
3 | Лед 3 | 6.71 |
4 | Сто лет тому вперед | 6.35 |
5 | Три богатыря и Пуп Земли | 6.33 |
1 | Носферату | 9.15 |
---|---|---|
2 | Шрек 5 | 9.13 |
3 | Биошок | 9.11 |
4 | Грань Будущего 2 | 9.05 |
5 | Дикая банда | 8.76 |
1 | Властелин колец 3: Возвращение Короля | 9.48 |
---|---|---|
2 | Побег из Шоушенка | 9.44 |
3 | Терминатор 2: Судный день | 9.41 |
4 | Форрест Гамп | 9.41 |
5 | Властелин колец 2: Две крепости | 9.39 |
1 | Побег из Шоушенка | 9.44 |
---|---|---|
2 | Крестный отец | 9.13 |
3 | Темный рыцарь | 9.12 |
4 | Крестный отец 2 | 8.92 |
5 | 12 разгневанных мужчин | 9.16 |
1 | Во все тяжкие | 9.40 |
---|---|---|
2 | Игра престолов | 9.22 |
3 | Пингвин | 9.11 |
4 | Если наступит завтра | 9.07 |
5 | Место встречи изменить нельзя | 9.00 |
Самые обсуждаемые материалы
Рэйф Файнс благословил Киллиана Мерфи на роль Волан-де-Морта
Мультфильм студии Дисней стартовал с абсолютным рекордом Дня благодарения
Злая королева Галь Гадот клянется "быть прекрасней всех на свете"
Награждения
Наши рекорды