px

Хьюстон, у нас проблемы!

07.10.2013
Хьюстон, у нас проблемы!
О фильме "Гравитация" в 2013 году принято писать, как о покойнике, либо хорошо, либо никак. "Самый рейтинговый" кинопроект года, "Лучший фильм о космосе", "Лучший стереоскопический фильм вообще", - какими только терминами не сопровождался прокат этой картины. Однако при всех плюсах новой работы Альфонсо Куарона мало у кого хватает смелости признать, что "Гравитация" выглядит выдающейся работой лишь на фоне тотального засилья кинокомиксов разного класса, всевозможных сиквелов и приквелов, соревнующихся между собой в убогости конвертации в стерео.

Оставим в стороне вкусовщину и даже научную аккуратность происходящего на экране. Хотя даже человеку не сильно сведущему в истории освоения околоземного пространства должно быть ясно, что ни при каких обстоятельствах астронавты, занимавшиеся обслуживанием телескопа Hubble, не могут попасть на МКС с помощью персонального комплекса маневрирования. Хотя бы потому, что орбиты этих объектов лежат в разной плоскости, и Hubble находится от Земли на расстоянии около 560 километров, а МКС - 420 километров. Все это, конечно, ерунда для "лучшего фильма о космосе".

Но вот чтобы объективно оценить "величие" "Гравитации" стоит поговорить о том, как создавался фильм и сравнить процесс со съемками другой известной картины, в которой тоже фигурировал как космос, так и вполне реальные космические аппараты. Речь об "Аполлоне 13".

Итак, создатели "Гравитации" с самого начала пытались потрясти наше воображение рассказами о сложности съемочной площадки, о страданиях исполнительницы главной роли Сандры Баллок, вынужденной по несколько часов в день проводить в замкнутом пространстве, о сценах без монтажных склеек и стереоскопии, которая опередила свое время. И вся эта "няшность" за скромные по нынешним меркам 100 миллионов долларов.

Увы, при всем богатстве фантазии у автора этих строк не получается осознать, в чем сегодня заключается сложность создания CGI-космоса и красочных разрушений, равно как и степень героизма Баллок, снимавшейся в специально созданном макете. И вот почему.

Создавая фильм "Аполлон 13", Рон Ховард требовал от своих актеров предельной реалистичности. С этой целью исполнители главных ролей Том Хэнкс, Кевин Бейкон и Билл Пэкстон были командированы в тренировочный центр астронавтов в Хантсвилле, где настоящий командир "Аполлона 13" Джим Ловелл обучал их управлять Командным и Лунным модулями. Актеры были вынуждены выучить предназначение более 500 кнопок и переключателей в макетах аппаратов.

Затем все они были отправлены в космический центр имени Джонсона, где прошли курс тренировок на летающих лабораториях КС-135, которые используются для симуляции состояния невесомости. В дальнейшем NASA разрешила использовать эти авиалайнеры для съемок самого фильма. В одном из них были воссозданы в натуральную величину интерьеры Командного и Лунного модулей, и все "космические" эпизоды создавались именно в нем.

Здесь стоит учесть, что такие самолеты, летающие по параболе, могут обеспечить состояние невесомости лишь в течение 25 секунд. Рон Ховард заставил своих актеров испытывать это состояние в течение 54-х минут! Нетрудно подсчитать, сколько "парабол" пришлось пережить Хэнксу, Бейкону и Пэкстону, зато вся "космическая невесомость" в "Аполлоне 13" абсолютно натуральная.

В свою очередь, Эд Харрис, игравший руководителя полета, и остальные актеры, изображавшие инженеров и диспетчеров, были вынуждены пройти полноценный курс обучения и даже сдать экзамен, результаты которого поразили даже бывалых "космических волков".

Рон Ховард отказался от использования настоящего Центра управления полетов, который NASA была согласна предоставить в его распоряжение, и выстроил его точную копию. Настолько точную, что на всех рабочих местах были идентичные ЦУПовским средства связи, мониторы, и тому подобное. Кроме этого, для съемок были созданы по два полноразмерных макета Командного и Лунного модулей, различные фрагменты которых могли демонтироваться для осуществления съемок под разными углами. Копии скафандров, в которые были облачены актеры, были столь точными, что даже снабжались системами вентиляции, аналогичными тем, что применялись на "Аполлоне 13".

Все авианосцы, стартовые комплексы, сборочные цеха ракетоносителя "Сатурн 5" были настоящими, без единого кадра, нарисованного на компьютере. Да, и стоило все это... 52 миллиона долларов. Стартовые сборы "Аполлона 13" составили 46 миллионов долларов, естественно, без всяческих наценок за стереоскопию, а финальные - 355 миллионов долларов. Фильм получил девять номинаций на "Оскар". Его рейтинг на Rotten Tomatoes составлял 95 процентов.

Увы, через 18 лет "лучшим фильмом о космосе" считается картина, 60 процентов которой - чистая мультипликация, и 40 процентов - студийные съемки с помощью "очень сложных механических конструкций".

Хьюстон, у нас и правда проблемы.

Автор: Andrew


Всего комментариев: 179
Andrew (Главный редактор), постов: 73252
8 октября 2013, 10:03
Аватарка пользователя Andrew
OlegD писал(а) 8 октября 2013, 8:01
Не очень понимаю сравнение фильмов, снимавшихся, как очень точно подмечено, с разницей в несколько десятилетий. ...
В 1995 году спецэффекты компьютерные были уже достаточно развиты:) Но дело не в этом, а в том, что если Ховарду нужна была невесомость, он своих актеров помещал в реальную невесомость:) Вот в чем разница.

OlegD (Критик), постов: 12063
8 октября 2013, 8:01
Аватарка пользователя OlegD
Больше 11 лет на сайте
11
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Серебряный рецензент (средний балл рецензий между 8 и 8,99)
Не очень понимаю сравнение фильмов, снимавшихся, как очень точно подмечено, с разницей в несколько десятилетий. Раньше все строили, потому что по-другому не могли просто!) Тогда спецэффектов таких не было! Я думаю были бы, они бы тоже рисовали) Я Гравитацию не смотрел еще, но не понимаю, чем вызван такой гнев Эндрю. Ваш же любимый Кэмерон первым назвал этот фильм лучшим о космосе! Неужели не прав оказался? В любом случае, думаю, что каждый сам выбирает, какой фильм для него лучший о космосе и каждый в итоге займет достойную его нишу в истории кинематографа!

303 (Зритель), постов: 510
8 октября 2013, 5:03
Аватарка пользователя 303
Больше 13 лет на сайте
13
Такое ощущение, что собрались крикливые тинейджеры повизжать по поводу очередной красивой фигни. Ну а то что это фигня, не обращают внимания - она же красивая!

Dмитрий (Критик), постов: 5474
8 октября 2013, 2:53
Аватарка пользователя Dмитрий
Больше 12 лет на сайте
12
Den_wushu писал(а) 8 октября 2013, 0:42
Кино, есть кино!И Мне абсолютно все равно летают там или нет!Если в Противостоянии/The One Джет Ли прыгает и бьет с ...
тут все просто :) не разделяя общего ликования и недоумевая, люди как-то пытаются оправдать свою нелюбовь к фильму. вот такими вот, скажем прямо, крайне сомнительными методами высасывания из пальца. такая позиция заранее проигрышная.

Dмитрий (Критик), постов: 5474
8 октября 2013, 2:20
Аватарка пользователя Dмитрий
Больше 12 лет на сайте
12
brune писал(а) 7 октября 2013, 23:44
Надо дождаться, когда про твой любимый вид спорта снимут фильм "как в жизни бывает", а не фэнтези, где очевидные ...
ой и вы в ту же среду, то есть вот эту ахинею про фэнтези вы пишите на полном серьезе?


Den_wushu (Критик), постов: 4461
8 октября 2013, 0:42
Аватарка пользователя Den_wushu
Больше 14 лет на сайте
14
Серебряный рецензент (средний балл рецензий между 8 и 8,99)
brune писал(а) 7 октября 2013, 23:44
Надо дождаться, когда про твой любимый вид спорта снимут фильм "как в жизни бывает", а не фэнтези, где очевидные ...
Кино, есть кино!И Мне абсолютно все равно летают там или нет!Если в Противостоянии/The One Джет Ли прыгает и бьет с огромной силой, то сценарием все объясняется и, извиняюсь за выражение, плевать на законы физики!это мой один из самых любимых фильмов!
Пример, номер два. Терминатор - 2. погоня на автостраде. Т-1000 гонится по главной дороге, со второстепенных ему выезжают машины и тот сносит их в дребезги!при этом две машины выезжают лоб-в-лоб друг другу, то есть не было бы грузовика- они бы и так столкнулись (куда смотрели водители???). Если зрителя цепляет сюжет и картинка, то неважна реалистичность...!Кино, есть кино!!Еще раз Куарон не снимал документалку!

Forest gamer (Киноман), постов: 1625
8 октября 2013, 0:11
Аватарка пользователя Forest gamer
Больше 13 лет на сайте
13
alexei_27 писал(а) 7 октября 2013, 23:21
Ну скорость предположим сбрасывать не нужно, ее необходимо уравнять со скоростью МКС. Это несколько проще, не ...
А как вам то, что в невесомости от веса Клини не выдерживали троссы(или провода)?

brune (Глава Киноакадемии), постов: 25410
7 октября 2013, 23:44
Аватарка пользователя brune
Больше 14 лет на сайте
14
Звезда сайта 2019 года
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Den_wushu писал(а) 7 октября 2013, 23:36
Люди,заканчивайте спорить!У Эндрю совсем другие планы!А Вы ведетесь на его слова!!=))
Честно говоря, смешно читать ...
Надо дождаться, когда про твой любимый вид спорта снимут фильм "как в жизни бывает", а не фэнтези, где очевидные правила и законы будут нарушены)).

Den_wushu (Критик), постов: 4461
7 октября 2013, 23:36
Аватарка пользователя Den_wushu
Больше 14 лет на сайте
14
Серебряный рецензент (средний балл рецензий между 8 и 8,99)
Люди,заканчивайте спорить!У Эндрю совсем другие планы!А Вы ведетесь на его слова!!=))
Честно говоря, смешно читать на столько серьезный полет разборов!так как этот фильм в первую очередь - художественный!И здесь, как и во всех художественных фильмах, реальность не обязательна!зритель должен ПОВЕРИТЬ!Аполлон 13 - фильм хороший, но если зрителю нравится, то значит Куарон все правильно сделала!И точка!
П.С. Кино еще не смотрел, но обязательно гляну!

Andrew (Главный редактор), постов: 73252
7 октября 2013, 23:31
Аватарка пользователя Andrew
alexei_27 писал(а) 7 октября 2013, 23:21
Ну скорость предположим сбрасывать не нужно, ее необходимо уравнять со скоростью МКС. Это несколько проще, не ...
Невозможно такое перемещение даже теоретически:) Ускорители в маневровых скафандрах рассчитаны только на работы в непосредственной близости от МКС:) Никакого разгона и "торможения" и выравнивания курсов быть не может:) Вы, видно, не понимаете, что орбиты МКС и Hubble просто в разной плоскости находятся:) Он под разными углами вращаются:)

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.


Главные материалы сайта:

Фильм месяца
Постер к фильму Фуриоса: Хроники Безумного Макса
Реклама
Самые обсуждаемые материалы
Апелляционный суд посчитал Харви Вайнштейна невиновным в изнасиловании
Актриса поделилась воспоминаниями о вечеринке с членом британской королевской семьи
Представлен новый кадр из грядущего блокбастера о Муфасе
Награждения
Наши рекорды