px

Хьюстон, у нас проблемы!

07.10.2013
Хьюстон, у нас проблемы!
О фильме "Гравитация" в 2013 году принято писать, как о покойнике, либо хорошо, либо никак. "Самый рейтинговый" кинопроект года, "Лучший фильм о космосе", "Лучший стереоскопический фильм вообще", - какими только терминами не сопровождался прокат этой картины. Однако при всех плюсах новой работы Альфонсо Куарона мало у кого хватает смелости признать, что "Гравитация" выглядит выдающейся работой лишь на фоне тотального засилья кинокомиксов разного класса, всевозможных сиквелов и приквелов, соревнующихся между собой в убогости конвертации в стерео.

Оставим в стороне вкусовщину и даже научную аккуратность происходящего на экране. Хотя даже человеку не сильно сведущему в истории освоения околоземного пространства должно быть ясно, что ни при каких обстоятельствах астронавты, занимавшиеся обслуживанием телескопа Hubble, не могут попасть на МКС с помощью персонального комплекса маневрирования. Хотя бы потому, что орбиты этих объектов лежат в разной плоскости, и Hubble находится от Земли на расстоянии около 560 километров, а МКС - 420 километров. Все это, конечно, ерунда для "лучшего фильма о космосе".

Но вот чтобы объективно оценить "величие" "Гравитации" стоит поговорить о том, как создавался фильм и сравнить процесс со съемками другой известной картины, в которой тоже фигурировал как космос, так и вполне реальные космические аппараты. Речь об "Аполлоне 13".

Итак, создатели "Гравитации" с самого начала пытались потрясти наше воображение рассказами о сложности съемочной площадки, о страданиях исполнительницы главной роли Сандры Баллок, вынужденной по несколько часов в день проводить в замкнутом пространстве, о сценах без монтажных склеек и стереоскопии, которая опередила свое время. И вся эта "няшность" за скромные по нынешним меркам 100 миллионов долларов.

Увы, при всем богатстве фантазии у автора этих строк не получается осознать, в чем сегодня заключается сложность создания CGI-космоса и красочных разрушений, равно как и степень героизма Баллок, снимавшейся в специально созданном макете. И вот почему.

Создавая фильм "Аполлон 13", Рон Ховард требовал от своих актеров предельной реалистичности. С этой целью исполнители главных ролей Том Хэнкс, Кевин Бейкон и Билл Пэкстон были командированы в тренировочный центр астронавтов в Хантсвилле, где настоящий командир "Аполлона 13" Джим Ловелл обучал их управлять Командным и Лунным модулями. Актеры были вынуждены выучить предназначение более 500 кнопок и переключателей в макетах аппаратов.

Затем все они были отправлены в космический центр имени Джонсона, где прошли курс тренировок на летающих лабораториях КС-135, которые используются для симуляции состояния невесомости. В дальнейшем NASA разрешила использовать эти авиалайнеры для съемок самого фильма. В одном из них были воссозданы в натуральную величину интерьеры Командного и Лунного модулей, и все "космические" эпизоды создавались именно в нем.

Здесь стоит учесть, что такие самолеты, летающие по параболе, могут обеспечить состояние невесомости лишь в течение 25 секунд. Рон Ховард заставил своих актеров испытывать это состояние в течение 54-х минут! Нетрудно подсчитать, сколько "парабол" пришлось пережить Хэнксу, Бейкону и Пэкстону, зато вся "космическая невесомость" в "Аполлоне 13" абсолютно натуральная.

В свою очередь, Эд Харрис, игравший руководителя полета, и остальные актеры, изображавшие инженеров и диспетчеров, были вынуждены пройти полноценный курс обучения и даже сдать экзамен, результаты которого поразили даже бывалых "космических волков".

Рон Ховард отказался от использования настоящего Центра управления полетов, который NASA была согласна предоставить в его распоряжение, и выстроил его точную копию. Настолько точную, что на всех рабочих местах были идентичные ЦУПовским средства связи, мониторы, и тому подобное. Кроме этого, для съемок были созданы по два полноразмерных макета Командного и Лунного модулей, различные фрагменты которых могли демонтироваться для осуществления съемок под разными углами. Копии скафандров, в которые были облачены актеры, были столь точными, что даже снабжались системами вентиляции, аналогичными тем, что применялись на "Аполлоне 13".

Все авианосцы, стартовые комплексы, сборочные цеха ракетоносителя "Сатурн 5" были настоящими, без единого кадра, нарисованного на компьютере. Да, и стоило все это... 52 миллиона долларов. Стартовые сборы "Аполлона 13" составили 46 миллионов долларов, естественно, без всяческих наценок за стереоскопию, а финальные - 355 миллионов долларов. Фильм получил девять номинаций на "Оскар". Его рейтинг на Rotten Tomatoes составлял 95 процентов.

Увы, через 18 лет "лучшим фильмом о космосе" считается картина, 60 процентов которой - чистая мультипликация, и 40 процентов - студийные съемки с помощью "очень сложных механических конструкций".

Хьюстон, у нас и правда проблемы.

Автор: Andrew


Всего комментариев: 179
Andrew (Главный редактор), постов: 73252
7 октября 2013, 20:04
Аватарка пользователя Andrew
Moriarty писал(а) 7 октября 2013, 19:55
В КП уже есть 1 отрицательная, в форуме тоже есть недовольные. Кстати в статье не написано что Гравитация плохой ...
Именно:) Фильм сам по себе неплох:) Просто лично меня поразило, как легко с помощью пиар-манипуляций простенькая работа выдается за шедевр:) При том, что создатели картины не приложили и десятой доли тех усилий, которые прилагали создатели действительно классных фильмов на эту же тему:) И как воодушевленно публика все это "скушала":)

Andrew (Главный редактор), постов: 73252
7 октября 2013, 20:02
Аватарка пользователя Andrew
Constance писал(а) 7 октября 2013, 19:30
Andrew, Вы очень системны в своей позиции, спасибо. Но самыми крутыми были не Рон Ховард и команда Аполлона, а неандертальцы, ...
Можно и так сказать:) Но поскольку настоящие "мужские" подходы в кино все еще присутствуют, хотелось бы видеть их почаще:) Причем, даже с главными героинями женщинами:) Ведь никто так полно не раскроет суть женщины, как мужчина:) Две самые известные героини современного кино - Сара Коннор и Эллен Рипли созданы мужчинами:)

Idlewild (Новичок), постов: 3
7 октября 2013, 19:58
Аватарка пользователя Idlewild
Внесу свои 5 копеек:кино мне понравилось,но спецэффекты это не единственное чем должен выделяться фильм.Тем более не понимаю полемики в этой беседке,графикой занимаются одни люди,сюжетом - совсем другие,и надо строго разделять это,даже если первое заставляет ваш мозг отключиться и пускать слюну.Режиссёр и вправду хорош,не забываем его так же известные фильмы "И твою маму тоже" и "Маленькая принцесса".Не особо люблю 3D,но для данного фильма оно очень подошло,после сеанса приятно кружилась голова.Конечно же создатели пожертвовали некоторыми моментами,граничащие с фантастикой,но это нужно,мы же не документальный или на основе реальных событий фильм смотрим,должны сами понимать.Манера съёмок очень добротная,в других фильмах от постоянных смен кадров,особенно в динамические моменты,начинают болеть глаза и с трудом понимаешь,что происходит.Здесь же,оператор молодец,свой стиль держит ещё с Дитя человеческого.фильм заслуживает 8.5 от меня.

Constance (Киноакадемик), постов: 16801
7 октября 2013, 19:58
Аватарка пользователя Constance
Больше 10 лет на сайте
10
Звезда сайта 2017 года
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Mr.Aufiderze писал(а) 7 октября 2013, 19:48
причем здесь тестостерон
18 лет назад была жесткая тестостероновая физическая реальность и жесткое мужское кино, а сегодня мир в виртуальную сферу переместился, с другими параметрами, и достижения и критерии у него другие

Black (Админ), постов: 3719
7 октября 2013, 19:57
Аватарка пользователя Black
Moriarty писал(а) 7 октября 2013, 19:46
Или оскар Сандре
За такие фильмы Оскар за главную женскую роль не дают, как правило.
Номинировать могут, но дать, вряд ли.


Moriarty (Зритель), постов: 907
7 октября 2013, 19:55
Аватарка пользователя Moriarty
Больше 11 лет на сайте
11
Maxxx писал(а) 7 октября 2013, 19:46
«Я был потрясён и совершенно размазан. Считаю, в «Гравитации» лучшие космические съёмки, более того, это лучший ...
В КП уже есть 1 отрицательная, в форуме тоже есть недовольные. Кстати в статье не написано что Гравитация плохой фильм.

Maxxx (Критик), постов: 5250
7 октября 2013, 19:50
Аватарка пользователя Maxxx
Больше 11 лет на сайте
11
НоланГений писал(а) 7 октября 2013, 19:49
Я считаю, что современное кино полностью соответствует изначальной понятии КИНО. Почему - потому что, только теперь ...
+100500

НоланГений (Критик), постов: 4304
7 октября 2013, 19:49
Аватарка пользователя НоланГений
Больше 10 лет на сайте
10
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Бронзовый рецензент (средний балл рецензий между 7 и 7,99)
Я считаю, что современное кино полностью соответствует изначальной понятии КИНО. Почему - потому что, только теперь научились по настоящему захватывать зрителя картинкой, камеры потрясают своей четкостью, спецэффекты не отличимы от реальности и они будоражут при должной подачи, и 3Д ко всему этому еще все это усиливает. А что такое настоящее кино - это развлечение, это мурашки по спине, это рассыпанный поп-корн. Если все это мне даст Гравитация, то это и есть шедевр, ибо картины 20и летней давности на такое не способны.

Mr.Aufiderze (Критик), постов: 8543
7 октября 2013, 19:48
Аватарка пользователя Mr.Aufiderze
Больше 11 лет на сайте
11
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Constance писал(а) 7 октября 2013, 19:30
Andrew, Вы очень системны в своей позиции, спасибо. Но самыми крутыми были не Рон Ховард и команда Аполлона, а неандертальцы, ...
причем здесь тестостерон

Moriarty (Зритель), постов: 907
7 октября 2013, 19:46
Аватарка пользователя Moriarty
Больше 11 лет на сайте
11
Black писал(а) 7 октября 2013, 19:33
Апполон 13 - это шедевр. Я думаю, что и через 50 лет его будут помнить многие, а Гравитацию вспомнят единицы :)
Здесь ...
Или оскар Сандре

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.


Главные материалы сайта:

Фильм месяца
Постер к фильму Фуриоса: Хроники Безумного Макса
Реклама
Самые обсуждаемые материалы
Апелляционный суд посчитал Харви Вайнштейна невиновным в изнасиловании
Актриса поделилась воспоминаниями о вечеринке с членом британской королевской семьи
Представлен новый кадр из грядущего блокбастера о Муфасе
Награждения
Наши рекорды