Меню сайта
На главную страницу

Рецензия к фильму "Ярослав. Тысячу лет назад". Дремучий гамбит

Ростовский князь Ярослав, расширяя свои владения на восток, повелел основать крепость в "медвежьем углу" - на утесе на берегу реки, где раньше было святилище загадочного лесного племени Велеса. Решив обложить "медвежий народ" данью, князь на пути в их селение попал в засаду... Говорят, Сталин, посмотрев однажды фильм про революцию, снятый по госзаказу, покачал головой: "Не так все было, совсем не так". Прошли десятилетия, а у нас ничего не изменилось - и над фильмом, снятым по госзаказу ("при финансовой поддержке Министерства культуры"), так же хочется несогласно качать головой.

Не секрет, что "Ярослава" сняли к тысячелетию Ярославля. Только хотели сделать яркую и захватывающую кино-открытку - а получился очередной "позор русского народа" в кинематографе.

Справедливости ради: "Ярослав" не так ужасен, как его рекламный постер, и вовсе не так безнадежен, как его трейлер. Сценаристка Марина Кошкина придумала занятную историческую детективную интригу - почти "Турецкий гамбит", но с косматыми мужиками в дремучем лесу.

Достойным минимум однократного просмотра фильм делают восхитительные актерские работы. В основном блистают артисты второго плана: Виктор Вержбицкий (Святозар) и Валерий Золотухин (Чурила) задают тон и образец актерской игры. Очень хорош Алексей Кравченко в роли колоритного варяга Харольда (кстати, в ролике на официальном сайте "Ярослава" он забавно зазывает зрителей в кино).

Каскадер и мастер боев на мечах в реальной жизни Александр Ивашкевич в главной роли князя Ярослава выглядит очень органично. Однако ни он, ни варяг Харольд не проявили в фильме настоящей лидерской смекалки и воинского мастерства - сбруя механистичного сценария не позволила. Есть ощущение, что этим двоим просто не дали развернуться.

Антураж в "Ярославе" довольно качественный: оружие, доспехи и древнерусская хозяйственная утварь словно взяты с витрин исторического музея, города (кроме слабой компьютерной графики) показаны слишком крупным планом, чтобы ими впечатлиться, - но погружают в атмосферу деревянной Руси.

Настоящая проблема "Ярослава" - это оператор. Им является Дмитрий Коробкин, который одновременно и режиссер фильма (решил, вероятно, сэкономить). Такое совмещение ролей многое объясняет. Господин Коробкин, видно, попросту не успевал снять "яркие боевые, каскадерские и конно-трюковые сцены", которые сам ставил! Во всяком случае при просмотре возникает ощущение, что фильм снимался исключительно крупным планом - и в сценах боев в кадр всегда попадали только два с половиной человека.

Три слабенькие битвы в "Ярославе" целиком состоят из этих крупных планов. Чье-то туловище, взмахивающая мечом рука, падающее тело, ор. От этого все "сражения" производят впечатление бандитских потасовок. Редкие всадники в кольчугах и остроконечных шлемах порой даже воспринимаются как-то странно посреди волосатых людей в шкурах.

Финальная битва хочет быть похожей на удар роханской конницы по оркам под Хельмовой Падью из "Властелина колец: Две крепости". Русская дружина появляется из-за холма в лучах солнца так же неожиданно-долгожданно. Но когда, преследуя врагов, дружина заходит в лес, от нее почему-то остаются три паофсных всадника и пара пехотинцев. И снова - разборка вместо боя, махание клинками вместо поединков.

Сценарий в целом сильнее самого фильма, однако и в нем есть пара непростительных прорех. Главная из них: совершенно непонятными остались мотивы главного злодея. По фильму, даже если бы ему абсолютно все удалось, особых выгод это ему не принесло бы - только месть рассерженных киевских князей. В одной сцене антагонист бормочет, что он делает это ради любви, чтобы уехать с любимой женщиной - чем вызывает почти непреодолимое желание покинуть зал.

Кто останется, впрочем, услышат неплохую мораль фильма в финальной речи Ярослава и заключительную историческую сводку про годы и успехи его правления на Руси. Последняя - равно как и вступительная историческая подоплека - окажется увлекательнее, чем сам фильм.

Автор: Дмитрий `Римайер` Жигалов

17.10.2010
Предлагаем почитать также:
Лучшие экранизации: В поисках двенадцати

Почем опиум для народа? И где ключ от квартиры, где деньги лежат?




Всего комментариев: 3
Евгения (Критик), постов: 3537
19 октября 2010, 15:45
Аватарка пользователя Евгения
Больше 8 лет на сайте
8
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Зачем это вечное разделение на "мы" и "вы"??? Если у кого то иное мнение,то уже сразу не мы" и ненависть??? Не слишком ли для таких слов?))улыбает,честно)).. Идея отличная,спору нет....С идеями у нас в стране всегда порядок.История богата,так что историческое кино снимай-не хочу.Но реализация фильмов подобного рода и этого в частности откровенно слаба,что спорить? И Дмитрий все правильно сказал...Проблема в совместной работе.Оператор плюс режиссер.Это за двумя зайцами,извините,в натуре!))Из последнего нашего исторического Невского сняли по человечески (и то..вопросов много).Так что есть в принципе куда расти.Ой как есть.И чего прямо так обижаться?))

Римайер (Критик), постов: 444
19 октября 2010, 14:47
Аватарка пользователя Римайер
Больше 9 лет на сайте
9
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Для уточнения:
1) Увидел не хороший _сценарий_ - хорошую _интригу_, детективный сюжет, каркас сценария
2) "реально хорошей операторской работы в условиях небольшого бюджета" - это гораздо уместнее сказать про "Монстров", например, - но никак не вяжется с "Ярославом"
3) Насчет поисков рецензента - ликуйте! :) Но вы и тут спутали причину и следствие =)

Римайер (Критик), постов: 444
18 октября 2010, 17:38
Аватарка пользователя Римайер
Больше 9 лет на сайте
9
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Пораженному читателю: Голову долой! :) Я смотрел "Ярослава" в кинотеатре. В Синема-парке на Калужской, если быть точным.

Мнения всякие важны - я высказал своё: что фильм держит своей детективной интригой, актерской игрой и более ничем. Остальное в нем очень удручает. Выскажите Ваше мнение.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистируйтесь или введите свой ник и пароль.
 


Реклама
Лауреат премии Оскар
Постер к фильму Кавалькада
Год выхода: 1933
Страна: США
Жанр:военный, драма, мелодрама
Режиссер:Фрэнк Ллойд
В главных ролях:Лоуренс Грант, Диана Виньяр
Пользователи портала "Новости кино" об экранизации комиксов DC
Самые обсуждаемые материалы
Экранизация комиксов DC установила новый рекорд
Комментарии (211)
Студия Marvel представила самый долгожданный трейлер конца 2018 года
Комментарии (185)
Студия Marvel представила первый ролик к фильму
Комментарии (150)
Портал "Новости кино" проведет грандиозный розыгрыш призов
Комментарии (200)
Портал "Новости Кино" представляет интернет-магазин
Комментарии (314)
Награждения
Наши рекорды
Наверх
Вниз