px

Рецензия к фильму "Вий 3D". Belaya Goryachka как научный эксперимент

25.01.2014
Рецензия к фильму Вий 3D. Belaya Goryachka как научный эксперимент

Откровенно говоря, не было уже никакой надежды, что главный отечественный долгострой - экранизация повести Гоголя будет все же представлена зрителям. За долгие годы своего существования проект менял режиссеров, концепцию, дистрибьюторов, разбивался на три части, затем вновь сливался в одну, грозился то стать самым страшным фильмом, то самым приключенческим. И вот второе экранное пришествие состоялось. В виде детектива, в котором холеный британский картограф все-таки раскрывает тайну страшного восточнославянского демона по имени... Belaya Goryachka.

Строго говоря, нынешняя экранизация совсем не вторая. На заре кинематографа были предприняты сразу три попытки перенести на экран действие повести - в 1909, 1912 и 1916 годах. К сожалению, о существовании этих версий мы знаем лишь по документам, сами ленты не сохранились. Так что точкой отсчета все равно является фильм 1967 года с Леонидом Куравлевым и Натальей Варлей в главных ролях.

История создания нынешнего "Вия", растянувшаяся почти на десятилетие, сама по себе похожа на детектив. Изначально проектом должен был заниматься режиссер Олег Фесенко, но в 2005 году его фильм как-то плавно трансформировался в картину под названием "Ведьма", лишь в некоторых деталях напоминающую произведение Гоголя и ориентированную в основном на западного зрителя. Главным экранизатором "Вия" стал Олег Степченко, в чьем послужном списке значились ничуть не более весомые проекты, вроде криминальной комедии "Сматывай удочки".

Казалось бы, работа должна закипеть. И вроде бы сам Степченко в одном из интервью в 2006 году дал повод на это рассчитывать, посетовав, что "снимать долго может себе позволить только Алексей Герман". Но ни тут до было. В 2007 году премьера так и не состоялась, а в 2008 режиссер ошарашил потенциальных зрителей сообщением о том, что "Вий" превратится в трилогию, в которой первая часть должна была стать буквальной экранизацией повести, вторая расследованием, которое проводит иностранный картограф, а третья - мистическим следствием его поисков. Словом, проект должен был стать некой совокупностью японских фильмов ужасов и американских приключенческих картин в духе "Индианы Джонса".

Надо ли говорить, что и в 2009 году, когда отмечалось 200-летие со дня рождения Николая Гоголя, ничего не произошло? А еще через некоторое время выяснилось, что от трилогии не осталось и следа. "Вий" снова был одиночным фильмом, основанным на ранней редакции повести. И снова авторы проекта твердили заклинания о масштабности проводимых ими работ и божились уж точно выпустить картину в 2012 году.

И вот в начале 2014 года премьера все же состоялась.

Британский картограф приезжает на изобретенном им механизме в мрачную Moskoviya, как водится, теряется в дороге, напивается с первыми встречными и оказывается на хуторе, находящемся во власти суеверных страхов и мутной жидкости под названием Gorilka. И вот тут начинается детектив.

Естественно, любая попытка углубления в сюжет в таком случае будет чревата самыми лютыми спойлерами, поэтому стоит лишь заметить, что сие творение практически ничего общего с литературным первоисточником ни в какой редакции не имеет. Более того, в нем напрочь отсутствует аутентичность, присущая произведениям Гоголя.

Так, определить, в какой именно части необъятной страны оказался главный герой, не представляется возможным. Если Николай Васильевич пишет, что "везде была одна степь, по которой, казалось, никто не ездил", или "селение вместе с отлогостью скатывалось на равнину. Необозримые луга открывались на далекое пространство", то бедный британец оказывается не в окрестностях Киева, а в каких-то дремучих северных лесах, испещренных скалистыми обрывами.

Действующие лица вроде бы иногда произносят гоголевский текст и своим внешним видом стремятся напомнить, что действие происходит в Малороссии, но эти попытки не исполнены ни духа гоголевской классики, ни содержания. И являются, скорее, собранием лубочных представлений иностранного обывателя о славянах. Собственно вся фабула картины, построенная на противопоставлении просвещенного западного сознания и погруженного в религиозное мракобесие восточного, не оставляет сомнений в том, на какой именно рынок рассчитывают авторы нового "Вия".

Но увы, подобные заигрывания имели бы хоть какой-то смысл, если бы все остальное было бы выполнено, если не от души, то хотя бы очень профессионально. Даже столь распиаренные спецэффекты, скорее, напоминают о временах бекмамбетовских "Дозоров", случившихся аккурат во время зарождения проекта "Вий", чем о том, что на дворе 2014 год. Более того, если фильм 1967 года до сих пор восхищает изощренностью своего монтажа и изобретательностью оформителей видеоряда, то новая версия в этом смысле способна вызвать лишь чувство неловкости. Так как рисованность многих элементов частенько куда более заметна, чем приемы 50 летней давности.

Ну, и конечно, пресловутый "магаффин", то есть ключевой элемент картины, вокруг которого строится все повествование. Если вы подумали, что это демон с веками до земли или даже сама убиенная паночка, то вы ошиблись. Это уже упоминавшаяся Belaya Goryachka. Ибо как еще можно объяснить западному зрителю все эти зловещие события, описанные в повести Гоголя.

Словом, подробное перечисление всего отрицательного в случае с "Вием 3D" не имеет особого смысла. Проще назвать положительное, так как оно, это положительное, всего одно - Джейсон Флеминг. Его профессионализма почти хватает на то, чтобы проект окончательно не превратился в несмешной анекдот в стиле "встречаются украинец и англичанин".

И последнее. Существует легенда о том, что Николай Васильевич ухитрился перевернуться в своем гробу после смерти и захоронения. Если у него это получилось однажды, должно получиться и снова, так как повод вполне подходящий.

Автор: Andrew



Всего комментариев: 37
yrenson (Киноакадемик), постов: 7222
26 января 2014, 15:22
Аватарка пользователя yrenson
Больше 10 лет на сайте
10
Такое произведение....Ни чего не нужно добавлять,снимай как написано...и даже это не могут сделать..Зря прождал...Лучше еще раз перечитаю,чтоб успокоится....

Andrew (Главный редактор), постов: 73184
26 января 2014, 1:11
Аватарка пользователя Andrew
Kanaff писал(а) 25 января 2014, 18:44
А паночка двигалась как в японских фильмах ужасов? В ранних трейлерах такое было.
Именно так:) Паночка прямиком из "Звонка":)

Andrew (Главный редактор), постов: 73184
26 января 2014, 1:10
Аватарка пользователя Andrew
Siktantic писал(а) 26 января 2014, 0:40
Такое ощущение после рецензии осталось, что в конце фильма главный герой поймет что это ему все казалось в пьяном ...
Вы удивительно близки к истине:)

Siktantic (Зритель), постов: 2494
26 января 2014, 0:40
Аватарка пользователя Siktantic
Больше 11 лет на сайте
11
Бронзовый рецензент (средний балл рецензий между 7 и 7,99)
Такое ощущение после рецензии осталось, что в конце фильма главный герой поймет что это ему все казалось в пьяном бреду, вот тогда точно посмеёмся)))

Siktantic (Зритель), постов: 2494
26 января 2014, 0:39
Аватарка пользователя Siktantic
Больше 11 лет на сайте
11
Бронзовый рецензент (средний балл рецензий между 7 и 7,99)
Kanaff писал(а) 25 января 2014, 18:44
А паночка двигалась как в японских фильмах ужасов? В ранних трейлерах такое было.
Можно сказать что она двигалась как в японском "Звонке" девочка с колодца.


Claud (Зритель), постов: 105
26 января 2014, 0:18
Аватарка пользователя Claud
Больше 10 лет на сайте
10
Хорошо, что есть хорошие люди. И фильмы все смотрят, наши нервы берегут, и рассказывают. Респект.

SпартаK (Критик), постов: 5194
25 января 2014, 21:38
Аватарка пользователя SпартаK
Больше 13 лет на сайте
13
Понял что в фильме от Гоголевского Вия мало чего осталось ,но это видно было еще из трейлеров.
я в любом случае пойду посмотрю,этого пропустить нельзя)))))))

Dмитрий (Критик), постов: 5474
25 января 2014, 21:01
Аватарка пользователя Dмитрий
Больше 12 лет на сайте
12
Дарий писал(а) 25 января 2014, 20:59
В рецензии об этом тоже ведь говорилось)
не читал ее, времени нет.

Дарий (Критик), постов: 2893
25 января 2014, 20:59
Аватарка пользователя Дарий
Больше 14 лет на сайте
14
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Серебряный рецензент (средний балл рецензий между 8 и 8,99)
Dima.F.C. писал(а) 25 января 2014, 20:52
насколько помню они замахнулись на трилогию.
В рецензии об этом тоже ведь говорилось)

Дарий (Критик), постов: 2893
25 января 2014, 20:58
Аватарка пользователя Дарий
Больше 14 лет на сайте
14
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Серебряный рецензент (средний балл рецензий между 8 и 8,99)
Последний абзац просто несравненен!)

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.



Фильм месяца
Постер к фильму Сто лет тому вперед
Дата выхода: 18 апреля 2024
Страна: Россия
Жанр:приключения, семейный, фантастика
Режиссер:Александр Андрющенко
В главных ролях:Дарья Верещагина, Марк Эйдельштейн
Реклама
Самые обсуждаемые материалы
Выпущен первый трейлер российского сериала "Игры"
Читатели издания "Новости кино" об экранизации популярной серии видеоигр
Драма "Падение империи" стартовала лучше, чем ожидалось
Награждения
Наши рекорды