Рецензия к фильму "Побудь в моей шкуре". О космически бескрайнем одиночестве

02.08.2014
Рецензия к фильму Побудь в моей шкуре. О космически бескрайнем одиночестве

Фильм снят по мотивам романа Мишеля Фабера, гражданина мира — голландца по происхождению, выпускника Мельбурнского университета, который с 1993 года живет в сельской Шотландии. "Побудь в моей шкуре" не совсем корректный перевод названия его первого оригинального романа "Под кожей" ("Under the skin") на стыке фантастики, хоррора, магического реализма, мрачной готики и триллера.

Режиссер Джонатан Глейзер — популярный и признанный английский клипмейкер, автор рекламных роликов и оригинальных музыкальных видео, режиссер двух полнометражных фильмов "Сексуальная тварь" (номинация исполнителя главной роли Бена Кингсли на "Оскар") и "Рождение". Поклонник всего стильного и неординарного, большой поклонник метафор, страстный экспериментатор с формой. Специально ради реалистичности съемок "Побудь в моей шкуре" была разработана крошечная камера для скрытой съемки, десяток этих устройств, снимающих с разных ракурсов, ежедневно набирали 16 часов видео. Фильм был провозглашен едва ли не шедевром на Венецианском кинофестивале 2013, тем более у себя на родине в Британии. Однако некоторые критики называют его смехотворным глянцем. Доля истины есть и в той, и в другой точке зрения.

Итак, инопланетянка, принявшая соблазнительный облик Скарлетт Йоханссон, колесит вечерами по дорогам хмурой, холодной, прекрасной в своей суровости Шотландии, преимущественно в пригородах Глазго, в поисках одиноких путников мужского пола; легко убалтывает их дешевыми комплиментами, приглашает к себе, и отправляет на переработку на корм для своих соплеменников. Действие повторяется многократно и монотонно. В перерывах между основным занятием серийная убийца отстранено наблюдает за землянами во всей их трогательной суетной неприглядности и неожиданно привлекательной жертвенности и сочувственной доброте. Пытается то ли ради интереса, то ли из-за неожиданно прервавшейся серии, провести психологический эксперимент и влезть в шкуру человека не только формально, но по существу, что в итоге оказывается не по силам методичному инопланетному разуму.

Глейзер в компании оператора Дэна Лэндина и монтажера Пол Уоттса сделал красивую метафору с минимумом вербальности и максимумом визуальности. Этакий холодный и отстраненно аналитический внеземной взгляд на нашу жизнь. Неспешный, обстоятельный, как взгляд физиолога на препарируемую подопытную лягушку или спокойное и сосредоточенное наблюдение хищника за жертвой ради изучения ее повадок в целях удачной охоты. Метафора холодная и красивая, с музыкой вместо слов, похожая на сон. Но если бы не присутствие Скарлетт как единого стержня, на котором держится история и который почти постоянно присутствует в кадре, то фильм распался бы на череду клипов. Вот приманка для одинокого мужчины — неземной красоты девушка в пикапе. Вот страшная ловушка - "антипространство" для этой одинокой мошки. Вот несчастная вымокшая инопланетянка на живописнейшей сельском перекрестке в ожидании автобуса. А вот она же в испуге бежит от злых людей по неласковому лесу с поваленными деревьями во мхах.

Разумеется, главным козырем Глейзера в проекте стала Скарлетт Йоханссон, которая, да простят меня ее фанаты, в первую очередь популярный голливудский секс-символ, во вторую очередь и по причине номер 1 востребованная в кино исполнительница ярких женских персонажей. Ставка на Скарлетт оправдалась частично. Ее невозмутимое спокойствие и сомнамбулическая отстраненность, переходящая в угрюмость, пустые и мертвые черные глаза (ради Скарлетт надеюсь, что это спецэффекты) хорошо работают на необычность персонажа, чужого в этом людском муравейнике. Но они же делают его статичным, а место драматической актрисы занимает гламурный манекен, гипнотический но безжизненный. Специально для мужской половины зрителей Глейзер приготовил 5-минутный десерт — Йоханссон во всей своей первозданной наготе отдается самолюбованию, спешите видеть прелести и несовершенства.

В фильме перемешаны малоизвестные профессиональные актеры (Пол Брэнниган) и непрофессионалы, в том числе человек-слон Адам Пирсон с тяжелыми генетическими нарушениями. Их общая со Скарлетт сцена и беседа о невежестве и предрассудках в значительной мере импровизация. Участие в фильме и знакомство со Скарлетт, ее интеллигентность и простота полностью изменили его жизнь и самооценку, такой "гуманитарный плюс" делает честь фильму.

Фильм провокационно-артхаусный, при всей муторной монотонности и намеренной обыденности (если не безликости) цепляющий экзистенциальностью темы одиночества и экспериментальным видео-рядом, сочетанием высокого эстетизма с грубой физиологичностью, торжеством формы над драматизмом, холодной рассудочности над теплой эмоциональностью. Под настроение может показаться как завораживающим, так и отталкивающим, а лейтмотив космически бесконечного одиночества в конечном счете не фантастический, а вполне человеческий и земной. Мысли многих рецензентов лента Глейзера обратила к лучшим образцам классического кино и литературы от Кубрика и Линча до Сартра и Гете. Возможно, с течением времени автор этих строк лучше оценит высокий смысл картины, но пока не рискну рекомендовать его всем как шедевр.

Автор: Constance



Всего комментариев: 49
algoritn (Критик), постов: 9094
2 августа 2014, 17:08
Аватарка пользователя algoritn
Больше 12 лет на сайте
12
TRAKSTOUN писал(а) 2 августа 2014, 17:01
"Фильм провокационно- артхаусный, при всей муторной монотонности и намеренной обыденности (если не безликости) ...
Ну из всего этого мне возможно не было бы понятно слово "экзистенциальностью"-но когда-то я посмотрел фильм "Экзистенция"-(и тебе советую),по-этому я знаю что это такое-специально читал про это понятие.
А всё остальное-согласен-перемудрила!Но мне понятно.

Demon86 (Киноман), постов: 2077
2 августа 2014, 17:06
Аватарка пользователя Demon86
algoritn писал(а) 2 августа 2014, 15:50
Хорошо,что ты рецензии не пишешь-было бы очень тяжело читать типа такого:
"Каким должЕН быть рецензИЯ" (ж.р)-ой ...
Русским не дружу

TREADSTONE (Критик), постов: 24455
2 августа 2014, 17:01
Аватарка пользователя TREADSTONE
Больше 12 лет на сайте
12
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
algoritn писал(а) 2 августа 2014, 15:48
Легко написанная рецензия.Где там заумные словечки?
"Минимум вербальности" и... Можно было и по проще:
Минимум ...
"Фильм провокационно- артхаусный, при всей муторной монотонности и намеренной обыденности (если не безликости) цепляющий
экзистенциальностью темы одиночества и экспериментальным видео- рядом, сочетанием высокого эстетизма"
Из всего этого я понял лишь, что фильм артхаусный и что-то там про одиночество. В этом отрезке слишком много "сложных" слов, аля Экзенстенстинсти . . . . Это проговорить сложно!

Mads1 (Зритель), постов: 338
2 августа 2014, 17:00
Аватарка пользователя Mads1
sunnygold писал(а) 2 августа 2014, 16:57
Полегче, здесь не все малолетки!!
Почему его забанить не могут? Он уже на личности киноакадемиков переходит

sunnygold (Критик), постов: 1967
2 августа 2014, 16:57
Аватарка пользователя sunnygold
Больше 12 лет на сайте
12
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Полегче, здесь не все малолетки!!


algoritn (Критик), постов: 9094
2 августа 2014, 15:50
Аватарка пользователя algoritn
Больше 12 лет на сайте
12
Хорошо,что ты рецензии не пишешь-было бы очень тяжело читать типа такого:
"Каким должЕН быть рецензИЯ" (ж.р)-ой как тяжело!!!

algoritn (Критик), постов: 9094
2 августа 2014, 15:48
Аватарка пользователя algoritn
Больше 12 лет на сайте
12
TRAKSTOUN писал(а) 2 августа 2014, 12:05
И еще кое-что. Так хочется прочесть рецензию, которая читалась бы легко, без лишнего пафоса, простыми словами, а ...
Легко написанная рецензия.Где там заумные словечки?
"Минимум вербальности" и... Можно было и по проще:
Минимум диалогов и максимум визуальности.
Ну вроде и всё.

Demon86 (Киноман), постов: 2077
2 августа 2014, 15:29
Аватарка пользователя Demon86
ClubStyle писал(а) 2 августа 2014, 13:13
сам бьюсь уже 2 месяца, не могу с оценкой определиться и понять не шедевр ли это?
Я вот жду перевода.

Demon86 (Киноман), постов: 2077
2 августа 2014, 15:25
Аватарка пользователя Demon86
THX писал(а) 2 августа 2014, 11:30
Обнаженка есть?
Есть

ClubStyle (Критик), постов: 17905
2 августа 2014, 13:16
Аватарка пользователя ClubStyle
Больше 13 лет на сайте
13
Серебряный рецензент (средний балл рецензий между 8 и 8,99)
TRAKSTOUN писал(а) 2 августа 2014, 12:05
И еще кое-что. Так хочется прочесть рецензию, которая читалась бы легко, без лишнего пафоса, простыми словами, а ...
это уже выработанный годами стиль) Констанце обвинять в "заумных словах" некорректно, если и бывает у неё перебор, так это с обилием метафор

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.



Фильм месяца
Постер к фильму Формула 1
Дата выхода: 27 июня 2025
Страна: США
Жанр:драма, спорт
Режиссер:Майкл Чавес
В главных ролях:Вера Фармига, Патрик Уилсон
Реклама
Самые обсуждаемые материалы
Спустя полвека после выхода фильма "Чклюсти" пора болеть за правильного персонажа
Одна из лучших работ режиссера Джузеппе Торнаторе
Новый постер намекает на трагическую судьбу персонажа Элли Фаннинг
Награждения
Наши рекорды