Рецензия на фильм "Бен-Гур". Первый на финише, последний в гробу!

08.09.2016
Рецензия на фильм Бен-Гур. Первый на финише, последний в гробу!

По замыслу, это очень амбициозный проект! Не только потому, что 100-миллионный блокбастер. Приснилось бы когда-нибудь автору российских "Дозоров", что ему в Голливуде доверят снимать "Бен-Гура"?! Роман на библейскую тему был написан американским генералом Хью Уоллесом в 1880 году. Первый полнометражный фильм был снят в 1925 году - самый дорогостоящий в истории немого кино. Но поистине грандиозной стала оскароносная экранизация 1959 года, собравшая в общей сложности 11 золотых статуэток. Это был расцвет жанра "пеплум".

Возрождаясь с "Гладиатором" Ридли Скотта, он снова идет на спад. И вот Тимур Бекмамбетов, заняв пост режиссера нового "Бен-гура", вынужден решить следующие задачи: реабилитироваться за провал фильма "Линкольн: Охотник на вампиров", достойно нарисовать свое первое историческое полотно и что самое главное - не повторять классическую картину Уильяма Уйалера. Поэтому наш режиссер неустанно твердил, что это не ремейк, а лишь очередная экранизация романа-бестселлера. Но так ли это?

Несмотря на значительные расхождения с литературным первоисточником, - фильм напоминает как раз таки ремейк, но по-своему обыгрывающий определенные сцены. "По-своему" - не значит изобретательно! Основной проблемой Бекмамбетова является то, что пытаясь осовременить библейский сюжет - он, во-первых, избирает совершенно неподходящий стиль съемки, а во-вторых, не уделяет должного внимания "историчности" происходящего. Что мы привыкли видеть в "пеплуме"? Общие планы панорамного типа, ровное повествование и продолжительные сцены.

Так зритель видит масштаб, ощущает эпичность, проживает вместе с героями целую жизнь на экране и подробно изучает каждый кадр, насыщенный реквизитами и декорациями. Здесь же была задействована дрожащая камера, которая создавала ощущение непрекращающегося землетрясения. Что есть интересного в исторических фильмах? Изучать антураж. Но сделать это затруднительно, когда картинка большую часть времени неустойчивая и в глаза тебе попадаются - то часть головы вместо лица, то часть туловища вместо тела! А обрывистый монтаж так вообще порой дезориентирует в пространстве. Статичные панорамные съемки все же присутствовали (и даже с массовкой), но их было до безобразия мало.

Попытка приблизить времена Иисуса Христа к современным реалиям - выглядела чрезвычайно неуместной. Ведь это выражалось не через идею - христианскую мораль (актуальную во все времена!), а через предметную среду. В стильных рубахах Бен-гура, в которых он расхаживал, будет не стыдно показаться в ночном клубе XXI века, а дреды его наставника Илдерима (которого играл Морган Фриман) до сих пор вызывают вопросы - кто ему их завивал? Это своего рода гламуризация архаических вещей и даже нравов. Сложно поверить в подлинность принца Иудеи (Джек Хьюстон) и римского трибуна (Тоби Кеббелл), больше похожих на современных мажоров, встретившихся на вечеринке в древнеримском духе. Архаичность их типажей еще убедительна, чего нельзя сказать об их персонажах. Загадок подкидывает еще и русский дубляж - почему-то главного протагониста все зовут Джудой? А ведь он Иуда Бен-гур. С этим нельзя было смириться в течение всего фильма.

Как уже упоминалось, Бекмамбетов изменил свою историю и по отношению к роману и в особенности - к фильму 1959 года. Основная фабула осталась прежней. Картина нам повествует о противостоянии двух названных братьев, - Иуды и Мессалы, ставших впоследствии заклятыми врагами. Один за свободную Иудею, другой - за господство Рима. Невинно осужденный Бен-Гур попадает на галеры и лишь чудом выбравшись оттуда - ищет удобного случая отомстить Мессале. Фоном всему этому служит зарождающееся в Иудее христианство и проповеди Иисуса Христа, с которым наш герой неоднократно встречался в самые трудные для себя минуты жизни.

Бекмамбетов мало того что исказил сюжет, так еще и упростил, отчего драматургия стала сильно хромать. Это наспех пересказанный роман Уоллеса с небольшими дополнениями и режиссерской расстановкой акцентов. Если в романе Иуда (Джуда) преодолевал кризис веры, то здесь он столкнулся лишь с одним из постулатов христианского учения - прощать ближнего. В версии Бекмамбетова он обнаруживает в себе лишь внутреннюю привязанность к своему брату, тогда как истинный принц Иудеи связывает свою судьбу с родным народом.

В целом, Бен-Гур вышел довольно слабеньким и бесхребетным "пеплумом".

Атмосфера мертвая, персонажи плоские (пожалуй, один из самых худших образов Иисуса Христа в кино!), псевдодокументальный стиль съемки, рваный монтаж и неровное повествование создают лишь неразбериху; отсутствует пышность и помпезность ("Вечный город" во всей его красе нам так и не показали), а спокойная элегическая музыка под гитару только убаюкивала. Знаменитая сцена гонок на колесницах так и останется самой знаменитой только в картине Уильяма Уйалера. Как останется знаменитым и сам его фильм.

А Бекмамбетов...пока что будет известен только своими "Дозорами"!

Автор: George



Всего комментариев: 52
Hasanov (Критик), постов: 13885
9 сентября 2016, 16:41
Аватарка пользователя Hasanov
Больше 13 лет на сайте
13
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
George писал(а) 9 сентября 2016, 16:40
Не смотрел. Честно, фантастика не мой жанр. Удовольствие конечно можно получить, если кино интересное. Ведь так-то ...
Ну, если монстро понравился, то и Монстры обязательно понравятся)
А какой любимый жанр, эпоха?

George (Киноакадемик), постов: 10592
9 сентября 2016, 16:40
Аватарка пользователя George
Больше 9 лет на сайте
9
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Hasanov писал(а) 9 сентября 2016, 16:35
Возможно, но оно ли нужно нам, зрителям?) Точно не мне. Все показать, перед экраном швырнуть и т.д.))) Есть еще один ...
Не смотрел. Честно, фантастика не мой жанр. Удовольствие конечно можно получить, если кино интересное. Ведь так-то жанры хороши, кроме скучного. Но смотрю только по случаю. А так, при мысли - "что бы посмотреть?" - фантастика у меня не всплывает в голове))

Hasanov (Критик), постов: 13885
9 сентября 2016, 16:39
Аватарка пользователя Hasanov
Больше 13 лет на сайте
13
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
algoritn писал(а) 9 сентября 2016, 16:37
Как первого,так и второго?
У фильма "Монстро"-нет продолжения...или я что-то не понимаю?
Ну, как сказать, не хронологическое продолжение с одними и теми же героями. У них основа одна. Монстро вышел в 2008, а Монстро 2 или Кловерфилд, 10 в этом)

algoritn (Критик), постов: 9094
9 сентября 2016, 16:37
Аватарка пользователя algoritn
Больше 12 лет на сайте
12
Hasanov писал(а) 9 сентября 2016, 16:30
Вот именно, а главная беда, как первого так и второго фильма-это небольшое освещение самих монстров.
Как первого,так и второго?
У фильма "Монстро"-нет продолжения...или я что-то не понимаю?

Зэпп (Критик), постов: 38896
9 сентября 2016, 16:36
Аватарка пользователя Зэпп
Больше 14 лет на сайте
14
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
джуда и джуда... не джигурда же.


Hasanov (Критик), постов: 13885
9 сентября 2016, 16:35
Аватарка пользователя Hasanov
Больше 13 лет на сайте
13
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
George писал(а) 9 сентября 2016, 16:33
Ну, немного таинственности, недосказанности и "недопоказанности"))) только добавляют ужаса, исходящего от ...
Возможно, но оно ли нужно нам, зрителям?) Точно не мне. Все показать, перед экраном швырнуть и т.д.))) Есть еще один похожий фильм "Монстры" Эдвартса.

George (Киноакадемик), постов: 10592
9 сентября 2016, 16:33
Аватарка пользователя George
Больше 9 лет на сайте
9
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Hasanov писал(а) 9 сентября 2016, 16:30
Вот именно, а главная беда, как первого так и второго фильма-это небольшое освещение самих монстров.
Ну, немного таинственности, недосказанности и "недопоказанности"))) только добавляют ужаса, исходящего от монстра. Думаю такая была логика у создателей?!

Hasanov (Критик), постов: 13885
9 сентября 2016, 16:30
Аватарка пользователя Hasanov
Больше 13 лет на сайте
13
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
George писал(а) 9 сентября 2016, 16:27
Этот фильм я не причислю к своим любимым, но было любопытно наблюдать за ним! Такой контраст - репортажная съёмка ...
Вот именно, а главная беда, как первого так и второго фильма-это небольшое освещение самих монстров.

George (Киноакадемик), постов: 10592
9 сентября 2016, 16:27
Аватарка пользователя George
Больше 9 лет на сайте
9
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Hasanov писал(а) 9 сентября 2016, 16:19
Помню как испытал ужас при просмотре Монстро, жутко не понравилось)
Этот фильм я не причислю к своим любимым, но было любопытно наблюдать за ним! Такой контраст - репортажная съёмка и красочная картинка, да ещё с нарисованным монстро. Но выглядело реалистично. Я понимаю,что не понравилось - из-за этого псевдодокументального стиля многое выпадало из кадра (например, когда убегали, камера была опущена вниз и снимала только ноги). Да, порой не хватало полноценной картинки, чтобы всё рассмотреть хорошенько.

Hasanov (Критик), постов: 13885
9 сентября 2016, 16:19
Аватарка пользователя Hasanov
Больше 13 лет на сайте
13
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
George писал(а) 9 сентября 2016, 16:13
Мода наверное есть, перекочевала их арт-хауса в коммерческое кино. Так реалистичнее кажутся события, происходящие ...
Помню как испытал ужас при просмотре Монстро, жутко не понравилось)

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.



Фильм месяца
Постер к фильму Элио
Дата выхода: 20 июня 2025
Страна: США
Жанр:драма, комедия, мультфильм, приключения, семейный, фантастика, фэнтези
Режиссер:Эдриан Молина
В главных ролях:Йонас Кибриб, Зои Салдана
Реклама
Самые обсуждаемые материалы
Режиссер прокомментировал требования фанатов Зака Снайдера бойкотировать перезагрузку киновселенной
Режиссера забавляет, что лазерные лучи из глаз смущают зрителей меньше, чем красные трусы
Лауреатка премии Американской Киноакадемии назвала свою статуэтку "Оскара" "трансом"
Награждения
Наши рекорды