Меню сайта
На главную страницу

Рецензия на фильм "Рай". Фильм с тремя спецэффектами

Рецензия на фильм "Рай". Фильм с тремя спецэффектами

Российский кинорежиссер Андрей Кончаловский, "Серебряный лев" 73-го Венецианского международного кинофестиваля 2016 года, представил свою новую картину "Рай", которая выдвинута от нашей страны на премию "Оскар" в номинации "Лучший фильм на иностранном языке", и уже попала в шорт лист. Несмотря на почтенный возраст, мэтр не готов засесть у подножия Альп, подобно героям Паоло Соррентино в "Молодости". Дирижировать колокольчиками итальянских коров – райское наслаждение, но Кончаловский пока не находит в себе сил уйти на покой.

Сняв "Белые ночи почтальона Тряпицына", режиссер продолжает поиски в седьмом из искусств и не боится "поднимать тяжести". На этот раз режиссер берется за картину о войне, Холокосте, жизни, смерти, любви, ненависти, одиночестве, насилии, страдании и счастье на горизонте. Выбор материала вряд ли обусловлен тем, что Кончаловский захотел сократить свой путь до "Оскара": почва-то, честно говоря, не благодатная: режиссеры её уже 100 раз перепахали, истерзали, однако ему оказалось под силу вырастить из ней настоящую русскую березу, которую, возможно, героиня обнимала перед отъездом в Париж.

Кроме дороги Ольги (Юлия Высоцкая), вьются еще две непростых: француза Жюля (Филипп Дюкень) и офицера СС Хельмута (Кристиан Клаусс). Женщина, участница Сопротивления, прячет еврейских детей от нацистов и, надо отдать должное Кончаловскому, он не стал увеличивать драматическую амплитуду своего фильма за счет частой демонстрации лиц испуганных мальчишек: каждому отмерено столько, сколько надо. Дело Ольги ведет Жюль, и у нее появляется надежда на спасение, если она вступит с ним в связь.

Однако случается так, что героиня попадает в концлагерь и встречает здесь Хельмута, влюбленного в Ольгу некоторое время назад, когда все в мире было иначе. Немец, как ребенок, увлечен арийской идеей и готов болтать о ней дни напролет, словно мечтая поскорее повертеть ее в руках, как любимую игрушку. "Рай" об абсолютной "шизофрении" тысяч, которой бывают подвержены люди, мечтая переродиться в сверхчеловека, о диссоциации личности: дома герой нежно целует сына перед сном, а на работе истязает людей, присваивая им номера, среди которых так мало счастливых.

Через колючую проволоку реальности Кончаловский показывает героинь концлагеря, пытающихся выжить на земле, которая "дрожит" - от вздохов погребенных заживо. Мелькают арестантские робы в полоску, разбирающие вещи тех, кто недавно спал на соседней кровати в бараке. За разорванные ботинки умершего человека женщины дерутся, а за сигареты готовы лишить жизни. Кончаловский показывает этот ненормальный, болезненный, духовно воспаленный быт отстранено, без истерики и заломленных рук. Фильм сшит серыми нитками, не давая прорваться пафосным интонациям, свойственным фильмам на такие темы, но экран дает трещину, когда форточка хлопает от ветра.

"Рай" не дает зрителю засомневаться в своем присутствии. Драматургия выстроена так, что герои беседуют между собой, обращаются к зрителю и к Богу – апеллируют сразу к трем пространствам, пытаясь найти билет в свой рай. Кончаловский рассказывает историю аскетично, тихо (музыкальный орнамент минимален) и честно. Лексика одного из лучших русских операторов Александра Симонова подобрана адекватно времени. Изображение стерильно, аттракционы не гремят, но не на секунду не можешь отвлечься. По словам Кончаловского, главный аттракцион кинематографа – человеческое лицо.

Этимологи установили, что раньше люди называли "раем" поляны в лесу, где свободно проходил ветер, рождая отдаленный гул. И фильм Кончаловского как раз об этом: о непрекращающемся рокоте войны, который пройдет даже через самые густые времена, напоминая о цене, отданной многими за Рай.

Автор: Анна Каунис

20.01.2017
Предлагаем почитать также:
Объявлены лауреаты премии "Ника 2017"
Российская Академия кинематографических искусств вручила свои награды



Всего комментариев: 66
t1984 (), постов: 2
28 января 2017, 3:47
Аватарка пользователя t1984
Кончаловские) конечно молодца, но лучше отыграла Исакова! И вообще! Это кинопремия была не понятно для кого???? Свои определили-своим вручили)))????? Со многим не согласна. Да и самa кнп выглядела как местная посиделка в кругу знакомых( а жаль.... Много достойного

Kaunis (), постов: 8
22 января 2017, 23:09
Аватарка пользователя Kaunis
OlegD писал(а) 20 января 2017, 21:36
Рецензия мне понравилась, но фильм смотреть желания не появилось. Очень много деталей, которые будут понятны исключительно тем кто уже смотрел фильм)
Благодарю.

Kaunis (), постов: 8
22 января 2017, 23:07
Аватарка пользователя Kaunis
ClubStyle писал(а) 21 января 2017, 12:18
шикарная рецензия, последняя работа режиссёра мне особо приглянулась, но эту гляну
Спасибо Вам.

Kaunis (), постов: 8
22 января 2017, 23:07
Аватарка пользователя Kaunis
Constance писал(а) 20 января 2017, 18:59
Так метафора-то к кому относится ("под кого заточена") - к немцам или русским?
К людям

ClubStyle (Критик), постов: 15169
21 января 2017, 12:18
Аватарка пользователя ClubStyle
Больше 7 лет на сайте
7
Серебряный рецензент (средний балл рецензий между 8 и 8,99)
шикарная рецензия, последняя работа режиссёра мне особо приглянулась, но эту гляну

OlegD (Киноакадемик), постов: 10298
20 января 2017, 23:15
Аватарка пользователя OlegD
Больше 6 лет на сайте
6
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Серебряный рецензент (средний балл рецензий между 8 и 8,99)
George писал(а) 20 января 2017, 22:17
Какие ярые борцы с авторским кино)) Формат фильма необычный, но в контекст вникать не придётся. Наверно все знакомы с Холокостом?!
Я люблю авторское кино, но Кончаловский последнее время не привлекает

George (Киноакадемик), постов: 3200
20 января 2017, 22:17
Аватарка пользователя George
Больше 2 лет на сайте
2
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Angelina писал(а) 20 января 2017, 22:08
Аналогично)
Какие ярые борцы с авторским кино)) Формат фильма необычный, но в контекст вникать не придётся. Наверно все знакомы с Холокостом?!

Angelina (Киноакадемик. Звезда 2016), постов: 10801
20 января 2017, 22:08
Аватарка пользователя Angelina
Больше 5 лет на сайте
5
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
OlegD писал(а) 20 января 2017, 21:36
Рецензия мне понравилась, но фильм смотреть желания не появилось. Очень много деталей, которые будут понятны исключительно тем кто уже смотрел фильм)
Аналогично)

OlegD (Киноакадемик), постов: 10298
20 января 2017, 21:36
Аватарка пользователя OlegD
Больше 6 лет на сайте
6
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Серебряный рецензент (средний балл рецензий между 8 и 8,99)
Рецензия мне понравилась, но фильм смотреть желания не появилось. Очень много деталей, которые будут понятны исключительно тем кто уже смотрел фильм)

Andrew (Админ), постов: 54215
20 января 2017, 20:07
Аватарка пользователя Andrew
Мощно вы тут:) Молодцы:)

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистируйтесь или введите свой ник и пароль.
 


Реклама
Лауреат премии Оскар
Постер к фильму Английский пациент
Год выхода: 1996
Страна: США, Великобритания
Жанр:военный, драма, мелодрама
Режиссер:Энтони Мингелла
В главных ролях:Уиллем Дефо, Рэйф Файнс
Пользователи портала "Новости кино" о фильме с Джейсоном Стэтхэмом
Самые обсуждаемые материалы
Знаменитый актер тренирует своего преемника
Комментарии (106)
Актриса Руби Роуз не выдержала критики со стороны фанатов
Комментарии (102)
Актер анонсировал скорое начало съемок пятой части
Комментарии (85)
Портал "Новости Кино" представляет интернет-магазин
Комментарии (314)
Награждения
Наши рекорды
Наверх
Вниз