px

Рецензия на фильм "Рай". Фильм с тремя спецэффектами

Рецензия на фильм Рай. Фильм с тремя спецэффектами

Российский кинорежиссер Андрей Кончаловский, "Серебряный лев" 73-го Венецианского международного кинофестиваля 2016 года, представил свою новую картину "Рай", которая выдвинута от нашей страны на премию "Оскар" в номинации "Лучший фильм на иностранном языке", и уже попала в шорт лист. Несмотря на почтенный возраст, мэтр не готов засесть у подножия Альп, подобно героям Паоло Соррентино в "Молодости". Дирижировать колокольчиками итальянских коров – райское наслаждение, но Кончаловский пока не находит в себе сил уйти на покой.

Сняв "Белые ночи почтальона Тряпицына", режиссер продолжает поиски в седьмом из искусств и не боится "поднимать тяжести". На этот раз режиссер берется за картину о войне, Холокосте, жизни, смерти, любви, ненависти, одиночестве, насилии, страдании и счастье на горизонте. Выбор материала вряд ли обусловлен тем, что Кончаловский захотел сократить свой путь до "Оскара": почва-то, честно говоря, не благодатная: режиссеры её уже 100 раз перепахали, истерзали, однако ему оказалось под силу вырастить из ней настоящую русскую березу, которую, возможно, героиня обнимала перед отъездом в Париж.

Кроме дороги Ольги (Юлия Высоцкая), вьются еще две непростых: француза Жюля (Филипп Дюкень) и офицера СС Хельмута (Кристиан Клаусс). Женщина, участница Сопротивления, прячет еврейских детей от нацистов и, надо отдать должное Кончаловскому, он не стал увеличивать драматическую амплитуду своего фильма за счет частой демонстрации лиц испуганных мальчишек: каждому отмерено столько, сколько надо. Дело Ольги ведет Жюль, и у нее появляется надежда на спасение, если она вступит с ним в связь.

Однако случается так, что героиня попадает в концлагерь и встречает здесь Хельмута, влюбленного в Ольгу некоторое время назад, когда все в мире было иначе. Немец, как ребенок, увлечен арийской идеей и готов болтать о ней дни напролет, словно мечтая поскорее повертеть ее в руках, как любимую игрушку. "Рай" об абсолютной "шизофрении" тысяч, которой бывают подвержены люди, мечтая переродиться в сверхчеловека, о диссоциации личности: дома герой нежно целует сына перед сном, а на работе истязает людей, присваивая им номера, среди которых так мало счастливых.

Через колючую проволоку реальности Кончаловский показывает героинь концлагеря, пытающихся выжить на земле, которая "дрожит" - от вздохов погребенных заживо. Мелькают арестантские робы в полоску, разбирающие вещи тех, кто недавно спал на соседней кровати в бараке. За разорванные ботинки умершего человека женщины дерутся, а за сигареты готовы лишить жизни. Кончаловский показывает этот ненормальный, болезненный, духовно воспаленный быт отстранено, без истерики и заломленных рук. Фильм сшит серыми нитками, не давая прорваться пафосным интонациям, свойственным фильмам на такие темы, но экран дает трещину, когда форточка хлопает от ветра.

"Рай" не дает зрителю засомневаться в своем присутствии. Драматургия выстроена так, что герои беседуют между собой, обращаются к зрителю и к Богу – апеллируют сразу к трем пространствам, пытаясь найти билет в свой рай. Кончаловский рассказывает историю аскетично, тихо (музыкальный орнамент минимален) и честно. Лексика одного из лучших русских операторов Александра Симонова подобрана адекватно времени. Изображение стерильно, аттракционы не гремят, но не на секунду не можешь отвлечься. По словам Кончаловского, главный аттракцион кинематографа – человеческое лицо.

Этимологи установили, что раньше люди называли "раем" поляны в лесу, где свободно проходил ветер, рождая отдаленный гул. И фильм Кончаловского как раз об этом: о непрекращающемся рокоте войны, который пройдет даже через самые густые времена, напоминая о цене, отданной многими за Рай.

Автор: Анна Каунис

20.01.2017


Всего комментариев: 66
Constance (Киноакадемик), постов: 16753
20 января 2017, 18:59
Аватарка пользователя Constance
Больше 10 лет на сайте
10
Звезда сайта 2017 года
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Kaunis писал(а) 20 января 2017, 17:42
Шизофрения как метафора ( а может быть, и нет). Человек ( цельное, здоровое зеркало) бьётся ( диссоциация) .осколки ...
Так метафора-то к кому относится ("под кого заточена") - к немцам или русским?

Kaunis (Новичок), постов: 8
20 января 2017, 17:42
Аватарка пользователя Kaunis
Constance писал(а) 20 января 2017, 13:40
Какой однако у автора небрежно-высокомерный тон, уже во второй рецензии, не скажу, чтобы очень напрягало, но и "сочувствия" ...
Шизофрения как метафора ( а может быть, и нет). Человек ( цельное, здоровое зеркало) бьётся ( диссоциация) .осколки впиваются, убивая.

Текстолит (Критик), постов: 60177
20 января 2017, 16:56
Аватарка пользователя Текстолит
Больше 14 лет на сайте
14
Серебряный рецензент (средний балл рецензий между 8 и 8,99)
George писал(а) 20 января 2017, 16:54
Вы не понимаете о чём говорите. Я пишу одно, вы совершенно другое. Дальше продолжать бессмысленно. Прочтите всю ...
Да будет вам известно что даже документально кино является художественным;-Р
Так что вы далеки от реальности)

George (Киноакадемик), постов: 10502
20 января 2017, 16:54
Аватарка пользователя George
Больше 8 лет на сайте
8
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
HuntGod писал(а) 20 января 2017, 16:41
А чего вы не вспоминаете 17 мгновений весны?)
Думаете он изначально снимался в чб цвете?)
Да просто напросто ...
Вы не понимаете о чём говорите. Я пишу одно, вы совершенно другое. Дальше продолжать бессмысленно. Прочтите всю переписку с самого начала (и проверьте приводимые мною факты - про документальное кино, про чёрно-белую стилизацию). Это вам домашнее задание))

Текстолит (Критик), постов: 60177
20 января 2017, 16:49
Аватарка пользователя Текстолит
Больше 14 лет на сайте
14
Серебряный рецензент (средний балл рецензий между 8 и 8,99)
HuntGod писал(а) 20 января 2017, 16:47
бесспорных качеств кинопроизведения, что естественно, не факт.
Сама формулировка категории «лучший фильм на ...
Отсюда вытекает только одно)
Этот режиссеришка давно сдулся и продулся)


Текстолит (Критик), постов: 60177
20 января 2017, 16:47
Аватарка пользователя Текстолит
Больше 14 лет на сайте
14
Серебряный рецензент (средний балл рецензий между 8 и 8,99)
HuntGod писал(а) 20 января 2017, 16:46
Вот что еще интересно)))
Председателю российского
Оскаровского комитета
Меньшову В.В.
24 сентября, 2014
Уважаемый ...
бесспорных качеств кинопроизведения, что естественно, не факт.
Сама формулировка категории «лучший фильм на «иностранном языке» - должна вызывать смех у кинохудожников мира, по существу, является сегрегацией мирового кинематографа от англофонного мира (США, Англия, Австралия и Новая Зеландия), что по-моему, является отжившей свой век идеей Запада о своем культурном доминировании.
В современном мире развитие мировой кинематографической культуры давно уже определяется не массовым успехом американского или псевдоамериканского кино, а художниками из Азии, Латинской Америки, Дальнего Востока, России в том числе. Я не могу даже исключить создание в будущем мировой кинопремии, где в отдельную категорию будет выделен «фильм на английском языке».
В связи с вышесказанным, прошу Вас исключить «Белые ночи» из списка обсуждаемых фильмов.
С уважением
Андрей Кончаловский

Текстолит (Критик), постов: 60177
20 января 2017, 16:46
Аватарка пользователя Текстолит
Больше 14 лет на сайте
14
Серебряный рецензент (средний балл рецензий между 8 и 8,99)
Вот что еще интересно)))
Председателю российского
Оскаровского комитета
Меньшову В.В.
24 сентября, 2014
Уважаемый Владимир Валентинович!
Уважаемые коллеги!
В силу различных причин я не следил за событиями после Венецианского Фестиваля, и не был уведомлен о том, что мой фильм «Белые Ночи почтальона Алексея Тряпицына» был квалифицирован для рассмотрения Оскаровским комитетом на предмет выдвижения.
Хочу Вас уведомить, что я отзываю фильм от рассмотрения Комитетом и прошу его не обсуждать. Причин для этого две – личная и общественная.
В последние годы я достаточно резко критиковал Голливудизацию российского рынка и пагубное влияние коммерческого американского кино на формирование вкусов и пристрастий наших зрителей. В связи с этим бороться за обладание премией Голливуда, мне кажется просто нелепым.
С другой стороны – сама премия Оскар сегодня чрезвычайно переоценена определенной частью кинематографистов, она создает иллюзию мирового признания и является как бы свидетельством бе

Сейчас на сайтеbrune (Глава Киноакадемии), постов: 25250
20 января 2017, 16:44
Аватарка пользователя brune
Больше 14 лет на сайте
14
Звезда сайта 2019 года
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
George писал(а) 20 января 2017, 16:35
Чтоб не было двусмысленностей, хотя вроде и так очевидно! Я говорю про фильмы Германа (70-е годы), которые снимались ...
Брось ты это дело))

Текстолит (Критик), постов: 60177
20 января 2017, 16:41
Аватарка пользователя Текстолит
Больше 14 лет на сайте
14
Серебряный рецензент (средний балл рецензий между 8 и 8,99)
George писал(а) 20 января 2017, 16:35
Чтоб не было двусмысленностей, хотя вроде и так очевидно! Я говорю про фильмы Германа (70-е годы), которые снимались ...
А чего вы не вспоминаете 17 мгновений весны?)
Думаете он изначально снимался в чб цвете?)
Да просто напросто на всем экономили)
Помните те же?! каждая лишняя копейка шла на армию

А Спилберг с самого начала стал снимать в чб цвете так как видел фильм как хронику
Это полно где было написано, в том числе в дополнительных материалах
А Андрон идею спер)

George (Киноакадемик), постов: 10502
20 января 2017, 16:36
Аватарка пользователя George
Больше 8 лет на сайте
8
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
George писал(а) 20 января 2017, 16:35
Чтоб не было двусмысленностей, хотя вроде и так очевидно! Я говорю про фильмы Германа (70-е годы), которые снимались ...
Список 93 года. Но это неважно. Суть в другом.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.



Фильм месяца
Постер к фильму Дюна: Часть вторая
Дата выхода: 1 марта 2024
Страна: США
Жанр:боевик, драма, приключения, фантастика
Режиссер:Дени Вильнев
В главных ролях:Тимоти Шаламе, Зендая
Реклама
Самые обсуждаемые материалы
Космическая драма "Вызов" будет выпущена в широкий прокат в Китае
Мультфильм "Кунг-фу Панда 4" лидирует в прокате вторые выходные подряд
В США состоится новый судебный процесс над знаменитым кинорежиссером
Награждения
Наши рекорды