Рецензия к фильму "Ведьма из Блэр: Курсовая с того света" от George

Отфильтрованная реальность

Взглянув на абстрактную картину минималистского направления, каждый невольно задумывается, - ну, что особенного в этой "мазне"? - И я так могу нарисовать. То есть человек, видимо на подсознательном уровне, пытается оценить не просто авторский замысел, идею, облечённую в художественную форму, - но так же и сложность исполнения. Желательно "узреть" тут самую невидимую линию, отделяющую возможности автора от возможностей простого обывателя. И если картина превосходит возможности последнего, он непременно её похвалит, невзирая на другие достоинства.
Так чем же объяснить успех картины "Ведьма из Блэр", больше похожую на обыкновенную любительскую съёмку? Именно похожую. В фильме нет декораций, грима, спецэффектов, сцен насилия, музыкального сопровождения и закрученного сюжета - тех самых основных компонентов, на которых зиждется современный кинематограф (во всяком случае массовый). История и того проще - три студента, захватив с собой камеры и звукозаписывающую аппаратуру, отправились в лес снимать документальный фильм о местной легенде - Ведьме из Блэр. Там они заблудились и бесследно исчезли. Любительская видеосъёмка, без последующей обработки качества картинки, рваный монтаж. Студенты не разыгрывают шекспировской трагедии - ни глубоких персонажей, ни увлекательных диалогов. Все ведут себя даже слишком естественно - дурачатся перед камерой, говорят всякую ерунду.
Но при всём при этом фильм во стократ окупился, стал событием, породил множество последователей (например, Паранормальные явления), создал эстетику псевдокументального реализма, и что самое интересное - он по-настоящему страшный, несмотря на отсутствие видимых монстров. Так в чём же секрет?
Сперва кажется, что делается скидка на любительский уровень, - малобюджетка, ограниченные ресурсы и вроде недурно. То есть хвалят не за сам фильм, а за смелый эксперимент. Но если абстрагироваться от этого, отбросить в сторону все гамбургские счёты, а просто посмотреть фильм, - то начинаешь осознавать, что авторы нашли самые верные рычаги воздействия на твоё подсознание, твои потаённые страхи. Ты чувствуешь себя пациентом психоанализа Фрейда. Ведь если вспомнить, чем обычно пугают в фильмах ужасов - фантастическими монстрами, в которых слабо веришь или вполне реальными маньяками-убийцами, которые ведут себя слишком надуманно, так как подчиняются авторскому замыслу. В основном страх тут рефлекторный, - пугаешься резких звуков или резких появлений "чудищ". Но самих чудищ не боишься.
В Ведьме из Блэр ставка делается на шокирующую правдоподобность, создающую на экране гиперреальность. Эффект погружения достигается вполне реальной и знакомой каждому обстановкой, выхваченной объективом видеокамеры, за которой стоит сам зритель. Это вполне обычные спутники, которые обращаются к тебе на камеру и подшучивают над тобой. Ты сам становишься непосредственным участником съёмок, снимая всё что попадётся под ноги. Ты видишь перед собой этот дремучий лес. Тобой овладевает страх заблудится в нём, ведь ты впервые бродишь по нему. А сегодня, увлёкшись курсовой работой, вы зашли так далеко, что уже не можете отыскать обратный путь. Постепенно вас охватывает чувство безысходности. Помощи ждать неоткуда. Заканчивается еда. Начинается паника. Но что всего страшнее, - это когда садится солнце и лес накрывает беспросветная тьма. Никто не верит в потусторонние силы - уж тем более в эту Ведьму, но как заглушить свой страх - когда среди ночи хрустнет где- то ветка или станет доноситься плач детей, а вы расположились лагерем на том самом проклятом месте, где ведьма похищала людей. Как тут успокоишься?
Фильм как раз таки и взывает к тем самым неподдельным страхам, что таятся в глубине души каждого. Это страх неизвестности. Если воочию увидеть объект страха (лесное мохнатое чудовище), страх будет конечным, ты уже будешь знать чего бояться и он постепенно станет рассеиваться. Но тут ты боишься собственных фантазий и различных фобий, рождающихся в ночном лесу, своего воспаленного сознания, дорисовывающего картины ужаса в виду отсутствия самого ужаса. Ведьмы на экране нет, - её мы не видим, не слышим, не осязаем, но это не означает что её вовсе не существует.
Единственное спасение для студентов - это спрятаться за объектив видеокамеры, ведь в ней ты видишь совершенно другую реальность (отфильтрованную, как сказал один из студентов), - реальность, не такую пугающую, какой ты её себе представляешь.
И это единственное, что как-то поддерживает этих перепуганных до смерти студентов, не расстающихся с своими камерами до самого конца. Пока они не приблизятся к разгадке Ведьмы из Блэр и не снимут свою последнюю курсовую работу!
P.S. Без маркетинга тут конечно же не обошлось. Фильм был представлен общественности как документальная лента, составленная из найденных в лесу Мэриленда материалов, снятых студентами. Сами же студенты (то есть актёры) числились бесследно пропавшими. Но это не умаляет достоинств картины. Даже зная что она постановочная, после просмотра ты убеждаешься в обратном.
Автор: George   (всего рецензий: 10, средняя оценка: 9.73)
15.03.2016
Просмотров: 4577
Оценка читателей: 9,88 из 10 (голосов 17)
Катинка для ВК
Подписывайтесь на нашу группу KinoNews.ru ВКонтакте, чтобы оперативно следить за нашими новостями.



Всего комментариев: 52
TREADSTONE (Критик), постов: 24316
15 марта 2016, 23:22
Аватарка пользователя TREADSTONE
Больше 12 лет на сайте
12
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Отличное начало) Не бросайте это дело. Таких, как Вы, мы ценим.

brune (Глава Киноакадемии), постов: 26636
15 марта 2016, 23:11
Аватарка пользователя brune
Больше 15 лет на сайте
15
Звезда сайта 2019 года
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Да, маркетинг классный был. Я первый раз когда смотрела, так и не поняла, по-настоящему они пропали или нет.
С почином))

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.



Летописец (Критик), постов: 64076
сегодня, 20:21
Летописец
Да почему, обвинять то?!))В том же США земля вообще очень дорогая, еще и надо правильные заборы и стрижку газонов делать. У нас, по крайней мере заборы ... [читать далее]

John23 (Критик), постов: 27995
сегодня, 20:21
John23
Ну, хороший сарафан вяленький был, а отзывам критиков с их очередными "лучший фильм", "не такой как раньше" верить народ уже устал.

ogonek (Зритель), постов: 1074
сегодня, 20:13
ogonek
Идёт немного хуже загорелого,даже хороший сарафан не помог.

AleX (Критик), постов: 10062
сегодня, 20:11
AleX
Ну ясно, кричать и всех обвинять всегда проще чем действовать.

AleX (Критик), постов: 10062
сегодня, 20:09
AleX
Так в этом случае правда будет на их стороне вообще то.

Летописец (Критик), постов: 64076
сегодня, 20:05
Летописец
Ну так больного отца больше нет, не за ком ухаживать)Свобода)

Летописец (Критик), постов: 64076
сегодня, 20:03
Летописец
Это намек на беню)В жизни он не во что не вмешивается,молчит как мышка, а на экране он крутой сильный перец)))Голыми руками плохишей мочит)Человек в жизни ... [читать далее]

xen04158603 (Киноакадемик), постов: 27626
сегодня, 19:59
xen04158603
А сдерживаться никак не получается)

Летописец (Критик), постов: 64076
сегодня, 19:58
Летописец
Спад идет из-за политической ситуации в стране. Многие не могут общаться на равных. Много где запрещено писать о политике.
Даже на свободных когда-то ... [читать далее]

DarkKnight77 (Критик), постов: 11150
сегодня, 19:55
DarkKnight77
Это вообще что?



Фильм месяца
Постер к фильму Громовержцы
Дата выхода: 2 мая 2025
Страна: США
Жанр:боевик, кинокомикс, приключения, фантастика, фэнтези
Режиссер:Джейк Шрейер
В главных ролях:Флоренс Пью, Себастиан Стэн
Реклама
Самые обсуждаемые материалы
Награждения
Наши рекорды