px

Рецензия к фильму "Черный лебедь" от Basil

Хороший лебедь – мертвый лебедь, или белый лебедь должен умереть…

-Ты кто?
-Я – это ты, только плохой ты…
-Плохой, хороший, главное у кого ружье…
Кэп)

Не являясь особо рьяным поклонником творчества Аронофски и Иньяриту иже с ним, все же потрачу некоторое время на свой беглый, авторский взгляд на произведение «Черный лебедь», само название как бы говорит после просмотра – «да, да, здесь именно черный, черный лебедь»… Как-то раньше казалось, что этот фильм просто обязан стоять особняком от других работ Даррена…

На мой субъективный взгляд, есть такие темы в искусстве, к которым нужно подходить очень серьезно и… осторожно. С первой частью Аронофски справился на отлично, довольно изощренный сюжет, замешанный на детско-родительских отношениях и сюжетом «Лебединого озера», довольно точная передача напряжения, которое испытывают артисты, как во время репетиций, так и на сцене… Но вот со второй… Не знаю, как оценивают этот фильм знатоки балета и собственно сами его исполнители, но на мой взгляд, в этом фильме балета нету… Даже у героини Портман – молодой балерине с подозрительно русским именем Нина, показывают только верхнюю часть тела. А ведь ноги, как бы это сказать, в балете… И при всем уважении к вспаханному танцем телу Портман, я не увидел и близко ни умирающего лебедя, ни черного лебедя, ни вообще – лебедя, каких приходилось видеть в исполнении великих балерин прошлого… Увидел только трясущиеся жировые складки на руках Портман, которые, увы, не смогли вывести никакие изнурительные тренировки… И вся красота балета проходит как бы фоном трэшовой истории падения балерины Нины, а точнее феерических выходок ее конкурентки Лили – фактически, фильм о ней, о Лили, а не о Нине, и это очень печально…. Трэшовость усиливается еще и тем, что конкурентку играет бывшая «спасательница Малибу», а это уж… Вот я понимаю – Портман, все-таки за плечами «Леон», или тот же Кассель с «Необратимостью», в роли балетмейстера Тома… Думается, что у Нины Портман могла бы быть более достойная соперница…

На мой скромный взгляд, значительно более интересным было бы показать красоту великого балета, плавность и обреченность движений, когда балерина как бы полностью воплощается в образ, и здесь, в фильме, в самом начале есть эта канва, когда Нине чудится злой колдун-отец из оперы, когда танец превращается в сюжет сказки…. Когда, как я уже писал ранее, сюжет оперы переплетается с отношениями между Ниной и ее мамой… Но на этом усе… даже Тома не тянет на роль героя-любовника, а чайки-лесбиянки (с) у Линча выглядят куда как привлекательнее... Там – настоящее искусство.... А дальше в "Черном лебеде" идет то, чего и так в искусстве очень много… что-то такое пошло-реквиемное по мечте – кровь, секс, наркотики под забавную с точки зрения классики музыку… Но, если бы Аронофски пошел путем большого искусства – показал, как нервное расстройство балерины сплетается с сюжетом оперы и воплощается на сцене – вместо этого мы видим только имитацию ее игры, нелепое падение, небольшие фрагменты театра, и основное действие связано с тем, как прима-балерина сходит с умаа… а не как происходит развязка истории самой сказки, только на сцене… Многие мне возразят, что Аронофски как раз об этом и говорит, но, увы, это не так, если бы Аронофски пошел по пути сплетения жизни главной героини и персонажа оперы до конца, а не только в начале фильма, в завязке, она должна была бы умереть на сцене, и возможно, в реальности, так как «Лебединое озеро» имеет печальную развязку, а не альтернативную, и только так можно было бы связать Портман с королевой лебедей, а «тебя вылечат, меня вылечат и ее… вылечат» – это ужасно, ужасно пошло… «Спасатели Малибу» нужны «умирающему» балету, «умирающему», «мертвому» искусству, а не его авторам и персонажам – это все равно что, вот сейчас давайте будем «спасать» агента Купера… Из этого выйдет пошлость, как пошло бы звучало, что «Линч спасает Рене», а «Тарковский – Бергмана»… Или мне кажется?) Был тут один такой робот, который любил говаривать «У меня будет аналог круче, чем его ориджинал» (с)

Изначально Нина и королева лебедей связаны друг с другом, и в этом и была красота первых кадров фильма, и в этой связке, в сходстве сюжета мы бы увидели великую красоту гения Чайковского и красоту оперного театра… Не думаю, что приобщить человека, далекого от балета, к этому прекрасному искусству, это такая уж банальная роль, ведь в фильме происходит забавный диалог на эту тему, и на мой взгляд, имея некоторый опыт общения с театральными деятелями, как раз-таки незнание материала – и есть очень важная проблема для театра, ведь большинство людей очень, очень далеки от него… Ориджиналы не читают (с) Не зря Лили говорит, что балет – это не для всех… И в данном, конкретном случае с «Черным лебедем» более логичным был бы финал, скажем, с белыми стенами и дверями без ручек и отстранением Тома вслед за первой примой его труппы, которую играет божественная Вайнона, или с победой этой пошлой дублерши Лили – эта тема так же звучала очень ярко вначале фильма, эдакий конфликт «Моцарта» и «Сальери»…

Но… вместо этого мы видим картину феерической победы добра над злом, но, господин Аронофски, даже если не брать сюжет оперы за основу, вы уверены, что в реальной жизни такое могло бы произойти, что после кровавой резни балерин, все вдруг раз - и наладится!?? Думаю, вряд ли – такой исход мало вероятен, как мало вероятно и то, что, придя «с ножом» в театр, можно добиться хоть какого-то успеха. Кстати, Тома как раз об этом и говорит Нине, чтобы она расслабилась, так как он, сученок, видит, что она с «ножом» ходит… Был такой неплохой фильм про нож в воде… Тем более, в финальной сцене резни есть один существенный ляп – даже если согласиться с режиссером, что Нина сама себе нанесла удар ножом – то это можно рассматривать, как символическое убийство мамы балерины, которая ее контролирует, но Нина конкурирует не со своей мамой, а с другой балериной, от которой ка раз-таки мама и защищала Нину…

Такое впечатление, что режиссер перемудрил с символическими смертями в этом фильме… И вот тут получается, как в названии первого альбома Металлики – «убей их всех». И тогда к тебе придет слава и блэкджек) – но это скорее имеет отношение к фильмам Тарантино, чем к фильмам об оперном искусстве… Может быть, правда, Аронофски этого и хотел – смешать «скучный» балет с «тарантиновско-родригесовско-кроненберговскими» мотивами, приправленными реквиемами (правда я всегда считал «Страх и Ненависть» запредельно лучше, может потому что Томпсон и Гиллиам были запредельно хорошими!) и выдать такой кровавый коктейльчик за «высокое» искусство – такой сюжет мне видится забавным и интересным – в самом деле, что бы сделал Тарантино, накачав прима-балерин виски с кокаином и выпустив с тесаками на сцену) Была бы «Лебединая резня бензопилой», ай, молодца…

Но… интуитивно чувствую, что этого задумано здесь не было, так как, еще раз повторюсь, вначале фильма разговор идет совсем об ином, и скорее всего Аронофски пошел по проторенному пути отображения закулисной Сансары балетмейстеров и балерин, о трудностях становления великих артистов – в общем, о всем, о том, за что критикуют «Большой» Тодоровского, и в свете премьеры «Большого», увы, «Черный лебедь» вряд ли выглядит выигрышно, как может и не хотелось бы некоторым фанам европейского кино… И так наверное происходит потому, что о балете должен говорить сам балет, пусть и в кино, как это делали Морис Бежар, Плисецкая, Рудольф Нуриев и др…
Автор: Basil   (всего рецензий: 26, средняя оценка: 9.02)
22.05.2017
Просмотров: 4417
Оценка читателей: 9,33 из 10 (голосов 3)
Катинка для ВК
Подписывайтесь на нашу группу KinoNews.ru ВКонтакте, чтобы оперативно следить за нашими новостями.



Всего комментариев: 74
Basil (Зритель), постов: 119
1 июня 2017, 19:21
Аватарка пользователя Basil
Больше 7 лет на сайте
7
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Constance писал(а) 1 июня 2017, 15:46
Пишите-пишите - в уединении вашего с Профессором дюпрасса))
Констанция, если говорить о чувствах, то каждый раз когда я пишу новую рецензию, я представляю, как вы кряхтите и томно шмыгаете носом, когда ее читаете)

Basil (Зритель), постов: 119
1 июня 2017, 19:10
Аватарка пользователя Basil
Больше 7 лет на сайте
7
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
PROFE7OR писал(а) 1 июня 2017, 0:36
Мы разные - и в этом наше счастье, где постоянство нам идёт в упрёк.
Сейчас я счастлив из-за полосы дорог,
свободы ...
Я не могу не злиться на жизнь мою судьбу))

Constance (Киноакадемик), постов: 16800
1 июня 2017, 15:46
Аватарка пользователя Constance
Больше 10 лет на сайте
10
Звезда сайта 2017 года
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Basil писал(а) 1 июня 2017, 15:30
Ладно. Констанция, на этой замечательной ноте предлагаю остановиться - у нас с вами неплохой бартер получился ...
Пишите-пишите - в уединении вашего с Профессором дюпрасса))

Basil (Зритель), постов: 119
1 июня 2017, 15:32
Аватарка пользователя Basil
Больше 7 лет на сайте
7
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
PROFE7OR писал(а) 1 июня 2017, 0:15
О, я только ЗА, обеими руками За.) Если тебя это как-то порадует, в чём-то развеселит, видит Бог, я буду только счастлив.
Гут!

Basil (Зритель), постов: 119
1 июня 2017, 15:30
Аватарка пользователя Basil
Больше 7 лет на сайте
7
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Constance писал(а) 31 мая 2017, 21:49
Мнения я высказываю свои, а лит.отсылки привела для Профессора, чтобы он не слишком волновался по поводу моего ...
Ладно. Констанция, на этой замечательной ноте предлагаю остановиться - у нас с вами неплохой бартер получился - вы нам с Профессором подсунули старых протухлых карасей, а мы вам в ответ - подогнали облезлого подгнившего слона. Эту адскую похлебку все равно никто есть не будет, даже Аламо - он на ортодоксальной диете, потому предлагаю нашим гоночным тараканам вернуться в свои уютненькие внутренние империи-гаражи, чтобы потом написать хорошие, годные рецензии, а делить хвосты карасиков и хоботулю слона я думаю нам не стоит...)


PROFE7OR (Критик), постов: 6546
1 июня 2017, 0:36
Аватарка пользователя PROFE7OR
Больше 13 лет на сайте
13
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Серебряный рецензент (средний балл рецензий между 8 и 8,99)
Мы разные - и в этом наше счастье, где постоянство нам идёт в упрёк.
Сейчас я счастлив из-за полосы дорог,
свободы что нужна для ликованья.
Да будет так и в этом будет толк,
и в творчестве, и в жизни,
и в познанье.

PROFE7OR (Критик), постов: 6546
1 июня 2017, 0:33
Аватарка пользователя PROFE7OR
Больше 13 лет на сайте
13
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Серебряный рецензент (средний балл рецензий между 8 и 8,99)
PROFE7OR писал(а) 1 июня 2017, 0:29
Как говорится, слон вернулся. Вернулся в наш обезьянный зоопарк и где-то гротескный цирк сплошных масок. Но в нашем ...
Эксцентрик, лицедей и мим, причуды мнимой клоунады,
наверх пошли лишь лепестки, возросшие едва, недавно,
прибавив радость и тоски.
Увы. Но иногда, и статуи тут говорят о нравах взбалмошной знати,
ещё же больше о толпе, которая везде ведома,
... на ярлыки никчемных дел и троллей.
И глашатаев, их удел, за что винить природу слова
У всех мирило лишь часы, и пребывание земное.

PROFE7OR (Критик), постов: 6546
1 июня 2017, 0:29
Аватарка пользователя PROFE7OR
Больше 13 лет на сайте
13
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Серебряный рецензент (средний балл рецензий между 8 и 8,99)
Как говорится, слон вернулся. Вернулся в наш обезьянный зоопарк и где-то гротескный цирк сплошных масок. Но в нашем цирке есть все же несколько клоунов, одним из них являюсь я. Печально-грустный, но иногда смешной. И в этом доля истины моя, и суть, может припрятана, но всё же - есть она.

PROFE7OR (Критик), постов: 6546
1 июня 2017, 0:28
Аватарка пользователя PROFE7OR
Больше 13 лет на сайте
13
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Серебряный рецензент (средний балл рецензий между 8 и 8,99)
И не могу не сказать главного, как же ж мне хорошо с вами, не взираю на все премудрости игривых слов.) Это так прекрасно. И Констанс и может кто другой, так близки этому и моему миру кинематографа. Я счастлив.!

PROFE7OR (Критик), постов: 6546
1 июня 2017, 0:25
Аватарка пользователя PROFE7OR
Больше 13 лет на сайте
13
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Серебряный рецензент (средний балл рецензий между 8 и 8,99)
Basil писал(а) 31 мая 2017, 20:38
Профессор, не могу не думать про "Башмачок", планирую просмотр в выходные. Предлагаю написать одновременно ...
Явно на такое нужно писать. Мало кто захочет писать на такую классику, тем более не сухо, стильно, со своим мнением и взглядом живого сердца, живого слова.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.


Главные материалы сайта:

ogonek (Зритель), постов: 954
сегодня, 14:24
ogonek
Лучше бы апгрейд продолжили,или по крайней мере,сняли бы качественный и дорогой ремейк. Дорогой на фоне оригинала, разумеется.

Язон ДинАльт (Критик), постов: 1127
сегодня, 14:22
Язон ДинАльт
Хотя Кевину Спейси трудно дадутся постельные сцены с женщинами.

Язон ДинАльт (Критик), постов: 1127
сегодня, 14:21
Язон ДинАльт
Харви сыграет Кевин Спейси, тоже незаконно отмененнный.

Finch (Киноакадемик), постов: 4219
сегодня, 13:55
Finch
Всё нормально, я мужик, я договорился..... что пока поживу у брата, ахах:))

Kent S (Киноакадемик), постов: 33595
сегодня, 13:49
Kent S
Жена ведь выгонет. Особенно когда поймает тебя на скриншотах

John23 (Критик), постов: 25900
сегодня, 13:09
John23
"Вернется в кинобизнес" - Старенький он уже, больной, да и рисковать с ним вряд ли кто захочет, так что шаншы на возвращение почти нулевые.

Andrew (Главный редактор), постов: 73238
сегодня, 12:47
Andrew
Не исключено:)

yrenson (Киноакадемик), постов: 7244
сегодня, 12:38
yrenson
А может и Джона Хилл)))

Andrew (Главный редактор), постов: 73238
сегодня, 12:27
Andrew
ОН напишет мемуары, а через 20 лет постаревший Крис Пратт сыграет его роль и получит Оскар:)

Finch (Киноакадемик), постов: 4219
сегодня, 12:26
Finch
Ладно, купил.
Ох, ну это точно последний раз, когда на хайпе...



Фильм месяца
Постер к фильму Сто лет тому вперед
Дата выхода: 18 апреля 2024
Страна: Россия
Жанр:приключения, семейный, фантастика
Режиссер:Александр Андрющенко
В главных ролях:Дарья Верещагина, Марк Эйдельштейн
Реклама
Самые обсуждаемые материалы
Кассовые сборы фильма "Дюна: Часть вторая" почти достигли 700 миллионов
Вторая часть дилогии "Мятежная луна" получила крайне низкий рейтинг
Состоялась премьера трейлера фильма "Дэдпул и Росомаха"
Награждения
Наши рекорды