Экранизация литературного произведения – дело рискованное и ответственное, а экранизация бестселлера – это все то же самое, но при этом степень риска и ответственности неимоверно возрастает. При постановке картины «Мастер и Маргарита» режиссер Владимир Бортко выбрал для себя тактику точного следования первоисточнику, оставляя за собой право внесения небольших корректив. С одной стороны, читатель должен быть доволен подобным подходом и бережным отношением к роману, ставшему культовым, с другой, такая дословная экранизация может вызвать разочарование механическим пересказом, в котором теряется красота великого произведения.
Первое, с чем спорит читательское восприятие – это несоответствие ролей и актеров, и прежде всего это касается исполнителя роли Воланда, Олега Басилашвили. Но эта обманчивая видимость пропадает сразу же, как только начинается диалог Князя Тьмы с литераторами. И вот уже возмущенный было таким явным промахом читатель, сменяет гнев на милость, и видит перед собой настоящего мессира, сошедшего со страниц книги. Образ получился монументальным, глубоким, наполненным мудростью, величественным и таинственным. Несмотря на то, что внешне он никак не походит на того Воланда, чей портрет подробно описан М.Булгаковым, у него есть одно ценное преимущество, это его голос. Низкий, тяжелый, словно исходящий из глубины, уставший, он прекрасно дополняет сложившийся образ, сводя на нет претензии к выбору актера на эту роль.
Если экранный Воланд сразу же завоевывает зрительское расположение, то этого никак нельзя сказать о Сергее Безрукове и его Иешуа, поскольку в его случае признание происходит постепенно. Можно сколько угодно сотрясать воздух и ломать копья, доказывая, что этот актер не подходит на роль странствующего философа просто потому, что фигурой не вышел, и слишком упитан для бродяги, и вообще, он Саша Белый (это на тот случай, если нет других аргументов). Но нельзя отрицать очевидного, Сергей Безруков, находясь практически все экранное время в статичном состоянии, используя интонации голоса и выразительную игру глаз, смог как нельзя лучше передать своего персонажа. Понтий Пилат в исполнении Кирилла Лаврова, хоть и не является зеркальным отражением книжного прокуратора, однако по эмоциональности он ни на йоту не уступает оригиналу, сцена допроса Га-Ноцри и разговор с Каифой тому подтверждение. Распределение ролей здесь можно воспринимать двояко, с одной стороны, оно вызывает недоверие, а с другой – позволяет заново открыть для себя знакомых героев и проникнуться симпатией к тем из них, кто раньше вызывал раздражение. Для меня таким открытием явился образ Коровьева – Фагота, насколько он был неприятен и назойлив в книге, настолько же стал обаятельным, близким и понятным после того, как его роль исполнил Александр Абдулов. Приятно удивил Семен Стругачев (Левий Матвей), его образ – один из лучших в фильме, сцена, где он проклинает Бога, буквально наэлектризована болью, отчаянием и вызывающей смелостью, что позволяет судить о высоком уровне актерского мастерства.
Что касается исполнителей главных ролей, то здесь уместно будет выразить восхищение сходством Александра Галибина с мастером, в котором угадываются черты самого М.Булгакова, а также внешним сходством Анны Ковальчук с Маргаритой, выбранный типаж как нельзя лучше подходит книжному образу. Но восторги по поводу стопроцентного попадания в роль заканчиваются сразу же, как только мы видим первую встречу мастера и Маргариты. Глядя на этих людей, никогда в жизни не подумаешь, что «любовь выскочила перед ними, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила сразу обоих. Так поражает молния! Так поражает финский нож!» К сожалению, ни молния, ни нож в этой встрече участия не принимали, «отвратительные, тревожные желтые цветы» печально летели на мостовую, отброшенные деревянным жестом, а в глазах Маргариты не читалось одиночества, так поразившего мастера. Собственно, в ее глазах можно увидеть всего два состояния, одно – где она убита горем, и другое, когда она, превратившись в ведьму, широко распахнув глаза, скалится и истерически хохочет. Таким образом, один из сильнейших эмоциональных моментов остался за кадром. Единственное, что хоть как-то спасает сцену от полного провала – это режиссерское видение. Их встреча происходит на пустынной улице, где нет никого, кто мог бы помешать им увидеть друг друга.
Если в этой сцене режиссерское прочтение оправдывает себя, то попытка вмешательства в роман, влекущая за собой появление фигуры Человека во френче (Валентин Гафт) выглядит, по меньшей мере, нелепо. Грузинский акцент позволяет с большой долей вероятности определить, что за этой фигурой скрывается не кто иной, как Лаврентий Берия. По сути, этот совершенно посторонний персонаж не несет в себе никакой смысловой нагрузки, и даже параллели, проводимые с Каифой, не убеждают в обратном. К слову о параллелях, они четко определены гением М.Булгакова, и любой, кто читал роман, знает о них, но создателям фильма этого показалось недостаточно, и они обозначили их еще четче, одолжив голос для мастера у Сергея Безрукова (Иешуа), породив тем самым смутные сомнения в необходимости подобной меры.
Несомненно, одним из достоинств ленты является ее цветовое решение. Московские сцены выполнены в стиле документального жанра, и гамма цветов для них подобрана соответствующая, черно-белая, которая позволяет делать переходы, пусть не слишком плавные и потому заметные для глаза, от кадров кинохроники к фильму. Ершалаим представлен преимущественно в желто-фиолетовых и красно - белых тонах, таким образом, подчеркивается его прямое отношение к Риму и крови, а магия Воланда, врываясь в монохромный мир московских обывателей, играя на контрастах, подогревает разыгравшееся воображение, которое очень скоро оказывается жестоко обманутым.
Обман происходит на балу у Сатаны. Бал, как ни странно, отличается скудностью обстановки и мрачностью интерьеров, преобладание стального цвета производит впечатление замкнутого пространства, словно местом для проведения бала выбрали чей-то фамильный склеп. Феерия и роскошь пожелали остаться в стороне, предоставив гостям довольствоваться скромностью и бесцветностью празднества. То, что должно потрясать блеском и великолепием, сражает наповал своим аскетизмом и невзрачностью, вместо королевского шика, изящества и пышности убранства нам предлагают лицезреть обилие шикарно-черных и роскошно-белых перьев на дамочках и любоваться балетом в стиле Аллы Духовой. Королева бала, скованная тяжелыми веригами, истекающая кровью, больше походит на преступницу, великомученицу, или на женскую ипостась Иешуа, с которым ее роднит терновый венец. Складывается ощущение, что Воланда обманули, так как организация и проведение бала Ста Королей оставляет желать лучшего, поскольку очевидная экономия средств бюджета не к лицу мессиру, и слова «Я в восхищении», окрашенные в цвета притворства, звучат не к месту, в отличие от музыкального сопровождения.
Первое, что слышат уши – это раскаты грома и музыкальное вступление в титрах, предваряющее просмотр каждой серии. Музыка словно совмещает в себе два противоположных начала, демоническое и божественное, она тревожит, создавая ощущение от прикосновения к каким-то неизведанным истокам, заставляя сердце трепетать от восторга. Музыкальное оформление очень точно передает настроение и создает соответствующую атмосферу, делая перепады от буйного вальса на балу у Воланда до изысканной, трогательной и нежной темы любви. Композитор Игорь Корнелюк блестяще справился с возложенной на него задачей.
В результате к ленте может возникнуть довольно неоднозначное отношение. Она являет собой не что иное, как экранную иллюстрацию знаменитого произведения, она так же мертва, безжизненна и бездушна, как страницы с графическими изображениями. В то же время, картина привлекает внимание к бессмертному роману, что в полной мере оправдывает ее существование.
Рецензия к сериалу "Мастер и Маргарита" от ЛеМур
Вторая свежесть
Просмотров: 10084
Оценка читателей: 9,75 из 10 (голосов 12)

Подписывайтесь на нашу группу KinoNews.ru ВКонтакте, чтобы оперативно следить за нашими новостями.
Всего комментариев: 16
- 2
- 1
Sensi (Критик), постов: 1962
26 января 2013, 7:53
| |
![]() 15 ![]() ![]() |
Как я понимаю, автору рецензии сериал не понравился?
Такое же мнение в отношении Маргариты, внешнее попадание без внутреннего желаемого содержания )) |
Evey (Зритель), постов: 461
25 января 2013, 17:07
| |
|
Ждем-с разгромного коммента от критика Ханта Латунского
:) |
ЛеМур (Критик), постов: 2155
25 января 2013, 9:23
| |
![]() 15 ![]() ![]() |
brune писал(а) 25 января 2013, 8:33 Переварила: вспомнила, как мне понравился Иван Бездомный в исполнении Галкина. 100%-ое попадание в образ, на мой ... Согласна насчет Галкина, мне он тоже очень понравился, Бездомный-это тот герой, который перерождается к финалу, по-моему, Галкин отлично это показал :) |
brune (Глава Киноакадемии), постов: 26743
25 января 2013, 8:33
| |
![]() 16 ![]() ![]() ![]() |
Переварила: вспомнила, как мне понравился Иван Бездомный в исполнении Галкина. 100%-ое попадание в образ, на мой взгляд. |
brune (Глава Киноакадемии), постов: 26743
24 января 2013, 20:58
| |
![]() 16 ![]() ![]() ![]() |
Монументально! "Я в восхищении"... Переварю, потом, может, еще чего вымолвлю) |
- 2
- 1
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.
Главные материалы сайта:
Jon Smith (Киноакадемик), постов: 5775
сегодня, 10:56
| |
...верно сказано! согласен полностью
Что уже сейчас о покойном то ерунду писать. |
Jon Smith (Киноакадемик), постов: 5775
сегодня, 10:54
| |
...а самих то уроков в сериале извините за спойлер и нет! жаль...я бы посмотрел на Борисова математика. Что до сериала...мне уже под конец надоел. Эта история ... [читать далее]
|
grifon2040 (Зритель), постов: 3278
сегодня, 10:49
| |
Всегда считал какой то союз этот странный,так что не удивлён что они развелись
|
Jon Smith (Киноакадемик), постов: 5775
сегодня, 10:44
| |
...старые фильмы этим и хороши. Тогда думали над сценарием, а не то что сейчас...трудно иногда просто фильм до конца досмотреть, а уж вспомнить потом о чем ... [читать далее]
|
Jon Smith (Киноакадемик), постов: 5775
сегодня, 10:42
| |
...таким культовым фильмам не нужны ваши продолжения и подобные им. Когда вы это усвоите....киноделы великие
|
Jon Smith (Киноакадемик), постов: 5775
сегодня, 10:41
| |
...будет размах! на музыку не надеюсь, не тот композитор....
|
Игорь Юрьев (Киноакадемик), постов: 1194
сегодня, 10:04
| |
И да, мальчик, начавший встречаться с девочкой из-за того, что ей купили мощный игровой ноутбук, а ему надо готовиться к соревнованиям по кибер-спорту- ... [читать далее]
|
Игорь Юрьев (Киноакадемик), постов: 1194
сегодня, 10:01
| |
Спасибо за высокую оценку моего труда и, что опубликовали:)
Идиотские моменты в сериале действительно есть. Подросткам можно сделать скидку на ... [читать далее] |
SF Freddy (Киноакадемик), постов: 32064
сегодня, 10:00
| |
хммм, читаю новость: чел прошел полное обследование, результат - здоров, отклонений нет
комменты к новости: чел принимал всякую дрянь и алкоголь, финал ... [читать далее] |
SF Freddy (Киноакадемик), постов: 32064
сегодня, 9:43
| |
от рака умер. от него внезапно не умирают
|
Фильм месяца
Дата выхода: | 18 июля 2025 |
Страна: | США |
Жанр: | триллер, ужасы |
Режиссер: | Дженнифер Кайтин Робинсон |
В главных ролях: | Дженнифер Лав Хьюитт, Мэдлин Клайн |
Реклама
1 | Порко Россо | 7.83 |
---|---|---|
2 | Мелочи жизни | 7.64 |
3 | Анора | 7.5 |
4 | Рейс навылет | 7.33 |
5 | Под огнем | 7.25 |
1 | Лунтик. Возвращение домой | 7.8 |
---|---|---|
2 | Батя 2: Дед | 7.2 |
3 | Кончится лето | 7.09 |
4 | Огниво | 7.05 |
5 | Красный шелк | 6.86 |
1 | Одиссея | 9.50 |
---|---|---|
2 | Биошок | 9.19 |
3 | Грань Будущего 2 | 9.05 |
4 | Дикая банда | 8.89 |
5 | Проект "Аве Мария" | 8.75 |
1 | Властелин колец 3: Возвращение Короля | 9.48 |
---|---|---|
2 | Терминатор 2: Судный день | 9.43 |
3 | Побег из Шоушенка | 9.43 |
4 | Форрест Гамп | 9.4 |
5 | Властелин колец 2: Две крепости | 9.38 |
1 | Побег из Шоушенка | 9.43 |
---|---|---|
2 | Крестный отец | 9.15 |
3 | Темный рыцарь | 9.12 |
4 | Крестный отец 2 | 8.88 |
5 | 12 разгневанных мужчин | 9.15 |
1 | Во все тяжкие | 9.43 |
---|---|---|
2 | Место встречи изменить нельзя | 9.38 |
3 | Михайло Ломоносов | 9.25 |
4 | Игра престолов | 9.24 |
5 | Гордость и предубеждение | 9.13 |
Самые обсуждаемые материалы
Легендарный актер умер от остановки сердца
Трейлер "Одиссеи" демонстрируется исключительно в кинотеатрах
Спортивная драма оправдала ранние прогнозы по кассовым сборам
Награждения
Наши рекорды
Такое же мнение в отношении Маргариты, внешнее попадание ...
Маргарита - это, пожалуй, находка и провал в одном флаконе :)) Кстати, в сериал не вошла одна сцена, на мой взгляд, очень важная для понимания этого образа. После того, как Маргарита устроила погром в квартире Латунского, она успокаивала маленького мальчика, испуганного шумом. Этот контраст между ее озлобленностью и проявлением сострадания, по-моему, должен был присутствовать.