Экранизация литературного произведения – дело рискованное и ответственное, а экранизация бестселлера – это все то же самое, но при этом степень риска и ответственности неимоверно возрастает. При постановке картины «Мастер и Маргарита» режиссер Владимир Бортко выбрал для себя тактику точного следования первоисточнику, оставляя за собой право внесения небольших корректив. С одной стороны, читатель должен быть доволен подобным подходом и бережным отношением к роману, ставшему культовым, с другой, такая дословная экранизация может вызвать разочарование механическим пересказом, в котором теряется красота великого произведения.
Первое, с чем спорит читательское восприятие – это несоответствие ролей и актеров, и прежде всего это касается исполнителя роли Воланда, Олега Басилашвили. Но эта обманчивая видимость пропадает сразу же, как только начинается диалог Князя Тьмы с литераторами. И вот уже возмущенный было таким явным промахом читатель, сменяет гнев на милость, и видит перед собой настоящего мессира, сошедшего со страниц книги. Образ получился монументальным, глубоким, наполненным мудростью, величественным и таинственным. Несмотря на то, что внешне он никак не походит на того Воланда, чей портрет подробно описан М.Булгаковым, у него есть одно ценное преимущество, это его голос. Низкий, тяжелый, словно исходящий из глубины, уставший, он прекрасно дополняет сложившийся образ, сводя на нет претензии к выбору актера на эту роль.
Если экранный Воланд сразу же завоевывает зрительское расположение, то этого никак нельзя сказать о Сергее Безрукове и его Иешуа, поскольку в его случае признание происходит постепенно. Можно сколько угодно сотрясать воздух и ломать копья, доказывая, что этот актер не подходит на роль странствующего философа просто потому, что фигурой не вышел, и слишком упитан для бродяги, и вообще, он Саша Белый (это на тот случай, если нет других аргументов). Но нельзя отрицать очевидного, Сергей Безруков, находясь практически все экранное время в статичном состоянии, используя интонации голоса и выразительную игру глаз, смог как нельзя лучше передать своего персонажа. Понтий Пилат в исполнении Кирилла Лаврова, хоть и не является зеркальным отражением книжного прокуратора, однако по эмоциональности он ни на йоту не уступает оригиналу, сцена допроса Га-Ноцри и разговор с Каифой тому подтверждение. Распределение ролей здесь можно воспринимать двояко, с одной стороны, оно вызывает недоверие, а с другой – позволяет заново открыть для себя знакомых героев и проникнуться симпатией к тем из них, кто раньше вызывал раздражение. Для меня таким открытием явился образ Коровьева – Фагота, насколько он был неприятен и назойлив в книге, настолько же стал обаятельным, близким и понятным после того, как его роль исполнил Александр Абдулов. Приятно удивил Семен Стругачев (Левий Матвей), его образ – один из лучших в фильме, сцена, где он проклинает Бога, буквально наэлектризована болью, отчаянием и вызывающей смелостью, что позволяет судить о высоком уровне актерского мастерства.
Что касается исполнителей главных ролей, то здесь уместно будет выразить восхищение сходством Александра Галибина с мастером, в котором угадываются черты самого М.Булгакова, а также внешним сходством Анны Ковальчук с Маргаритой, выбранный типаж как нельзя лучше подходит книжному образу. Но восторги по поводу стопроцентного попадания в роль заканчиваются сразу же, как только мы видим первую встречу мастера и Маргариты. Глядя на этих людей, никогда в жизни не подумаешь, что «любовь выскочила перед ними, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила сразу обоих. Так поражает молния! Так поражает финский нож!» К сожалению, ни молния, ни нож в этой встрече участия не принимали, «отвратительные, тревожные желтые цветы» печально летели на мостовую, отброшенные деревянным жестом, а в глазах Маргариты не читалось одиночества, так поразившего мастера. Собственно, в ее глазах можно увидеть всего два состояния, одно – где она убита горем, и другое, когда она, превратившись в ведьму, широко распахнув глаза, скалится и истерически хохочет. Таким образом, один из сильнейших эмоциональных моментов остался за кадром. Единственное, что хоть как-то спасает сцену от полного провала – это режиссерское видение. Их встреча происходит на пустынной улице, где нет никого, кто мог бы помешать им увидеть друг друга.
Если в этой сцене режиссерское прочтение оправдывает себя, то попытка вмешательства в роман, влекущая за собой появление фигуры Человека во френче (Валентин Гафт) выглядит, по меньшей мере, нелепо. Грузинский акцент позволяет с большой долей вероятности определить, что за этой фигурой скрывается не кто иной, как Лаврентий Берия. По сути, этот совершенно посторонний персонаж не несет в себе никакой смысловой нагрузки, и даже параллели, проводимые с Каифой, не убеждают в обратном. К слову о параллелях, они четко определены гением М.Булгакова, и любой, кто читал роман, знает о них, но создателям фильма этого показалось недостаточно, и они обозначили их еще четче, одолжив голос для мастера у Сергея Безрукова (Иешуа), породив тем самым смутные сомнения в необходимости подобной меры.
Несомненно, одним из достоинств ленты является ее цветовое решение. Московские сцены выполнены в стиле документального жанра, и гамма цветов для них подобрана соответствующая, черно-белая, которая позволяет делать переходы, пусть не слишком плавные и потому заметные для глаза, от кадров кинохроники к фильму. Ершалаим представлен преимущественно в желто-фиолетовых и красно - белых тонах, таким образом, подчеркивается его прямое отношение к Риму и крови, а магия Воланда, врываясь в монохромный мир московских обывателей, играя на контрастах, подогревает разыгравшееся воображение, которое очень скоро оказывается жестоко обманутым.
Обман происходит на балу у Сатаны. Бал, как ни странно, отличается скудностью обстановки и мрачностью интерьеров, преобладание стального цвета производит впечатление замкнутого пространства, словно местом для проведения бала выбрали чей-то фамильный склеп. Феерия и роскошь пожелали остаться в стороне, предоставив гостям довольствоваться скромностью и бесцветностью празднества. То, что должно потрясать блеском и великолепием, сражает наповал своим аскетизмом и невзрачностью, вместо королевского шика, изящества и пышности убранства нам предлагают лицезреть обилие шикарно-черных и роскошно-белых перьев на дамочках и любоваться балетом в стиле Аллы Духовой. Королева бала, скованная тяжелыми веригами, истекающая кровью, больше походит на преступницу, великомученицу, или на женскую ипостась Иешуа, с которым ее роднит терновый венец. Складывается ощущение, что Воланда обманули, так как организация и проведение бала Ста Королей оставляет желать лучшего, поскольку очевидная экономия средств бюджета не к лицу мессиру, и слова «Я в восхищении», окрашенные в цвета притворства, звучат не к месту, в отличие от музыкального сопровождения.
Первое, что слышат уши – это раскаты грома и музыкальное вступление в титрах, предваряющее просмотр каждой серии. Музыка словно совмещает в себе два противоположных начала, демоническое и божественное, она тревожит, создавая ощущение от прикосновения к каким-то неизведанным истокам, заставляя сердце трепетать от восторга. Музыкальное оформление очень точно передает настроение и создает соответствующую атмосферу, делая перепады от буйного вальса на балу у Воланда до изысканной, трогательной и нежной темы любви. Композитор Игорь Корнелюк блестяще справился с возложенной на него задачей.
В результате к ленте может возникнуть довольно неоднозначное отношение. Она являет собой не что иное, как экранную иллюстрацию знаменитого произведения, она так же мертва, безжизненна и бездушна, как страницы с графическими изображениями. В то же время, картина привлекает внимание к бессмертному роману, что в полной мере оправдывает ее существование.
Рецензия к сериалу "Мастер и Маргарита" от ЛеМур
Вторая свежесть
Просмотров: 10230
Оценка читателей: 9,75 из 10 (голосов 12)

Подписывайтесь на нашу группу KinoNews.ru ВКонтакте, чтобы оперативно следить за нашими новостями.
Всего комментариев: 16
- 2
- 1
Sensi (Критик), постов: 1962
26 января 2013 в 7:53
| |
![]() 15 ![]() ![]() |
Как я понимаю, автору рецензии сериал не понравился?
Такое же мнение в отношении Маргариты, внешнее попадание без внутреннего желаемого содержания )) |
Evey (Зритель), постов: 461
25 января 2013 в 17:07
| |
|
Ждем-с разгромного коммента от критика Ханта Латунского
:) |
ЛеМур (Критик), постов: 2155
25 января 2013 в 9:23
| |
![]() 15 ![]() ![]() |
brune писал(а) 25 января 2013 в 8:33 Переварила: вспомнила, как мне понравился Иван Бездомный в исполнении Галкина. 100%-ое попадание в образ, на мой ... Согласна насчет Галкина, мне он тоже очень понравился, Бездомный-это тот герой, который перерождается к финалу, по-моему, Галкин отлично это показал :) |
brune (Глава Киноакадемии), постов: 26948
25 января 2013 в 8:33
| |
![]() 16 ![]() ![]() ![]() |
Переварила: вспомнила, как мне понравился Иван Бездомный в исполнении Галкина. 100%-ое попадание в образ, на мой взгляд. |
brune (Глава Киноакадемии), постов: 26948
24 января 2013 в 20:58
| |
![]() 16 ![]() ![]() ![]() |
Монументально! "Я в восхищении"... Переварю, потом, может, еще чего вымолвлю) |
- 2
- 1
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.
Главные материалы сайта:
Mono (Критик), постов: 11807
Сегодня в 17:19
| |
Тьфу ты, блин... не "оно", а "они".
Ну вот((( теперь придётся отжиматься... |
Mono (Критик), постов: 11807
Сегодня в 17:09
| |
Просто я понимаю ещё бузить на какой-нибудь dragon age: the veilguard =D где нам прям откровенно пытаются пихать под нос пиписьки трансов, заставляют называть небинари ... [читать далее]
|
Евгений S.h. (Киноакадемик), постов: 12744
Сегодня в 17:04
| |
Насколько я слышал, Гильермо оставил Хоббита из-за MGM, поставившей проект на паузу из-за того, что студии снова выпал сектор "Банкрот" на барабане;)
|
Andrew (Главный редактор), постов: 78085
Сегодня в 17:02
| |
Так вот и не стоит франшизные блокбастеры в прокат кидать. Если только удастся радикально снизить их бюджеты. Следующий уcловный "Дэдпул" не должен ... [читать далее]
|
Jon Smith (Киноакадемик), постов: 6578
Сегодня в 17:01
| |
...добраться бы до оригинала! может и встанет все на свои места.
|
Евгений S.h. (Киноакадемик), постов: 12744
Сегодня в 16:59
| |
Да их и до ковида не так чтобы много снимали. Исключения типа Матрицы или Пипца бывали лишь раз в несколько лет
|
Mono (Критик), постов: 11807
Сегодня в 16:58
| |
Расскажите, пожалуйста, поподробнее, почему, по вашему мнению, это не СХ? Поконкретнее. Из-за связи с городом? Или из-за чего-то ещё? Что вообще для вас ... [читать далее]
|
Dienn (Зам. Главы Киноакадемии), постов: 8723
Сегодня в 16:55
| |
История успеха Сталлоне действительно мотивирующая и духоподъемная, "Оскар" такое любит)
|
Mono (Критик), постов: 11807
Сегодня в 16:55
| |
Интересно расписали и суть претензии ясна. Однако все эти моменты я и сама замечала, уже перелопатила их в голове и как раз таки пришла к иному выводу.
По ... [читать далее] |
Andrew (Главный редактор), постов: 78085
Сегодня в 16:54
| |
Она неважный персонаж:)
|
Фильм месяца
Дата выхода: | 10 октября 2025 |
Страна: | США |
Жанр: | боевик, приключения, триллер, фантастика |
Режиссер: | Хоаким Роннинг |
В главных ролях: | Ивэн Питерс, Грета Ли |
Реклама
1 | Нэчжа побеждает Царя драконов | 9.2 |
---|---|---|
2 | Девочка, покорившая время | 8.73 |
3 | Ночи Кабирии | 8.42 |
4 | Порко Россо | 7.83 |
5 | Мелочи жизни | 7.64 |
1 | Кончится лето | 7.15 |
---|---|---|
2 | Огниво | 7.05 |
3 | Финист. Первый богатырь | 6.62 |
4 | Батя 2: Дед | 6.5 |
5 | Последний ронин | 6.5 |
1 | Одиссея | 9.53 |
---|---|---|
2 | Биошок | 9.19 |
3 | Грань будущего 2 | 9.05 |
4 | Дикая банда | 8.89 |
5 | Проект "Аве Мария" | 8.75 |
1 | Властелин колец 3: Возвращение Короля | 9.5 |
---|---|---|
2 | Побег из Шоушенка | 9.46 |
3 | Терминатор 2: Судный день | 9.45 |
4 | Властелин колец 2: Две крепости | 9.4 |
5 | Форрест Гамп | 9.4 |
1 | Побег из Шоушенка | 9.46 |
---|---|---|
2 | Крестный отец | 9.17 |
3 | Темный рыцарь | 9.12 |
4 | Крестный отец 2 | 8.96 |
5 | 12 разгневанных мужчин | 9.15 |
1 | Во все тяжкие | 9.46 |
---|---|---|
2 | Место встречи изменить нельзя | 9.38 |
3 | Игра престолов | 9.27 |
4 | Михайло Ломоносов | 9.25 |
5 | Гордость и предубеждение | 9.13 |
Самые обсуждаемые материалы
Третья часть грандиозного кинопроекта Джеймса Кэмерона будет чуть короче второй
"Silent Hill f" достойна стать одной из лучших игр 2025 года
Студия выпустила серию классических постеров Джеймса Бонда, убрав с них культовый пистолет
Наши рекорды
Такое же мнение в отношении Маргариты, внешнее попадание ...
Маргарита - это, пожалуй, находка и провал в одном флаконе :)) Кстати, в сериал не вошла одна сцена, на мой взгляд, очень важная для понимания этого образа. После того, как Маргарита устроила погром в квартире Латунского, она успокаивала маленького мальчика, испуганного шумом. Этот контраст между ее озлобленностью и проявлением сострадания, по-моему, должен был присутствовать.