Рецензия к фильму "Список Шиндлера" от ЛеМур

Цена жизни

Фильм «Список Шиндлера» принято считать одним из шедевров мирового кинематографа. Общепризнанный, осыпанный золотым дождем наград киноакадемий, он по праву претендует на это высокое звание, занимая почетные места в первых десятках, несмотря на свой приличный возраст. Чем же он так хорош?

В основу сценария картины легла история немецкого фабриканта Оскара Шиндлера, спасшего во время войны от истребления более одной тысячи евреев. Прикасаясь к страницам нашей истории, залитым кровью ни в чем не повинных жертв, мы сами испытываем глубокий катарсис, чувства обостряются и во время погружения в атмосферу фильма, повествующего о нелегкой судьбе тех, кому довелось пережить то страшное время, мы можем искренне сопереживать и ужасаться. Происходило ли подобное при просмотре ленты? Да, безусловно, все то, о чем мы слышали из рассказов очевидцев или читали в газетных статьях, все те кошмары предстали перед нами наяву. Массовое уничтожение тысяч жизней, снег из пепла людей, сожженных в крематориях, зловещие трубы Освенцима, ужасы гетто, все это на экране обрело плоть и кровь, явившись живым напоминанием о страшном прошлом. Массовые сцены, в изобилии встречающиеся на протяжении трехчасового хронометража, призваны оглушить зрителя размахом свершавшихся казней, и со своей задачей они успешно справляются, но, в то же время, такой перебор оборачивается потерями героев, они растворяются в массах, и следить за поворотами их судеб становится затруднительно. Они перестают существовать как отдельные личности, теряясь и становясь едва различимыми в толпе точно таких же людей. В результате впечатление остается смазанным и размытым, эмоциональный всплеск, которого ожидаешь, внутренние содрогания пропадают, убитые сухим пересказом истории.

Количественный показатель масштаба трагедии выражен горами вещей, принадлежавших людям, отправленным на верную гибель. Вытряхнутые чемоданы, пирамиды из одежды и обуви, веера фотографий, россыпи бриллиантов – все это не может не потрясать, ведь за каждой вещью стоит чья-то судьба, жизнь, оборванная войной. Печально наблюдать за тем, как евреи - вынужденные переселенцы - сохраняют свое имущество, не расстаются с картинами и шубами, и видеть осиротевшие вещи, к которым уже никогда не прикоснется рука хозяина.

Цветовая гамма картины подчеркивает серьезность военной темы и создает атмосферу документального жанра кино, где время перестает властвовать и отступает перед зрителем, приглашая его увидеть кадры, на которых запечатлелась сама История. Эффект присутствия возникает моментально, не давая опомниться, как будто открывается окно в мир прошлого. И только девочка в красном пальтишке выбивается из общего ряда, внося своим появлением смятение в души героев и зрителей, заставляя задуматься о том, насколько совместимы война и детство. Детская тема также не была оставлена в стороне и раскрыта она достаточно полно, от фразы «Прощайте, евреи», вложенной в уста ребенка, и характерного жеста проведения руки по горлу, до спасения чужой жизни, от массового уничтожения детей, грузовиками вывозимых с территории лагеря до проникновенного отчаяния родителей, оплакивающих их участь.

Музыка, звучащая в фильме – это дань уважения к памяти жертв геноцида. Главная тема, тонкая, пронзительная мелодия, напоминающая полет раненой птицы, стремящейся ввысь, к небу, к свободе, но с замирающим сердцем разбивающейся о камни, пожалуй, лучшая иллюстрация душевных переживаний тысяч людей, томившихся в гетто и мечтающих о том, чтобы свободно дышать.

С определенной долей уверенности можно сказать, что лента «Список Шиндлера» является хорошей сценой для соло троих актеров, поскольку все другие персонажи и лица, их исполняющие, совершенно не запоминаются, в первую очередь это касается женских образов, которые получились проходными, и поэтому на них мы заострять внимание не будем, а перейдем, непосредственно к тем, кто затронул душу искусством преображения.:Лайам Нисон (Оскар Шиндлер), Рэйф Файнс (Амон Гёт) и Бен Кингсли (Исаак Штерн).

Герой Лайама Нисона, расчетливый предприниматель, воспользовавшийся военной обстановкой и бедственным положением евреев для того, чтобы извлечь выгоду и разбогатеть. Он никогда не скрывал своей истинной цели, он не был отягощен раздумьями о страданиях несчастных, для него было важно только одно – деньги. Деньги давали ему власть, они были его идолом, в жертву которому он приносил всего себя. Он хотел, чтобы его вспоминали как Оскара Шиндлера, который сделал что-то необычайное, поднял завод из руин, но ему была уготована другая судьба, о которой он даже не помышлял.
Лайам Нисон отыграл роль Шиндлера почти весь фильм на одной ноте, очень ровно, монотонно, вплоть до финала, где раскрывается новый герр Оскар. Но этот эпизод смотрится наигранной театральной постановкой и вызывает большие сомнения в искренности Шиндлера , хотя в то же время производит неизгладимое впечатление благодаря монологу о стоимости человеческой жизни, его слова о том, что жизнь может быть приравнена к золотому значку и обменена на подобную безделицу, вызывают бурное душевное волнение и подступающий к горлу комок.

Его антипод по фильму Амон Гёт, в исполнении Рэйфа Файнса, впечатлял своей беспричинной жестокостью и пленял холодным взглядом истинного арийца. Являясь олицетворением нацизма и питая лютую ненависть к представителям низшей касты, коими он считал евреев, хладнокровный и кровожадный, он был обречен на сравнение с Шиндлером. Их линии шли параллельно друг другу, сходство характеров и различия бросались в глаза, выделенные яркими штрихами. Оба любили деньги, женщин, власть, оба были примерными нацистами, оба оказались в одном месте в одно и то же время. Образ Амона Гёта запомнился штампом «злой немец», несмотря на то, что в фильме присутствуют неоднократные намеки на его положительные качества. Он одним из первых заступился за Шиндлера, когда того посадили за поцелуи с еврейками, а его собственное увлечение еврейской девушкой было подобно лучу света в темном царстве его души, в котором также нашлось место и порыву великодушия, однако как одно, так и другое, все потонуло в мрачном лабиринте его сознания.

Исаак Штерн (Бен Кингсли), это, пожалуй, один из самых сильных образов в картине. Несоответствие наружной оболочки и внутреннего содержания не может оставить равнодушными никого. Глядя на его тщедушную фигуру, никогда в жизни не подумаешь, какой стальной стержень скрывается внутри. Он далек от заискиваний перед сильными мира сего, он знает себе цену и гордится своим происхождением. То, с каким достоинством он себя держал с Оскаром Шиндлером, заставляя немца искать расположения еврея, внушает уважение к скромному бухгалтеру.

Картина представляет собой скорее отчет о событиях Второй мировой, сухой пересказ исторических фактов, который выполняет одно-единственное предназначение – напомнить нам о кровавом прошлом. Нельзя сказать, что фильм цепляет и трогает до глубины души, вызывая беспрерывный эмоциональный отклик, но он остается в памяти, и этого более чем достаточно.
Автор: ЛеМур   (всего рецензий: 14, средняя оценка: 9.44)
22.04.2013
Просмотров: 367
Оценка читателей: 9,32 из 10 (голосов 22)



Всего комментариев: 38
28.03.2014 17:43
#544286
Дарт Вейдер писал(а) 28.03.2014 16:52 #544274
по мнему Список Шиндлера лучший исторический фильм.А вы не имеите права судить насколько хорошо знят фильм поскольку сами фильмы не снимете
Забавно :) Следуя вашей логике вы так же не имеете права судить рецензии, поскольку сами не написали ни одной :) Спасибо за единицы, кстати, у меня остались еще неоцененные вами рецензии, так что милости просим и всегда рады :)

Что касается фильма, то я уже высказалась и в рецензии, и под ней в комментариях, поэтому повторяться снова не буду.

28.03.2014 16:53
#544275
Дарт Вейдер писал(а) 28.03.2014 16:52 #544274
по мнему Список Шиндлера лучший исторический фильм.А вы не имеите права судить насколько хорошо знят фильм поскольку сами фильмы не снимете
как и я, но я виль не расказываю как он должен был быть сянт

28.03.2014 16:52
#544274
ЛеМур писал(а) 24.04.2013 18:35 #402584
Возможно, потому, что игра актеров и великолепная музыка оказались самыми сильными сторонами фильма. По крайней мере для меня это так, и я не могу отнести ...
по мнему Список Шиндлера лучший исторический фильм.А вы не имеите права судить насколько хорошо знят фильм поскольку сами фильмы не снимете

28.03.2014 16:49
#544272
но ставлю 10

28.03.2014 16:46
#544270
c последним абзацом не согласен

01.05.2013 23:36
#405025
Да, признаюсь, что это мой не самый любимый и просматриваемый фильм. И интересный взгляд, как и прочтение, имеет место быть. Но, невзирая на различные упоминания в комментариях, у меня всё-же, слабое место в этом изложении - последний абзац (концовка).
Хотя, это ваш (твой) взгляд на данную картину. И сколько людей, столько и ... .

  • intvindet
  • Киноакадемик
  • Постов: 5621
  • Сейчас на сайтеБольше пяти лет на сайтеСеребряный рецензент (средний балл рецензий между 8 и 8,99)
28.04.2013 18:18
#403788
ЛеМур писал(а) 28.04.2013 18:11 #403785
Отношение к одному и тому же фильму может быть различным, здесь как раз ничего удивительного нет. Насчет Спилберга, я уже покаялась несколькими постами ...
Какая, рассудительность ...-)))

  • OlegD
  • Киноакадемик
  • Постов: 9162
  • Больше четырех лет на сайтеДружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)Серебряный рецензент (средний балл рецензий между 8 и 8,99)
28.04.2013 18:18
#403787
ЛеМур писал(а) 28.04.2013 18:11 #403785
Отношение к одному и тому же фильму может быть различным, здесь как раз ничего удивительного нет. Насчет Спилберга, я уже покаялась несколькими постами ...
Да, вижу)

28.04.2013 18:11
#403785
OlegD писал(а) 28.04.2013 18:08 #403783
Ваше отношение к фильму меня удивило, но рецензия написана отлично. Правда вот меня тоже несколько покоробило отсутствие в ней Стивена Спилберга. Отсутствие ...
Отношение к одному и тому же фильму может быть различным, здесь как раз ничего удивительного нет. Насчет Спилберга, я уже покаялась несколькими постами ниже.

  • OlegD
  • Киноакадемик
  • Постов: 9162
  • Больше четырех лет на сайтеДружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)Серебряный рецензент (средний балл рецензий между 8 и 8,99)
28.04.2013 18:08
#403783
Ваше отношение к фильму меня удивило, но рецензия написана отлично. Правда вот меня тоже несколько покоробило отсутствие в ней Стивена Спилберга. Отсутствие имен сценаристов, композитора и так далее не так бросается в глаза.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистируйтесь или введите свой ник и пароль.

Реклама
Лауреат премии Оскар
Крестный отец
Год выхода: 1972
Страна: США
В главных ролях: Аль Пачино, Марлон Брандо
Результат голосования
Самый ожидаемый фильм недели (20-26 июля)
Дюнкерк 53.6%
Не жду ничего! 30.9%
Ужас Амитивилля: Пробуждение 5.7%
Безумные соседи 3.8%
Овердрайв 2.6%
Уедем к чертовой бабушке 1.9%
Заячья школа 1.5%
Ховрино. Блог из преисподней 0%
Мифы 0%
Всего голосов: 265
Голосование проводится
с 19 по 26 июля
Самое обсуждаемое видео
Собираем пользовательскую рецензию на фильм "Дюнкерк"
20.07.2017
Пользователи портала "Новости кино" о фильме Кристофера Нолана
Самые обсуждаемые материалы
Пересъемки "Лиги справедливости" обойдутся в десятки миллионов долларов
Пересъемки "Лиги справедливости" обойдутся в десятки миллионов долларов
Джосс Уидон не будет упоминаться в качестве режиссера картины
В США повесился солист группы Linkin Park
В США повесился солист группы Linkin Park
Честер Беннингтон совершил самоубийство на частной вилле
Французская пресса уличила "Дюнкерк" в искажении фактов
Французская пресса уличила "Дюнкерк" в искажении фактов
Кристофер Нолан проигнорировал заслуги французских военнослужащих
Награждения
Наши рекорды