px

Рецензия к фильму "Список Шиндлера" от ЛеМур

Цена жизни

Фильм «Список Шиндлера» принято считать одним из шедевров мирового кинематографа. Общепризнанный, осыпанный золотым дождем наград киноакадемий, он по праву претендует на это высокое звание, занимая почетные места в первых десятках, несмотря на свой приличный возраст. Чем же он так хорош?

В основу сценария картины легла история немецкого фабриканта Оскара Шиндлера, спасшего во время войны от истребления более одной тысячи евреев. Прикасаясь к страницам нашей истории, залитым кровью ни в чем не повинных жертв, мы сами испытываем глубокий катарсис, чувства обостряются и во время погружения в атмосферу фильма, повествующего о нелегкой судьбе тех, кому довелось пережить то страшное время, мы можем искренне сопереживать и ужасаться. Происходило ли подобное при просмотре ленты? Да, безусловно, все то, о чем мы слышали из рассказов очевидцев или читали в газетных статьях, все те кошмары предстали перед нами наяву. Массовое уничтожение тысяч жизней, снег из пепла людей, сожженных в крематориях, зловещие трубы Освенцима, ужасы гетто, все это на экране обрело плоть и кровь, явившись живым напоминанием о страшном прошлом. Массовые сцены, в изобилии встречающиеся на протяжении трехчасового хронометража, призваны оглушить зрителя размахом свершавшихся казней, и со своей задачей они успешно справляются, но, в то же время, такой перебор оборачивается потерями героев, они растворяются в массах, и следить за поворотами их судеб становится затруднительно. Они перестают существовать как отдельные личности, теряясь и становясь едва различимыми в толпе точно таких же людей. В результате впечатление остается смазанным и размытым, эмоциональный всплеск, которого ожидаешь, внутренние содрогания пропадают, убитые сухим пересказом истории.

Количественный показатель масштаба трагедии выражен горами вещей, принадлежавших людям, отправленным на верную гибель. Вытряхнутые чемоданы, пирамиды из одежды и обуви, веера фотографий, россыпи бриллиантов – все это не может не потрясать, ведь за каждой вещью стоит чья-то судьба, жизнь, оборванная войной. Печально наблюдать за тем, как евреи - вынужденные переселенцы - сохраняют свое имущество, не расстаются с картинами и шубами, и видеть осиротевшие вещи, к которым уже никогда не прикоснется рука хозяина.

Цветовая гамма картины подчеркивает серьезность военной темы и создает атмосферу документального жанра кино, где время перестает властвовать и отступает перед зрителем, приглашая его увидеть кадры, на которых запечатлелась сама История. Эффект присутствия возникает моментально, не давая опомниться, как будто открывается окно в мир прошлого. И только девочка в красном пальтишке выбивается из общего ряда, внося своим появлением смятение в души героев и зрителей, заставляя задуматься о том, насколько совместимы война и детство. Детская тема также не была оставлена в стороне и раскрыта она достаточно полно, от фразы «Прощайте, евреи», вложенной в уста ребенка, и характерного жеста проведения руки по горлу, до спасения чужой жизни, от массового уничтожения детей, грузовиками вывозимых с территории лагеря до проникновенного отчаяния родителей, оплакивающих их участь.

Музыка, звучащая в фильме – это дань уважения к памяти жертв геноцида. Главная тема, тонкая, пронзительная мелодия, напоминающая полет раненой птицы, стремящейся ввысь, к небу, к свободе, но с замирающим сердцем разбивающейся о камни, пожалуй, лучшая иллюстрация душевных переживаний тысяч людей, томившихся в гетто и мечтающих о том, чтобы свободно дышать.

С определенной долей уверенности можно сказать, что лента «Список Шиндлера» является хорошей сценой для соло троих актеров, поскольку все другие персонажи и лица, их исполняющие, совершенно не запоминаются, в первую очередь это касается женских образов, которые получились проходными, и поэтому на них мы заострять внимание не будем, а перейдем, непосредственно к тем, кто затронул душу искусством преображения.:Лайам Нисон (Оскар Шиндлер), Рэйф Файнс (Амон Гёт) и Бен Кингсли (Исаак Штерн).

Герой Лайама Нисона, расчетливый предприниматель, воспользовавшийся военной обстановкой и бедственным положением евреев для того, чтобы извлечь выгоду и разбогатеть. Он никогда не скрывал своей истинной цели, он не был отягощен раздумьями о страданиях несчастных, для него было важно только одно – деньги. Деньги давали ему власть, они были его идолом, в жертву которому он приносил всего себя. Он хотел, чтобы его вспоминали как Оскара Шиндлера, который сделал что-то необычайное, поднял завод из руин, но ему была уготована другая судьба, о которой он даже не помышлял.
Лайам Нисон отыграл роль Шиндлера почти весь фильм на одной ноте, очень ровно, монотонно, вплоть до финала, где раскрывается новый герр Оскар. Но этот эпизод смотрится наигранной театральной постановкой и вызывает большие сомнения в искренности Шиндлера , хотя в то же время производит неизгладимое впечатление благодаря монологу о стоимости человеческой жизни, его слова о том, что жизнь может быть приравнена к золотому значку и обменена на подобную безделицу, вызывают бурное душевное волнение и подступающий к горлу комок.

Его антипод по фильму Амон Гёт, в исполнении Рэйфа Файнса, впечатлял своей беспричинной жестокостью и пленял холодным взглядом истинного арийца. Являясь олицетворением нацизма и питая лютую ненависть к представителям низшей касты, коими он считал евреев, хладнокровный и кровожадный, он был обречен на сравнение с Шиндлером. Их линии шли параллельно друг другу, сходство характеров и различия бросались в глаза, выделенные яркими штрихами. Оба любили деньги, женщин, власть, оба были примерными нацистами, оба оказались в одном месте в одно и то же время. Образ Амона Гёта запомнился штампом «злой немец», несмотря на то, что в фильме присутствуют неоднократные намеки на его положительные качества. Он одним из первых заступился за Шиндлера, когда того посадили за поцелуи с еврейками, а его собственное увлечение еврейской девушкой было подобно лучу света в темном царстве его души, в котором также нашлось место и порыву великодушия, однако как одно, так и другое, все потонуло в мрачном лабиринте его сознания.

Исаак Штерн (Бен Кингсли), это, пожалуй, один из самых сильных образов в картине. Несоответствие наружной оболочки и внутреннего содержания не может оставить равнодушными никого. Глядя на его тщедушную фигуру, никогда в жизни не подумаешь, какой стальной стержень скрывается внутри. Он далек от заискиваний перед сильными мира сего, он знает себе цену и гордится своим происхождением. То, с каким достоинством он себя держал с Оскаром Шиндлером, заставляя немца искать расположения еврея, внушает уважение к скромному бухгалтеру.

Картина представляет собой скорее отчет о событиях Второй мировой, сухой пересказ исторических фактов, который выполняет одно-единственное предназначение – напомнить нам о кровавом прошлом. Нельзя сказать, что фильм цепляет и трогает до глубины души, вызывая беспрерывный эмоциональный отклик, но он остается в памяти, и этого более чем достаточно.
Автор: ЛеМур   (всего рецензий: 17, средняя оценка: 9.51)
22.04.2013
Просмотров: 1600
Оценка читателей: 9,32 из 10 (голосов 22)
Катинка для ВК
Подписывайтесь на нашу группу KinoNews.ru ВКонтакте, чтобы оперативно следить за нашими новостями.



Всего комментариев: 38
Steve Austin (Критик), постов: 5836
25 апреля 2013, 18:03
Аватарка пользователя Steve Austin
Больше 12 лет на сайте
12
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
ЛеМур писал(а) 24 апреля 2013, 18:35
Возможно, потому, что игра актеров и великолепная музыка оказались самыми сильными сторонами фильма. По крайней ...
Тогда корректнее было, может быть, сказать сюжет, или сценарий - это сухой пересказ.
А про фильм я ничего не скажу, не видел, но понимаю ваши впечатления о нём.

ЛеМур (Критик), постов: 2155
24 апреля 2013, 18:36
Аватарка пользователя ЛеМур
Больше 14 лет на сайте
14
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Кассия писал(а) 23 апреля 2013, 21:35
как будто вскрыла стручок - а внутри идеально уложены идеальные горошины, такая вот ассоциация))
Забавная ассоциация: рецензия - гороховый стручок :D

ЛеМур (Критик), постов: 2155
24 апреля 2013, 18:35
Аватарка пользователя ЛеМур
Больше 14 лет на сайте
14
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Steve Austin писал(а) 24 апреля 2013, 17:10
Я, если честно, тоже не понимаю, как можно "восхищаться игрой актеров и их способностью к воплощению этих ролей, ...
Возможно, потому, что игра актеров и великолепная музыка оказались самыми сильными сторонами фильма. По крайней мере для меня это так, и я не могу отнести "Список Шиндлера" к разряду душещипательных, пробивающих на чистые эмоции картин, какими для меня являются наши, советские фильмы "..А зори здесь тихие" или "В бой идут одни старики". Они из года в год вызывают у меня слезы, а "Список" не может похвастасться такой же прочувствованностью трагедии, как эти картины. Возможно, как я уже отмечала в рецензии, всему виной излишек массовых сцен, возможно, некоторые сцены сняты таким образом, что не создают желаемого эффекта, например, эпизод, где Шиндлер приравнивает стоимость человеческой жизни к значку или автомобилю мог бы выглядеть как-то иначе: если бы показывали автомобиль и через мгновение на его месте десять человек, а спустя мгновение снова автомобиль - выглядело бы значительно сильнее. Фильму не хватило художественного подхода. А игра актеров действительно заслуживает упоминания.

Steve Austin (Критик), постов: 5836
24 апреля 2013, 17:10
Аватарка пользователя Steve Austin
Больше 12 лет на сайте
12
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Я, если честно, тоже не понимаю, как можно "восхищаться игрой актеров и их способностью к воплощению этих ролей, если фильм - сухой пересказ". Если актёры воплощаются и раскрывают образ, при чём запоминающийся, то фильм уже априори не может быть сухим пересказом. Это что-то большее.
А рецензия, конечно, отменного качества.

Кассия (Зритель), постов: 1201
23 апреля 2013, 21:35
Аватарка пользователя Кассия
Больше 14 лет на сайте
14
Серебряный рецензент (средний балл рецензий между 8 и 8,99)
как будто вскрыла стручок - а внутри идеально уложены идеальные горошины, такая вот ассоциация))


Kinohero (Киноман), постов: 5403
23 апреля 2013, 20:04
Аватарка пользователя Kinohero
Больше 12 лет на сайте
12
Сухая победа

Hasanov (Критик), постов: 13885
23 апреля 2013, 19:05
Аватарка пользователя Hasanov
Больше 11 лет на сайте
11
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Hasanov писал(а) 23 апреля 2013, 19:05
Какая работа, какая рецензия, аж дух захватывает! Видно ты трудилось над ней очень много времени) Ты так подробно ...
Очень хороший повод тем более, перед Великим праздником)

Hasanov (Критик), постов: 13885
23 апреля 2013, 19:05
Аватарка пользователя Hasanov
Больше 11 лет на сайте
11
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Какая работа, какая рецензия, аж дух захватывает! Видно ты трудилось над ней очень много времени) Ты так подробно расписала , что после этого просто нельзя не посмотреть ее)
Так держать!!!

ЛеМур (Критик), постов: 2155
23 апреля 2013, 18:40
Аватарка пользователя ЛеМур
Больше 14 лет на сайте
14
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
ClubLife писал(а) 23 апреля 2013, 14:21
ну честное слово, неужели Спилберг не заслужил хотя бы одного упоминания в рецензии!!???
Честно заслужил, признаю свой существенный недочет.

ЛеМур (Критик), постов: 2155
23 апреля 2013, 18:38
Аватарка пользователя ЛеМур
Больше 14 лет на сайте
14
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Дарий писал(а) 23 апреля 2013, 15:38
Противоречиво, по-моему, восхищаться игрой актеров и их способностью к воплощению этих ролей, если фильм - сухой ...
Для меня вполне приемлемо рассматривать работу актеров, абстрагируясь от содержания фильма, если игра качественная и она меня впечатляет, я обязательно о ней расскажу. К моему сожалению "Список Шиндлера" не стал для меня тем фильмом, о котором можно было бы не кривя душой сказать, что он шедевр, я его посмотрела второй раз и что меня потрясло и удивило, так это то, что я не могла вспомнить ни одной ключевой сцены. Сказать о том, что он берет за душу я тоже не могу. Как по мне, это работа Спилберга, которую он выполнил на отлично только ради того, чтобы получить "отлично".

Соло троих означает то, что они выделились на фоне общего фона или хора.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.


Главные материалы сайта:

Jon Smith (Критик), постов: 1512
вчера, 23:41
Jon Smith
Лучше оригинала уже точно не будет

Andrew (Главный редактор), постов: 73239
вчера, 23:32
Andrew
Мало того, что дождь лил, так еще и репетиция Парада и весь центр перекрыт:)

Mr Ma (Киноман), постов: 8076
вчера, 23:02
Mr Ma
явно это теперь уже политзаказуха

Mr Ma (Киноман), постов: 8076
вчера, 23:01
Mr Ma
если через него пойдут бабки - свяжутся все)

Mr Ma (Киноман), постов: 8076
вчера, 23:00
Mr Ma
Голливуд?!))) это там где и своим и вашим и споем и спляшем? Примут с распростертыми объятиями. Так же как Парижская газета меняла выпускные заголовки ... [читать далее]

Mr Ma (Киноман), постов: 8076
вчера, 22:55
Mr Ma
Это конечно must have!

Kent S (Киноакадемик), постов: 33599
вчера, 22:50
Kent S
Ну и последние 2 серии классные, так и думал что Кейко там жива осталась и её найдут.
Но момент встречи Кейко и Ли и их разговор про годы очень мощный ... [читать далее]

Ежов (Зритель), постов: 438
вчера, 22:48
Ежов
Нам давно пора снять свой ответ - о сети Одноклассники.

Kent S (Киноакадемик), постов: 33599
вчера, 22:44
Kent S
Досмотрел. Первые 2 серии интригуют, но потом пошла какая то вода. Особенно в разрушенном городе ходят орут и песни поют. Вообще линия в 2015 очень слабая, ... [читать далее]

Stepanman92 (Критик), постов: 858
вчера, 22:42
Stepanman92
Актриса шикарная!



Фильм месяца
Постер к фильму Сто лет тому вперед
Дата выхода: 18 апреля 2024
Страна: Россия
Жанр:приключения, семейный, фантастика
Режиссер:Александр Андрющенко
В главных ролях:Дарья Верещагина, Марк Эйдельштейн
Реклама
Самые обсуждаемые материалы
Кассовые сборы фильма "Дюна: Часть вторая" почти достигли 700 миллионов
Состоялась премьера трейлера фильма "Дэдпул и Росомаха"
Апелляционный суд посчитал Харви Вайнштейна невиновным в изнасиловании
Награждения
Наши рекорды