Из всех новинок летнего сезона «Элизиум»- была единственной, которую я ждал без какого либо скепсиса. Слишком хорошо зарекомендовал себя Нил Бломкамп своей историей про инопланетный апартеид, слишком талантливо была раскрыта тема предрассудков и ксенофобии на таком неожиданном и очень амбивалентном примере. Закономерно, что «Элизиум» ждать стоило- уж слишком много общих ассоциаций выстраивалось с прошлой работой, которая в моей личном топе лучшей научной фантастики входит в первую пятерку. Тем ироничней, что из всех летних премьер- однозначно, эта самая разочаровывающая.
Сюжетный концепт очень неумело затрагивает тему классового неравенства и пролетарского представления о справедливости. Фоном для этого выступает типичная для жанра пессимистичная картина будущего: на земле имеет место быть глобальное перенаселение, нехватка продовольствия, экономический и социальный кризис. В то самое время как элита человечества (к этому вопросу мы еще вернемся) в буквальном смысле стала небожителями, проживая в «рае неземном», простые рабочие и низкие слои населения вынуждены влачить свое существование на вымирающей земле. Закономерно, что их мучает пролетарская обида из разряда «а почему одним все, а другим ничего». Закономерно, что массовый зритель в большинстве своем должен симпатизировать им, но не богатым и успешным- ведь его, зрителя, тоже время от времени мучает такой вопрос. Закономерно, что единственное решение, к которому пришли наши пролетарии- это не благоустроить все здесь, а прийти, поработить и забрать все там.
Незамысловатый сюжетный концепт о конфликте «элиты и людей второго сорта» в данном фильме реализован на редкость слабо. В первую очередь он направлен на эксплуатацию стереотипизированного обывательского представления об элитах, которое имеет лишь условное отношение к этому понятию. Для простого обывателя элита- этот тот, кто успешнее и богаче, и никак иначе. Это не совсем так. В первую очередь стоит оперировать аксиологическим представлением об элитах – как о лучших из лучших людских умах и талантах. Закономерно, что простой прохожий с улицы не сможет заменить собой ценностную элиту- у данного механизма циркуляции немного другие принципы. Закономерно, что простой прохожий с улицы и ценностная элита не могут обладать равными привилегиями- и это вполне справедливо, «все животные равны, но некоторые ровнее». И закономерно, что для построения замкнутого утопического общества было бы целесообразно привлекать к себе не только альтиметрическую, но и аксиологическую элиту- с одной стороны, так будет сохранен весь интеллектуальный и моральный потенциал человечества, с другой- это самым благоприятным образом может облагородить социальную гармонию «Элизиума».
А теперь посмотрим на наших пролетариев. Они существуют в обстановки абсолютного кризиса- а это в свою очередь должно было породить межгрупповую конфликтность, криминализацию и банальную озлобленность. Это будет накладывать определенный отпечаток как на малые группы, так и конкретно на индивида в целом, сделав их носителями специфических ценностей и взглядов. И если мы проведем определенный социальный эксперимент, переместив одного такого индивида в иную для него среду- то он не станет адаптироваться к ее условиям и не «перевоспитается». Нет, он превратит ее точно в такую же помойку, из которой он пришел. И если мы перенесем всех пролетариев, сирых и убогих в обстановку идеальной социальной экосистемы утопического мифа - то своим присутствием они его банально разрушат, сделав непригодной для дальнейшего существования- ибо они не станут жить по его законам, они установят собственные, на основе своих представлений о нормах и праве. Грубо говоря, сработает принцип свиньи, добравшейся до кормушки- ведь Элизиум скорее всего рассчитан на строго лимитированное количество людей, в противном случае будет банальный продовольственный кризис и нехватка места. Кого - то в противном случае все равно придется выселять. А это значит, что подобная грубая циркуляция от низших к высшим, от минимума общественных благ к его максимуму породит не общественную справедливость в самом утопическом представлении, а банальную цикличность. Сам конфликт вернется на круги своя.
Но даже в таком случае я не могу сказать, что принцип насильственной экспансии чужих благ - эта справедливо. Это не более чем тупиковое антагонистическое представление, которое не разрешит конфликт в целом- но усложнит его с невиданной до этого гарантией.
Да и в целом, ради нагнетания праведного антагонистического настроения фильм пренебрегает к совсем уж пошлым приемам. Если богатый буржуй- то обязательно с надменным отношением к своим рабочим, который должен умереть только за это. Раза три вам будут тыкать в лицо кадрами с бегущей матерью, которая держит в руках ребенка- инвалида. Банальная эмоциональная эксплуатация, не более. И конечно же главный герой, который пойдет на безвкусный акт самопожертвования (а если точнее- на альтруистическое самоубийство)- ибо сам по себе он пустышка, который не вызывает хоть какое либо сочувствие.
Элизиум мог бы стать умной социальной трагедией на тему непреодолимости классовой несправедливости. И это был бы действительно очень умная и мрачная кульминация всего фильма, которая обеспечила бы ему культовый статус. Однако создатели не пошли дальше примитивной аллегории о богатых и бедном, черном и белом- ибо рассмотрение общественного конфликта в амбивалентном ключе начисто противоречило бы идеалистической наивности всего сюжета в целом.
Год выхода: | 2013 |
Жанр: | боевик, триллер, фантастика |
Страна: | США |
Рейтинг: |
Рецензия к фильму "Элизиум: Рай не на Земле" от Berns
Идеологическая неопределенность.
Просмотров: 1501
Оценка читателей: 8,5 из 10 (голосов 20)

Подписывайтесь на нашу группу KinoNews.ru ВКонтакте, чтобы оперативно следить за нашими новостями.
Всего комментариев: 15
- 2
- 1
ЛЕОН (Зритель), постов: 78
12 августа 2013, 10:12
| |
![]() |
это какая то статья о класовом неравенстве, о самом фильме вообще ничего |
CaptainPirog (Критик), постов: 5017
12 августа 2013, 1:53
| |
![]() 13 ![]() |
И да, я разочаровался в нескольких людях... |
CaptainPirog (Критик), постов: 5017
12 августа 2013, 1:49
| |
![]() 13 ![]() |
Рассуждения. Практически вся рецензия состоит из них. Об актерах ни слова (1 предложение о главном персонаже). Ах да, они же неизвестные. Они не заслужили хотя бы пару слов в свой адрес... Написано красиво, с этим спорить не буду... Но это не рецензия. Мысли вслух. 7 за струд автора! |
Sensi (Критик), постов: 1962
11 августа 2013, 20:32
| |
![]() 15 ![]() ![]() |
Полностью согласна с мнением автора :) |
Влад (Киноман), постов: 222
11 августа 2013, 20:17
| |
![]() 15 |
Шедеврально написано!:) Все четко, ясно, читать - одно удовольствие!:) |
- 2
- 1
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.
Главные материалы сайта:
![]() сегодня, 20:44
| |
Да ничего он не обиделся. Вон в инстаграм речь толкает, ролики для Уорнер снимает рекламные
|
![]() сегодня, 20:44
| |
Ни один. Поэтому его слова тоже мало значения имеют)
|
![]() сегодня, 20:42
| |
Ну конкуренты такие себе. Фильм же жду
|
![]() сегодня, 20:41
| |
Да у него никогда особо кассовых фильмов не было. Ну может только "Река"
|
Jon Smith (Киноакадемик), постов: 5264
сегодня, 20:24
| |
...
Бывший Бонд - Тимоти Далтон здесь хорош. Его мало, но свои минуты еще как отрабатывает. Это его увлечение с дамами и ремнем....уффф.Чертяка! А так он ... [читать далее] |
Jon Smith (Киноакадемик), постов: 5264
сегодня, 20:11
| |
....
Ох и крутой же получился первый сезон. Да я вот как сел, с перерывами на обед только закончил смотреть. Закрываю так сказать свои отложенные в дальний ... [читать далее] |
![]() сегодня, 20:08
| |
Т.е. дым всё-таки белый пошёл?
|
Skaner353 (Критик), постов: 13484
сегодня, 20:06
| |
После недавней игры про этого Голлума, которую все дружно захейтили всем миром я бы не был уверен в успехе фильма)
|
BADENBADEN (Критик), постов: 7267
сегодня, 19:58
| |
Серкис как режиссер никакой
|
AleX (Критик), постов: 10020
сегодня, 19:47
| |
)))) согласен это было смешно, хотя не удивлен, Калаш он и во всей галактике Калаш)))
|
Фильм месяца
Дата выхода: | 2 мая 2025 |
Страна: | США |
Жанр: | боевик, кинокомикс, приключения, фантастика, фэнтези |
Режиссер: | Джейк Шрейер |
В главных ролях: | Флоренс Пью, Себастиан Стэн |
Реклама
1 | Маленький будда | 9 |
---|---|---|
2 | Порко Россо | 7.83 |
3 | Мелочи жизни | 7.55 |
4 | Анора | 7.5 |
5 | Рейс навылет | 7.42 |
1 | Красный шелк | 7.8 |
---|---|---|
2 | Лунтик. Возвращение домой | 7.8 |
3 | Кончится лето | 7.5 |
4 | Кракен | 7.1 |
5 | Майор Гром: Игра | 7.08 |
1 | Одиссея | 9.69 |
---|---|---|
2 | Биошок | 9.11 |
3 | Грань Будущего 2 | 9.09 |
4 | Формула 1 | 9.00 |
5 | Дикая банда | 8.83 |
1 | Властелин колец 3: Возвращение Короля | 9.48 |
---|---|---|
2 | Побег из Шоушенка | 9.44 |
3 | Терминатор 2: Судный день | 9.41 |
4 | Форрест Гамп | 9.4 |
5 | Властелин колец 2: Две крепости | 9.39 |
1 | Побег из Шоушенка | 9.44 |
---|---|---|
2 | Крестный отец | 9.11 |
3 | Темный рыцарь | 9.12 |
4 | Крестный отец 2 | 8.88 |
5 | 12 разгневанных мужчин | 9.15 |
1 | Во все тяжкие | 9.40 |
---|---|---|
2 | Игра престолов | 9.21 |
3 | Если наступит завтра | 9.07 |
4 | Место встречи изменить нельзя | 9.00 |
5 | Семнадцать мгновений весны | 8.96 |
Самые обсуждаемые материалы
Киностудия потеряла огромную сумму из-за провала фильма "Джокер: Безумие на двоих"
Автомобиль звезды фильма "Джокер" угнали от его дома
Награждения
Наши рекорды