px

Рецензия к фильму "Август. Восьмого". Российские Трансформеры

22.02.2012
Рецензия к фильму Август. Восьмого. Российские Трансформеры

Бессмысленные и беспощадные. Хотя, если честно, я немного преувеличил: железо-компьютерных баталий здесь не много, в основном – в завязке и финале. Большая же часть фильма сконцентрирована совсем на другом – на скитаниях измотанной матери по разрушаемому Цхинвалу и окрестностям. Скитания оказались продолжительными и, скажем так помягче, странными.

Военное противостояние обеих сторон конфликта закончилось, началась конфронтация на художественном театре военных действий. Вначале был "Олимпиус Инферно" Игоря Волошина, затем – "5 дней в августе" Ренни Харлина, теперь вот на экраны вышел "Август. Восьмого" Джаника Файзиева. 2:1 в нашу пользу. Автор "Турецкого Гамбита", ничего не снимавший семь лет, наконец-то вернулся в кресло режиссера, дабы снять свою историю о памятных событиях лета 2008 года, с крайне впечатлительным ребенком и огромными боевыми человекоподобными роботами.

Прежде всего, о многометровых махинах. Они здесь совершенно ни к чему. Видимо, либо продюсеры, в расчете на большую прибыль от заинтригованных зрителей, деликатно приказали Файзиеву ввести в фильм намеки на фантастику (настоящей там, собственно, и нет) ради роста уровня зрелищности, либо режиссер (он же сценарист) решил, в очередном творческом порыве, проявить столь необычную инициативу. Не суть важно; факт в том, что это оказалось совершенно бездумным решением. Не бесполезным: со своей ролью – еще больше привлечь потенциального зрителя ("…что это они там наснимали? Моих Трансформеров? Надо бы проверить…") – родственники заокеанских стальных титанов, можно сказать, справились. Посмотреть на то, как "у нас" реализовали уже давно и не раз обкатанную "у них" идею было действительно любопытно. Другое дело, что реализация подкачала, причем неслабо.

Проблема таится даже не столько в графике (в отличии от совершенно мультяшного друга мальчишки, внучатый племянник Мегатрона был сделан на удивление хорошо), сколько в способе введения столь нетривиальных для отечественного кинематографа персонажей в картину. Опуская сюжетные подробности (хотя все и так понятно из трейлеров), скажу лишь, что сделано это было с одной стороны вроде как изящно (вроде как), с другой – скучно и даже неприятно. Фантастику бессовестно подменили психологией. Что, как во время просмотра, так и после, только разочаровывает, но никак не впечатляет (особенно после того, что большинство посетителей кинозалов видело, например, в третьих "Трансформерах").

Основное действие развивается на манер кардиограммы. Активные, в первую очередь – военные действия сменяются затишьем, вслед за которым снова идет буря. Тем не менее, нормальная (в контексте данной ленты) война начинается где-то с середины фильма. До момента первой перестрелки придется наслаждаться вступлением (ошеломляющем, в плохом смысле), крушением автобуса (компьютерная графика видна даже дилетанту) и, самое главное – бомбардировкой Цхинвала (спорный момент. С одной стороны – ракеты рассекают ночное небо, стирают с лица земли здания, мэрию. С другой – делают это хило и вяло, даже неохотно, так что подобный артобстрел вызывает лишь недоумение).

Все это время Светлана Иванова – любящая мать, накануне сбагрившая сына по первой же просьбе бывшего отца в горячую точку ради своего ухажера – пытается играть. Получается это у нее из рук вон плохо. Хотя чем дальше, тем больше она вживается в роль, так что неестественная натянутость ее эмоций, неубедительное выражение лица постепенно проходят – пусть и медленнее, чем хотелось бы – и уступают место сухому отыгрышу.

Перестрелки ничего примечательного собой не представляют. Обстрел колонны, снайперы на улицах города, пулеметные расчеты, редкие танки, спасение гражданских – ничего нового здесь в принципе быть не может. От создателей требовалось лишь качественно воплотить все это на экране. Результат – серость. Вообще, в целом и в частностях. Ни накала страстей, ни трагедии, ни напряжения. Все это наводит лишь на одну мысль – никакой роли, кроме декоративной, сама война не несет.

Казалось бы, не важно, когда и по какому поводу, важно, что это – вооруженный конфликт, на фоне которого разворачивается душещипательная (как пологают авторы) история матери, проходящей, в поисках сына, один за другим круги ада. Простые солдаты, выполняющие свой долг, большинству из которых война нужна так же, как предпринимателям – плановая экономика. И гражданские, обыкновенные обыватели, оказавшиеся вообще не в том месте и не в то время – и это на своей-то родине. Но беда в том, что Файзиев слишком увлекся главной героиней, из-за чего все возможные побочные линии оказались загублены на корню. Несмотря на двухчасовой хронометраж.

Кроме Ивановой можно еще отметить разве что Максима Матвеева и Владимира Вдовиченкова. Первый неплохо воплотил на экране светлый образ высоконравственного солдата (и женщину в беде не бросает, и о матери заботиться, и помогает и прочее). Второй – ни много ни мало стал президентом этой страны, что автоматически обязало его участвовать в претенциозном и дутом спектакле на тему совещания высшего руководства по поводу сложившейся ситуации. Совещание было столь же лишним и неуклюжим, сколь вышеупомянутые роботы.

И Куценко, куда ж без него. Хотя здесь его действительно есть за что похвалить – обошелся всего одной минутой экранного времени на заднем плане.

Про мальчишку (Артём Фадеев), извините, говорить не вижу смысла: почти все время ему пришлось просидеть под столом. Но это не упрек – лишь констатация факта, так что разбора игры дитя (которая иногда способна смазать впечатление даже от хорошего фильма) не ждите.

Фильм неискренен, сдобрен голливудскими штампами (а вы думали?) и усеян обломками собственных возможностей. Он мог бы красиво совместить наши военные силы с нашими же аналогами все тех же трансформеров; или продемонстрировать целый набор интересных сюжетных линий, пересекающихся друг с другом и образующих цельный и интересный сценарий; да просто стать одной из выдающихся российских военных драм. А стал винегретом. Грустным кино-винегретом. Такие дела.

Автор: Роман Волохов



Всего комментариев: 45
-DarkKnight- (Киноман), постов: 1306
22 февраля 2012, 15:17
Аватарка пользователя -DarkKnight-
Больше 12 лет на сайте
12
Серебряный рецензент (средний балл рецензий между 8 и 8,99)
Смотрел трейлеры, рекламы, отрывки и ждал... Почитал рецензию и полностью разочаровался. Искренне доверяя всем рецензиям Романа Волохова, а таких не мало, я смело могу плюнуть на этот фильм. Страшно жаль, что наши опять облажались...

Andrew (Главный редактор), постов: 73239
22 февраля 2012, 15:06
Аватарка пользователя Andrew
yana-dim писал(а) 22 февраля 2012, 15:04
какая нрафиня??? вам название не о чем не говорит?? этот фильм основан на реальных событиях,произошедших в августе ...
В смысле реальные гигантские роботы участвовали в той войне?:)

yana-dim (Новичок), постов: 6
22 февраля 2012, 15:04
Аватарка пользователя yana-dim
какая нрафиня??? вам название не о чем не говорит?? этот фильм основан на реальных событиях,произошедших в августе 2008 года, о войне с Грузией.

maksimov (Зритель), постов: 235
22 февраля 2012, 13:01
Аватарка пользователя maksimov
Больше 13 лет на сайте
13
Я и не сомневался что будет жалкое подобие Голливуда. Ну не умеют наши снимать.

brune (Глава Киноакадемии), постов: 25407
22 февраля 2012, 10:27
Аватарка пользователя brune
Больше 14 лет на сайте
14
Звезда сайта 2019 года
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Госпадя, да по постеру же все понятно: графиня изменившемся лицом бежит к пруду...

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.


Главные материалы сайта:

Фильм месяца
Постер к фильму Мятежная Луна, часть 2: Дарующая шрамы
Реклама
Самые обсуждаемые материалы
Кассовые сборы фильма "Дюна: Часть вторая" почти достигли 700 миллионов
Состоялась премьера трейлера фильма "Дэдпул и Росомаха"
Апелляционный суд посчитал Харви Вайнштейна невиновным в изнасиловании
Награждения
Наши рекорды