Рецензия на фильм "А зори здесь тихие...". По законам нашего киновремени

01.05.2015
Рецензия на фильм А зори здесь тихие.... По законам нашего киновремени

Вообще-то, пресс-конференция – мероприятие на редкость занудное. Ибо всё известно заранее: звезды прекрасно знают, о чем их спросят, а мы (журналисты) знаем, что нам ответят. Однако ж бывают и исключения. Бывает так, что на самой обыкновенной конференции вдруг узнаешь про себя много нового. Причем именно про себя – не про фильм. Так, полтора года назад некто Сергей Жигунов почти убедил меня в том, что я не читала "Трех мушкетеров" Дюма. Ну, не читала и все! "Сейчас вообще никто ничего не читает… Такая уж молодежь пошла" (конец цитаты).

Нечто подобное имело место быть и на встрече с Ренатом Давлетьяровым (автор идеи, продюсер и режиссер новых "Зорь"). "Поймите, современное поколение не знает повести Бориса Васильева!" - убежденно вещал Давлетьяров. – "И фильма Ростоцкого они не видели! Да и смотреть картину сорокалетней давности сегодня никто не станет: тот киноязык уже давно устарел". Я как-то сразу почувствовала себя изгоем: ибо я и фильм видела, и книгу читала, да и со "стародавними шедеврами" проблем особых у меня нет. "Наверное, пора вычеркивать себя из категории "молодежь", - печально подумала я, однако слишком сильно расстроиться не успела, так как услышала новый "перл". "Не вижу смысла сравнивать нашу картину и версию Ростоцкого", - сказал Давлетьяров. – "У нас совершенно иное кино". Ой ли?

Весь фокус в том, что, когда говоришь о новом фильме "А зори здесь тихие..." (2015), на ум приходит сразу несколько эпитетов. Например, его можно назвать "крепко сделанным" (это, в общем-то, правда, хотя жаль, что к нему приложил руку ремесленник, а не художник); можно назвать "трогательным" (некоторым актрисам удается достучаться и до самого черствого сердца: я говорю про Кристину Асмус, Софью Лебедеву, Анастасию Микульчину); его можно назвать "патриотичным", "в меру пафосным" и т.д. Но рассуждать о том, что "это совершенно иное кино" - странно. В чем "инаковость"? В том, что 80-90 процентов всех диалогов совпадают с первой версией? В том, что некоторые сцены продублированы столь точно, что повторяются даже ракурсы или поворот головы? (Взять хоть момент, когда старшина Васков ведет трех плененных немцев). Или в том, что весь сюжетный стержень оставлен без изменений? И что у каждой девушки есть свой личный флэшбэк?

Хотя, чего уж греха таить, кое-какие разночтения отыскать, в принципе, можно. Итак, отличия (начнем с мелочей). Во-первых, сами зенитчицы: одна их них становится дочерью раскулаченного, другая – дочерью репрессированного (на сюжет это, правда, абсолютно никак не влияет). Во-вторых, обнаженка: девушки в бане демонстрируют полное "НЮ", изо всех сил старательно делая вид, что им "ну ни капельки не стыдно"; также имеется вторая сцена с полным раздеванием, когда, устав форсировать болото, барышни плещутся в водопаде. В-третьих, большая жестокость: например, во время смерти Риты Осяниной мы видим ее испачканное кровью лицо, ее рану от осколков гранаты и т.д. В-четвертых, Давлетьяров добавляет пару финальных сцен, отказавшись от привязки к современности (и такой отказ картине на пользу).

Теперь об отличиях серьезных. Кто-то из кинокритиков написал, что "цветная картинка позволяет нам в полной мере насладиться красотами северного края". Спорить сложно: красоты действительно налицо. Водопад, озеро, лес, капля крови на ярко зеленом листе… Формат современного кино требует "красивости", и Давлетьяров, конечно же, с форматом спорить не собирается: он снимает красивую войну. Еще один важный пункт: экшен (куда ж без него!). Пикирует компьютерный самолет (качество, по счастью, выше, чем в "Битве за Севастополь"), взрываются сопки, камера то взлетает над лесом, то кидается под танк. И музыка, музыка, музыка! Оркестр буквально надрывается: какие там "тихие" зори, о чем вы! Ведь 21-ый век на дворе: все зори теперь симфонические! А иначе "молодежь не поймет".

И что же в итоге? А ничего. Ну, то есть почти ничего. Добротно сделанный по всем законам современного киностандарта ученический пересказ. Я не против ремейков, не против военных фильмов: война – зло чудовищное, и не говорить об этом нельзя. Но на кой ляд режиссеру браться за серьезную вещь, если сказать ему нечего? Если его идеалом является откровенное школярство: ни плохо, ни хорошо, без всякого намека на собственную индивидуальность, на собственную идею. Зачем? Чтобы камера красиво полетала над лесом? Чтобы эстрадная певица во время боя встала в полный рост с автоматом в руке? Или чтобы «заодно уж» и сериал снять? (Его, кстати, сняли). Ну, что хотели, то и получили: все красиво, все правильно, все по законам современного формата. Вот только один вопрос возникает, маленький. Интересно, а в связи с "устареванием киноязыка" мы теперь всю классику обновлять собираемся? А то ведь для "окультуривания молодежи" одних "Зорь" маловато будет…

Автор: Вера Аленушкина



Всего комментариев: 44
123456789 (Критик), постов: 14638
1 мая 2015, 14:08
Аватарка пользователя 123456789
Больше 14 лет на сайте
14
Бронзовый рецензент (средний балл рецензий между 7 и 7,99)
darkwhite99 писал(а) 1 мая 2015, 13:57
Думаю после меня пошла такая мода - ставить 1, безумно рад за это:))
молодец

darkwhite99 (Зритель), постов: 83
1 мая 2015, 13:57
Аватарка пользователя darkwhite99
brune писал(а) 1 мая 2015, 13:47
Хотела спросить, почему 1 за фильм поставил, потом проверила остальные твои единицы и спрашивать передумала
Думаю после меня пошла такая мода - ставить 1, безумно рад за это:))

Летописец (Критик), постов: 64441
1 мая 2015, 13:56
Аватарка пользователя Летописец
Больше 15 лет на сайте
15
Серебряный рецензент (средний балл рецензий между 8 и 8,99)
Andrew писал(а) 1 мая 2015, 13:45
При чем тут вообще Афганистан. Речь о Великой Отечественной. Абсолютно несравнимые события и воздействие на страну ...
Вам ничего не говорит о том что они все отдали Жизнь за свою Родину?!

brune (Глава Киноакадемии), постов: 26725
1 мая 2015, 13:47
Аватарка пользователя brune
Больше 16 лет на сайте
16
Звезда сайта 2019 года
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
HUNTERX писал(а) 1 мая 2015, 13:27
Пускай снимают, все равно это не наши деньги
Хотела спросить, почему 1 за фильм поставил, потом проверила остальные твои единицы и спрашивать передумала

Andrew (Главный редактор), постов: 77100
1 мая 2015, 13:45
Аватарка пользователя Andrew
HUNTERX писал(а) 1 мая 2015, 13:30
Я думаю все можно прочувствовать, ведь многие были в Чечне, Афганистане, это тоже война и им нужно отдавать такое ...
При чем тут вообще Афганистан. Речь о Великой Отечественной. Абсолютно несравнимые события и воздействие на страну и общество


Летописец (Критик), постов: 64441
1 мая 2015, 13:30
Аватарка пользователя Летописец
Больше 15 лет на сайте
15
Серебряный рецензент (средний балл рецензий между 8 и 8,99)
Andrew писал(а) 1 мая 2015, 11:17
Откровенно говоря, я полагаю, что советская военная киноклассика совершенно не годится для римейков. Именно военная. ...
Я думаю все можно прочувствовать, ведь многие были в Чечне, Афганистане, это тоже война и им нужно отдавать такое же уважение как ветеранам воевавшим ВОВ

Летописец (Критик), постов: 64441
1 мая 2015, 13:27
Аватарка пользователя Летописец
Больше 15 лет на сайте
15
Серебряный рецензент (средний балл рецензий между 8 и 8,99)
Пускай снимают, все равно это не наши деньги

|SIRIUS| (Критик), постов: 3112
1 мая 2015, 13:26
Аватарка пользователя |SIRIUS|
Больше 11 лет на сайте
11
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
darkwhite99 писал(а) 1 мая 2015, 13:19
50 оттенков зори)))
"А зори здесь бурные"....

darkwhite99 (Зритель), постов: 83
1 мая 2015, 13:19
Аватарка пользователя darkwhite99
|SIRIUS| писал(а) 1 мая 2015, 13:15
Культура сейчас такая, что не дай Бог... лучше уж реально классику смотреть чем порнографию всякую. Вот реально ...
50 оттенков зори)))

|SIRIUS| (Критик), постов: 3112
1 мая 2015, 13:15
Аватарка пользователя |SIRIUS|
Больше 11 лет на сайте
11
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Культура сейчас такая, что не дай Бог... лучше уж реально классику смотреть чем порнографию всякую. Вот реально напрашивается вопрос. А без порнографии нельзя?? в каждом фильме нам показывают обнаженку, как будто только ею можно кого то привлечь в кино...сейчас молодежь другая, по себе знаю, все идут в кино, за историей и добротным фильмом. Но нашим "ремесленникам" этого ж не понять...

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.



Фильм месяца
Постер к фильму 28 лет спустя
Дата выхода: 20 июня 2025
Страна: Великобритания, США
Жанр:боевик, драма, триллер, ужасы
Режиссер:Дэнни Бойл
В главных ролях:Аарон Тейлор-Джонсон, Джоди Комер
Реклама
Самые обсуждаемые материалы
Спустя полвека после выхода фильма "Чклюсти" пора болеть за правильного персонажа
Одна из лучших работ режиссера Джузеппе Торнаторе
Новый постер намекает на трагическую судьбу персонажа Элли Фаннинг
Награждения
Наши рекорды