Рецензия на фильм "Дуэлянт". Честь требует крови

Рецензия на фильм "Дуэлянт". Честь требует крови
Год российского кино нам дарит небывалые проекты! Это масштабные фильмы-катастрофы ("Экипаж", "Ледокол"), историческая драма "Викинг", экспериментальный "Хардкор". Картина "Дуэлянт" от продюсеров Александра Роднянского и Сергея Мелькумова совмещает в себе масштабный замысел, историческую составляющую и экспериментальный подход. Экранизации романов Бориса Акунина о похождениях сыщика Фандорина были последними авантюрными фильмами, что приковывали к себе внимание широкой публики. С тех пор выходили байопики (например, "Адмирал") и легковесные молодежные ленты о царскосельских лицеистах ("1814"). Но интерес к историческому материалу стал угасать. И вот новый фильм режиссера Алексея Мизгирева применяет всевозможные уловки (в том числе и рекламные), чтобы снова возродить авантюрный жанр. Приманкой послужила яркая обертка, то есть художественное оформление (как в свое время было с "Вием в 3D"), броско стилизованное под атмосферу стимпанка. Но получилось так, что этот выпирающий элемент вытеснил все остальные, а режиссура так и вовсе уступила место работе художников и костюмеров!

Тут же стоит оговориться, что стильная картинка не является основополагающей в характеристике фильма, а служит художественным средством экспрессии для раскрытия темы дуэлей. Поединки - это неотъемлемые атрибуты картин, действие которых происходит в XVIII - XIX веках. Это очень удобный и эффективный драматургический способ разрешить конфликт между героями. Но самих историй о дуэлях, дуэльных кодексах, о том - какую вообще роль они играют в жизни дворян, - припомнить сложно. И это одно из главных новшеств этой картины. Дуэли были частью жизни аристократов, известных своей утонченностью души, поэтическим восприятием мира, поиском красоты в каждом предмете - посему в их сознании (и нашем представлении!) поединки предстают как нечто воинственное и героическое, где проверятся храбрость и отвага и защищается честь. В "Дуэлянте" мы видим темную изнанку этого явления. Потому-то все окружающее и утопает в мрачной и смрадной атмосфере стимпанка!

Этот литературный жанр изображает XIX век в своем альтернативном развитии и с ярко выраженным научно-техническим прогрессом. Мы видим Петербург без каких-то привычных опознавательных знаков "Северной Пальмиры", не считая узнаваемых каналов, расположения улиц с угловыми домами и сверкающего купола Исаакиевского собора. Чаще всего в кадре присутствуют каркасы строящегося Спаса-на-Крови да подвесного моста через Неву. Черные цилиндры и сюртуки, чавкающая грязь под ногами и непрекращающийся ливень - таким предстает город, населенный бретерами. Другого Петербурга, яркого и фееричного, с дворцами, фонтанами, аллеями и парками - вы здесь не найдете! Народ тут подлый и низкий; для них дуэль - это не вопрос чести, а лишь средство для обогащения. Поэтому визуальное обрамление фильма и вышло именно таким.

Главный герой господин Яковлев (Петр Федоров) невероятно везуч. Он стреляется на дуэлях вместо своих клиентов, которых ему выбирает тайный наниматель. Яковлев зарабатывает на этом большие деньги; он не боится смерти (пробуя различные варианты поединков - с пистолетами лоб в лоб, через ширму и даже "русскую рулетку"). Его цель - вернуть себе законное дворянство, отнятое графом Беклемишевым (Владимир Машков). Настоящая фамилия Колычев - была утрачена, как и сам титул. Позже последовало разжалование в солдаты, прогон через строй и в итоге ссылка на Алеутские острова. Вернувшись оттуда, он мечтает отомстить. Но вся загвоздка в том, что он не может вызвать графа на дуэль, так как согласно первому уставу дуэльного кодекса, - драться могут только равные по происхождению. И теперь под чужим именем - Яковлев - он убивает на поединках людей, попутно размышляя над тем, как восстановить свою былую честь.

Фильм конечно же воздействует на зрителя своей стилистикой.

Эти необычные ракурсы, голландские углы, плавные наезды, цветовой контраст вкупе с "индустриальной" музыкой - создают особый фон. Но этот притягательный антураж настолько насыщен темными тонами, что в нем просто-напросто теряются детали. Не говоря уже о том, что задействованных локаций крайне мало (если это улица: то всегда один и тот же канал, если помещение - то либо зал дворянского собрания, либо комната главного героя). Мрачной атмосфере фильма вторит и несколько отстраненная манера поведения действующих лиц - сухость, равнодушие, презрение. Перечисленные выше элементы преобразовались в сочную композицию кадра, способную дух захватить, а некоторые сцены сложились так выразительно, что можно было обойтись и без реплик персонажей.

Но все это явно вытесняло содержательную часть фильма. Ни духа авантюризма или романтизма, не даже элементарной драматургии - нет и в помине. Сюжет довольно тривиальный и прямолинейный, без подводных камней и непредвиденных ситуаций. Градус напряжения лишь изредка поддерживается в отдельно взятом кадре, но никак не в структуре повествования. Оттого-то на выходе тебя переполняют очень странные чувства!

Фильм "Дуэлянт" нельзя назвать большим разочарованием; но и возложенных надежд он не оправдал. Каким бы ни был замысел авторов, но наскучить зрителю в их планы точно не входило. Искусная и пестрая на краски картина конечно же радует глаз, но душу радует глубина. Этого как раз таки и не хватает фильму - глубины содержания. А в двухмерной плоскости сюжета запомнились только подробности проведения дуэлей!

Автор: George

30.09.2016
Предлагаем почитать также:
Наибольшее количество наград может получить драма "Ученик"
Определен список киностудий, которые смогут претендовать на поддержку

Итоги голосования по кинопремии "KinoNews 2017"

 
 
Всего комментариев: 31
  • Constance
  • Киноакадемик
  • Постов: 11218
  • Больше четырех лет на сайтеДружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
01.10.2016 00:03
#801760
George писал(а) 30.09.2016 18:07 #801731
Либо додумываем и сами дорисовываем идеальную для себя картину)) Поэтому и нужен критический анализ и вообще определённая доля скепсиса. А то люди, воспринимающие ...
А без додумывания никак - мысль изреченная есть ложь, надо понять какая правда за ней стоит, а вытащить при этом наружу свой энтузиазм или свой скепсис подсказывает внутренний камертон или физиологическое сродство)) Как на программе Голос - можно повернуться с первой "удачной" (необычной, интригующей, бравурной...) ноты и потом простить некоторые огрехи))

  • Constance
  • Киноакадемик
  • Постов: 11218
  • Больше четырех лет на сайтеДружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
30.09.2016 23:39
#801758
Andrew писал(а) 30.09.2016 19:48 #801745
Ну, я тоже высказал свое мнение, так как я следил за проектом с самой ранней стадии. Мне очевидно, что изначальный замысел был, мягко говоря, другой. Просто ...
Это похоже на правду - хотели как лучше, а получилось... несколько... как всегда))

  • brune
  • Зам. Главы Киноакадемии
  • Постов: 17443
  • Больше восьми лет на сайтеДружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
30.09.2016 23:02
#801757
George писал(а) 30.09.2016 18:07 #801731
Либо додумываем и сами дорисовываем идеальную для себя картину)) Поэтому и нужен критический анализ и вообще определённая доля скепсиса. А то люди, воспринимающие ...
Вот тут соглашусь - и про дорисовываем и про необходимость критического анализа. А про радостное-истерическое восприятие - так это не только голливудских фильмов касается, но и отечественных, как показывает практика.

  • Andrew
  • Админ
  • Постов: 47260
30.09.2016 19:48
#801745
Constance писал(а) 30.09.2016 19:44 #801744
40 лет назад кино было другое, мы были другими - совершенно не избалованными, готовыми с благодарностью любой кусок ловить)) А нынче у нас в кино возрождение ...
Ну, я тоже высказал свое мнение, так как я следил за проектом с самой ранней стадии. Мне очевидно, что изначальный замысел был, мягко говоря, другой. Просто потом что-то пошло не так, и получился винегрет.

  • Constance
  • Киноакадемик
  • Постов: 11218
  • Больше четырех лет на сайтеДружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
30.09.2016 19:44
#801744
Andrew писал(а) 30.09.2016 18:44 #801734
Вообще-то и "17 мгновений весны" это своего рода комикс про советского резидента. Недаром столько анекдотов. Но атмосфера есть. В "Дуэлянте" ...
40 лет назад кино было другое, мы были другими - совершенно не избалованными, готовыми с благодарностью любой кусок ловить)) А нынче у нас в кино возрождение из пепла, поиск правильной дороги, адекватных решений и т.д. "Не нужно держаться за старое" как трактует Ваш любимый Марвел. Возьмите интервью у Мизгирева - полагаю ему есть что сказать и как ответить))
Я не в восторге от фильма, о чем написала еще вчера в первой же фразе комментария, но считать его провалом не вижу оснований)) далеко не шедевр, но никак и не пшик))

30.09.2016 19:35
#801742
Andrew писал(а) 30.09.2016 18:44 #801734
Вообще-то и "17 мгновений весны" это своего рода комикс про советского резидента. Недаром столько анекдотов. Но атмосфера есть. В "Дуэлянте" ...
Ну если атмосферы для вас нет, не значит, что её для других не было.

  • George
  • Киноакадемик
  • Постов: 2924
  • Больше года на сайтеЗолотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
30.09.2016 19:32
#801741
TREADSTONE писал(а) 30.09.2016 19:13 #801739
Рецензия профессиональная, интересная, как и ваша ламповая дискуссия, которая может быть является нечто большим))
Спасибо, что оценили! Дискуссия своеобразное продолжение рецензии)) Прибавляет новых мыслей о фильме))))

  • TREADSTONE
  • Киноакадемик
  • Постов: 11158
  • Сейчас на сайтеБольше четырех лет на сайтеДружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
30.09.2016 19:13
#801739
Рецензия профессиональная, интересная, как и ваша ламповая дискуссия, которая может быть является нечто большим))

  • TREADSTONE
  • Киноакадемик
  • Постов: 11158
  • Сейчас на сайтеБольше четырех лет на сайтеДружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
30.09.2016 19:09
#801738
Ну хватит все в комиксы переводить) Через чур много внимания этим картинкам с буквами)

  • Andrew
  • Админ
  • Постов: 47260
30.09.2016 18:44
#801734
Constance писал(а) 30.09.2016 17:50 #801726
Вот уж амтосферы тут с избытком - рассматривайте это как комикс бытописания Петербурга бородатых лет и все встанет на свои места)) Это же не байопик исторической ...
Вообще-то и "17 мгновений весны" это своего рода комикс про советского резидента. Недаром столько анекдотов. Но атмосфера есть. В "Дуэлянте" ее нет и близко. Это недокомикс, недостимпанк, недодрама и вообще недо.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистируйтесь или введите свой ник и пароль.

Реклама
Лауреат премии Оскар
Человек дождя
Год выхода: 1988
Страна: США
Жанр: драма
Режиссер: Барри Левинсон
В главных ролях: Дастин Хоффман, Том Круз
Результат голосования
Самый ожидаемый фильм недели (21-27 сентября)
Kingsman 2: Золотое кольцо 72.4%
Роден 8.6%
ЛЕГО Ниндзяго Фильм 6.1%
Не жду ничего! 5.5%
Техасская резня бензопилой: Кожаное лицо 4.9%
Хранилище 2.5%
Заложники 0%
Всего голосов: 163
Голосование проводится
с 20 по 27 сентября
Самое обсуждаемое видео
Собираем пользовательскую рецензию на фильм "Kingsman 2: Золотое кольцо"
21.09.2017
Пользователи портала "Новости кино" о продолжении популярного боевика
Самые обсуждаемые материалы
Человек-паук сокрушил в прокате Бэтмена и Супермена
Человек-паук сокрушил в прокате Бэтмена и Супермена
Кассовые сборы фильма Джонатана Уоттса превысили сборы картины Зака Снайдера
Создатели "Dota 2" разыграют 18 миллионов на отборочных турнирах
Создатели "Dota 2" разыграют 18 миллионов на отборочных турнирах
Объявлен график мэйджоров и майноров на сезон 2017-2018
В "Лиге справедливости" будут сцены после титров
В "Лиге справедливости" будут сцены после титров
Джосс Уидон успешно внедряет концепцию Marvel в фильмы DC
Награждения
Наши рекорды