px

Они сражались за...?

29.04.2010

Итак, дилогия Никиты Михалкова, продолжающая историю героев "Утомленных солнцем" потерпела сокрушительное фиаско уже на старте. Несмотря на гламурную премьеру в Кремле с торжественным поеданием торта, несмотря на хвалебные речи коллег по цеху и мощнейший пиар, квинтэссенцией которого стали душераздирающие плакаты, объявившие фильмы "Великими" еще до премьеры. Кому-то показалось, что всему виной режиссерская несостоятельность, кто-то был склонен объяснять крах проекта личной неприязнью самой активной части кинозрителей к Михалкову. Но, вероятнее всего, проблема куда серьезнее, и она почти не имеет отношение к кинематографу.

Первый вопрос: "Зачем"?

Совершенно непонятен был мотив создания столь масштабного продолжения весьма камерного фильма "Утомленные солнцем". Едва ли в этом случае можно опереться на заявления самого Никиты Сергеевича, собиравшегося показать миру, что войну выиграли не союзники с лицом Тома Хэнкса, а советский народ. Ведь разве в "Спасти рядового Райана" речь шла о том, что войну выиграл американский десант, высадившийся на нормандские пляжи? В каком эпизоде фильма Стивена Спилберга, который многократно упоминал капитан отечественной киноиндустрии, говорится о том, что союзники взяли Берлин? И неужели глава Союза кинематографистов России действительно думает, что, если спросить на улице первого попавшегося молодого человека: "Кто выиграл войну?", - можно услышать в ответ что-то, кроме СССР?

И тут возникает второй вопрос: "Для кого?"

Для оставшихся в живых ветеранов? Это вряд ли. Всем им сильно за 80 и представить, что они массово захотят освежить в памяти ужасы войны, продемонстрированные с изощренным натурализмом, сложно. Для тех кому "за"? Но все они выросли на озеровском "Освобождении", быковском "Аты-баты, шли солдаты", сериале "Государственная граница" и произведениях Бориса Васильева, изучавшего войну не в кабинете, из которого "площадь Красная видна".

Какой еще правдой можно поразить поколение, видевшее еще в детстве самые страшные фильмы о войне "А зори здесь тихие" и "Иди и смотри"? Быть может, фильм рассчитан на подрастающее поколение, которое практически ничего не знает о войне, модно ругает под клекот "Айфонов" "америкосов" и считает социальные сети, изобретенные отнюдь не на их родине, адекватной заменой реальному миру? Тоже вряд ли. Ибо заклинания о мирном небе над головой, и подвиге прадедов практически не оказывают воздействие на людей, самой страшной проблемой для которых является отсутствие интернета. Это не плохо и не хорошо, и из всех правил, конечно, бывают исключения, но такова сегодняшняя реальность.

И последний вопрос: "Сколько это стоит?"

Ну, что из военной классики можно снять за 55 миллионов долларов? Например, "Тонкую красную линию", производство которой обошлось в 52 миллиона. Если нужно что-то чересчур страшное и натуралистическое, то можно "Список Шиндлера", стоивший и вовсе 22 миллиона. Ну, а если нужно что-нибудь с масштабными баталиями, то можно поднапрячься, добыть еще миллионов 15 и создать то самое "Спасти рядового Райана". Словом, есть из чего выбрать.

Видимо, ответы на все эти вопросы у Никиты Сергеевича были, и вышло то, что вышло. То есть фильм, на премьерные показы которого почти никто не пришел. Нет, имеются в виду не приглашенные в Кремль тусовщики всех мастей, а обычные зрители, голосующие кровным рублем за понравившиеся им картины. Около четырех миллионов долларов при тысяче копий - это не просто провал, это Курская дуга, если оценивать с немецкой точки зрения. Ну, а последовавшая за этим отмена премьеры финальной части дилогии, которая должна была помпезно выйти 4 ноября 2010 года, - это уже Сталинград.

Причина разгрома вовсе не в режиссерской немощи Михалкова, не сумевшего даже при помощи звезд первой величины составить из разрозненных баек о войне один внятный рассказ. В таланте Михалкова как постановщика никто не сомневается. Все гораздо хуже.

Проблема в полной безыдейности общества, единственным сдерживающим фактором которого является с мичуринской заботой выращенная вертикаль чиновничьей власти. Невозможно до бесконечности повторять патриотические заклинания, единственной реальной основой которых является Победа в войне с фашизмом.

Величие прошлого обязано подкрепляться величием настоящего, причем, не мнимым величием, базирующимся лишь на размере нефтегазовой трубы и откатов. Построенная на этом фундаменте программа воспитания патриотизма неизбежно приводит к "Утомленным солнцем 2".

У тех, кто снимал "Они сражались за Родину" и "Батальоны просят огня", была точка опоры. Не только в прошлом, в Победе, о которой большинство из них знало не понаслышке, они видели величие Родины перед собой, они верили в него. И пусть значительная часть этого могущества строилась на идеалах, которые сейчас признаны ложными или ошибочными. Но ведь были же не только спецпайки для членов ЦК, закрытые больницы и магазины "Березка" для иностранных гостей. Был Гагарин, например.

Так что, не судите Никиту Сергеевича строго. Провал "Утомленных солнцем 2" объясняется не бюджетом и не отсутствием режиссерского таланта. А гигантской пропастью между мантрами власти, и тем, что мы видим из своих окон - безмерное стяжательство, полное бесправие, воинствующий клерикализм и... Ванкувер. На этой задушенной сорняками почве трудно пробиться чему-то стоящему.

Одна надежда - на "Брестскую крепость". Она выстояла тогда, дай Бог, выстоит и сегодня.

Автор: andrew



Всего комментариев: 62
Сейчас на сайтеAndrew (Главный редактор), постов: 73217
29 апреля 2010, 12:22
Аватарка пользователя Andrew
И много фильмов Михалкова вы знаете?:)

Сейчас на сайтеAndrew (Главный редактор), постов: 73217
29 апреля 2010, 12:22
Аватарка пользователя Andrew
Вы где-то увидели слово "бездуховное"? Безыдейное на самом деле. А в безыдейном обществе не "зритель плохой пошел", а у людей искусства пропадает кураж.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.



Фильм месяца
Постер к фильму Мятежная Луна, часть 2: Дарующая шрамы
Реклама
Самые обсуждаемые материалы
Режиссер не будет снимать свой десятый фильм о кинокритике
Кассовые сборы фильма "Дюна: Часть вторая" почти достигли 700 миллионов
Выпущен первый трейлер российского сериала "Игры"
Награждения
Наши рекорды