Не самое благодарное занятие писать о фильме, который провалился в прокате и был заклёван и заплёван практически всеми! Но у каждого фильма найдётся свой зритель, - и я пожалуй один из тех немногих, для кого и старался Оливер Стоун и вся его съёмочная команда. В данной рецензии (скорее даже статье) я не стану призывать недоброжелателей пересмотреть свои взгляды на картину и не буду пытаться обращать её недостатки в скрытые достоинства. Аналитический разбор на все составляющие также не будет соответствовать моему замыслу. Ведь основной темой для рассуждений будет главное действующее лицо картины - сам Александр! Для начала сделаю одну поправку - я очень люблю исторические фильмы, но это не означает, что я покупаюсь на всякое "мыло", спекулирующее этим жанром! И хоть мои суждения будут носить субъективный характер( ведь мне искренне нравится этот фильм!) я буду придерживаться строгой аргументации!
Оливер Стоун известен своей политической активностью, с пылом-жаром исследующий ключевые моменты американской истории второй половины XX века. Он расследует убийство Кеннеди ("Кеннеди. Выстрелы в Далласе), делится в том числе и своим военным опытом в трилогии о Вьетнамской войне ("Взвод" - Рождённый четвёртого июля" - "Небо и земля"), изучает причины краха фондовой биржи ("Уолл-Стрит"). Заостряет внимание и на президентах -в байопиках о Никсоне и Буше-младшом, одно лишь упоминание о которых может вызвать ожесточённые споры среди политологов. "Александр" - первый и пока что единственный исторический фильм Оливера Стоуна о великом полководце древности, в котором режиссёр также не преминул коснуться политической жизни Древней Македонии.
Замахнуться на такой материал - довольно рискованное дело! Необходимо иметь изрядную долю энтузиазма, чтобы отважится на такой отчаянный шаг. Ведь одного опыта снимать байопики недостаточно. Намного проще воссоздать психологический портрет твоего современника, пусть даже и президента, чья жизнь казалось бы находится за семью печатями. Вы оба являетесь очевидцами сегодняшних событий, оба переживаете одни и те же "социальные катаклизмы" - и хоть вы принадлежите к совершенно разных сферам деятельности - режиссёр и президент - вы современники, что подразумевает абсолютно идентичную психологию. А теперь вам предстоит проникнуться в психологию человека, жившего две с половиною тысячи лет назад. Что же побудило Оливера Стоуна оживить на экране этот образ? Вполне возможно, что это профессиональный интерес испробовать свои силы в исторической ленте. Занести в свою фильмографию жанр "пеплум". Или эта попытка завуалировать вторжение Соединённых штатов в Ирак, отождествляя древних македонцев с цивилизованным Западом в лице американцев, а помпезную и варварскую Персию с сегодняшним арабским государством, являющимся прямым наследником древней империи?! Та же конспирологическая версия бытовала и с фильмом "300 спартанцев", вышедшем на экраны годом позже. В отношении Александра - это вполне возможно, очень актуально и на "злобу дня" - вот только режиссёр на стал акцентировать внимание на противостоянии двух держав, он сфокусировал всё внимание на одной-единственной личности!
Задача стояла крайне сложная. Как изобразить великого полководца в картине, образ которого дошёл до нас в мифах и легендах, в которых он предстаёт перед нами полубогом-получеловеком? Возникает дилемма - либо его представить таким как на героических картинах - возвышающимся на своём могучем Буцефале (имя его коня!) владыкой мира, озарённый солнечным светом и овеянный бессмертной славой - либо незаурядной личностью, которой свойственны человеческие слабости - страхи и сомнения? В первом случае - мы получим лишь безжизненную каменную статую, во втором случае - развенчаем миф о его "божественной" натуре. Как показать драму великого человека, чтобы при этом не возникло чувства отвращения к нему - "и это тот самый Александр, который "разрубил гордиев узел"??? - Да просто закомплексованная тряпка"! Но Оливер Стоун сделал ставку на очеловечивание мифологического персонажа. На мой взгляд, режиссёр подошёл к этому вопросу довольно щепетильно, стараясь не переусердствовать в собственных домыслах. Не забывая при этом, что это художественная картина, допускающая небольшую толику исторических искажений в угоду кинематографической зрелищности. Но это коснулось незначительных элементов, не влияющих на общий замысел и конструкцию фильма. К тому же домыслы на основе имеющихся документов - это необходимый метод воссоздания древнего мира и в частности портрета македонского царя - ведь первые упоминания о нём находятся в трудах Плутарха, написанные спустя столетия после смерти полководца. Поэтому Александра можно только представить себе, или приблизиться к его представлению, но истинного полководца никто никогда не узнает!
Потому-то зная про его эмоционально-волевые качества, остром уме, храбрости, стратегическом гении и прозорливости - можно лишь представить его модель поведения в определённых ситуациях. А гордыня и буйный нрав, которые затмевают его разум, делает неконтролируемым и часто приводят к непредсказуемым последствиям. Совладать с самим собою намного сложнее, чем с противником на поле битвы. К тому же накладывались и личные проблемы, которые тяжело уместить в одной груди. Это восхождение к трону, обагрённое кровью отца, и павшая на сына тень подозрения в убийстве, непростые отношения с матерью, с другом детства, с жёнами и наконец с многочисленными подчинёнными. Всё это отягощало его. Этой судьбы он не выбирал. Он был для этого рождён. Лишь в битвах он был в своей стихии, лишь там ему покорялась судьба и там он чувствовал себя хозяином мира. И только таким мы все желаем его видеть - рыцарем без страха и упрёка, а не рыцарем печального образа, в котором он предстаёт - будучи сыном, мужем и царём!
Упомянув о щепетильном подходе Оливера Стоуна, приведу в пример один момент, который больше всего возмутил общественность и оскорбил чувства современных эллинов. Это намёк на бисексуальность Александра. Точных сведений по этому поводу конечно же нет. Но доподлинно известно, что однополые отношения между мужчинами не запрещались в Древней Греции на законодательном уровне и обществом не осуждались. То есть такая практика существовала и это было в порядке вещей. И в отношении Македонского - утверждать этого нельзя, но предположить можно. И на мой взгляд, его отношения с Гефестионом показаны довольно целомудренно - их можно трактовать и как платонические (как и Ахиллеса с Патроклом). Ведь в фильме нет откровенных гомоэротических сцен. Единственную претензию могут вызвать лишь подкрашенные ресницы Александра и Гефестиона - но это можно счесть за кинематографическую условность, которая придавала некоторым сценам больше выразительности.
Другой важный момент - это показать основную цель завоевательных походов. Вернее - сам смысл существования Александра, как он сам представляет свою миссию на земле. Ведь в одной лишь демонстрации военной мощи и стратегического гения, что выражалось в покорении других народов - героического мало. Сегодня это рассматривалось бы как агрессия в отношении других государств. Поэтому прекрасно поставленные масштабные битвы при Гавгамелах и на реке Гидасп - не являются основополагающими в попытках раскрыть нам образ завоевателя Востока. Да, он доблестный воин, его удел - война, но ежесекундно вдыхать запах крови и впиваться мечом в человеческое мясо - не доставляет ему удовольствия. Ведь он родился в стране философов, воспитывался у самого Аристотеля, эстетическое видение мира ему не чуждо. Поэтому он не уподобляется варварам-захватчикам - для которых главное трофеи и порабощение людей. В других цивилизациях, более древних, он ищет возможность объединиться, обменяться своими знаниями и культурами, преодолеть различные барьеры и искоренить ксенофобию. Но мир оказался намного сложнее и огромнее, чем мог себе представить Александр, даже когда он дошёл до самого "края земли". Он склонился перед македонским царем, но в итоге его же и поглотил! В этом и состояла главная трагедия покорителя мира!
Подытоживая всё вышесказанное, я считаю, что фильм получился достойным внимания в плане обрисовки психологического портрета великого полководца и красочной иллюстрации его жизни. Безупречной картину назвать нельзя! Да и не может существовать такого фильма. От любого даже всеми признанного "шедевра" - какой-нибудь человек, не обделённый чувствами и разумом - лишь пожмёт плечами, а скромный фильм, обделённый всеобщим вниманием, возведёт для себя в образец искусства. Ведь кино нельзя подвергнуть математическому анализу и вывести формулу идеального совершенства. Кино влияет прежде всего на сферу чувств, лишь только ей и доверяется зритель. Фильм Александр может вызвать разные чувства - от негативных до положительных - но равнодушным он не оставит никого!
| Год выхода: | 2004 |
| Жанр: | биографический, боевик, военный, драма, исторический, мелодрама, приключения |
| Страна: | Германия, США, Франция, Нидерланды |
| Рейтинг: |
Рецензия к фильму "Александр" от George
Александр? Или нет?
Просмотров: 5794
Оценка читателей: 9,82 из 10 (голосов 11)

Подписывайтесь на нашу группу KinoNews.ru ВКонтакте, чтобы оперативно следить за нашими новостями.
Всего комментариев: 30
Dean24 (Критик), постов: 4635
29 апреля 2016 в 18:42
| |
|
13 |
Сильно написано, очень интересно было читать)
Фильм я не смотрел, но в список "к просмотру" добавлю) |
George (Киноакадемик), постов: 10608
18 апреля 2016 в 1:03
| |
|
9 |
Jeekaa писал(а) 18 апреля 2016 в 0:33 Я получил огромное удовольствие от этого фильма. Спасибо за рецензию George, подписываюсь под каждым словом. Спасибо за понимание!) |
Jeekaa (Критик), постов: 1166
18 апреля 2016 в 0:33
| |
|
15 |
Я получил огромное удовольствие от этого фильма. Спасибо за рецензию George, подписываюсь под каждым словом. |
TREADSTONE (Критик), постов: 24889
17 апреля 2016 в 22:33
| |
|
12 |
George писал(а) 17 апреля 2016 в 21:18 Оливер Стоун - автор, со своей концепцией, своим стилем, своим особым художественным видением. О Петерсене я первый ... Вольфганг Петерсен. Режиссер "идеального шторма" (прекрасный фильм) и "Посейдона" (хороший) |
George (Киноакадемик), постов: 10608
17 апреля 2016 в 21:31
| |
|
9 |
Constance писал(а) 17 апреля 2016 в 21:23 Как постановщик боевиков он имеет вес, заслуженный, пожалуй))
Я люблю старый фильм Враг мой 1985 - очаровательная ... Да, я сейчас почитал про него. Ну, есть парочку хороших фильмов - Самолёт президента с Фордом, Посейдон. Умеет снимать масштабные картины. Фильмы его смотрел, а его самого не помню))) |
George (Киноакадемик), постов: 10608
17 апреля 2016 в 21:28
| |
|
9 |
LivEricsen2 писал(а) 17 апреля 2016 в 21:21 Фильм всем хорош, лишь оператор подкачал, ему б ровней снимать и фильм ценой не измерился Ну, это не оператор сплоховал - всё-таки профессионал. Такая задумка, чтобы приблизиться к документальности в съёмках сражений) |
Constance (Киноакадемик), постов: 17525
17 апреля 2016 в 21:23
| |
|
12 |
George писал(а) 17 апреля 2016 в 21:18 Оливер Стоун - автор, со своей концепцией, своим стилем, своим особым художественным видением. О Петерсене я первый ... Как постановщик боевиков он имеет вес, заслуженный, пожалуй))
Я люблю старый фильм Враг мой 1985 - очаровательная и душевная фантастика)) |
LivEricsen2 (Критик), постов: 3532
17 апреля 2016 в 21:23
| |
|
9 |
George писал(а) 17 апреля 2016 в 21:18 Оливер Стоун - автор, со своей концепцией, своим стилем, своим особым художественным видением. О Петерсене я первый ... "Подводная лодка" мощное кино, оставляет на эмоциях после просмотра и разве можно позабыть фильмы детства многих- "бесконечная история" и "враг мой" |
LivEricsen2 (Критик), постов: 3532
17 апреля 2016 в 21:21
| |
|
9 |
Фильм всем хорош, лишь оператор подкачал, ему б ровней снимать и фильм ценой не измерился |
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.
Главные материалы сайта:
Сегодня в 0:13
| |
|
Вопрос открытым так и остался. Зачем? Просто перевод денег на своё "хочу!".... Непонятно
| |
Сегодня в 0:08
| |
|
Мне и первый фильм никогда не нравился. Особенно бездарно стилизованные "боссы" смотрелись смешно,хоть должны были вызывать страх или испуг. А ... [читать далее]
| |
Jon Smith (Киноакадемик), постов: 6924
Вчера в 23:41
| |
|
...а третий эпизод скучный! Запал кончился? Действий минимум, а так задорно начинали. А тут потратили все на ручную гранату. Ну вы серьёзно....я бы чесно ... [читать далее]
| |
Sakura (Киноман), постов: 6642
Вчера в 23:33
| |
|
Слишком много Кинга на 2025 год
| |
Mr Ma (Критик), постов: 9250
Вчера в 23:33
| |
|
Вперед к приключениям!
| |
JENIK (Критик), постов: 7383
Вчера в 23:01
| |
|
Кромешник получил снежком в лобешник)) Не, он хорош, как и сам фильм. Дрим Уоркс умеет делать крутых злодеев, это да.
| |
ALAMO. (Киноман), постов: 12796
Вчера в 23:00
| |
|
А потом, быть может, и контакты с Жокеями..
| |
ALAMO. (Киноман), постов: 12796
Вчера в 22:58
| |
|
Вообще, займись "Хищником" Дени Вильнёв, вот был бы подарок всем. И размах. Все эти их кланы и "дома", их история, их космическая экспансия и первые ... [читать далее]
| |
ALAMO. (Киноман), постов: 12796
Вчера в 22:48
| |
|
Лишь бы не цирк с конями
| |
ALAMO. (Киноман), постов: 12796
Вчера в 22:48
| |
Все постеры к фильму Аватар 3: Огонь и пепел / Avatar: Fire and Ash (2025), режиссер: Джеймс Кэмерон
Огонь!
| |
Реклама
| 1 | Нэчжа побеждает Царя драконов | 9.1 |
|---|---|---|
| 2 | Девочка, покорившая время | 8.71 |
| 3 | Ночи Кабирии | 8.42 |
| 4 | Эдем | 8.27 |
| 5 | Порко Россо | 7.84 |
| 1 | Кончится лето | 7.15 |
|---|---|---|
| 2 | Финист. Первый богатырь | 6.71 |
| 3 | Батя 2: Дед | 6.5 |
| 4 | Последний ронин | 6.5 |
| 5 | Красный шелк | 6.44 |
| 1 | Одиссея | 9.53 |
|---|---|---|
| 2 | Биошок | 9.19 |
| 3 | Грань будущего 2 | 9.05 |
| 4 | Дикая банда | 8.89 |
| 5 | Проект "Аве Мария" | 8.75 |
| 1 | Властелин колец 3: Возвращение Короля | 9.5 |
|---|---|---|
| 2 | Побег из Шоушенка | 9.46 |
| 3 | Терминатор 2: Судный день | 9.45 |
| 4 | Властелин колец 2: Две крепости | 9.4 |
| 5 | Форрест Гамп | 9.4 |
| 1 | Побег из Шоушенка | 9.46 |
|---|---|---|
| 2 | Крестный отец | 9.17 |
| 3 | Темный рыцарь | 9.12 |
| 4 | Крестный отец 2 | 8.96 |
| 5 | 12 разгневанных мужчин | 9.15 |
| 1 | Во все тяжкие | 9.46 |
|---|---|---|
| 2 | Место встречи изменить нельзя | 9.38 |
| 3 | Игра престолов | 9.27 |
| 4 | Михайло Ломоносов | 9.25 |
| 5 | Гордость и предубеждение | 9.13 |
Самые обсуждаемые материалы
Актриса уточнила причину закрытия кинопроекта Нила Бломкэмпа
Представлен тизер-трейлер пятой части культового мультфильма
Ной Хоули подписал новый контракт с Disney Entertainment
Наши рекорды








Фильм я не смотрел, но в список "к просмотру" добавлю)