Легко ли было древним размышлять о Вселенной?! Пользуясь наблюдениями, логикой - создавать свою картину мира?! И развеяв все сомнения, перейти к более сложному вопросу - познанию самого себя. Но философия уступила место науке, человек отправился в космос и его перестало волновать внутреннее "я".
Начав осваивать околоземное пространство, люди хотели подтвердить или опровергнуть уже сложившиеся представления о космосе. Любопытство всегда подкреплялось страхами (например, чувством одиночества): Бога не нашли, но стали искать другой инопланетный разум, существование которого не ставилось под сомнение. Эти идеи подхватили писатели-фантасты и они еще сильнее стали проникать в массовое сознание людей. Станислав Лем написал повесть "Солярис" (1960 год) о первом внеземном контакте. Но что могло сравниться с количеством читателей - только количество кинозрителей. Сюжет просился на большой экран.
Книги польского писателя пользовались огромным успехом в Советском Союзе. Но за экранизацию взялся далеко "не советский" режиссер - Андрей Тарковский. Прославившись своей дебютной работой "Иваново детство" ("Золотой Лев" в Венеции) и сняв средневековую драму "Андрей Рублев" - режиссер стал выходить на свой "космический" уровень. Но его новый фильм жутко не понравился Станиславу Лему, из-за чего они переругались. Здесь неуместно ставить вопрос о том, что "книга лучше фильма" - идиома, растерявшая всякий смысл. Позволю себе небольшое отступление на эту тему. Во-первых, в таких случаях всегда просматривается преданность к первоисточнику - в любой его форме (ведь фильм никогда не ставят выше литературной основы, либо наоборот - не считают новеллизацию оригинальной картины более удачной?!). Во-вторых, это типичное обобщение: что лучше - литература или кино? Тарковский не пытался следовать каждой букве текста, передать то же ощущение от книги и сохранить концепцию Лема неизменной - он выдвигал и развивал собственные идеи на основе сюжетной фабулы повести.
В далеком будущем есть наука соляристика, занимающаяся изучением планеты Солярис - эфемерной массы жидких газов, вращающихся по кругу. Как с ней установить связь - не представляется возможным. Рядом находится научная станция. Там случился инцидент, связанный с пропажей одного из членов экипажа. А его напарник, вернувшись на Землю, поведал научной конференции о странных вещах, творящихся на планете - растущие деревья, четырехметровый голый ребенок. Все пришли к выводу, что это следствие галлюцинаций. Разобраться с ситуацией на месте, где осталось трое человек, отправляют психолога Криса Кельвина. Там он понимает, что Солярис может материализовывать твои страхи, а также чувства стыда или вины в конкретных образах. И он встречает свою жену, полгода назад покончившей жизнь самоубийством после ссоры с Крисом.
Одной из главных причин ссоры Тарковского с Лемом было то, что режиссер не делал ставку на эффектное и масштабное изображение космоса, космической станции и корабля. Ведь все это распыляет внимание зрителя. Основные составляющие фильма - это идеи, переданные через диалоги персонажей и фирменный стиль постановщика: медитативное течение кадров, живописность, выразительность и предметная насыщенность картинки. Камерное пространство, его замкнутость (на станции) способствует психологическому воздействию как на героев, так и на зрителя. Тандем режиссера с оператором Вадимом Юсовым творит невероятные вещи с восприятием. Гипнотически-медленное горизонтальное движение камеры, круговое вращение, застывшие лица людей то из прошлого, то из настоящего, волновой прилив и отлив психоделической музыки. Этот трехмерный транс открывает зрителю четвертое измерение, в котором он окончательно теряет связь с реальностью.
Ассоциативные кадры, абстрактные и конкретные образы, культурный контекст, выраженный в репликах героев и предметной среде - как магические формулы летают перед глазами. Область непознаваемого засасывает как огромная черная дыра, новые знания рождают миллиарды новых вопросов, расширяя представления о мире и сужая познавательные возможности человека.
Тарковский с опаской наблюдает за прогрессом, позволяющим заглянуть в сокровенные тайны природы. Новая ступень знаний неизменно трансформирует нравственный облик человека. В фильме четко противопоставлено человеческое начало и механическое. Человека всюду окружают произведения искусства (звучит фа-минорная хоральная прелюдия Баха, переложенная композитором Эдуардом Артемьевым, кабинет на станции полон книг - мы видим страницы Дон Кихота, копию Венеры Милосской, герои говорят о Толстом, Достоевском, Ницше). Накопленный человечеством культурный опыт облагораживает и возвышает его внутренний мир, насыщает эмоциями, заставляет чувствовать. Но это утратило свое значение с развитием технологий (в картине есть место обсуждению современной науки - может она быть нравственной или способна доводить только до Хиросимы?!).
Так чего ожидать от встречи с внеземным разумом? Готов ли человек столкнуться с эфемерной субстанцией, вспышки активности которой влияют на него непредсказуемым способом? Или же все хотят увидеть материальные существа, отвечающие общепринятым представлениям - зеленоватых существ, может даже с щупальцами, которые прибудут к нам с посланием (расшифрованным нашими лингвистами) о том, - кто она такие, откуда прилетели? И что-то поведают о нас самих (все-таки люди рассматривают их в качестве возможных создателей). Но за этими космическими открытиями люди теряет человеческое начало, забывают простые истины о самой Земле. А недоступный пониманию внеземной разум может послужить лишь катализатором к самоанализу человека - существу, изучению которого можно посвятить сотни и тысячи томов литературы.
Именно об этом "Солярис" Тарковского!
Год выхода: | 1972 |
Жанр: | детектив, драма, мелодрама, приключения, фантастика |
Страна: | СССР |
Рейтинг: |
Рецензия к фильму "Солярис" от George
Границы человеческого (на конкурс)
Просмотров: 5406
Оценка читателей: 9,8 из 10 (голосов 10)

Подписывайтесь на канал KinoNews.ru в Яндекс.Дзен, чтобы оперативно следить за нашими новостями.
Всего комментариев: 47
George (Киноакадемик), постов: 8706
21 февраля 2017, 16:21
| |
![]() ![]() 4 ![]() ![]() |
brune писал(а) 21 февраля 2017, 16:17 Мы всех любим: и актеров, и режиссеров, и продюсеров, и владельцев студий...главное, чтоб знаменитыми были и не жадными)) Разумная любовь!)) |
brune (Зам. Главы Киноакадемии), постов: 22364
21 февраля 2017, 16:17
| |
![]() 11 ![]() ![]() ![]() |
George писал(а) 21 февраля 2017, 15:56 Ох уж эти женщины - любители актёров?!))) Мы всех любим: и актеров, и режиссеров, и продюсеров, и владельцев студий...главное, чтоб знаменитыми были и не жадными)) |
George (Киноакадемик), постов: 8706
21 февраля 2017, 15:56
| |
![]() 4 ![]() ![]() |
brune писал(а) 21 февраля 2017, 11:00 Эка мы чисто по-женски тебе мозг актерами продолбили)) Ох уж эти женщины - любители актёров?!))) |
brune (Зам. Главы Киноакадемии), постов: 22364
21 февраля 2017, 11:00
| |
![]() 11 ![]() ![]() ![]() |
George писал(а) 21 февраля 2017, 1:52 Спасибо! Мне больше польстила фраза -"сугубо авторский" текст)))
Комментарии ведь можно рассматривать как маленькое дополнение рецензии?! Это что касается актёров. Не помещались они у ... Эка мы чисто по-женски тебе мозг актерами продолбили)) |
Constance (Киноакадемик), постов: 15160
21 февраля 2017, 2:07
| |
![]() 7 ![]() ![]() ![]() |
George писал(а) 21 февраля 2017, 1:52 Спасибо! Мне больше польстила фраза -"сугубо авторский" текст)))
Комментарии ведь можно рассматривать как маленькое дополнение рецензии?! Это что касается актёров. Не помещались они у ... Дворжецкому и вовсе 39 было... |
George (Киноакадемик), постов: 8706
21 февраля 2017, 1:52
| |
![]() 4 ![]() ![]() |
Constance писал(а) 21 февраля 2017, 1:38 Хороший текст - "медитативный" и сугубо авторский, вполне гармоничный и самодостаточный.
И да - лента стоит на плечах лучших советских драматических актеров-атлантов, в голливудской ... Спасибо! Мне больше польстила фраза -"сугубо авторский" текст)))
Комментарии ведь можно рассматривать как маленькое дополнение рецензии?! Это что касается актёров. Не помещались они у меня - я сознательно избрал именно такой анализ, где нет упоминаний об актёрах. Не потому что не заслужили, а просто настолько "сугубо авторский" текст))) Да, никто не дожил до наших дней (но прожили не малую жизнь, чего не сказать о преждевременно ушедших и Солоницыне (47 лет) и самом Тарковском (54 года). Насчёт памятника нерукотворного. Пожалуй никакой вид искусства не может настолько живо передать запечатлённую реальность - как кино (особенно для актёров, которых мы видим живыми на экране). |
Constance (Киноакадемик), постов: 15160
21 февраля 2017, 1:38
| |
![]() 7 ![]() ![]() ![]() |
Хороший текст - "медитативный" и сугубо авторский, вполне гармоничный и самодостаточный.
И да - лента стоит на плечах лучших советских драматических актеров-атлантов, в голливудской фантастике, пожалуй, таких могучих фигур не увидишь. И ведь никого уже нет в живых - Тарковский, Банионис, Ярвет, Гринько, Солоницын, Дворжецкий... Памятник нерукотворный (или рукотворный?) воздвигли отечественному кино! |
George (Киноакадемик), постов: 8706
21 февраля 2017, 1:24
| |
![]() 4 ![]() ![]() |
Angelina писал(а) 20 февраля 2017, 23:32 Потому и оценку не снизила- 10 баллов несомненно! Потому что остальное - наше субъективное мнение.
Один художник писал картину, друзья приходили, смотрели и говорили: всё прекрасно, но вот тут надо ... Хорошая притча)) |
Angelina (Киноакадемик), постов: 16390
20 февраля 2017, 23:32
| |
![]() 8 ![]() ![]() ![]() |
George писал(а) 20 февраля 2017, 23:00 Ну, извини, не счёл нужным. Такая вот прихоть автора)) Хотя к актёрам благоговейное отношение. Потому и оценку не снизила- 10 баллов несомненно! Потому что остальное - наше субъективное мнение.
Один художник писал картину, друзья приходили, смотрели и говорили: всё прекрасно, но вот тут надо ... как бы чуть-чуть подправить...Настал день выставки - художник вывесил картину и все дружно ахнули! Это был шедевр! А друзья хлопали по плечу - это наши советы помогли))) Художник усмехнулся (по доброму)... и принёс другую картину (мазню) - а вот это то, что получилось, когда я исполнял ваши пожелания))))) |
Angelina (Киноакадемик), постов: 16390
20 февраля 2017, 23:07
| |
![]() 8 ![]() ![]() ![]() |
George писал(а) 20 февраля 2017, 23:00 Ну, извини, не счёл нужным. Такая вот прихоть автора)) Хотя к актёрам благоговейное отношение. Насчёт "прихоти автора" спорить не могу! Ибо тоже считаю, что автор имеет на них право. На то он и автор, а не "генератор чужих идей".)) Твори дальше, как душе угодно!) |
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистируйтесь или введите свой ник и пароль.
Зарегистируйтесь или введите свой ник и пароль.
Реклама
Лауреат премии Оскар
Год выхода: | 1939 |
Страна: | США |
Жанр: | военный, драма, мелодрама |
Режиссер: | Виктор Флеминг |
В главных ролях: | Вивьен Ли, Кларк Гейбл |
1 | Джентльмены |
8.16 |
2 | 1917 |
8.14 |
3 | Комната |
8.11 |
4 | Довод |
7.9 |
5 | Вперед |
7.45 |
1 | Дюна |
8.64 |
2 | Убийцы лунного цветка |
8.56 |
3 | Шерлок Холмс 3 |
8.51 |
4 | Миссия невыполнима 7 |
8.50 |
5 | Тор 4: Любовь и Гром |
8.47 |
1 | Властелин колец 3: Возвращение Короля |
9.42 |
2 | Терминатор 2: Судный день |
9.39 |
3 | Побег из Шоушенка |
9.38 |
4 | Шерлок Холмс и доктор Ватсон: Кровавая надпись |
9.37 |
5 | Форрест Гамп |
9.36 |
1 | Во все тяжкие |
9.32 |
2 | Игра престолов |
9.22 |
3 | Настоящий детектив |
8.91 |
4 | Очень странные дела |
8.90 |
5 | Звездный путь |
8.90 |
Самые обсуждаемые материалы
Звезды кино отмечают победу Джо Байдена
Студия Warner Bros. представила первый трейлер
Режиссер опроверг официальную информацию HBO Max
Награждения
Наши рекорды