Меню сайта
На главную страницу

Рецензия к фильму "Солярис" от George

Границы человеческого (на конкурс)

Легко ли было древним размышлять о Вселенной?! Пользуясь наблюдениями, логикой - создавать свою картину мира?! И развеяв все сомнения, перейти к более сложному вопросу - познанию самого себя. Но философия уступила место науке, человек отправился в космос и его перестало волновать внутреннее "я".

Начав осваивать околоземное пространство, люди хотели подтвердить или опровергнуть уже сложившиеся представления о космосе. Любопытство всегда подкреплялось страхами (например, чувством одиночества): Бога не нашли, но стали искать другой инопланетный разум, существование которого не ставилось под сомнение. Эти идеи подхватили писатели-фантасты и они еще сильнее стали проникать в массовое сознание людей. Станислав Лем написал повесть "Солярис" (1960 год) о первом внеземном контакте. Но что могло сравниться с количеством читателей - только количество кинозрителей. Сюжет просился на большой экран.

Книги польского писателя пользовались огромным успехом в Советском Союзе. Но за экранизацию взялся далеко "не советский" режиссер - Андрей Тарковский. Прославившись своей дебютной работой "Иваново детство" ("Золотой Лев" в Венеции) и сняв средневековую драму "Андрей Рублев" - режиссер стал выходить на свой "космический" уровень. Но его новый фильм жутко не понравился Станиславу Лему, из-за чего они переругались. Здесь неуместно ставить вопрос о том, что "книга лучше фильма" - идиома, растерявшая всякий смысл. Позволю себе небольшое отступление на эту тему. Во-первых, в таких случаях всегда просматривается преданность к первоисточнику - в любой его форме (ведь фильм никогда не ставят выше литературной основы, либо наоборот - не считают новеллизацию оригинальной картины более удачной?!). Во-вторых, это типичное обобщение: что лучше - литература или кино? Тарковский не пытался следовать каждой букве текста, передать то же ощущение от книги и сохранить концепцию Лема неизменной - он выдвигал и развивал собственные идеи на основе сюжетной фабулы повести.

В далеком будущем есть наука соляристика, занимающаяся изучением планеты Солярис - эфемерной массы жидких газов, вращающихся по кругу. Как с ней установить связь - не представляется возможным. Рядом находится научная станция. Там случился инцидент, связанный с пропажей одного из членов экипажа. А его напарник, вернувшись на Землю, поведал научной конференции о странных вещах, творящихся на планете - растущие деревья, четырехметровый голый ребенок. Все пришли к выводу, что это следствие галлюцинаций. Разобраться с ситуацией на месте, где осталось трое человек, отправляют психолога Криса Кельвина. Там он понимает, что Солярис может материализовывать твои страхи, а также чувства стыда или вины в конкретных образах. И он встречает свою жену, полгода назад покончившей жизнь самоубийством после ссоры с Крисом.

Одной из главных причин ссоры Тарковского с Лемом было то, что режиссер не делал ставку на эффектное и масштабное изображение космоса, космической станции и корабля. Ведь все это распыляет внимание зрителя. Основные составляющие фильма - это идеи, переданные через диалоги персонажей и фирменный стиль постановщика: медитативное течение кадров, живописность, выразительность и предметная насыщенность картинки. Камерное пространство, его замкнутость (на станции) способствует психологическому воздействию как на героев, так и на зрителя. Тандем режиссера с оператором Вадимом Юсовым творит невероятные вещи с восприятием. Гипнотически-медленное горизонтальное движение камеры, круговое вращение, застывшие лица людей то из прошлого, то из настоящего, волновой прилив и отлив психоделической музыки. Этот трехмерный транс открывает зрителю четвертое измерение, в котором он окончательно теряет связь с реальностью.

Ассоциативные кадры, абстрактные и конкретные образы, культурный контекст, выраженный в репликах героев и предметной среде - как магические формулы летают перед глазами. Область непознаваемого засасывает как огромная черная дыра, новые знания рождают миллиарды новых вопросов, расширяя представления о мире и сужая познавательные возможности человека.

Тарковский с опаской наблюдает за прогрессом, позволяющим заглянуть в сокровенные тайны природы. Новая ступень знаний неизменно трансформирует нравственный облик человека. В фильме четко противопоставлено человеческое начало и механическое. Человека всюду окружают произведения искусства (звучит фа-минорная хоральная прелюдия Баха, переложенная композитором Эдуардом Артемьевым, кабинет на станции полон книг - мы видим страницы Дон Кихота, копию Венеры Милосской, герои говорят о Толстом, Достоевском, Ницше). Накопленный человечеством культурный опыт облагораживает и возвышает его внутренний мир, насыщает эмоциями, заставляет чувствовать. Но это утратило свое значение с развитием технологий (в картине есть место обсуждению современной науки - может она быть нравственной или способна доводить только до Хиросимы?!).

Так чего ожидать от встречи с внеземным разумом? Готов ли человек столкнуться с эфемерной субстанцией, вспышки активности которой влияют на него непредсказуемым способом? Или же все хотят увидеть материальные существа, отвечающие общепринятым представлениям - зеленоватых существ, может даже с щупальцами, которые прибудут к нам с посланием (расшифрованным нашими лингвистами) о том, - кто она такие, откуда прилетели? И что-то поведают о нас самих (все-таки люди рассматривают их в качестве возможных создателей). Но за этими космическими открытиями люди теряет человеческое начало, забывают простые истины о самой Земле. А недоступный пониманию внеземной разум может послужить лишь катализатором к самоанализу человека - существу, изучению которого можно посвятить сотни и тысячи томов литературы.
Именно об этом "Солярис" Тарковского!
Автор: George   (всего рецензий: 8, средняя оценка: 9.76)
20.02.2017
Просмотров: 5406
Оценка читателей: 9,8 из 10 (голосов 10)
gif for dzen
Подписывайтесь на канал KinoNews.ru в Яндекс.Дзен, чтобы оперативно следить за нашими новостями.


Всего комментариев: 47
George (Киноакадемик), постов: 8706
21 февраля 2017, 16:21
Аватарка пользователя George
Больше 4 лет на сайте
4
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
brune писал(а) 21 февраля 2017, 16:17
Мы всех любим: и актеров, и режиссеров, и продюсеров, и владельцев студий...главное, чтоб знаменитыми были и не жадными))
Разумная любовь!))

brune (Зам. Главы Киноакадемии), постов: 22364
21 февраля 2017, 16:17
Аватарка пользователя brune
Больше 11 лет на сайте
11
Звезда сайта 2019 года
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
George писал(а) 21 февраля 2017, 15:56
Ох уж эти женщины - любители актёров?!)))
Мы всех любим: и актеров, и режиссеров, и продюсеров, и владельцев студий...главное, чтоб знаменитыми были и не жадными))

George (Киноакадемик), постов: 8706
21 февраля 2017, 15:56
Аватарка пользователя George
Больше 4 лет на сайте
4
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
brune писал(а) 21 февраля 2017, 11:00
Эка мы чисто по-женски тебе мозг актерами продолбили))
Ох уж эти женщины - любители актёров?!)))

brune (Зам. Главы Киноакадемии), постов: 22364
21 февраля 2017, 11:00
Аватарка пользователя brune
Больше 11 лет на сайте
11
Звезда сайта 2019 года
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
George писал(а) 21 февраля 2017, 1:52
Спасибо! Мне больше польстила фраза -"сугубо авторский" текст)))
Комментарии ведь можно рассматривать как маленькое дополнение рецензии?! Это что касается актёров. Не помещались они у ...
Эка мы чисто по-женски тебе мозг актерами продолбили))

Constance (Киноакадемик), постов: 15160
21 февраля 2017, 2:07
Аватарка пользователя Constance
Больше 7 лет на сайте
7
Звезда сайта 2017 года
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
George писал(а) 21 февраля 2017, 1:52
Спасибо! Мне больше польстила фраза -"сугубо авторский" текст)))
Комментарии ведь можно рассматривать как маленькое дополнение рецензии?! Это что касается актёров. Не помещались они у ...
Дворжецкому и вовсе 39 было...

George (Киноакадемик), постов: 8706
21 февраля 2017, 1:52
Аватарка пользователя George
Больше 4 лет на сайте
4
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Constance писал(а) 21 февраля 2017, 1:38
Хороший текст - "медитативный" и сугубо авторский, вполне гармоничный и самодостаточный.

И да - лента стоит на плечах лучших советских драматических актеров-атлантов, в голливудской ...
Спасибо! Мне больше польстила фраза -"сугубо авторский" текст)))
Комментарии ведь можно рассматривать как маленькое дополнение рецензии?! Это что касается актёров. Не помещались они у меня - я сознательно избрал именно такой анализ, где нет упоминаний об актёрах. Не потому что не заслужили, а просто настолько "сугубо авторский" текст)))
Да, никто не дожил до наших дней (но прожили не малую жизнь, чего не сказать о преждевременно ушедших и Солоницыне (47 лет) и самом Тарковском (54 года).
Насчёт памятника нерукотворного. Пожалуй никакой вид искусства не может настолько живо передать запечатлённую реальность - как кино (особенно для актёров, которых мы видим живыми на экране).

Constance (Киноакадемик), постов: 15160
21 февраля 2017, 1:38
Аватарка пользователя Constance
Больше 7 лет на сайте
7
Звезда сайта 2017 года
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Хороший текст - "медитативный" и сугубо авторский, вполне гармоничный и самодостаточный.

И да - лента стоит на плечах лучших советских драматических актеров-атлантов, в голливудской фантастике, пожалуй, таких могучих фигур не увидишь. И ведь никого уже нет в живых - Тарковский, Банионис, Ярвет, Гринько, Солоницын, Дворжецкий... Памятник нерукотворный (или рукотворный?) воздвигли отечественному кино!

George (Киноакадемик), постов: 8706
21 февраля 2017, 1:24
Аватарка пользователя George
Больше 4 лет на сайте
4
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Angelina писал(а) 20 февраля 2017, 23:32
Потому и оценку не снизила- 10 баллов несомненно! Потому что остальное - наше субъективное мнение.
Один художник писал картину, друзья приходили, смотрели и говорили: всё прекрасно, но вот тут надо ...
Хорошая притча))

Angelina (Киноакадемик), постов: 16390
20 февраля 2017, 23:32
Аватарка пользователя Angelina
Больше 8 лет на сайте
8
Звезда сайта 2016 года
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
George писал(а) 20 февраля 2017, 23:00
Ну, извини, не счёл нужным. Такая вот прихоть автора)) Хотя к актёрам благоговейное отношение.
Потому и оценку не снизила- 10 баллов несомненно! Потому что остальное - наше субъективное мнение.
Один художник писал картину, друзья приходили, смотрели и говорили: всё прекрасно, но вот тут надо ... как бы чуть-чуть подправить...Настал день выставки - художник вывесил картину и все дружно ахнули! Это был шедевр! А друзья хлопали по плечу - это наши советы помогли))) Художник усмехнулся (по доброму)... и принёс другую картину (мазню) - а вот это то, что получилось, когда я исполнял ваши пожелания)))))

Angelina (Киноакадемик), постов: 16390
20 февраля 2017, 23:07
Аватарка пользователя Angelina
Больше 8 лет на сайте
8
Звезда сайта 2016 года
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
George писал(а) 20 февраля 2017, 23:00
Ну, извини, не счёл нужным. Такая вот прихоть автора)) Хотя к актёрам благоговейное отношение.
Насчёт "прихоти автора" спорить не могу! Ибо тоже считаю, что автор имеет на них право. На то он и автор, а не "генератор чужих идей".)) Твори дальше, как душе угодно!)

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистируйтесь или введите свой ник и пароль.



Реклама
Лауреат премии Оскар
Постер к фильму Унесенные ветром
Год выхода: 1939
Страна: США
Жанр:военный, драма, мелодрама
Режиссер:Виктор Флеминг
В главных ролях:Вивьен Ли, Кларк Гейбл
Самые обсуждаемые материалы
Звезды кино отмечают победу Джо Байдена
Комментарии (112)
Студия Warner Bros. представила первый трейлер
Комментарии (102)
Режиссер опроверг официальную информацию HBO Max
Комментарии (66)
Награждения
Наши рекорды
Наверх
Вниз