Меню сайта
На главную страницу

Рецензия к фильму "Солярис" от George

Границы человеческого (на конкурс)

Легко ли было древним размышлять о Вселенной?! Пользуясь наблюдениями, логикой - создавать свою картину мира?! И развеяв все сомнения, перейти к более сложному вопросу - познанию самого себя. Но философия уступила место науке, человек отправился в космос и его перестало волновать внутреннее "я".

Начав осваивать околоземное пространство, люди хотели подтвердить или опровергнуть уже сложившиеся представления о космосе. Любопытство всегда подкреплялось страхами (например, чувством одиночества): Бога не нашли, но стали искать другой инопланетный разум, существование которого не ставилось под сомнение. Эти идеи подхватили писатели-фантасты и они еще сильнее стали проникать в массовое сознание людей. Станислав Лем написал повесть "Солярис" (1960 год) о первом внеземном контакте. Но что могло сравниться с количеством читателей - только количество кинозрителей. Сюжет просился на большой экран.

Книги польского писателя пользовались огромным успехом в Советском Союзе. Но за экранизацию взялся далеко "не советский" режиссер - Андрей Тарковский. Прославившись своей дебютной работой "Иваново детство" ("Золотой Лев" в Венеции) и сняв средневековую драму "Андрей Рублев" - режиссер стал выходить на свой "космический" уровень. Но его новый фильм жутко не понравился Станиславу Лему, из-за чего они переругались. Здесь неуместно ставить вопрос о том, что "книга лучше фильма" - идиома, растерявшая всякий смысл. Позволю себе небольшое отступление на эту тему. Во-первых, в таких случаях всегда просматривается преданность к первоисточнику - в любой его форме (ведь фильм никогда не ставят выше литературной основы, либо наоборот - не считают новеллизацию оригинальной картины более удачной?!). Во-вторых, это типичное обобщение: что лучше - литература или кино? Тарковский не пытался следовать каждой букве текста, передать то же ощущение от книги и сохранить концепцию Лема неизменной - он выдвигал и развивал собственные идеи на основе сюжетной фабулы повести.

В далеком будущем есть наука соляристика, занимающаяся изучением планеты Солярис - эфемерной массы жидких газов, вращающихся по кругу. Как с ней установить связь - не представляется возможным. Рядом находится научная станция. Там случился инцидент, связанный с пропажей одного из членов экипажа. А его напарник, вернувшись на Землю, поведал научной конференции о странных вещах, творящихся на планете - растущие деревья, четырехметровый голый ребенок. Все пришли к выводу, что это следствие галлюцинаций. Разобраться с ситуацией на месте, где осталось трое человек, отправляют психолога Криса Кельвина. Там он понимает, что Солярис может материализовывать твои страхи, а также чувства стыда или вины в конкретных образах. И он встречает свою жену, полгода назад покончившей жизнь самоубийством после ссоры с Крисом.

Одной из главных причин ссоры Тарковского с Лемом было то, что режиссер не делал ставку на эффектное и масштабное изображение космоса, космической станции и корабля. Ведь все это распыляет внимание зрителя. Основные составляющие фильма - это идеи, переданные через диалоги персонажей и фирменный стиль постановщика: медитативное течение кадров, живописность, выразительность и предметная насыщенность картинки. Камерное пространство, его замкнутость (на станции) способствует психологическому воздействию как на героев, так и на зрителя. Тандем режиссера с оператором Вадимом Юсовым творит невероятные вещи с восприятием. Гипнотически-медленное горизонтальное движение камеры, круговое вращение, застывшие лица людей то из прошлого, то из настоящего, волновой прилив и отлив психоделической музыки. Этот трехмерный транс открывает зрителю четвертое измерение, в котором он окончательно теряет связь с реальностью.

Ассоциативные кадры, абстрактные и конкретные образы, культурный контекст, выраженный в репликах героев и предметной среде - как магические формулы летают перед глазами. Область непознаваемого засасывает как огромная черная дыра, новые знания рождают миллиарды новых вопросов, расширяя представления о мире и сужая познавательные возможности человека.

Тарковский с опаской наблюдает за прогрессом, позволяющим заглянуть в сокровенные тайны природы. Новая ступень знаний неизменно трансформирует нравственный облик человека. В фильме четко противопоставлено человеческое начало и механическое. Человека всюду окружают произведения искусства (звучит фа-минорная хоральная прелюдия Баха, переложенная композитором Эдуардом Артемьевым, кабинет на станции полон книг - мы видим страницы Дон Кихота, копию Венеры Милосской, герои говорят о Толстом, Достоевском, Ницше). Накопленный человечеством культурный опыт облагораживает и возвышает его внутренний мир, насыщает эмоциями, заставляет чувствовать. Но это утратило свое значение с развитием технологий (в картине есть место обсуждению современной науки - может она быть нравственной или способна доводить только до Хиросимы?!).

Так чего ожидать от встречи с внеземным разумом? Готов ли человек столкнуться с эфемерной субстанцией, вспышки активности которой влияют на него непредсказуемым способом? Или же все хотят увидеть материальные существа, отвечающие общепринятым представлениям - зеленоватых существ, может даже с щупальцами, которые прибудут к нам с посланием (расшифрованным нашими лингвистами) о том, - кто она такие, откуда прилетели? И что-то поведают о нас самих (все-таки люди рассматривают их в качестве возможных создателей). Но за этими космическими открытиями люди теряет человеческое начало, забывают простые истины о самой Земле. А недоступный пониманию внеземной разум может послужить лишь катализатором к самоанализу человека - существу, изучению которого можно посвятить сотни и тысячи томов литературы.
Именно об этом "Солярис" Тарковского!
Автор: George   (всего рецензий: 8, средняя оценка: 9.76)
20.02.2017
Просмотров: 5402
Оценка читателей: 9,8 из 10 (голосов 10)
gif for dzen
Подписывайтесь на канал KinoNews.ru в Яндекс.Дзен, чтобы оперативно следить за нашими новостями.


Всего комментариев: 47
PROFE7OR (Критик), постов: 6470
25 февраля 2017, 19:26
Аватарка пользователя PROFE7OR
Больше 10 лет на сайте
10
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Серебряный рецензент (средний балл рецензий между 8 и 8,99)
PROFE7OR писал(а) 25 февраля 2017, 19:22
Смысл - суть и само послание! Что говорит сам фильм? Что доносит, о чём?! Видишь как, ты, я, ещё кто это ценит или ставит на первое место. Мы думаем что все такие, почти весь мир таков. Оказывается нет.
прочитал ваши последние полёты и баталии в киноакадемии, для меня интересно, стал заходить теперь в первую очередь. Есть что почитать и подумать между строк. Жду "обязательно" продолжения.)

George (Киноакадемик), постов: 8697
25 февраля 2017, 19:23
Аватарка пользователя George
Больше 4 лет на сайте
4
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
PROFE7OR писал(а) 25 февраля 2017, 19:07
"Но философия уступила место науке, человек отправился в космос и его перестало волновать внутреннее "я"." - в корне не так, и полностью не согласен. Но без этой фразы можно вполне ...
Спасибо за честное мнение! Но жду контраргумента. Что именно не так? Что научно-технический XX век в погоне за новыми открытиями в грош не ставил человеческую жизнь? Я не имел в виду развитие психоаналитики, фрейдизма и прочего, тут скорее обращение к собственной гуманности и нравственности. Именно к этому аппелировал Тарковский и финал - "Возвращение блудного сына" тому подтверждение.

PROFE7OR (Критик), постов: 6470
25 февраля 2017, 19:22
Аватарка пользователя PROFE7OR
Больше 10 лет на сайте
10
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Серебряный рецензент (средний балл рецензий между 8 и 8,99)
George писал(а) 20 февраля 2017, 22:36
Для каждого фильма индивидуально! Хотя да, чаще получается именно так. Просто для меня главное постановка, посыл, художественная особенность (я могу отметить сильную актёрскую работу, но не хочу уделять ...
Смысл - суть и само послание! Что говорит сам фильм? Что доносит, о чём?! Видишь как, ты, я, ещё кто это ценит или ставит на первое место. Мы думаем что все такие, почти весь мир таков. Оказывается нет.

PROFE7OR (Критик), постов: 6470
25 февраля 2017, 19:13
Аватарка пользователя PROFE7OR
Больше 10 лет на сайте
10
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Серебряный рецензент (средний балл рецензий между 8 и 8,99)
PROFE7OR писал(а) 25 февраля 2017, 19:11
Ты умничка! ) Дорово сказано. Побольше бы таких высказываний, стихов и тем.)
Здорово сказано, а то получилось по смыслу ближе к дровам.)) а-ха ха ха ха)) что-то ноут выдаёт глюк))

PROFE7OR (Критик), постов: 6470
25 февраля 2017, 19:11
Аватарка пользователя PROFE7OR
Больше 10 лет на сайте
10
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Серебряный рецензент (средний балл рецензий между 8 и 8,99)
Angelina писал(а) 20 февраля 2017, 23:32
Потому и оценку не снизила- 10 баллов несомненно! Потому что остальное - наше субъективное мнение.
Один художник писал картину, друзья приходили, смотрели и говорили: всё прекрасно, но вот тут надо ...
Ты умничка! ) Дорово сказано. Побольше бы таких высказываний, стихов и тем.)

PROFE7OR (Критик), постов: 6470
25 февраля 2017, 19:07
Аватарка пользователя PROFE7OR
Больше 10 лет на сайте
10
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Серебряный рецензент (средний балл рецензий между 8 и 8,99)
PROFE7OR писал(а) 25 февраля 2017, 19:02
Люблю этот фильм. Хорошо написал.Некоторые фразы, предложения не понравились, нелогично что ли, но это личное. За всё остальное только 10 (десять баллов)!
"Но философия уступила место науке, человек отправился в космос и его перестало волновать внутреннее "я"." - в корне не так, и полностью не согласен. Но без этой фразы можно вполне обойтись, или заменить, немного подправить даже, и вперёд к звёздам.) Думаю, честное мнение ты всегда ценишь?! )

PROFE7OR (Критик), постов: 6470
25 февраля 2017, 19:02
Аватарка пользователя PROFE7OR
Больше 10 лет на сайте
10
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Серебряный рецензент (средний балл рецензий между 8 и 8,99)
Люблю этот фильм. Хорошо написал.Некоторые фразы, предложения не понравились, нелогично что ли, но это личное. За всё остальное только 10 (десять баллов)!

Rom2307 (Киноман), постов: 227
22 февраля 2017, 21:50
Аватарка пользователя Rom2307
Больше 6 лет на сайте
6
Бронзовый рецензент (средний балл рецензий между 7 и 7,99)
Понравилось, респект!

George (Киноакадемик), постов: 8697
21 февраля 2017, 17:39
Аватарка пользователя George
Больше 4 лет на сайте
4
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Hasanov писал(а) 21 февраля 2017, 17:33
Молодец Джордж, что участвуешь. Тексты как всегда на высоком уровне, спасибо.
Тебе спасибо, что оценил)) Загорелся во мне спортивный азарт, захотелось посоревноваться!

Hasanov (Критик), постов: 13915
21 февраля 2017, 17:33
Аватарка пользователя Hasanov
Больше 8 лет на сайте
8
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Молодец Джордж, что участвуешь. Тексты как всегда на высоком уровне, спасибо.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистируйтесь или введите свой ник и пароль.



Реклама
Лауреат премии Оскар
Постер к фильму Молчание ягнят
Год выхода: 1991
Страна: США
Жанр:детектив, драма, криминал, триллер
Режиссер:Джонатан Демме
В главных ролях:Энтони Хопкинс, Джоди Фостер
Самые обсуждаемые материалы
Звезды кино отмечают победу Джо Байдена
Комментарии (111)
Режиссер опроверг официальную информацию HBO Max
Комментарии (66)
Пара предпочла закончить отношения по телефону
Комментарии (66)
Награждения
Наши рекорды
Наверх
Вниз