Легко ли было древним размышлять о Вселенной?! Пользуясь наблюдениями, логикой - создавать свою картину мира?! И развеяв все сомнения, перейти к более сложному вопросу - познанию самого себя. Но философия уступила место науке, человек отправился в космос и его перестало волновать внутреннее "я".
Начав осваивать околоземное пространство, люди хотели подтвердить или опровергнуть уже сложившиеся представления о космосе. Любопытство всегда подкреплялось страхами (например, чувством одиночества): Бога не нашли, но стали искать другой инопланетный разум, существование которого не ставилось под сомнение. Эти идеи подхватили писатели-фантасты и они еще сильнее стали проникать в массовое сознание людей. Станислав Лем написал повесть "Солярис" (1960 год) о первом внеземном контакте. Но что могло сравниться с количеством читателей - только количество кинозрителей. Сюжет просился на большой экран.
Книги польского писателя пользовались огромным успехом в Советском Союзе. Но за экранизацию взялся далеко "не советский" режиссер - Андрей Тарковский. Прославившись своей дебютной работой "Иваново детство" ("Золотой Лев" в Венеции) и сняв средневековую драму "Андрей Рублев" - режиссер стал выходить на свой "космический" уровень. Но его новый фильм жутко не понравился Станиславу Лему, из-за чего они переругались. Здесь неуместно ставить вопрос о том, что "книга лучше фильма" - идиома, растерявшая всякий смысл. Позволю себе небольшое отступление на эту тему. Во-первых, в таких случаях всегда просматривается преданность к первоисточнику - в любой его форме (ведь фильм никогда не ставят выше литературной основы, либо наоборот - не считают новеллизацию оригинальной картины более удачной?!). Во-вторых, это типичное обобщение: что лучше - литература или кино? Тарковский не пытался следовать каждой букве текста, передать то же ощущение от книги и сохранить концепцию Лема неизменной - он выдвигал и развивал собственные идеи на основе сюжетной фабулы повести.
В далеком будущем есть наука соляристика, занимающаяся изучением планеты Солярис - эфемерной массы жидких газов, вращающихся по кругу. Как с ней установить связь - не представляется возможным. Рядом находится научная станция. Там случился инцидент, связанный с пропажей одного из членов экипажа. А его напарник, вернувшись на Землю, поведал научной конференции о странных вещах, творящихся на планете - растущие деревья, четырехметровый голый ребенок. Все пришли к выводу, что это следствие галлюцинаций. Разобраться с ситуацией на месте, где осталось трое человек, отправляют психолога Криса Кельвина. Там он понимает, что Солярис может материализовывать твои страхи, а также чувства стыда или вины в конкретных образах. И он встречает свою жену, полгода назад покончившей жизнь самоубийством после ссоры с Крисом.
Одной из главных причин ссоры Тарковского с Лемом было то, что режиссер не делал ставку на эффектное и масштабное изображение космоса, космической станции и корабля. Ведь все это распыляет внимание зрителя. Основные составляющие фильма - это идеи, переданные через диалоги персонажей и фирменный стиль постановщика: медитативное течение кадров, живописность, выразительность и предметная насыщенность картинки. Камерное пространство, его замкнутость (на станции) способствует психологическому воздействию как на героев, так и на зрителя. Тандем режиссера с оператором Вадимом Юсовым творит невероятные вещи с восприятием. Гипнотически-медленное горизонтальное движение камеры, круговое вращение, застывшие лица людей то из прошлого, то из настоящего, волновой прилив и отлив психоделической музыки. Этот трехмерный транс открывает зрителю четвертое измерение, в котором он окончательно теряет связь с реальностью.
Ассоциативные кадры, абстрактные и конкретные образы, культурный контекст, выраженный в репликах героев и предметной среде - как магические формулы летают перед глазами. Область непознаваемого засасывает как огромная черная дыра, новые знания рождают миллиарды новых вопросов, расширяя представления о мире и сужая познавательные возможности человека.
Тарковский с опаской наблюдает за прогрессом, позволяющим заглянуть в сокровенные тайны природы. Новая ступень знаний неизменно трансформирует нравственный облик человека. В фильме четко противопоставлено человеческое начало и механическое. Человека всюду окружают произведения искусства (звучит фа-минорная хоральная прелюдия Баха, переложенная композитором Эдуардом Артемьевым, кабинет на станции полон книг - мы видим страницы Дон Кихота, копию Венеры Милосской, герои говорят о Толстом, Достоевском, Ницше). Накопленный человечеством культурный опыт облагораживает и возвышает его внутренний мир, насыщает эмоциями, заставляет чувствовать. Но это утратило свое значение с развитием технологий (в картине есть место обсуждению современной науки - может она быть нравственной или способна доводить только до Хиросимы?!).
Так чего ожидать от встречи с внеземным разумом? Готов ли человек столкнуться с эфемерной субстанцией, вспышки активности которой влияют на него непредсказуемым способом? Или же все хотят увидеть материальные существа, отвечающие общепринятым представлениям - зеленоватых существ, может даже с щупальцами, которые прибудут к нам с посланием (расшифрованным нашими лингвистами) о том, - кто она такие, откуда прилетели? И что-то поведают о нас самих (все-таки люди рассматривают их в качестве возможных создателей). Но за этими космическими открытиями люди теряет человеческое начало, забывают простые истины о самой Земле. А недоступный пониманию внеземной разум может послужить лишь катализатором к самоанализу человека - существу, изучению которого можно посвятить сотни и тысячи томов литературы.
Именно об этом "Солярис" Тарковского!
Год выхода: | 1972 |
Жанр: | детектив, драма, мелодрама, приключения, фантастика |
Страна: | СССР |
Рейтинг: |
Рецензия к фильму "Солярис" от George
Границы человеческого (на конкурс)
Просмотров: 7821
Оценка читателей: 9,8 из 10 (голосов 10)
Подписывайтесь на нашу группу KinoNews.ru ВКонтакте, чтобы оперативно следить за нашими новостями.
Всего комментариев: 47
drakula (Критик), постов: 31095
26 февраля 2017, 22:21
| |
11 |
Спасибо |
George (Киноакадемик), постов: 10523
25 февраля 2017, 19:53
| |
8 |
PROFE7OR писал(а) 25 февраля 2017, 19:50 "мандат давно у наших козырей лежит")) Всё шлагбаум у меня лоб приходится.) Может в этом году подымут для воробушка.)) ... На ближайшем приёме подать заявку (два академика поддержат), остальные думаю также проголосуют положительно. Проблем не должно возникнуть! |
PROFE7OR (Критик), постов: 6546
25 февраля 2017, 19:50
| |
13 |
George писал(а) 25 февраля 2017, 19:39 С удовольствием. Но нужен пропуск в Академию)) "мандат давно у наших козырей лежит")) Всё шлагбаум у меня лоб приходится.) Может в этом году подымут для воробушка.)) Пропуск уже Андрю и Брюн то выписывали, то больше на костре сжигали)), может угольки, зола да пепел сойдёт на крайняк. Ох нет. Ну вот, пока шлагбаум - баум -баум.)) |
PROFE7OR (Критик), постов: 6546
25 февраля 2017, 19:40
| |
13 |
George писал(а) 25 февраля 2017, 19:31 Вот такая у нас дружная команда)) Понимаем друг друга с полуслова))) Сейчас на страшный суд вывалю свою писанину, ну типа рецензия), "опять профе7ора занесло".)) |
George (Киноакадемик), постов: 10523
25 февраля 2017, 19:39
| |
8 |
PROFE7OR писал(а) 25 февраля 2017, 19:37 Вы с Констанс вместе как ведущие скрипки. возьмите меня со своим контрабасом.)) С удовольствием. Но нужен пропуск в Академию)) |
George (Киноакадемик), постов: 10523
25 февраля 2017, 19:38
| |
8 |
PROFE7OR писал(а) 25 февраля 2017, 19:29 Внутреннее "Я" никогда не переставало волновать думающего человека. А кого переставало волновать, тот с водкой ... Ну, я бы не стал так упрощать. Я не говорю что мыслящих поубавилось, просто в сравнении с древними, современный человек живёт в таком информационном мире, его окружает столько вещей, что банально не хватает времени подумать о самом себе. Особенно в наше время цифровых технологий -чем больше открытий, тем больше места они занимают в голове человека. В том числе и космос. В этом и посыл фильма - что люди отделяются от самих себя в поисках ответов, связанных с космосом, пришельцами и прочим. |
PROFE7OR (Критик), постов: 6546
25 февраля 2017, 19:37
| |
13 |
George писал(а) 25 февраля 2017, 19:31 Вот такая у нас дружная команда)) Понимаем друг друга с полуслова))) Вы с Констанс вместе как ведущие скрипки. возьмите меня со своим контрабасом.)) |
PROFE7OR (Критик), постов: 6546
25 февраля 2017, 19:34
| |
13 |
George писал(а) 25 февраля 2017, 19:23 Спасибо за честное мнение! Но жду контраргумента. Что именно не так? Что научно-технический XX век в погоне за новыми ... да и философия и наука всегда шли в ногу со временем. Но я же сказал, это моё личное, для остальных идеально и "профе7ор" - лопух")) Не фраза, а классика советского времени и кино.)) |
George (Киноакадемик), постов: 10523
25 февраля 2017, 19:31
| |
8 |
PROFE7OR писал(а) 25 февраля 2017, 19:26 прочитал ваши последние полёты и баталии в киноакадемии, для меня интересно, стал заходить теперь в первую очередь. ... Вот такая у нас дружная команда)) Понимаем друг друга с полуслова))) |
PROFE7OR (Критик), постов: 6546
25 февраля 2017, 19:29
| |
13 |
George писал(а) 25 февраля 2017, 19:23 Спасибо за честное мнение! Но жду контраргумента. Что именно не так? Что научно-технический XX век в погоне за новыми ... Внутреннее "Я" никогда не переставало волновать думающего человека. А кого переставало волновать, тот с водкой по зоопаркам собутыльников собирает.)) а-ха ха ха ха)) |
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.
Главные материалы сайта:
Kent S (Киноакадемик), постов: 33579
сегодня, 13:52
| |
Оценки конечно так себе смотрю.
Но первая серия пока интересно началась. Чет даже захотелось пересмотреть Годзиллу. хотя не тянуло после первого раза. Неужели ... [читать далее] |
Kent S (Киноакадемик), постов: 33579
сегодня, 13:50
| |
Мк 11 Терминатор против Рэмбо.Хоть так увидели
|
Jon Smith (Критик), постов: 1498
сегодня, 13:50
| |
До сих пор друг друга подкалывают
|
Ежов (Зритель), постов: 424
сегодня, 13:23
| |
Продолжение, которое мы так долго ждали. Надеюсь, и на гос.службу тоже пошли ребята. Там сейчас хорошо оплачивают.
|
Текстолит (Критик), постов: 60557
сегодня, 13:15
| |
Сталлоне поэтому и не хотел подбирать роли за Арни. Давно хотел бы увидеть мордобой Арни и Слая в роли терминатора и уж тем более в боевиках 80-х и 90-х:)
Жаль, ... [читать далее] |
Jon Smith (Критик), постов: 1498
сегодня, 12:55
| |
Все никак не могут "дожать" эту бунтующую ферму.
|
Kent S (Киноакадемик), постов: 33579
сегодня, 12:46
| |
Да слышал про эту историю.
А стеб в своих фильмах над Слаем то какой. |
Andrey253 (Зам. Главы Киноакадемии), постов: 23460
сегодня, 12:43
| |
Фуриоса из долины ветров, неплохо. Анимация дает массу возможностей для визуала
|
Andrey253 (Зам. Главы Киноакадемии), постов: 23460
сегодня, 12:37
| |
Уловки Уэнсдэй
|
Текстолит (Критик), постов: 60557
сегодня, 12:29
| |
Название "Персик" очень органичное для фильма:)Мне нравится:)
|
Фильм месяца
Дата выхода: | 18 апреля 2024 |
Страна: | Россия |
Жанр: | приключения, семейный, фантастика |
Режиссер: | Александр Андрющенко |
В главных ролях: | Дарья Верещагина, Марк Эйдельштейн |
Реклама
1 | KinoNews.ru: 15 лет в строю | 8.69 |
---|---|---|
2 | Меч короля | 8.36 |
3 | Кентавр | 8.08 |
4 | Падение империи | 7.73 |
5 | Звук свободы | 7.56 |
1 | KinoNews.ru: 15 лет в строю | 8.69 |
---|---|---|
2 | Кентавр | 8.08 |
3 | 1993 | 7.15 |
4 | Мастер и Маргарита | 7.14 |
5 | Снегирь | 7.13 |
1 | Грань Будущего 2 | 9.39 |
---|---|---|
2 | Дэдпул и Росомаха | 8.88 |
3 | Миссия невыполнима 8 | 8.69 |
4 | Безумный Макс: Пустошь | 8.56 |
5 | Аватар 5 | 8.53 |
1 | Властелин колец 3: Возвращение Короля | 9.48 |
---|---|---|
2 | Побег из Шоушенка | 9.43 |
3 | Терминатор 2: Судный день | 9.41 |
4 | Форрест Гамп | 9.41 |
5 | Властелин колец 2: Две крепости | 9.39 |
1 | Во все тяжкие | 9.40 |
---|---|---|
2 | Игра престолов | 9.23 |
3 | Если наступит завтра | 9.07 |
4 | Разрушители легенд | 9.00 |
5 | Место встречи изменить нельзя | 8.98 |
Самые обсуждаемые материалы
Режиссер не будет снимать свой десятый фильм о кинокритике
Кассовые сборы фильма "Дюна: Часть вторая" почти достигли 700 миллионов
Вторая часть дилогии "Мятежная луна" получила крайне низкий рейтинг
Награждения
Наши рекорды