Легко ли было древним размышлять о Вселенной?! Пользуясь наблюдениями, логикой - создавать свою картину мира?! И развеяв все сомнения, перейти к более сложному вопросу - познанию самого себя. Но философия уступила место науке, человек отправился в космос и его перестало волновать внутреннее "я".
Начав осваивать околоземное пространство, люди хотели подтвердить или опровергнуть уже сложившиеся представления о космосе. Любопытство всегда подкреплялось страхами (например, чувством одиночества): Бога не нашли, но стали искать другой инопланетный разум, существование которого не ставилось под сомнение. Эти идеи подхватили писатели-фантасты и они еще сильнее стали проникать в массовое сознание людей. Станислав Лем написал повесть "Солярис" (1960 год) о первом внеземном контакте. Но что могло сравниться с количеством читателей - только количество кинозрителей. Сюжет просился на большой экран.
Книги польского писателя пользовались огромным успехом в Советском Союзе. Но за экранизацию взялся далеко "не советский" режиссер - Андрей Тарковский. Прославившись своей дебютной работой "Иваново детство" ("Золотой Лев" в Венеции) и сняв средневековую драму "Андрей Рублев" - режиссер стал выходить на свой "космический" уровень. Но его новый фильм жутко не понравился Станиславу Лему, из-за чего они переругались. Здесь неуместно ставить вопрос о том, что "книга лучше фильма" - идиома, растерявшая всякий смысл. Позволю себе небольшое отступление на эту тему. Во-первых, в таких случаях всегда просматривается преданность к первоисточнику - в любой его форме (ведь фильм никогда не ставят выше литературной основы, либо наоборот - не считают новеллизацию оригинальной картины более удачной?!). Во-вторых, это типичное обобщение: что лучше - литература или кино? Тарковский не пытался следовать каждой букве текста, передать то же ощущение от книги и сохранить концепцию Лема неизменной - он выдвигал и развивал собственные идеи на основе сюжетной фабулы повести.
В далеком будущем есть наука соляристика, занимающаяся изучением планеты Солярис - эфемерной массы жидких газов, вращающихся по кругу. Как с ней установить связь - не представляется возможным. Рядом находится научная станция. Там случился инцидент, связанный с пропажей одного из членов экипажа. А его напарник, вернувшись на Землю, поведал научной конференции о странных вещах, творящихся на планете - растущие деревья, четырехметровый голый ребенок. Все пришли к выводу, что это следствие галлюцинаций. Разобраться с ситуацией на месте, где осталось трое человек, отправляют психолога Криса Кельвина. Там он понимает, что Солярис может материализовывать твои страхи, а также чувства стыда или вины в конкретных образах. И он встречает свою жену, полгода назад покончившей жизнь самоубийством после ссоры с Крисом.
Одной из главных причин ссоры Тарковского с Лемом было то, что режиссер не делал ставку на эффектное и масштабное изображение космоса, космической станции и корабля. Ведь все это распыляет внимание зрителя. Основные составляющие фильма - это идеи, переданные через диалоги персонажей и фирменный стиль постановщика: медитативное течение кадров, живописность, выразительность и предметная насыщенность картинки. Камерное пространство, его замкнутость (на станции) способствует психологическому воздействию как на героев, так и на зрителя. Тандем режиссера с оператором Вадимом Юсовым творит невероятные вещи с восприятием. Гипнотически-медленное горизонтальное движение камеры, круговое вращение, застывшие лица людей то из прошлого, то из настоящего, волновой прилив и отлив психоделической музыки. Этот трехмерный транс открывает зрителю четвертое измерение, в котором он окончательно теряет связь с реальностью.
Ассоциативные кадры, абстрактные и конкретные образы, культурный контекст, выраженный в репликах героев и предметной среде - как магические формулы летают перед глазами. Область непознаваемого засасывает как огромная черная дыра, новые знания рождают миллиарды новых вопросов, расширяя представления о мире и сужая познавательные возможности человека.
Тарковский с опаской наблюдает за прогрессом, позволяющим заглянуть в сокровенные тайны природы. Новая ступень знаний неизменно трансформирует нравственный облик человека. В фильме четко противопоставлено человеческое начало и механическое. Человека всюду окружают произведения искусства (звучит фа-минорная хоральная прелюдия Баха, переложенная композитором Эдуардом Артемьевым, кабинет на станции полон книг - мы видим страницы Дон Кихота, копию Венеры Милосской, герои говорят о Толстом, Достоевском, Ницше). Накопленный человечеством культурный опыт облагораживает и возвышает его внутренний мир, насыщает эмоциями, заставляет чувствовать. Но это утратило свое значение с развитием технологий (в картине есть место обсуждению современной науки - может она быть нравственной или способна доводить только до Хиросимы?!).
Так чего ожидать от встречи с внеземным разумом? Готов ли человек столкнуться с эфемерной субстанцией, вспышки активности которой влияют на него непредсказуемым способом? Или же все хотят увидеть материальные существа, отвечающие общепринятым представлениям - зеленоватых существ, может даже с щупальцами, которые прибудут к нам с посланием (расшифрованным нашими лингвистами) о том, - кто она такие, откуда прилетели? И что-то поведают о нас самих (все-таки люди рассматривают их в качестве возможных создателей). Но за этими космическими открытиями люди теряет человеческое начало, забывают простые истины о самой Земле. А недоступный пониманию внеземной разум может послужить лишь катализатором к самоанализу человека - существу, изучению которого можно посвятить сотни и тысячи томов литературы.
Именно об этом "Солярис" Тарковского!
Год выхода: | 1972 |
Жанр: | детектив, драма, мелодрама, приключения, фантастика |
Страна: | СССР |
Рейтинг: |
Рецензия к фильму "Солярис" от George
Границы человеческого (на конкурс)
Просмотров: 8255
Оценка читателей: 9,8 из 10 (голосов 10)

Подписывайтесь на нашу группу KinoNews.ru ВКонтакте, чтобы оперативно следить за нашими новостями.
Всего комментариев: 47
George (Киноакадемик), постов: 10595
20 февраля 2017, 23:06
| |
![]() ![]() 9 ![]() ![]() |
George писал(а) 20 февраля 2017, 23:04 Лема конечно задело, что Тарковский переиначил его замысел, но здесь он видимо говорил о фильме как таковом, а ... Ему в частности не понравилось, что любовная линия была на первом плане, которая Лема интересовала меньше всего. |
George (Киноакадемик), постов: 10595
20 февраля 2017, 23:04
| |
![]() 9 ![]() ![]() |
Andrew писал(а) 20 февраля 2017, 23:00 Версия Содерберга куда ближе к оригиналу:) Лема конечно задело, что Тарковский переиначил его замысел, но здесь он видимо говорил о фильме как таковом, а не экранизации. И посчитал, что у Тарковского именно кинокартина получилась намного лучше. |
Andrew (Главный редактор), постов: 77163
20 февраля 2017, 23:00
| |
|
George писал(а) 20 февраля 2017, 22:58 Да, я написал об этом. Но Лем успел застать ещё и голливудский римейк Содерберга 2002 года и сказал, что в сравнении ... Версия Содерберга куда ближе к оригиналу:) |
George (Киноакадемик), постов: 10595
20 февраля 2017, 23:00
| |
![]() 9 ![]() ![]() |
Angelina писал(а) 20 февраля 2017, 22:51 Именно! Соглашусь с Брюн, не хватает абзаца об актёрских работах, а они там великие. Не побоюсь этого слова. Донатас ... Ну, извини, не счёл нужным. Такая вот прихоть автора)) Хотя к актёрам благоговейное отношение. |
George (Киноакадемик), постов: 10595
20 февраля 2017, 22:59
| |
![]() 9 ![]() ![]() |
Angelina писал(а) 20 февраля 2017, 22:55 Прекрасная рецензия, отлично написана, спасибо!) Получила удовольствие - радуй нас и дальше, Джордж!) Непременно! Я знал что тебе понравится)) |
George (Киноакадемик), постов: 10595
20 февраля 2017, 22:58
| |
![]() 9 ![]() ![]() |
Andrew писал(а) 20 февраля 2017, 22:47 Кстати, Лем терпеть не мог версию Тарковского. Говорил, что он исказил первоначальный замысел Да, я написал об этом. Но Лем успел застать ещё и голливудский римейк Содерберга 2002 года и сказал, что в сравнении в этим версия Тарковского не самая худшая на свете)) |
Angelina (Критик), постов: 17852
20 февраля 2017, 22:55
| |
![]() 12 ![]() ![]() ![]() |
Прекрасная рецензия, отлично написана, спасибо!) Получила удовольствие - радуй нас и дальше, Джордж!) |
George (Киноакадемик), постов: 10595
20 февраля 2017, 22:54
| |
![]() 9 ![]() ![]() |
brune писал(а) 20 февраля 2017, 22:45 Я с тобой в целом согласна - не актеры делают фильм, а именно режи. Но порой бывает, что фильм помнит исключительно ... Очень часто так бывает. Но согласись, что первая ассоциация с фильмами Тарковского - это сам режиссёр, а уже потом Солоницын, Гринько, Кайдановский, Банионис и прочие. Конечно есть безымянные режиссёры, фильмы которых помнят только по актёрам (но чаще всего продюсерские проекты, где самая изюминка - это звезда в главной роли). А тут всё-таки авторское кино, где все аспекты кинопроизводства в руках одного человека. Опять же концепция фильма - функции каждого донести определённую идею превалирует над игрой на разрыв аорты. Тут фактура - типажи, а не сплошные страсти. |
Angelina (Критик), постов: 17852
20 февраля 2017, 22:51
| |
![]() 12 ![]() ![]() ![]() |
George писал(а) 20 февраля 2017, 22:02 Спасибо! Банионис, Наталья Бондарчук, любимый Тарковским Солоницын, Николай Гринько, Юри Ярвет - безусловно, прекрасны. ... Именно! Соглашусь с Брюн, не хватает абзаца об актёрских работах, а они там великие. Не побоюсь этого слова. Донатас Банионис, Наталья Бондарчук, Анатолий Солоницын, Николай Гринько, Юри Ярвет - они не просто прекрасны - они вместе с Тарковским и Лемом со-создатели фильма и заслуживают пары строк.) А как привязать к тексту плавно или не очень - забота автора!)) |
Andrew (Главный редактор), постов: 77163
20 февраля 2017, 22:47
| |
|
Кстати, Лем терпеть не мог версию Тарковского. Говорил, что он исказил первоначальный замысел |
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.
Главные материалы сайта:
пипец (Зритель), постов: 755
сегодня, 3:07
| |
аа ну потому и "мотор" встал...
|
Летописец (Критик), постов: 64518
сегодня, 2:39
| |
Тоже прочел. Читал его интервью как то. Он признавался :В выходные он пил пиво, копался в саду, готовил еду и играл с собаками
Впервые увидел в "Зачарованных" ... [читать далее] |
isi (Зритель), постов: 1656
сегодня, 1:36
| |
А там вроде бы рак был, тогда не тоже самое…
|
isi (Зритель), постов: 1656
сегодня, 1:35
| |
Почти наверняка, неожиданная дополнительная нагрузка на серце и все…
Сейчас сообщили умер Джулиан Макмэхон ему вобще 56 было… |
isi (Зритель), постов: 1656
сегодня, 1:31
| |
Да не нужны ему простые, ему нужна призовая жена… Таких много. Думаю отношения с женой за углом ему сейчас очень подойдут.
|
Ежов (Зритель), постов: 1210
сегодня, 1:28
| |
Веган.
|
Летописец (Критик), постов: 64518
сегодня, 0:55
| |
Отсюда, древние Римляне очень хорошо были прошарены в медицине.
Например, вспомните как они кормили гладиаторов, чтобы у тех переломы быстро заживали. ... [читать далее] |
Летописец (Критик), постов: 64518
сегодня, 0:48
| |
... [читать далее]
|
Летописец (Критик), постов: 64518
сегодня, 0:41
| |
Загляните в микробиологию и почитайте что делают ПУРИНЫ с нашим организмом)))
Какие продукты с низким содержанием пуринов? Злаки: рис, гречка, овсянка ... [читать далее] |
Andrew (Главный редактор), постов: 77163
сегодня, 0:30
| |
Лишать себя алкоголя и мяса не надо никогда:)
|
Фильм месяца
Дата выхода: | 18 июля 2025 |
Страна: | США |
Жанр: | триллер, ужасы |
Режиссер: | Дженнифер Кайтин Робинсон |
В главных ролях: | Дженнифер Лав Хьюитт, Мэдлин Клайн |
Реклама
1 | Порко Россо | 7.83 |
---|---|---|
2 | Мелочи жизни | 7.64 |
3 | Анора | 7.5 |
4 | Рейс навылет | 7.33 |
5 | Под огнем | 7.25 |
1 | Лунтик. Возвращение домой | 7.8 |
---|---|---|
2 | Батя 2: Дед | 7.2 |
3 | Кончится лето | 7.09 |
4 | Огниво | 7.05 |
5 | Красный шелк | 6.86 |
1 | Одиссея | 9.50 |
---|---|---|
2 | Биошок | 9.19 |
3 | Грань Будущего 2 | 9.05 |
4 | Дикая банда | 8.89 |
5 | Проект "Аве Мария" | 8.75 |
1 | Властелин колец 3: Возвращение Короля | 9.48 |
---|---|---|
2 | Терминатор 2: Судный день | 9.43 |
3 | Побег из Шоушенка | 9.43 |
4 | Форрест Гамп | 9.4 |
5 | Властелин колец 2: Две крепости | 9.38 |
1 | Побег из Шоушенка | 9.43 |
---|---|---|
2 | Крестный отец | 9.15 |
3 | Темный рыцарь | 9.12 |
4 | Крестный отец 2 | 8.88 |
5 | 12 разгневанных мужчин | 9.15 |
1 | Во все тяжкие | 9.43 |
---|---|---|
2 | Место встречи изменить нельзя | 9.38 |
3 | Михайло Ломоносов | 9.25 |
4 | Игра престолов | 9.24 |
5 | Гордость и предубеждение | 9.13 |
Самые обсуждаемые материалы
Легендарный актер умер от остановки сердца
Трейлер "Одиссеи" демонстрируется исключительно в кинотеатрах
Спортивная драма оправдала ранние прогнозы по кассовым сборам
Награждения
Наши рекорды