Легко ли было древним размышлять о Вселенной?! Пользуясь наблюдениями, логикой - создавать свою картину мира?! И развеяв все сомнения, перейти к более сложному вопросу - познанию самого себя. Но философия уступила место науке, человек отправился в космос и его перестало волновать внутреннее "я".
Начав осваивать околоземное пространство, люди хотели подтвердить или опровергнуть уже сложившиеся представления о космосе. Любопытство всегда подкреплялось страхами (например, чувством одиночества): Бога не нашли, но стали искать другой инопланетный разум, существование которого не ставилось под сомнение. Эти идеи подхватили писатели-фантасты и они еще сильнее стали проникать в массовое сознание людей. Станислав Лем написал повесть "Солярис" (1960 год) о первом внеземном контакте. Но что могло сравниться с количеством читателей - только количество кинозрителей. Сюжет просился на большой экран.
Книги польского писателя пользовались огромным успехом в Советском Союзе. Но за экранизацию взялся далеко "не советский" режиссер - Андрей Тарковский. Прославившись своей дебютной работой "Иваново детство" ("Золотой Лев" в Венеции) и сняв средневековую драму "Андрей Рублев" - режиссер стал выходить на свой "космический" уровень. Но его новый фильм жутко не понравился Станиславу Лему, из-за чего они переругались. Здесь неуместно ставить вопрос о том, что "книга лучше фильма" - идиома, растерявшая всякий смысл. Позволю себе небольшое отступление на эту тему. Во-первых, в таких случаях всегда просматривается преданность к первоисточнику - в любой его форме (ведь фильм никогда не ставят выше литературной основы, либо наоборот - не считают новеллизацию оригинальной картины более удачной?!). Во-вторых, это типичное обобщение: что лучше - литература или кино? Тарковский не пытался следовать каждой букве текста, передать то же ощущение от книги и сохранить концепцию Лема неизменной - он выдвигал и развивал собственные идеи на основе сюжетной фабулы повести.
В далеком будущем есть наука соляристика, занимающаяся изучением планеты Солярис - эфемерной массы жидких газов, вращающихся по кругу. Как с ней установить связь - не представляется возможным. Рядом находится научная станция. Там случился инцидент, связанный с пропажей одного из членов экипажа. А его напарник, вернувшись на Землю, поведал научной конференции о странных вещах, творящихся на планете - растущие деревья, четырехметровый голый ребенок. Все пришли к выводу, что это следствие галлюцинаций. Разобраться с ситуацией на месте, где осталось трое человек, отправляют психолога Криса Кельвина. Там он понимает, что Солярис может материализовывать твои страхи, а также чувства стыда или вины в конкретных образах. И он встречает свою жену, полгода назад покончившей жизнь самоубийством после ссоры с Крисом.
Одной из главных причин ссоры Тарковского с Лемом было то, что режиссер не делал ставку на эффектное и масштабное изображение космоса, космической станции и корабля. Ведь все это распыляет внимание зрителя. Основные составляющие фильма - это идеи, переданные через диалоги персонажей и фирменный стиль постановщика: медитативное течение кадров, живописность, выразительность и предметная насыщенность картинки. Камерное пространство, его замкнутость (на станции) способствует психологическому воздействию как на героев, так и на зрителя. Тандем режиссера с оператором Вадимом Юсовым творит невероятные вещи с восприятием. Гипнотически-медленное горизонтальное движение камеры, круговое вращение, застывшие лица людей то из прошлого, то из настоящего, волновой прилив и отлив психоделической музыки. Этот трехмерный транс открывает зрителю четвертое измерение, в котором он окончательно теряет связь с реальностью.
Ассоциативные кадры, абстрактные и конкретные образы, культурный контекст, выраженный в репликах героев и предметной среде - как магические формулы летают перед глазами. Область непознаваемого засасывает как огромная черная дыра, новые знания рождают миллиарды новых вопросов, расширяя представления о мире и сужая познавательные возможности человека.
Тарковский с опаской наблюдает за прогрессом, позволяющим заглянуть в сокровенные тайны природы. Новая ступень знаний неизменно трансформирует нравственный облик человека. В фильме четко противопоставлено человеческое начало и механическое. Человека всюду окружают произведения искусства (звучит фа-минорная хоральная прелюдия Баха, переложенная композитором Эдуардом Артемьевым, кабинет на станции полон книг - мы видим страницы Дон Кихота, копию Венеры Милосской, герои говорят о Толстом, Достоевском, Ницше). Накопленный человечеством культурный опыт облагораживает и возвышает его внутренний мир, насыщает эмоциями, заставляет чувствовать. Но это утратило свое значение с развитием технологий (в картине есть место обсуждению современной науки - может она быть нравственной или способна доводить только до Хиросимы?!).
Так чего ожидать от встречи с внеземным разумом? Готов ли человек столкнуться с эфемерной субстанцией, вспышки активности которой влияют на него непредсказуемым способом? Или же все хотят увидеть материальные существа, отвечающие общепринятым представлениям - зеленоватых существ, может даже с щупальцами, которые прибудут к нам с посланием (расшифрованным нашими лингвистами) о том, - кто она такие, откуда прилетели? И что-то поведают о нас самих (все-таки люди рассматривают их в качестве возможных создателей). Но за этими космическими открытиями люди теряет человеческое начало, забывают простые истины о самой Земле. А недоступный пониманию внеземной разум может послужить лишь катализатором к самоанализу человека - существу, изучению которого можно посвятить сотни и тысячи томов литературы.
Именно об этом "Солярис" Тарковского!
| Год выхода: | 1972 |
| Жанр: | детектив, драма, мелодрама, приключения, фантастика |
| Страна: | СССР |
| Рейтинг: |
Рецензия к фильму "Солярис" от George
Границы человеческого (на конкурс)
Просмотров: 8412
Оценка читателей: 9,8 из 10 (голосов 10)

Подписывайтесь на нашу группу KinoNews.ru ВКонтакте, чтобы оперативно следить за нашими новостями.
Всего комментариев: 47
George (Киноакадемик), постов: 10607
20 февраля 2017 в 23:06
| |
9 |
George писал(а) 20 февраля 2017 в 23:04 Лема конечно задело, что Тарковский переиначил его замысел, но здесь он видимо говорил о фильме как таковом, а ... Ему в частности не понравилось, что любовная линия была на первом плане, которая Лема интересовала меньше всего. |
George (Киноакадемик), постов: 10607
20 февраля 2017 в 23:04
| |
|
9 |
Andrew писал(а) 20 февраля 2017 в 23:00 Версия Содерберга куда ближе к оригиналу:) Лема конечно задело, что Тарковский переиначил его замысел, но здесь он видимо говорил о фильме как таковом, а не экранизации. И посчитал, что у Тарковского именно кинокартина получилась намного лучше. |
Andrew (Главный редактор), постов: 78265
20 февраля 2017 в 23:00
| |
|
|
George писал(а) 20 февраля 2017 в 22:58 Да, я написал об этом. Но Лем успел застать ещё и голливудский римейк Содерберга 2002 года и сказал, что в сравнении ... Версия Содерберга куда ближе к оригиналу:) |
George (Киноакадемик), постов: 10607
20 февраля 2017 в 23:00
| |
|
9 |
Angelina писал(а) 20 февраля 2017 в 22:51 Именно! Соглашусь с Брюн, не хватает абзаца об актёрских работах, а они там великие. Не побоюсь этого слова. Донатас ... Ну, извини, не счёл нужным. Такая вот прихоть автора)) Хотя к актёрам благоговейное отношение. |
George (Киноакадемик), постов: 10607
20 февраля 2017 в 22:59
| |
|
9 |
Angelina писал(а) 20 февраля 2017 в 22:55 Прекрасная рецензия, отлично написана, спасибо!) Получила удовольствие - радуй нас и дальше, Джордж!) Непременно! Я знал что тебе понравится)) |
George (Киноакадемик), постов: 10607
20 февраля 2017 в 22:58
| |
|
9 |
Andrew писал(а) 20 февраля 2017 в 22:47 Кстати, Лем терпеть не мог версию Тарковского. Говорил, что он исказил первоначальный замысел Да, я написал об этом. Но Лем успел застать ещё и голливудский римейк Содерберга 2002 года и сказал, что в сравнении в этим версия Тарковского не самая худшая на свете)) |
Angelina (Критик), постов: 17852
20 февраля 2017 в 22:55
| |
|
12 |
Прекрасная рецензия, отлично написана, спасибо!) Получила удовольствие - радуй нас и дальше, Джордж!) |
George (Киноакадемик), постов: 10607
20 февраля 2017 в 22:54
| |
|
9 |
brune писал(а) 20 февраля 2017 в 22:45 Я с тобой в целом согласна - не актеры делают фильм, а именно режи. Но порой бывает, что фильм помнит исключительно ... Очень часто так бывает. Но согласись, что первая ассоциация с фильмами Тарковского - это сам режиссёр, а уже потом Солоницын, Гринько, Кайдановский, Банионис и прочие. Конечно есть безымянные режиссёры, фильмы которых помнят только по актёрам (но чаще всего продюсерские проекты, где самая изюминка - это звезда в главной роли). А тут всё-таки авторское кино, где все аспекты кинопроизводства в руках одного человека. Опять же концепция фильма - функции каждого донести определённую идею превалирует над игрой на разрыв аорты. Тут фактура - типажи, а не сплошные страсти. |
Angelina (Критик), постов: 17852
20 февраля 2017 в 22:51
| |
|
12 |
George писал(а) 20 февраля 2017 в 22:02 Спасибо! Банионис, Наталья Бондарчук, любимый Тарковским Солоницын, Николай Гринько, Юри Ярвет - безусловно, прекрасны. ... Именно! Соглашусь с Брюн, не хватает абзаца об актёрских работах, а они там великие. Не побоюсь этого слова. Донатас Банионис, Наталья Бондарчук, Анатолий Солоницын, Николай Гринько, Юри Ярвет - они не просто прекрасны - они вместе с Тарковским и Лемом со-создатели фильма и заслуживают пары строк.) А как привязать к тексту плавно или не очень - забота автора!)) |
Andrew (Главный редактор), постов: 78265
20 февраля 2017 в 22:47
| |
|
|
Кстати, Лем терпеть не мог версию Тарковского. Говорил, что он исказил первоначальный замысел |
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.
Главные материалы сайта:
BADENBADEN (Критик), постов: 7429
Сегодня в 15:20
| |
|
Само кино уже где-то там, на третьем плане маячит, получается)
| |
Сегодня в 15:20
| |
|
...это уже какие? Последние последних
| |
Cosmo (Зритель), постов: 819
Сегодня в 15:17
| |
|
Опять забыли про аттракционы
| |
DarkKnight77 (Критик), постов: 12510
Сегодня в 15:14
| |
|
И как спешно вышла доп.новость про провал фильма с Лео и какая тишина по поводу этого чуда!!!! Двойные стандарты, они такие....
| |
BADENBADEN (Критик), постов: 7429
Сегодня в 15:13
| |
|
Уже и на экране как полутруп выглядит.. Бежать ему нужно лечиться
| |
DarkKnight77 (Критик), постов: 12510
Сегодня в 15:13
| |
|
Международные рынки, третий уик-энд 6.5. "Битва за битвой" пятый 8!!! Всё что надо знать про "Трон".
| |
Ирена Дульон (Критик), постов: 385
Сегодня в 14:55
| |
|
Крепкий представитель жанра Катастроф. Качественные спецэффекты. Красивые кадры. Героям сопереживаешь. Конечно, ничего нового, но смотриться приятно.
| |
Летописец (Критик), постов: 65329
Сегодня в 14:49
| |
|
Некоторые спойлеры очень порадовали, другие сильно злят)Так, психологически идет по-этапная адаптация, чтобы не взорваться от того что посмотрю за раз))))
Ну ... [читать далее] | |
Andrew (Главный редактор), постов: 78265
Сегодня в 14:35
| |
|
Неужели будет смешно:)
| |
Летописец (Критик), постов: 65329
Сегодня в 14:20
| |
|
Она синтетик)Значит у нее резьба внутренняя)))Она как гайка))
| |
Фильм месяца
| Дата выхода: | 17 октября 2025 |
| Страна: | США, Великобритания |
| Жанр: | драма, нуар, приключения, ужасы |
| Режиссер: | Гильермо Дель Торо |
| В главных ролях: | Оскар Айзек, Джейкоб Элорди |
Реклама
| 1 | Нэчжа побеждает Царя драконов | 9.1 |
|---|---|---|
| 2 | Девочка, покорившая время | 8.73 |
| 3 | Ночи Кабирии | 8.42 |
| 4 | Эдем | 8.1 |
| 5 | Порко Россо | 7.83 |
| 1 | Кончится лето | 7.15 |
|---|---|---|
| 2 | Финист. Первый богатырь | 6.62 |
| 3 | Батя 2: Дед | 6.5 |
| 4 | Последний ронин | 6.5 |
| 5 | Красный шелк | 6.44 |
| 1 | Одиссея | 9.53 |
|---|---|---|
| 2 | Биошок | 9.19 |
| 3 | Грань будущего 2 | 9.05 |
| 4 | Дикая банда | 8.89 |
| 5 | Проект "Аве Мария" | 8.75 |
| 1 | Властелин колец 3: Возвращение Короля | 9.5 |
|---|---|---|
| 2 | Побег из Шоушенка | 9.46 |
| 3 | Терминатор 2: Судный день | 9.45 |
| 4 | Властелин колец 2: Две крепости | 9.4 |
| 5 | Форрест Гамп | 9.4 |
| 1 | Побег из Шоушенка | 9.46 |
|---|---|---|
| 2 | Крестный отец | 9.17 |
| 3 | Темный рыцарь | 9.12 |
| 4 | Крестный отец 2 | 8.96 |
| 5 | 12 разгневанных мужчин | 9.15 |
| 1 | Во все тяжкие | 9.46 |
|---|---|---|
| 2 | Место встречи изменить нельзя | 9.38 |
| 3 | Игра престолов | 9.27 |
| 4 | Михайло Ломоносов | 9.25 |
| 5 | Гордость и предубеждение | 9.13 |
Самые обсуждаемые материалы
Режиссер фильма "Супермен" может покинуть компанию из-за ее потенциальной продажи
Студия Warner Bros.
Источники намекают на возвращение главного противника супергероев Marvel
Наши рекорды







