Помнится, шесть лет тому назад (боже, как бежит время) автор этих строк писал рецензию на фильм "Темный рыцарь". Текст был о Готэме и готэмцах, но самой вкусной его частью был, разумеется, Джокер и, очень конспективно, его психологический профиль. Джокер — дьявол и темная лошадка, трикстер и аватар Локи, воплощение злой иронии судьбы, коварного и гениального озорства, ум без ответственности, играющий по своим правилам, не ради злого умысла, но исключительно ради игры и веселья, с обширным чувством черного юмора (вот оно стэндап-шоу от злобного шута без тормозов) и при этом редким честолюбием. Неотъемлемая черта Джокера - полная анонимность и отсутствие прошлого, и это главная интрига DC, которую убил Филлипс. При этом Джокер харизматичный и стильный джентльмен, по щелчку соблазняющий своего психиатра Харли, что осталось за рамками "Темного рыцаря", но все держат в голове, как и тот факт, что Хит был на тот момент секс символом своего поколения. Джокер Леджера по сути канон - жестокий, хладнокровный, изобретательный, не безумный, но явно иррациональный.
Тодд Филлипс как будто предлагает зрителю предтечу этого Джокера. "Открой тайну, несчастный, открой тайну" - но дверка открылась совершенно другая и два персонажа (Леджера и Феникса) оказались никак не преемственны друг другу, а во многом антиподы.
Канонический Джокер Леджера опасен, персонаж Феникса жалок. Джокер Леджера неустанный манипулятор, который с помощью пары пуль и канистры горючего ставит на уши весь Готэм, сталкивает всех лбами, несложными пасами извлекает на свет демонов Белого рыцаря Готэма, делая его маньяком, и т. д. Джокер Феникса пассивная жертва обстоятельств, дикий зверек, кусающий руку, загнавшую его в угол. Джокер Леджера вполне мачо — Джокер Феникса абсолютно не состоятелен как мужчина, т. е.как добытчик и производитель, возможно, и гомосексуален. Канонический Джокер Леджера мечтает увидеть мир в огне, сугубо ради грандиозности зрелища — Джокер Феникса тихо мечтает лишь о том, чтобы его заметили, заметили само собой доброжелательно. Трансформация одного Джокера в другого невозможна, как не может унылый меланхолик ни при каких обстоятельствах стать креативным уравновешенным сангвиником или не менее креативным неуравновешенным холериком.
Несколько слов об исполнителях этой иконы поп-культуры. Леджер бесстрашно взял на себя стопроцентную ответственность за персонаж, создал его с нуля, а не занимался скучным обживанием готовых апартаментов, приготовленных для него сценаристом и режиссером. Он стал Джокером, а не играл в него. Находиться с ним рядом в образе Джокера на съемочной площадке было весьма некомфортно и жутковато со слов коллег-актеров. Забавно, что это же самое говорили коллеги Билла Скарсгарда на съемках истории еще одного клоуна "Оно". Феникс не брал на себя ответственности хотя бы потому, что Филлипс списал своего Джокера с фрика и аутиста Феникса. Не удивлюсь, если режиссер ходил в процессе подготовки сценария по пятам за своим прототипом как когда-то Кейси Аффлек за Фениксом снимая псевдодокументалку "Я все еще здесь". Леджер вывернул себя наизнанку, перезагрузился полностью и предложил миру то, чего не существовало ранее. Он абсолютно органичен, потому что живет во вновь обретенной собственной ипостаси. Феникс во многом воспроизводит своих прежних персонажей-фриков, начиная с Джимми Эмметта в "Умереть во имя" и вплоть до Фредди в "Мастере", и моментами теряет почву под ногами и связь со своим персонажем, в которого играет, талантливо, нет спору, но с пробуксовками. Иррациональность поступков у Джокера Леджера идет от природного стиля мышления, только ему понятного, иррациональность Джокера Феникса идет от потерянности и утраты нити повествования. Забавно, что Джек Николсон попал на роль Джокера у Бертона, как и Феникс у Филлипса, тоже по прецеденту — пропуском стала его улыбка клинического психопата в "Сиянии". В итоге его Джокер довольно ординарен и никак не воплощенное безумие, скорее нарциссизм и пижонство, и несет на себе печать заслуженного артиста всея Америки Николсона со следами мании величия, который снизошел до участия в комиксах за беспрецедентный гонорар.
Многие критики пишут, что Хоакин Феникс гениально совместил в своем персонаже двух людей — Артура Флека и Джокера. Учитывая всё вышесказанное, "любые совпадения с реальными событиями и реальными персонажами города Готэма следует считать случайными", и из двух остается только Артур Флек, "бедный недоносок", обреченный на хождение по мукам, который всеми фибрами жаждет внимания, сочувствия, жалости, адресованной ему улыбки общества и скромного места под солнцем в этом самом обществе, которое его топчет. Попробовал бы кто-нибудь пожалеть Джокера Леджера!
Флек Феникса пополняет своей ролью галерею "тихих" и ярких психопатов кинематографа, многие их которых стали необратимой жертвой детских психологических травм, и оказывается в совершенно элитной актерской команде (Джилленхолл, МакЭвой, Бейл и т.д.) . Гуинплен в "Человек, который смеется" 1928, обезображенный в детстве, жертва козней злобного королевского шута. Марк из "Подглядывающего" 1960 — забитый молодой человек, жертва психологических экспериментов отца, убивающий женщин и фиксирующий момент убийства на пленку. Патрик Бейтман ("Американский психопат" 2000) — молодой человек с раздвоением личности, безупречный и успешный конформист при свете дня, зверствующий по ночам для разрядки; своеобразная репетиция Кристиана Бейла перед нолановским Бэтманом. Брюс Робертсон ("Грязь" 2013) — полицейский с диагнозом клиническая шизофрения, без тормозов и моральных принципов, страдающий от безумных галлюцинаций. Луи Блум ("Стрингер" 2013) — циник и беспредельщик, легко переступающий границы морали. Серийный убийца Джерри из ленты "Голоса" 2014 - душевно больной молодой человек, который живет в состоянии нескончаемой галлюцинации, обнаруживая в моменты просветления страшную правду о себе. Джек из ленты "Дом, который построил Джек " 2018 — вот кстати своего рода Джокер, имея в виду изобретательность и полную абсурдность убийств. С определенного ракурса в этом списке лишним не окажется и Майкл Трэвис ("О,счастливчик" 1973), жизненный путь которого пролегает от одной передряги к другой, но нужно сохранять хорошую мину при плохом раскладе и улыбку сквозь слезы. Все эти ленты балансируют на грани социального манифеста и индивидуального психоанализа (истории одного безумия), как и Джокер Филлипса. А вот к перезагрузке комикса в ленте Филлипса остаются вопросы и претензии.
Не стоит даже повторять, что лента хороший трибьют авторскому Голливуду, что это театр одного актера, которого моральный долг перед покойным братом заставляет играть вдвое круче и страннее, что операторская работа и саундтрек на высоте…
К сожалению, не успела посмотреть ленту второй раз, но непременно это сделаю. Место Джокера в моей киновселенной уже 10 лет без остатка заполнено Леджером, но кто знает…
P.S. Почему Филлипс во время рекламной компании так часто упоминал "Таксиста" Скорсезе? Артур Флек никого не спасает, только себя любимого, в отличие от Треэвиса Бикла. А вот Феникс спасает, в другой роли, в ленте "Тебя никогда здесь не было". У Филлипса так все перемешалось в голове?
Год выхода: | 2019 |
Жанр: | драма, кинокомикс, криминал, приключения, триллер |
Страна: | США |
Рейтинг: |
Рецензия к фильму "Джокер" от Constance
Некоторые заметки о Джокере
Просмотров: 4836
Оценка читателей: 9,41 из 10 (голосов 17)

Подписывайтесь на нашу группу KinoNews.ru ВКонтакте, чтобы оперативно следить за нашими новостями.
Всего комментариев: 129
Constance (Киноакадемик), постов: 17482
7 октября 2019, 20:38
| |
![]() ![]() 12 ![]() ![]() ![]() |
Steve Austin писал(а) 7 октября 2019, 20:36 Не знаю, спойлеры или не совсем. Я, кстати, по-другому эту сцену видел. Мне с репетиции дома на диване казалось, что ... Вот-вот-вот. Истину говоришь. Я тоже ждала самоубийства!! |
Steve Austin (Критик), постов: 5860
7 октября 2019, 20:36
| |
![]() 13 ![]() |
George писал(а) 7 октября 2019, 20:27 Обычно трусы бегут и скрываются ото всех, а не приходят на такие шоу. Уставшим он не выглядел, был активнее всех. ... Не знаю, спойлеры или не совсем. Я, кстати, по-другому эту сцену видел. Мне с репетиции дома на диване казалось, что он хочет либо сымитировать самоубийство как шутку, либо самоубиться в качестве шутки. Не был уверен, что именно. Когда на самом шоу в блокноте дошёл до одной из своих "шуток", которая уже фигурировала в сцене с соцработницой в начале фильма - "Надеюсь, моя смерть будет иметь больше смысла, чем жизнь" или что-то в этом роде. Думал, всё, всё-таки самоубийство как форма протеста. А потом ДеНиро его разгорячил и он поменял планы. Но это уже разговор о моём воображении, наверное) |
Constance (Киноакадемик), постов: 17482
7 октября 2019, 20:33
| |
![]() 12 ![]() ![]() ![]() |
George писал(а) 7 октября 2019, 20:27 Обычно трусы бегут и скрываются ото всех, а не приходят на такие шоу. Уставшим он не выглядел, был активнее всех. ... Тогда еще край не наступил и таблетки не закончились. |
Constance (Киноакадемик), постов: 17482
7 октября 2019, 20:32
| |
![]() 12 ![]() ![]() ![]() |
George писал(а) 7 октября 2019, 18:42 А в шоу Мюррея? Он был абсолютно один против всех, да еще под камерами. Как-то слишком отчаянно себя вел этот трус ... Персонаж-то сочный с огромным потенциалом, до конца не использованным. Артур Флек роскошный психопат, даже не социопат, а именно психопат, учитывая его черепномозговую травму. Какое отношение все это имеет к Джокеру? Да никакого.
Филлипс сделал одному ему понятное политическое заявление и прикрылся Джокером. |
George (Киноакадемик), постов: 10601
7 октября 2019, 20:27
| |
![]() 9 ![]() ![]() |
Constance писал(а) 7 октября 2019, 20:16 Так он пришел сдаваться!!! Устал, никто его не ловит, а он хочет, наконец, или в лечебницу, где лекарства по часам ... Обычно трусы бегут и скрываются ото всех, а не приходят на такие шоу. Уставшим он не выглядел, был активнее всех. Это же запланированная акция была, он даже репетировал то, что хотел сделать. Сдался бы он давно тем двум полицейским, гнавшимся за ним. |
Constance (Киноакадемик), постов: 17482
7 октября 2019, 20:26
| |
![]() 12 ![]() ![]() ![]() |
Andrew писал(а) 7 октября 2019, 20:21 Так там капитуляция с самого начала по всем фронтам же:) Просто сцена, скорее острая фаза заболевания, а не вызов:) Острая фаза заболевания вкупе с отсутствием медикаментозной поддержки - полностью согласна. |
Constance (Киноакадемик), постов: 17482
7 октября 2019, 20:25
| |
![]() 12 ![]() ![]() ![]() |
AleX писал(а) 7 октября 2019, 18:45 Боюсь вы уже выдумываете и оправдываетесь на ходу лишь бы лишить Феникса звания Джокера. Не бойся, у меня все отлично с головой и с логикой. А оправдываться я буду на смертном одре перед Господом.
Еще раз объясняю: Леджер на минуту спрятался в толпе для достижения своей анархической цели - подобраться поближе к объекту убийства. А Феникс устал быть одиночкой, который всем противостоит, он просто хочет стать винтиком в большой машине. Не дай бог вам всем такого Джокера - вы бы все с тоски позеленели. Хотя... если именно такой анемичный экземпляр вам ближе, наслаждайтесь. Аминь. |
Andrew (Главный редактор), постов: 77694
7 октября 2019, 20:21
| |
|
Constance писал(а) 7 октября 2019, 20:16 Так он пришел сдаваться!!! Устал, никто его не ловит, а он хочет, наконец, или в лечебницу, где лекарства по часам ... Так там капитуляция с самого начала по всем фронтам же:) Просто сцена, скорее острая фаза заболевания, а не вызов:) |
Constance (Киноакадемик), постов: 17482
7 октября 2019, 20:16
| |
![]() 12 ![]() ![]() ![]() |
George писал(а) 7 октября 2019, 18:42 А в шоу Мюррея? Он был абсолютно один против всех, да еще под камерами. Как-то слишком отчаянно себя вел этот трус ... Так он пришел сдаваться!!! Устал, никто его не ловит, а он хочет, наконец, или в лечебницу, где лекарства по часам дают, или в тюрьму, где хоть кормят и крыша над головой есть. Это не вызов, это полная капитуляция. |
AleX (Критик), постов: 10576
7 октября 2019, 18:45
| |
![]() 16 ![]() |
Constance писал(а) 7 октября 2019, 18:36 Я не про мимикрию говорю, а про психологию)) Боюсь вы уже выдумываете и оправдываетесь на ходу лишь бы лишить Феникса звания Джокера. |
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.
Главные материалы сайта:
AleX (Критик), постов: 10576
сегодня, 18:40
| |
Если бы он был умный он отдал бы всё плюс получил бы компенсацию, а потом обвинить Ютани , она привезла на Землю опасные формы внеземной жизни. Но Кавалье ... [читать далее]
|
Летописец (Критик), постов: 65052
сегодня, 18:09
| |
Потому что у него тут все преимущества, в том числе и обвинить Ютани, что она на Землю притащила опасные виды организмов:)
О чем, кстати, он и заявил ... [читать далее] |
AleX (Критик), постов: 10576
сегодня, 17:56
| |
Кавалье безсомнения не прав!
Если мяч с одного участка перелетает на другой и разбивает стекло в окне. Владелец мяча имеет право забрать свой мяч и ... [читать далее] |
Jon Smith (Киноакадемик), постов: 6333
сегодня, 17:19
| |
...Горбатов прикольный актер, но хотелось бы в чем то более серьезном его видеть
|
Andrew (Главный редактор), постов: 77694
сегодня, 17:11
| |
Не настолько близко:)
|
Летописец (Критик), постов: 65052
сегодня, 16:47
| |
Формально Кавалье прав. Корабль упал на его территории. Тут Ютани почти ни чего не может. Кроме внедрения шпионов, и проведения незаконных спецопераций ... [читать далее]
|
Евгений S.h. (Киноакадемик), постов: 12663
сегодня, 16:41
| |
И немного "Первый мститель":)
|
Летописец (Критик), постов: 65052
сегодня, 16:40
| |
Концептуально, идеи у Хоуди вполне норм, но он не умеет уважать идеи предыдущих творцов. У него чужой тугодум, медлительный, много тормозит, зато у него ... [читать далее]
|
Andrew (Главный редактор), постов: 77694
сегодня, 16:37
| |
Молодой летчик участвует в опасном эксперименте: его замораживают в криогенной камере на короткий срок. Однако происходит непредвиденная катастрофа, ... [читать далее]
|
Летописец (Критик), постов: 65052
сегодня, 16:19
| |
Похотливый Тэнг виртуально трогающий лобок девушки тебя не пугает?!)))
|
Фильм месяца
Дата выхода: | 4 сентября 2025 |
Страна: | США |
Жанр: | боевик, кинокомикс, комедия, триллер |
Режиссер: | Макон Блэр |
В главных ролях: | Питер Динклэйдж, Кевин Бейкон |
Реклама
1 | Девочка, покорившая время | 8.28 |
---|---|---|
2 | Порко Россо | 7.83 |
3 | Мелочи жизни | 7.64 |
4 | Анора | 7.5 |
5 | Жизнь Чака | 7.47 |
1 | Кончится лето | 7.15 |
---|---|---|
2 | Огниво | 7.05 |
3 | Финист. Первый богатырь | 6.62 |
4 | Пророк. История Александра Пушкина | 6.53 |
5 | Батя 2: Дед | 6.5 |
1 | Одиссея | 9.53 |
---|---|---|
2 | Биошок | 9.19 |
3 | Грань Будущего 2 | 9.05 |
4 | Дикая банда | 8.89 |
5 | Проект "Аве Мария" | 8.75 |
1 | Властелин колец 3: Возвращение Короля | 9.48 |
---|---|---|
2 | Терминатор 2: Судный день | 9.43 |
3 | Побег из Шоушенка | 9.43 |
4 | Властелин колец 2: Две крепости | 9.39 |
5 | Форрест Гамп | 9.38 |
1 | Побег из Шоушенка | 9.43 |
---|---|---|
2 | Крестный отец | 9.15 |
3 | Темный рыцарь | 9.12 |
4 | Крестный отец 2 | 8.88 |
5 | 12 разгневанных мужчин | 9.15 |
1 | Во все тяжкие | 9.43 |
---|---|---|
2 | Место встречи изменить нельзя | 9.30 |
3 | Игра престолов | 9.24 |
4 | Гордость и предубеждение | 9.13 |
5 | В поисках капитана Гранта | 9.09 |
Самые обсуждаемые материалы
Знаменитый писатель признался, что вовремя не проверил факты
Создателям "Андора" удалось сотворить напряженный и динамичный политико-военный триллер
Стали известны детали стратегии Paramount в покупке компании Warner Bros.
Награждения
Наши рекорды