Помнится, шесть лет тому назад (боже, как бежит время) автор этих строк писал рецензию на фильм "Темный рыцарь". Текст был о Готэме и готэмцах, но самой вкусной его частью был, разумеется, Джокер и, очень конспективно, его психологический профиль. Джокер — дьявол и темная лошадка, трикстер и аватар Локи, воплощение злой иронии судьбы, коварного и гениального озорства, ум без ответственности, играющий по своим правилам, не ради злого умысла, но исключительно ради игры и веселья, с обширным чувством черного юмора (вот оно стэндап-шоу от злобного шута без тормозов) и при этом редким честолюбием. Неотъемлемая черта Джокера - полная анонимность и отсутствие прошлого, и это главная интрига DC, которую убил Филлипс. При этом Джокер харизматичный и стильный джентльмен, по щелчку соблазняющий своего психиатра Харли, что осталось за рамками "Темного рыцаря", но все держат в голове, как и тот факт, что Хит был на тот момент секс символом своего поколения. Джокер Леджера по сути канон - жестокий, хладнокровный, изобретательный, не безумный, но явно иррациональный.
Тодд Филлипс как будто предлагает зрителю предтечу этого Джокера. "Открой тайну, несчастный, открой тайну" - но дверка открылась совершенно другая и два персонажа (Леджера и Феникса) оказались никак не преемственны друг другу, а во многом антиподы.
Канонический Джокер Леджера опасен, персонаж Феникса жалок. Джокер Леджера неустанный манипулятор, который с помощью пары пуль и канистры горючего ставит на уши весь Готэм, сталкивает всех лбами, несложными пасами извлекает на свет демонов Белого рыцаря Готэма, делая его маньяком, и т. д. Джокер Феникса пассивная жертва обстоятельств, дикий зверек, кусающий руку, загнавшую его в угол. Джокер Леджера вполне мачо — Джокер Феникса абсолютно не состоятелен как мужчина, т. е.как добытчик и производитель, возможно, и гомосексуален. Канонический Джокер Леджера мечтает увидеть мир в огне, сугубо ради грандиозности зрелища — Джокер Феникса тихо мечтает лишь о том, чтобы его заметили, заметили само собой доброжелательно. Трансформация одного Джокера в другого невозможна, как не может унылый меланхолик ни при каких обстоятельствах стать креативным уравновешенным сангвиником или не менее креативным неуравновешенным холериком.
Несколько слов об исполнителях этой иконы поп-культуры. Леджер бесстрашно взял на себя стопроцентную ответственность за персонаж, создал его с нуля, а не занимался скучным обживанием готовых апартаментов, приготовленных для него сценаристом и режиссером. Он стал Джокером, а не играл в него. Находиться с ним рядом в образе Джокера на съемочной площадке было весьма некомфортно и жутковато со слов коллег-актеров. Забавно, что это же самое говорили коллеги Билла Скарсгарда на съемках истории еще одного клоуна "Оно". Феникс не брал на себя ответственности хотя бы потому, что Филлипс списал своего Джокера с фрика и аутиста Феникса. Не удивлюсь, если режиссер ходил в процессе подготовки сценария по пятам за своим прототипом как когда-то Кейси Аффлек за Фениксом снимая псевдодокументалку "Я все еще здесь". Леджер вывернул себя наизнанку, перезагрузился полностью и предложил миру то, чего не существовало ранее. Он абсолютно органичен, потому что живет во вновь обретенной собственной ипостаси. Феникс во многом воспроизводит своих прежних персонажей-фриков, начиная с Джимми Эмметта в "Умереть во имя" и вплоть до Фредди в "Мастере", и моментами теряет почву под ногами и связь со своим персонажем, в которого играет, талантливо, нет спору, но с пробуксовками. Иррациональность поступков у Джокера Леджера идет от природного стиля мышления, только ему понятного, иррациональность Джокера Феникса идет от потерянности и утраты нити повествования. Забавно, что Джек Николсон попал на роль Джокера у Бертона, как и Феникс у Филлипса, тоже по прецеденту — пропуском стала его улыбка клинического психопата в "Сиянии". В итоге его Джокер довольно ординарен и никак не воплощенное безумие, скорее нарциссизм и пижонство, и несет на себе печать заслуженного артиста всея Америки Николсона со следами мании величия, который снизошел до участия в комиксах за беспрецедентный гонорар.
Многие критики пишут, что Хоакин Феникс гениально совместил в своем персонаже двух людей — Артура Флека и Джокера. Учитывая всё вышесказанное, "любые совпадения с реальными событиями и реальными персонажами города Готэма следует считать случайными", и из двух остается только Артур Флек, "бедный недоносок", обреченный на хождение по мукам, который всеми фибрами жаждет внимания, сочувствия, жалости, адресованной ему улыбки общества и скромного места под солнцем в этом самом обществе, которое его топчет. Попробовал бы кто-нибудь пожалеть Джокера Леджера!
Флек Феникса пополняет своей ролью галерею "тихих" и ярких психопатов кинематографа, многие их которых стали необратимой жертвой детских психологических травм, и оказывается в совершенно элитной актерской команде (Джилленхолл, МакЭвой, Бейл и т.д.) . Гуинплен в "Человек, который смеется" 1928, обезображенный в детстве, жертва козней злобного королевского шута. Марк из "Подглядывающего" 1960 — забитый молодой человек, жертва психологических экспериментов отца, убивающий женщин и фиксирующий момент убийства на пленку. Патрик Бейтман ("Американский психопат" 2000) — молодой человек с раздвоением личности, безупречный и успешный конформист при свете дня, зверствующий по ночам для разрядки; своеобразная репетиция Кристиана Бейла перед нолановским Бэтманом. Брюс Робертсон ("Грязь" 2013) — полицейский с диагнозом клиническая шизофрения, без тормозов и моральных принципов, страдающий от безумных галлюцинаций. Луи Блум ("Стрингер" 2013) — циник и беспредельщик, легко переступающий границы морали. Серийный убийца Джерри из ленты "Голоса" 2014 - душевно больной молодой человек, который живет в состоянии нескончаемой галлюцинации, обнаруживая в моменты просветления страшную правду о себе. Джек из ленты "Дом, который построил Джек " 2018 — вот кстати своего рода Джокер, имея в виду изобретательность и полную абсурдность убийств. С определенного ракурса в этом списке лишним не окажется и Майкл Трэвис ("О,счастливчик" 1973), жизненный путь которого пролегает от одной передряги к другой, но нужно сохранять хорошую мину при плохом раскладе и улыбку сквозь слезы. Все эти ленты балансируют на грани социального манифеста и индивидуального психоанализа (истории одного безумия), как и Джокер Филлипса. А вот к перезагрузке комикса в ленте Филлипса остаются вопросы и претензии.
Не стоит даже повторять, что лента хороший трибьют авторскому Голливуду, что это театр одного актера, которого моральный долг перед покойным братом заставляет играть вдвое круче и страннее, что операторская работа и саундтрек на высоте…
К сожалению, не успела посмотреть ленту второй раз, но непременно это сделаю. Место Джокера в моей киновселенной уже 10 лет без остатка заполнено Леджером, но кто знает…
P.S. Почему Филлипс во время рекламной компании так часто упоминал "Таксиста" Скорсезе? Артур Флек никого не спасает, только себя любимого, в отличие от Треэвиса Бикла. А вот Феникс спасает, в другой роли, в ленте "Тебя никогда здесь не было". У Филлипса так все перемешалось в голове?
| Год выхода: | 2019 |
| Жанр: | драма, кинокомикс, криминал, приключения, триллер |
| Страна: | США |
| Рейтинг: |
Рецензия к фильму "Джокер" от Constance
Некоторые заметки о Джокере
Просмотров: 4957
Оценка читателей: 9,41 из 10 (голосов 17)

Подписывайтесь на нашу группу KinoNews.ru ВКонтакте, чтобы оперативно следить за нашими новостями.
Всего комментариев: 129
7 октября 2019 в 18:25
| |
16 |
Constance писал(а) 7 октября 2019 в 18:20 Во что превратился? В ряженого? Он трус несчастный, который при первой же возможности сливается с толпой, пинавшей ... Во время покушения на мэра в Тёмном рыцаре он как раз слился с толпой полицейских))) |
Constance (Киноакадемик), постов: 17524
7 октября 2019 в 18:22
| |
|
12 |
George писал(а) 7 октября 2019 в 18:13 Это и не было важно. Все пошли за неизвестной маской, а не за Артуром. И в итоге все пошли именно за Джокером, а не ... Маска есть. А за ней пустота - там нет никого. |
Constance (Киноакадемик), постов: 17524
7 октября 2019 в 18:20
| |
|
12 |
George писал(а) 7 октября 2019 в 18:11 Но он превратился. Об этом фильм) Во что превратился? В ряженого? Он трус несчастный, который при первой же возможности сливается с толпой, пинавшей его вчера как Арлекин Пьеро.
Когда это Джокер сливался с толпой? Он парит над всеми ради своего дикого иррационального веселья. |
Holt (Киноман), постов: 6216
7 октября 2019 в 18:16
| |
|
6 |
Constance писал(а) 7 октября 2019 в 17:56 Жалкого слизняка в Джокера превратить никак нельзя. Об этом весь мой текст. Жалко всех ) |
George (Киноакадемик), постов: 10608
7 октября 2019 в 18:13
| |
|
9 |
Constance писал(а) 7 октября 2019 в 18:06 Когда случай попал во все газеты, никто не знал, что это дело рук пациента Аркхема и неизбывного задрота Это и не было важно. Все пошли за неизвестной маской, а не за Артуром. И в итоге все пошли именно за Джокером, а не за пациентом Аркхэма. |
Летописец (Критик), постов: 65418
7 октября 2019 в 18:12
| |
|
15 |
Если копнуть человеческую психику, то для человека всегда очень важно оставаться человеком
В фильме "С меня хватит" способ воздействия на героя Майкла Дагласа была его дочь. В фильме "Тебя никогда здесь не было" герой Феникса фактически всех теряет, но получает подарок от жизни в виде молодой Нины У этих героев есть шанс вернуться в нормальную жизнь, а вот у Джокера ее нет, он почувствовал что ему это все нравиться и продолжит убийства, потому что жизнь у него все отняла и ему НЕЧЕГО терять. А когда человеку нечего терять, он ОЧЕНЬ ОПАСНЫЙ! |
George (Киноакадемик), постов: 10608
7 октября 2019 в 18:11
| |
|
9 |
Constance писал(а) 7 октября 2019 в 17:56 Жалкого слизняка в Джокера превратить никак нельзя. Об этом весь мой текст. Но он превратился. Об этом фильм) |
Constance (Киноакадемик), постов: 17524
7 октября 2019 в 18:06
| |
|
12 |
George писал(а) 7 октября 2019 в 12:30 После случая в метро, который попал во все газеты. Когда случай попал во все газеты, никто не знал, что это дело рук пациента Аркхема и неизбывного задрота |
Holt (Киноман), постов: 6216
7 октября 2019 в 18:04
| |
|
6 |
Ну, наверное, сначала - кто это постил - начать смеяться? |
Constance (Киноакадемик), постов: 17524
7 октября 2019 в 18:02
| |
|
12 |
darkwhite писал(а) 7 октября 2019 в 12:13 И поэтому Мартин Скорцезе свалил от этого треша) +1)) |
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.
Главные материалы сайта:
Skaner353 (Критик), постов: 13721
Сегодня в 20:03
| |
|
Нет Паука и Стрэнджа, можно пропускать)
| |
Dienn (Зам. Главы Киноакадемии), постов: 8839
Сегодня в 19:31
| |
|
Кошки мне однозначно больше зашли чем новый Кэп))
| |
ANAMAZINGMAN (Киноакадемик), постов: 12863
Сегодня в 19:29
| |
|
У меня такое ощущение, что Ричи свои фильмы как зомби на автомате делает. В смысле, по другому после стольких лет эти фильмы нельзя делать, при этом не ... [читать далее]
| |
Dienn (Зам. Главы Киноакадемии), постов: 8839
Сегодня в 19:28
| |
|
Ой, Ричи не удалось протащить очередной фильм со своими друзьяшками
| |
ANAMAZINGMAN (Киноакадемик), постов: 12863
Сегодня в 19:27
| |
|
Выглядит как особый уровень деменции)))
| |
Dienn (Зам. Главы Киноакадемии), постов: 8839
Сегодня в 19:26
| |
|
Бальдони проиграл иск к ней и Рейнольдсу на 400 млн
| |
ANAMAZINGMAN (Киноакадемик), постов: 12863
Сегодня в 19:25
| |
|
Просто... Дайте угадаю, восьмой фильм СНОВА будет про то, как герои попадают на остров, где их снова начинают кошмарить динозавры, которые будут конкретно ... [читать далее]
| |
Dienn (Зам. Главы Киноакадемии), постов: 8839
Сегодня в 19:25
| |
|
Ну, Бальдони официально конец :)
| |
Dienn (Зам. Главы Киноакадемии), постов: 8839
Сегодня в 19:23
| |
|
Ты должен был противостоять злу, а не примкнуть к нему, Джонни!
| |
ANAMAZINGMAN (Киноакадемик), постов: 12863
Сегодня в 19:20
| |
|
Думаю, это далеко не последний перенос, учитывая желание Rockstar дотошно порисовать каждый миллиметр кадра
| |
Фильм месяца
| Дата выхода: | 7 ноября 2025 |
| Страна: | США |
| Жанр: | боевик, приключения, фантастика |
| Режиссер: | Дэн Трактенберг |
| В главных ролях: | Элли Фаннинг, Димитриус Шустер-Колоаматанги |
Реклама
| 1 | Нэчжа побеждает Царя драконов | 9.1 |
|---|---|---|
| 2 | Девочка, покорившая время | 8.73 |
| 3 | Ночи Кабирии | 8.42 |
| 4 | Эдем | 8.27 |
| 5 | Порко Россо | 7.83 |
| 1 | Кончится лето | 7.15 |
|---|---|---|
| 2 | Финист. Первый богатырь | 6.71 |
| 3 | Батя 2: Дед | 6.5 |
| 4 | Последний ронин | 6.5 |
| 5 | Красный шелк | 6.44 |
| 1 | Одиссея | 9.53 |
|---|---|---|
| 2 | Биошок | 9.19 |
| 3 | Грань будущего 2 | 9.05 |
| 4 | Дикая банда | 8.89 |
| 5 | Проект "Аве Мария" | 8.75 |
| 1 | Властелин колец 3: Возвращение Короля | 9.5 |
|---|---|---|
| 2 | Побег из Шоушенка | 9.46 |
| 3 | Терминатор 2: Судный день | 9.45 |
| 4 | Властелин колец 2: Две крепости | 9.4 |
| 5 | Форрест Гамп | 9.4 |
| 1 | Побег из Шоушенка | 9.46 |
|---|---|---|
| 2 | Крестный отец | 9.17 |
| 3 | Темный рыцарь | 9.12 |
| 4 | Крестный отец 2 | 8.96 |
| 5 | 12 разгневанных мужчин | 9.15 |
| 1 | Во все тяжкие | 9.46 |
|---|---|---|
| 2 | Место встречи изменить нельзя | 9.38 |
| 3 | Игра престолов | 9.27 |
| 4 | Михайло Ломоносов | 9.25 |
| 5 | Гордость и предубеждение | 9.13 |
Самые обсуждаемые материалы
Студия Marvel предложит зрителям любопытную трактовку суперзлодея
Студия Disney заявила о своих "оскаровских" амбициях для экранизации комиксов
Участница экранизаций комик4сов Marvel станет гостьей фестиваля поп-культуры в России
Наши рекорды







