Помнится, шесть лет тому назад (боже, как бежит время) автор этих строк писал рецензию на фильм "Темный рыцарь". Текст был о Готэме и готэмцах, но самой вкусной его частью был, разумеется, Джокер и, очень конспективно, его психологический профиль. Джокер — дьявол и темная лошадка, трикстер и аватар Локи, воплощение злой иронии судьбы, коварного и гениального озорства, ум без ответственности, играющий по своим правилам, не ради злого умысла, но исключительно ради игры и веселья, с обширным чувством черного юмора (вот оно стэндап-шоу от злобного шута без тормозов) и при этом редким честолюбием. Неотъемлемая черта Джокера - полная анонимность и отсутствие прошлого, и это главная интрига DC, которую убил Филлипс. При этом Джокер харизматичный и стильный джентльмен, по щелчку соблазняющий своего психиатра Харли, что осталось за рамками "Темного рыцаря", но все держат в голове, как и тот факт, что Хит был на тот момент секс символом своего поколения. Джокер Леджера по сути канон - жестокий, хладнокровный, изобретательный, не безумный, но явно иррациональный.
Тодд Филлипс как будто предлагает зрителю предтечу этого Джокера. "Открой тайну, несчастный, открой тайну" - но дверка открылась совершенно другая и два персонажа (Леджера и Феникса) оказались никак не преемственны друг другу, а во многом антиподы.
Канонический Джокер Леджера опасен, персонаж Феникса жалок. Джокер Леджера неустанный манипулятор, который с помощью пары пуль и канистры горючего ставит на уши весь Готэм, сталкивает всех лбами, несложными пасами извлекает на свет демонов Белого рыцаря Готэма, делая его маньяком, и т. д. Джокер Феникса пассивная жертва обстоятельств, дикий зверек, кусающий руку, загнавшую его в угол. Джокер Леджера вполне мачо — Джокер Феникса абсолютно не состоятелен как мужчина, т. е.как добытчик и производитель, возможно, и гомосексуален. Канонический Джокер Леджера мечтает увидеть мир в огне, сугубо ради грандиозности зрелища — Джокер Феникса тихо мечтает лишь о том, чтобы его заметили, заметили само собой доброжелательно. Трансформация одного Джокера в другого невозможна, как не может унылый меланхолик ни при каких обстоятельствах стать креативным уравновешенным сангвиником или не менее креативным неуравновешенным холериком.
Несколько слов об исполнителях этой иконы поп-культуры. Леджер бесстрашно взял на себя стопроцентную ответственность за персонаж, создал его с нуля, а не занимался скучным обживанием готовых апартаментов, приготовленных для него сценаристом и режиссером. Он стал Джокером, а не играл в него. Находиться с ним рядом в образе Джокера на съемочной площадке было весьма некомфортно и жутковато со слов коллег-актеров. Забавно, что это же самое говорили коллеги Билла Скарсгарда на съемках истории еще одного клоуна "Оно". Феникс не брал на себя ответственности хотя бы потому, что Филлипс списал своего Джокера с фрика и аутиста Феникса. Не удивлюсь, если режиссер ходил в процессе подготовки сценария по пятам за своим прототипом как когда-то Кейси Аффлек за Фениксом снимая псевдодокументалку "Я все еще здесь". Леджер вывернул себя наизнанку, перезагрузился полностью и предложил миру то, чего не существовало ранее. Он абсолютно органичен, потому что живет во вновь обретенной собственной ипостаси. Феникс во многом воспроизводит своих прежних персонажей-фриков, начиная с Джимми Эмметта в "Умереть во имя" и вплоть до Фредди в "Мастере", и моментами теряет почву под ногами и связь со своим персонажем, в которого играет, талантливо, нет спору, но с пробуксовками. Иррациональность поступков у Джокера Леджера идет от природного стиля мышления, только ему понятного, иррациональность Джокера Феникса идет от потерянности и утраты нити повествования. Забавно, что Джек Николсон попал на роль Джокера у Бертона, как и Феникс у Филлипса, тоже по прецеденту — пропуском стала его улыбка клинического психопата в "Сиянии". В итоге его Джокер довольно ординарен и никак не воплощенное безумие, скорее нарциссизм и пижонство, и несет на себе печать заслуженного артиста всея Америки Николсона со следами мании величия, который снизошел до участия в комиксах за беспрецедентный гонорар.
Многие критики пишут, что Хоакин Феникс гениально совместил в своем персонаже двух людей — Артура Флека и Джокера. Учитывая всё вышесказанное, "любые совпадения с реальными событиями и реальными персонажами города Готэма следует считать случайными", и из двух остается только Артур Флек, "бедный недоносок", обреченный на хождение по мукам, который всеми фибрами жаждет внимания, сочувствия, жалости, адресованной ему улыбки общества и скромного места под солнцем в этом самом обществе, которое его топчет. Попробовал бы кто-нибудь пожалеть Джокера Леджера!
Флек Феникса пополняет своей ролью галерею "тихих" и ярких психопатов кинематографа, многие их которых стали необратимой жертвой детских психологических травм, и оказывается в совершенно элитной актерской команде (Джилленхолл, МакЭвой, Бейл и т.д.) . Гуинплен в "Человек, который смеется" 1928, обезображенный в детстве, жертва козней злобного королевского шута. Марк из "Подглядывающего" 1960 — забитый молодой человек, жертва психологических экспериментов отца, убивающий женщин и фиксирующий момент убийства на пленку. Патрик Бейтман ("Американский психопат" 2000) — молодой человек с раздвоением личности, безупречный и успешный конформист при свете дня, зверствующий по ночам для разрядки; своеобразная репетиция Кристиана Бейла перед нолановским Бэтманом. Брюс Робертсон ("Грязь" 2013) — полицейский с диагнозом клиническая шизофрения, без тормозов и моральных принципов, страдающий от безумных галлюцинаций. Луи Блум ("Стрингер" 2013) — циник и беспредельщик, легко переступающий границы морали. Серийный убийца Джерри из ленты "Голоса" 2014 - душевно больной молодой человек, который живет в состоянии нескончаемой галлюцинации, обнаруживая в моменты просветления страшную правду о себе. Джек из ленты "Дом, который построил Джек " 2018 — вот кстати своего рода Джокер, имея в виду изобретательность и полную абсурдность убийств. С определенного ракурса в этом списке лишним не окажется и Майкл Трэвис ("О,счастливчик" 1973), жизненный путь которого пролегает от одной передряги к другой, но нужно сохранять хорошую мину при плохом раскладе и улыбку сквозь слезы. Все эти ленты балансируют на грани социального манифеста и индивидуального психоанализа (истории одного безумия), как и Джокер Филлипса. А вот к перезагрузке комикса в ленте Филлипса остаются вопросы и претензии.
Не стоит даже повторять, что лента хороший трибьют авторскому Голливуду, что это театр одного актера, которого моральный долг перед покойным братом заставляет играть вдвое круче и страннее, что операторская работа и саундтрек на высоте…
К сожалению, не успела посмотреть ленту второй раз, но непременно это сделаю. Место Джокера в моей киновселенной уже 10 лет без остатка заполнено Леджером, но кто знает…
P.S. Почему Филлипс во время рекламной компании так часто упоминал "Таксиста" Скорсезе? Артур Флек никого не спасает, только себя любимого, в отличие от Треэвиса Бикла. А вот Феникс спасает, в другой роли, в ленте "Тебя никогда здесь не было". У Филлипса так все перемешалось в голове?
Год выхода: | 2019 |
Жанр: | драма, кинокомикс, криминал, приключения, триллер |
Страна: | США |
Рейтинг: |
Рецензия к фильму "Джокер" от Constance
Некоторые заметки о Джокере
Просмотров: 4704
Оценка читателей: 9,41 из 10 (голосов 17)

Подписывайтесь на нашу группу KinoNews.ru ВКонтакте, чтобы оперативно следить за нашими новостями.
Всего комментариев: 129
Constance (Киноакадемик), постов: 17388
7 октября 2019, 18:00
| |
![]() ![]() 12 ![]() ![]() ![]() |
George писал(а) 7 октября 2019, 12:07 А почему слабака? Когда он это объяснял, он был уже Джокером. Я не понимаю, почему все концентрируются на Артуре ... Потому что и не было никакого превращения. |
Constance (Киноакадемик), постов: 17388
7 октября 2019, 17:58
| |
![]() 12 ![]() ![]() ![]() |
TREADSTONE писал(а) 7 октября 2019, 11:29 Ой, такие проблемы есть у всех стран. Политики редко думают о народе. А обращать внимание на отдельную личночность ... +1)) |
Constance (Киноакадемик), постов: 17388
7 октября 2019, 17:56
| |
![]() 12 ![]() ![]() ![]() |
George писал(а) 7 октября 2019, 11:19 Изначально у него была нестабильная психика, которой нужен толчок, чтобы превратить его в Джокера. Он же сам говорил, ... Жалкого слизняка в Джокера превратить никак нельзя. Об этом весь мой текст. |
Constance (Киноакадемик), постов: 17388
7 октября 2019, 17:53
| |
![]() 12 ![]() ![]() ![]() |
darkwhite писал(а) 7 октября 2019, 10:59 Есть фильмы и получше, которые подали эту идею намного доступнее. "Грязь" с Макэвоем к примеру. Бессмертная ... +1))
Именно поэтому привела короткий список фильмов, где эта тема абсолютно шедеврально раскрыта)) |
George (Киноакадемик), постов: 10596
7 октября 2019, 17:53
| |
![]() 9 ![]() ![]() |
Constance писал(а) 7 октября 2019, 17:50 А почему он должен был родиться именно в этом городе? А не в космическом корабле по пути на Марс? А для чего он прибыл туда, как космический жокей? Просто наказать как самый неблаговоспитанный город? |
George (Киноакадемик), постов: 10596
7 октября 2019, 17:51
| |
![]() 9 ![]() ![]() |
Constance писал(а) 7 октября 2019, 17:48 Ты читать умеешь?
"...по щелчку соблазняющий своего психиатра..." - и где тут о любви? Это часть того же насилия ... Не припомню этого в фильме Нолана. Для чего это предложение тогда нужно было?? |
Constance (Киноакадемик), постов: 17388
7 октября 2019, 17:51
| |
![]() 12 ![]() ![]() ![]() |
TREADSTONE писал(а) 7 октября 2019, 10:57 Артур сам свернул не туда, не на тот путь. Не общество заставило его убивать. У него были другие варианты решения ... +1)) |
Constance (Киноакадемик), постов: 17388
7 октября 2019, 17:50
| |
![]() 12 ![]() ![]() ![]() |
George писал(а) 7 октября 2019, 10:51 Вместо Харли, я бы выделил связь Джокера с Готэмом. У Филиппса сам город породил этого "героя", у Нолана он ... А почему он должен был родиться именно в этом городе? А не в космическом корабле по пути на Марс? |
Constance (Киноакадемик), постов: 17388
7 октября 2019, 17:48
| |
![]() 12 ![]() ![]() ![]() |
George писал(а) 7 октября 2019, 10:13 Стильный джентельмен и мачо, соблазняющий Харли, - это ты точно про Леджера, а не Лето?? Кто эту связь держал в голове ... Ты читать умеешь?
"...по щелчку соблазняющий своего психиатра..." - и где тут о любви? Это часть того же насилия и бардака, которое он творит постоянно! |
Holt (Киноман), постов: 6216
7 октября 2019, 14:07
| |
![]() 6 |
xen04158602 писал(а) 7 октября 2019, 13:55 Всё нормально, ИМХО. ИМ-ХО-ХО-ХО ) |
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.
Главные материалы сайта:
пипец (Зритель), постов: 758
сегодня, 0:52
| |
ага, над "хореографией" тут вообще не работали, смотришь и не веришь)
|
xen04158603 (Киноакадемик), постов: 28167
вчера, 23:52
| |
Там кстати внезапно умер хозяин Аннабель.
|
Kent S (Киноакадемик), постов: 37080
вчера, 23:35
| |
Это точно
|
Kent S (Киноакадемик), постов: 37080
вчера, 23:29
| |
СПОЙЛЕР.
И не понял я правила в итоге. Вы сможете выжить, если пожертвуете одним. Это пожертвовать именно доктору надо? А то ведь ... [читать далее] |
Kent S (Киноакадемик), постов: 37080
вчера, 23:27
| |
Зачем делать каждую ночь разной, ладно окей, пусть разная будет, но у них все ночи это тупо сидеть в доме. Я думал по трейлеру они будут и в лесу бегать, но нет же.
|
Kent S (Киноакадемик), постов: 37080
вчера, 23:20
| |
А я среди кукол в доме ведьмы искал Аннабель, так как они с Ваном часто её показывали во вселенной ДС. Но потом понял, что фильм от Сони и не будет её.
|
Kent S (Киноакадемик), постов: 37080
вчера, 23:17
| |
СПОЙЛЕРЫ
ДА связали с игрой, та же вселенная, тот же доктор, даже фотка Малека есть и в конце на камерах показана заснежанная ... [читать далее] |
xen04158603 (Киноакадемик), постов: 28167
вчера, 23:13
| |
Однозначно хорошо.
|
Kent S (Киноакадемик), постов: 37080
вчера, 23:13
| |
По терйлеру еще норм было, на деле чет скучновато и не верил до конца в персов. Слишком спокойно себя вели уже после 2 смерти.
Самое интересное конечно ... [читать далее] |
xen04158603 (Киноакадемик), постов: 28167
вчера, 23:11
| |
Пророк же на экспорт))
|
Фильм месяца
Дата выхода: | 11 июля 2025 |
Страна: | США |
Жанр: | боевик, кинокомикс, приключения, фантастика, фэнтези |
Режиссер: | Джеймс Ганн |
В главных ролях: | Изабела Мерсед, Натан Филлион |
Реклама
1 | Девочка, покорившая время | 8.52 |
---|---|---|
2 | Порко Россо | 7.83 |
3 | Мелочи жизни | 7.64 |
4 | Анора | 7.5 |
5 | Рейс навылет | 7.33 |
1 | Лунтик. Возвращение домой | 7.8 |
---|---|---|
2 | Батя 2: Дед | 7.2 |
3 | Кончится лето | 7.08 |
4 | Огниво | 7.05 |
5 | Красный шелк | 6.86 |
1 | Одиссея | 9.53 |
---|---|---|
2 | Биошок | 9.19 |
3 | Грань Будущего 2 | 9.05 |
4 | Дикая банда | 8.89 |
5 | Проект "Аве Мария" | 8.75 |
1 | Властелин колец 3: Возвращение Короля | 9.48 |
---|---|---|
2 | Терминатор 2: Судный день | 9.43 |
3 | Побег из Шоушенка | 9.42 |
4 | Властелин колец 2: Две крепости | 9.39 |
5 | Форрест Гамп | 9.39 |
1 | Побег из Шоушенка | 9.42 |
---|---|---|
2 | Крестный отец | 9.15 |
3 | Темный рыцарь | 9.12 |
4 | Крестный отец 2 | 8.88 |
5 | 12 разгневанных мужчин | 9.15 |
1 | Во все тяжкие | 9.43 |
---|---|---|
2 | Место встречи изменить нельзя | 9.30 |
3 | Игра престолов | 9.24 |
4 | Гордость и предубеждение | 9.13 |
5 | В поисках капитана Гранта | 9.09 |
Самые обсуждаемые материалы
Новая экранизация комиксов DC успешно стартовала в домашнем прокате
Руководитель WBD в восторге от результата работы Джеймса Ганна
Новый руководитель студии DC успешно перезапустил популярную франшизу
Награждения
Наши рекорды