Экранизация литературного произведения – дело рискованное и ответственное, а экранизация бестселлера – это все то же самое, но при этом степень риска и ответственности неимоверно возрастает. При постановке картины «Мастер и Маргарита» режиссер Владимир Бортко выбрал для себя тактику точного следования первоисточнику, оставляя за собой право внесения небольших корректив. С одной стороны, читатель должен быть доволен подобным подходом и бережным отношением к роману, ставшему культовым, с другой, такая дословная экранизация может вызвать разочарование механическим пересказом, в котором теряется красота великого произведения.
Первое, с чем спорит читательское восприятие – это несоответствие ролей и актеров, и прежде всего это касается исполнителя роли Воланда, Олега Басилашвили. Но эта обманчивая видимость пропадает сразу же, как только начинается диалог Князя Тьмы с литераторами. И вот уже возмущенный было таким явным промахом читатель, сменяет гнев на милость, и видит перед собой настоящего мессира, сошедшего со страниц книги. Образ получился монументальным, глубоким, наполненным мудростью, величественным и таинственным. Несмотря на то, что внешне он никак не походит на того Воланда, чей портрет подробно описан М.Булгаковым, у него есть одно ценное преимущество, это его голос. Низкий, тяжелый, словно исходящий из глубины, уставший, он прекрасно дополняет сложившийся образ, сводя на нет претензии к выбору актера на эту роль.
Если экранный Воланд сразу же завоевывает зрительское расположение, то этого никак нельзя сказать о Сергее Безрукове и его Иешуа, поскольку в его случае признание происходит постепенно. Можно сколько угодно сотрясать воздух и ломать копья, доказывая, что этот актер не подходит на роль странствующего философа просто потому, что фигурой не вышел, и слишком упитан для бродяги, и вообще, он Саша Белый (это на тот случай, если нет других аргументов). Но нельзя отрицать очевидного, Сергей Безруков, находясь практически все экранное время в статичном состоянии, используя интонации голоса и выразительную игру глаз, смог как нельзя лучше передать своего персонажа. Понтий Пилат в исполнении Кирилла Лаврова, хоть и не является зеркальным отражением книжного прокуратора, однако по эмоциональности он ни на йоту не уступает оригиналу, сцена допроса Га-Ноцри и разговор с Каифой тому подтверждение. Распределение ролей здесь можно воспринимать двояко, с одной стороны, оно вызывает недоверие, а с другой – позволяет заново открыть для себя знакомых героев и проникнуться симпатией к тем из них, кто раньше вызывал раздражение. Для меня таким открытием явился образ Коровьева – Фагота, насколько он был неприятен и назойлив в книге, настолько же стал обаятельным, близким и понятным после того, как его роль исполнил Александр Абдулов. Приятно удивил Семен Стругачев (Левий Матвей), его образ – один из лучших в фильме, сцена, где он проклинает Бога, буквально наэлектризована болью, отчаянием и вызывающей смелостью, что позволяет судить о высоком уровне актерского мастерства.
Что касается исполнителей главных ролей, то здесь уместно будет выразить восхищение сходством Александра Галибина с мастером, в котором угадываются черты самого М.Булгакова, а также внешним сходством Анны Ковальчук с Маргаритой, выбранный типаж как нельзя лучше подходит книжному образу. Но восторги по поводу стопроцентного попадания в роль заканчиваются сразу же, как только мы видим первую встречу мастера и Маргариты. Глядя на этих людей, никогда в жизни не подумаешь, что «любовь выскочила перед ними, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила сразу обоих. Так поражает молния! Так поражает финский нож!» К сожалению, ни молния, ни нож в этой встрече участия не принимали, «отвратительные, тревожные желтые цветы» печально летели на мостовую, отброшенные деревянным жестом, а в глазах Маргариты не читалось одиночества, так поразившего мастера. Собственно, в ее глазах можно увидеть всего два состояния, одно – где она убита горем, и другое, когда она, превратившись в ведьму, широко распахнув глаза, скалится и истерически хохочет. Таким образом, один из сильнейших эмоциональных моментов остался за кадром. Единственное, что хоть как-то спасает сцену от полного провала – это режиссерское видение. Их встреча происходит на пустынной улице, где нет никого, кто мог бы помешать им увидеть друг друга.
Если в этой сцене режиссерское прочтение оправдывает себя, то попытка вмешательства в роман, влекущая за собой появление фигуры Человека во френче (Валентин Гафт) выглядит, по меньшей мере, нелепо. Грузинский акцент позволяет с большой долей вероятности определить, что за этой фигурой скрывается не кто иной, как Лаврентий Берия. По сути, этот совершенно посторонний персонаж не несет в себе никакой смысловой нагрузки, и даже параллели, проводимые с Каифой, не убеждают в обратном. К слову о параллелях, они четко определены гением М.Булгакова, и любой, кто читал роман, знает о них, но создателям фильма этого показалось недостаточно, и они обозначили их еще четче, одолжив голос для мастера у Сергея Безрукова (Иешуа), породив тем самым смутные сомнения в необходимости подобной меры.
Несомненно, одним из достоинств ленты является ее цветовое решение. Московские сцены выполнены в стиле документального жанра, и гамма цветов для них подобрана соответствующая, черно-белая, которая позволяет делать переходы, пусть не слишком плавные и потому заметные для глаза, от кадров кинохроники к фильму. Ершалаим представлен преимущественно в желто-фиолетовых и красно - белых тонах, таким образом, подчеркивается его прямое отношение к Риму и крови, а магия Воланда, врываясь в монохромный мир московских обывателей, играя на контрастах, подогревает разыгравшееся воображение, которое очень скоро оказывается жестоко обманутым.
Обман происходит на балу у Сатаны. Бал, как ни странно, отличается скудностью обстановки и мрачностью интерьеров, преобладание стального цвета производит впечатление замкнутого пространства, словно местом для проведения бала выбрали чей-то фамильный склеп. Феерия и роскошь пожелали остаться в стороне, предоставив гостям довольствоваться скромностью и бесцветностью празднества. То, что должно потрясать блеском и великолепием, сражает наповал своим аскетизмом и невзрачностью, вместо королевского шика, изящества и пышности убранства нам предлагают лицезреть обилие шикарно-черных и роскошно-белых перьев на дамочках и любоваться балетом в стиле Аллы Духовой. Королева бала, скованная тяжелыми веригами, истекающая кровью, больше походит на преступницу, великомученицу, или на женскую ипостась Иешуа, с которым ее роднит терновый венец. Складывается ощущение, что Воланда обманули, так как организация и проведение бала Ста Королей оставляет желать лучшего, поскольку очевидная экономия средств бюджета не к лицу мессиру, и слова «Я в восхищении», окрашенные в цвета притворства, звучат не к месту, в отличие от музыкального сопровождения.
Первое, что слышат уши – это раскаты грома и музыкальное вступление в титрах, предваряющее просмотр каждой серии. Музыка словно совмещает в себе два противоположных начала, демоническое и божественное, она тревожит, создавая ощущение от прикосновения к каким-то неизведанным истокам, заставляя сердце трепетать от восторга. Музыкальное оформление очень точно передает настроение и создает соответствующую атмосферу, делая перепады от буйного вальса на балу у Воланда до изысканной, трогательной и нежной темы любви. Композитор Игорь Корнелюк блестяще справился с возложенной на него задачей.
В результате к ленте может возникнуть довольно неоднозначное отношение. Она являет собой не что иное, как экранную иллюстрацию знаменитого произведения, она так же мертва, безжизненна и бездушна, как страницы с графическими изображениями. В то же время, картина привлекает внимание к бессмертному роману, что в полной мере оправдывает ее существование.
Рецензия к сериалу "Мастер и Маргарита" от ЛеМур
Вторая свежесть
Просмотров: 10042
Оценка читателей: 9,75 из 10 (голосов 12)

Подписывайтесь на нашу группу KinoNews.ru ВКонтакте, чтобы оперативно следить за нашими новостями.
Всего комментариев: 16
- 2
- 1
PROFE7OR (Критик), постов: 6546
19 апреля 2013, 2:24
| |
![]() ![]() 14 ![]() ![]() |
И статья, и размышление, и сравнение, всё в одном "флаконе". Для кого-то, может быть и перегружено, как для рецензии. Но, я люблю такое. Крепкая, сильная работа - БРАВО! |
Hasanov (Критик), постов: 13885
1 февраля 2013, 19:55
| |
![]() 13 ![]() ![]() |
ЛеМур писал(а) 1 февраля 2013, 19:51 Скажем так, планирует начаться :)) Жду с нетерпением) |
ЛеМур (Критик), постов: 2155
1 февраля 2013, 19:51
| |
![]() 15 ![]() ![]() |
Hasanov писал(а) 1 февраля 2013, 19:48 Идет процесс над след. рецензией? Скажем так, планирует начаться :)) |
Hasanov (Критик), постов: 13885
1 февраля 2013, 19:48
| |
![]() 13 ![]() ![]() |
ЛеМур писал(а) 1 февраля 2013, 19:47 Жаль, было бы интересно почитать вашу рецензию на этот сериал.
Всем спасибо за внимание :) Идет процесс над след. рецензией? |
ЛеМур (Критик), постов: 2155
1 февраля 2013, 19:47
| |
![]() 15 ![]() ![]() |
Балиан писал(а) 30 января 2013, 19:38 Прочувствовано написано, хотя я и не согласен с выводом отчасти. Сам бы на него писать не осмелился, как многие ... Жаль, было бы интересно почитать вашу рецензию на этот сериал.
Всем спасибо за внимание :) |
ЛеМур (Критик), постов: 2155
1 февраля 2013, 19:45
| |
![]() 15 ![]() ![]() |
Hasanov писал(а) 28 января 2013, 17:40 Рад твоей новой рецензии, надеюсь и дальше продолжишь радовать) хочу прочитать твою рецензию на какой-нибудь ужастик))) Спасибо :) у меня в ближайших планах совершенно другой фильм :) |
Балиан (Почетный Киноакадемик), постов: 2621
30 января 2013, 19:38
| |
![]() 15 ![]() |
Прочувствовано написано, хотя я и не согласен с выводом отчасти. Сам бы на него писать не осмелился, как многие не осмеивались снимать после критики первых экранизаций. |
Hasanov (Критик), постов: 13885
28 января 2013, 17:40
| |
![]() 13 ![]() ![]() |
Рад твоей новой рецензии, надеюсь и дальше продолжишь радовать) хочу прочитать твою рецензию на какой-нибудь ужастик))) |
ЛеМур (Критик), постов: 2155
26 января 2013, 19:28
| |
![]() 15 ![]() ![]() |
Кассия писал(а) 26 января 2013, 19:27 в самом деле монументально, к тому же монумент плотно покрыт искусной резьбой;
я не смотрела сериал, жаль, что ... Видимо, все средства ушли на перья :) |
Кассия (Зритель), постов: 1201
26 января 2013, 19:27
| |
![]() 15 ![]() |
в самом деле монументально, к тому же монумент плотно покрыт искусной резьбой;
я не смотрела сериал, жаль, что не нашлось средств на приличный бал |
- 2
- 1
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.
Главные материалы сайта:
SF Freddy (Киноакадемик), постов: 32041
сегодня, 18:15
| |
да и с девочкой бредятина вышла
|
SF Freddy (Киноакадемик), постов: 32041
сегодня, 18:14
| |
заигрались они с созданием всяких искусственных тварей
|
SF Freddy (Киноакадемик), постов: 32041
сегодня, 18:13
| |
уже не 500 лет)
|
SF Freddy (Киноакадемик), постов: 32041
сегодня, 18:09
| |
Разве что подаяние на паперти получать сможет))
|
BADENBADEN (Критик), постов: 7296
сегодня, 17:30
| |
Таких дебилов бить нужно.
|
Евгений S.h. (Киноакадемик), постов: 12517
сегодня, 17:20
| |
Особенно Голливуд..
|
Skaner353 (Критик), постов: 13513
сегодня, 17:08
| |
Там из фильма уже вырезали вроде 20-30 минут, поэтому и хронометраж без титров 2 часа. Все, трындец походу.
|
DarkKnight77 (Критик), постов: 11473
сегодня, 17:06
| |
Ну про оба фильма мы в итоге узнаем в следующем году. Как это было с Дюной-2
|
Skaner353 (Критик), постов: 13513
сегодня, 17:05
| |
Как бы это странно не звучало, но земное оружие против Супса это - живые люди. Вот это его слабость, Зод и его сломанная шея это доказали в ЧиС:)
|
DarkKnight77 (Критик), постов: 11473
сегодня, 17:04
| |
Поэтому Ганн и дал другого
|
Фильм месяца
Дата выхода: | 20 июня 2025 |
Страна: | Великобритания, США |
Жанр: | боевик, драма, триллер, ужасы |
Режиссер: | Дэнни Бойл |
В главных ролях: | Аарон Тейлор-Джонсон, Джоди Комер |
Реклама
1 | Порко Россо | 7.83 |
---|---|---|
2 | Мелочи жизни | 7.64 |
3 | Анора | 7.5 |
4 | Кончится лето | 7.5 |
5 | Рейс навылет | 7.29 |
1 | Лунтик. Возвращение домой | 7.8 |
---|---|---|
2 | Красный шелк | 7.5 |
3 | Кончится лето | 7.5 |
4 | Батя 2: Дед | 7.2 |
5 | Огниво | 7.05 |
1 | Одиссея | 9.69 |
---|---|---|
2 | Биошок | 9.19 |
3 | Грань Будущего 2 | 9.09 |
4 | Формула 1 | 9.08 |
5 | Дикая банда | 8.89 |
1 | Властелин колец 3: Возвращение Короля | 9.48 |
---|---|---|
2 | Побег из Шоушенка | 9.44 |
3 | Терминатор 2: Судный день | 9.43 |
4 | Форрест Гамп | 9.4 |
5 | Властелин колец 2: Две крепости | 9.39 |
1 | Побег из Шоушенка | 9.44 |
---|---|---|
2 | Крестный отец | 9.11 |
3 | Темный рыцарь | 9.12 |
4 | Крестный отец 2 | 8.88 |
5 | 12 разгневанных мужчин | 9.15 |
1 | Во все тяжкие | 9.40 |
---|---|---|
2 | Игра престолов | 9.21 |
3 | Если наступит завтра | 9.07 |
4 | Место встречи изменить нельзя | 9.00 |
5 | Семнадцать мгновений весны | 8.96 |
Самые обсуждаемые материалы
Премьера финального трейлера фильма "Супермен" Джеймса Ганна
Новый мультфильм из серии "Хищник" связал все части франшизы
Режиссера забавляет, что лазерные лучи из глаз смущают зрителей меньше, чем красные трусы
Награждения
Наши рекорды