Рецензия к фильму "Необратимость" от Constance

Психоделическое путешествие

Экстремист, бунтарь, гомофоб, провокатор, мизантроп, маргинал, разгневанный радикал, очередной enfant terrible, терроризирующий истеблишмент — такова реакция общественности на творчество Гаспара Ноэ. Все это в какой-то мере можно отнести к его фильмам, но это слишком поверхностная оценка, не исчерпывающая и 5% творческих устремлений Ноэ.

Если бы Ноэ ограничился в «Необратимости» только описанием изнанки глянца — парижские трущобы, наркоманы и сутенеры, геи и лесбиянки, трансвеститы и добропорядочные буржуа без привычных «дневных» масок, агрессия и насилие — его можно было бы упрекнуть в излишнем экстремизме и человеконенавистничестве. Однако он делает не ознакомительную докуметалку о социальном дне, от ужасов которого в любой момент можно дистанцироваться, находясь на другом конце социальной лестницы. Он делает психоделическое путешествие в наше подсознание, в псевдореальный и галлюциногенный мир, от которого дистанцироваться невозможно, это наши страхи и наши сны. Словами профессора Преображенского: разруха не в клозетах, а в головах (М.А.Булгаков, «Собачье сердце»). И именно невозможность отвернуться от этих страхов так шокирует публику.

Ноэ великолепен и абсолютно виртуозен. Фильм начинается с кровавой, агрессивной, «варварской», красно-черной и абсолютно мужской галлюцинации (сна), в которой зритель присутствует в качестве духа, вместе с камерой паря в пространстве. Здесь клоака города с самыми грязными секретами и ад подсознания с самыми страшными инстинктами, с бьющим по нервам желтым и красным неоном и дребезжащим звуком. «Не город, а царство педиков», как комментирует кто-то из персонажей. В этой псевдореальности кто-то постоянно напоминает, что настоящий мужчина обязан найти насильника и отомстить. В этой части собран весь тестостерон фильма, насилие над главной героиней и ответная месть в форме брутальных разборок. Кстати, в сцене насилия в тоннеле камера, напротив, мертво фиксирована и неподвижна, и мы на время цепенеем вместе с ней.

Очень постепенно, откручивая события назад, где-то ко второй половине фильма Ноэ выводит нас на более-менее твердую почву реальности. В равновесный в координатах инь-ян мир. Александра (Моника Белуччи) со своим бывшим бойфрендом Пьером (Альбер Дюпонтель) и нынешним Маркусом (Венсан Кассель) едут на вечеринку. Здесь камера не кружится в пространстве, картинка «устойчивая», цвет и свет не раздражают, обстановка вполне нейтральная и комфортная, вокруг пассажиры подземки. Пикантна, но впрочем, вполне буржуазно-благопристойна, только беседа — краткий путеводитель по интимной жизни. Вопреки своей краткости она в некотором роде стоит многостраничной библии секса, поскольку содержит две-три основополагающие здравые заповеди. Сценарные диалоги, как следует из интервью, были весьма лаконичны и актеры в кадре импровизировали «на тему».

Еще немного назад — и мы оказываемся в начале истории и в начале рокового вечера. Мирная, благополучная, любящая красивая пара в уютном и дорогом доме, выдержанном в пастельных тонах, с обилием светильников с мягким светом, зеленью за окном. Все дышит расслабленной чувственностью. Но это обманчивое спокойствие уже содержит в себе будущий кошмар — Алекс рассказывает, что видела неприятный сон про красный тоннель, который ломается пополам, а Маркус мимоходом упоминает, что не прочь заняться с ней анальным сексом. Несколько раньше Алекс рассказывает мужчинам, что читает книгу, в которой постулируется, что будущее предначертано и содержится в настоящем. Собственно этот красный тоннель и эти сексуальные фантазии Ноэ и обыгрывает, перефразируя, в первой части фильма. Вообще тему снов и подсознания/сознания Ноэ педалирует постоянно по ходу фильма, и не только визуально. Алекс рассказывает свой сон, Пьер делится, что ему снится, что он спит. Маркусу в первой красно-черной «серии» говорят, что он слишком вялый и должен проснуться. Сам Маркус бросает реплику — мое сознание как чистая горная река.

В самом конце Ноэ опять погружает нас в сон (видение), но теперь уже женский и самодостаточный, сон Алекс, альтернативный первому «урбанистическому», с зелеными лужайками, голубым небом в нежных облаках, играющими детьми, ее собственной беременностью и постером «2001: Космической одиссея» Кубрика (истории о том, кто мы и зачем мы). И опять мы кружимся вместе с камерой как бесплотный дух, а Ноэ позволяет нам несколько расслабиться. Этот финал определенно контрастирует с представлением о режиссере как экстремисте и террористе. Такую концовку мог сделать скорее мессия, вложив в нее несложный и гуманный посыл — жизнь хрупка, безоблачное счастье лишь миг, а время разрушает все. Небрежно оброненное слово, импульсивное действие, глупая мелочь и нелепая фантазия могут необратимо нарушить это хрупкое равновесие. В мгновение человек может потерять все, что имеет. «Мгновенье, прекрасно ты, продлись, постой!» (И.В.Гете, «Фауст»). В самом начале фильма произносится фраза «нужно помнить о радости», и к этому же настрою мы возвращаемся, сделав круг.

Выбор Моники Белуччи и Венсана Касселя на роли главных героев почти безальтернативен. Моника по архетипу — Мадонна. Как Мадонны Рафаэля. Сложно представить, что к ней может прилипнуть мирская грязь, в какую бы среду она не попала, чем бы не занималась, и какой бы «буржуазной сукой» ее не называли в фильме. В Венсане заключена слегка дьявольская харизма. Их союз как брак монахини с сатаной, невинности и искушенного насилия и порока. Здесь все это как нельзя более кстати. Алекс по сюжету несколько слишком идеальна для своего партнера Маркуса, который может быть внимателен и заботлив, но чаще предпочитает быть «клоуном», «обезьяной», «придурком», озабоченным подростком и крайним эгоистом. И Алекс для него иногда не более чем «прекрасная вещь». Собственно ее раздражение его шутовством и заставило ее выйти одной на злые улицы, что стало отправной точкой катастрофы. В какой-то степени Пьер — зеркальное отражение Маркуса и лучшее, что есть в нем, ангельская и альтруистическая часть его подсознания. Но это деление на абсолютно, и когда Маркус в первой адреналиновой галлюцинации в какой-то момент сам становится беспомощной жертвой, он делегирует свои полномочия мстителя Пьеру, и тот оказывается едва ли не главным бепредельщиком во всей истории.

Известная радикальность фильма и его отчасти сюрреалистическая и отчасти постмодернистская форма делают его очень современным произведением. Но так ли далеко Ноэ ушел от старой доброй классики? Напомню, сколько жестокости и агрессии хотя бы у графа Толстого в «дамском» романе «Анна Каренина». Появление Анны на страницах романа совпадает с дурным предзнаменование — путевого обходчика на вокзале пополам переезжает паровозом, и почти буквально та же участь уготована самой Анне. Анне тоже снятся кошмары, есть и «красный» кошмар, в котором лохматый карлик что-то колдует в темном углу и бормочет по-французски «родами, родами умрете матушка». И она едва не умирает, несколько дней остается в горячечном галюциногенном бреду, в котором пытается примирить и свести воедино своих мужчин, мужа и любовника. Позже окончательно подсаживается на морфий, а Толстой не раз упоминает о ее «демонах» и разорванности сознания. Граф Вронский успевает в неудачном падении на скачках сломать шею любимой лошади Фру-Фру и это метафора его отношений с Анной; позже неудачно стреляется. Анна ломает жизнь и карьеру двум светским баловням, блестящему офицеру Алексею Вронскому и не менее блестящему государственному чиновнику Алексею Каренину. Представляю, какую психоделию мог бы сделать из Толстого Гаспар Ноэ!

В целом фильм визуально безупречный, очень изобретательный, чувственный, с живым современным саундтреком и классикой Бетховена. Сюжет столько же простой, сколько и невероятный. В целом это кропотливая, изящная, эстетская и глубокая работа, сделанная мастером, который сам писал сценарий, снимал и монтировал картину. Смотреть непременно!!
Автор: Constance   (всего рецензий: 72, средняя оценка: 9.18)
01.09.2013
Просмотров: 18816
Оценка читателей: 9,5 из 10 (голосов 16)
Катинка для ВК
Подписывайтесь на нашу группу KinoNews.ru ВКонтакте, чтобы оперативно следить за нашими новостями.



Всего комментариев: 200
TREADSTONE (Критик), постов: 24450
10 августа 2014, 9:19
Аватарка пользователя TREADSTONE
Больше 12 лет на сайте
12
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Не, такие фильмы точно не для меня. Абзац про Каренину великоват.

Kinohero (Киноман), постов: 5403
3 сентября 2013, 9:51
Аватарка пользователя Kinohero
Больше 13 лет на сайте
13
brune писал(а) 3 сентября 2013, 9:43
Ну вы, господа хорошие, размялись, любо-дорого посмотреть))
Подруге своей скажи (Ее звать Констанция) Такую чушь начала нести про аватарки пользователей и т.п.
Я ведь забыл - она же будущая победительница конкурса :)))))))))

brune (Глава Киноакадемии), постов: 26723
3 сентября 2013, 9:43
Аватарка пользователя brune
Больше 16 лет на сайте
16
Звезда сайта 2019 года
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Ну вы, господа хорошие, размялись, любо-дорого посмотреть))

Зэпп (Критик), постов: 38896
2 сентября 2013, 23:27
Аватарка пользователя Зэпп
Больше 14 лет на сайте
14
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Jay писал(а) 2 сентября 2013, 23:26
хорошо что не на синих с Аватара)
да! а ведь мог.

Jay (Киноман), постов: 7609
2 сентября 2013, 23:26
Аватарка пользователя Jay
Больше 14 лет на сайте
14
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Зэпп писал(а) 2 сентября 2013, 23:24
ну да. джей на миньона из гадкого я похож.)
хорошо что не на синих с Аватара)


Зэпп (Критик), постов: 38896
2 сентября 2013, 23:24
Аватарка пользователя Зэпп
Больше 14 лет на сайте
14
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Jay писал(а) 2 сентября 2013, 23:09
ага, крутая? ))))
ну да. джей на миньона из гадкого я похож.)

Jay (Киноман), постов: 7609
2 сентября 2013, 23:09
Аватарка пользователя Jay
Больше 14 лет на сайте
14
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Зэпп писал(а) 2 сентября 2013, 20:24
о, аватарка от сенси?
ага, крутая? ))))

Зэпп (Критик), постов: 38896
2 сентября 2013, 20:24
Аватарка пользователя Зэпп
Больше 14 лет на сайте
14
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Jay писал(а) 2 сентября 2013, 18:36
ииииииииии понеслась!)))))
о, аватарка от сенси?

sunnygold (Критик), постов: 1967
2 сентября 2013, 20:02
Аватарка пользователя sunnygold
Больше 12 лет на сайте
12
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Constance писал(а) 2 сентября 2013, 18:32
Обсуждение рецензии тоже было психоделическим путешествием, не меньше
+

Летописец (Критик), постов: 64427
2 сентября 2013, 18:38
Аватарка пользователя Летописец
Больше 15 лет на сайте
15
Серебряный рецензент (средний балл рецензий между 8 и 8,99)
Kinohero писал(а) 2 сентября 2013, 18:36
Одна неадекватнее другой (Я про посты)
ты так стал часто употреблять слова адекват и неадекват)
Что как то неадекватно получается;-)

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.



ironsmart (Новичок), постов: 10
сегодня, 8:07
ironsmart
А я возьми да и прочитай книгу... После неё вызывает недоумение рожа Розамунды. Не смог себя заставить.

ironsmart (Новичок), постов: 10
сегодня, 8:03
ironsmart
Этот фильм всё-таки по книжке или нет?

ironsmart (Новичок), постов: 10
сегодня, 7:54
ironsmart
в оригинале читала?)

ironsmart (Новичок), постов: 10
сегодня, 7:52
ironsmart
Вот разблочат мне оценки - и я добавлю.

ironsmart (Новичок), постов: 10
сегодня, 7:52
ironsmart
А книга лучше! После неё смотреть эту тягомотину - да ещё и в трёх частях! - вообще невозможно.

ironsmart (Новичок), постов: 10
сегодня, 7:44
ironsmart
Мало кто знает об этом фильме в российской глубинке! А зря... Весьма рекомендуется к просмотру.

ironsmart (Новичок), постов: 10
сегодня, 7:35
ironsmart
Фильмец зачётный. При просмотре не понимаешь вообще ничего, но оторваться сложно. Потом уже появляется стойкое послевкусие. Фильм-нерв. Мозги закручивает ... [читать далее]

ironsmart (Новичок), постов: 10
сегодня, 7:33
ironsmart
Вапще не зашло. Слишком кринжово. Возможно, в задумке главная героиня проходит какой-то путь то ли взросления, то ли очеловечивания, но досмотреть до ... [читать далее]

JENIK (Критик), постов: 7232
сегодня, 7:33
JENIK
Скарла, Хью и Бэйл хороший тандем, но фильм скукота. Фокусы-покусы в Иллюзии Обмана намного круче. Хотя, не удивительно, это же снял Ноль, а у него единственный ... [читать далее]

John23 (Критик), постов: 28385
сегодня, 7:31
John23
Только интересно перед кем он извиняется, разве были обиженные?



Фильм месяца
Постер к фильму Как приручить дракона
Дата выхода: 13 июня 2025
Страна: США, Великобритания
Жанр:боевик, приключения, семейный, фэнтези
Режиссер:Дин ДеБлуа
В главных ролях:Мэйсон Темз, Нико Паркер
Реклама
Самые обсуждаемые материалы
Спортивная драма получила высокие оценки западных кинокритиков
Спустя полвека после выхода фильма "Чклюсти" пора болеть за правильного персонажа
Новый постер намекает на трагическую судьбу персонажа Элли Фаннинг
Награждения
Наши рекорды