px

Рецензия к фильму "Необратимость" от Constance

Психоделическое путешествие

Экстремист, бунтарь, гомофоб, провокатор, мизантроп, маргинал, разгневанный радикал, очередной enfant terrible, терроризирующий истеблишмент — такова реакция общественности на творчество Гаспара Ноэ. Все это в какой-то мере можно отнести к его фильмам, но это слишком поверхностная оценка, не исчерпывающая и 5% творческих устремлений Ноэ.

Если бы Ноэ ограничился в «Необратимости» только описанием изнанки глянца — парижские трущобы, наркоманы и сутенеры, геи и лесбиянки, трансвеститы и добропорядочные буржуа без привычных «дневных» масок, агрессия и насилие — его можно было бы упрекнуть в излишнем экстремизме и человеконенавистничестве. Однако он делает не ознакомительную докуметалку о социальном дне, от ужасов которого в любой момент можно дистанцироваться, находясь на другом конце социальной лестницы. Он делает психоделическое путешествие в наше подсознание, в псевдореальный и галлюциногенный мир, от которого дистанцироваться невозможно, это наши страхи и наши сны. Словами профессора Преображенского: разруха не в клозетах, а в головах (М.А.Булгаков, «Собачье сердце»). И именно невозможность отвернуться от этих страхов так шокирует публику.

Ноэ великолепен и абсолютно виртуозен. Фильм начинается с кровавой, агрессивной, «варварской», красно-черной и абсолютно мужской галлюцинации (сна), в которой зритель присутствует в качестве духа, вместе с камерой паря в пространстве. Здесь клоака города с самыми грязными секретами и ад подсознания с самыми страшными инстинктами, с бьющим по нервам желтым и красным неоном и дребезжащим звуком. «Не город, а царство педиков», как комментирует кто-то из персонажей. В этой псевдореальности кто-то постоянно напоминает, что настоящий мужчина обязан найти насильника и отомстить. В этой части собран весь тестостерон фильма, насилие над главной героиней и ответная месть в форме брутальных разборок. Кстати, в сцене насилия в тоннеле камера, напротив, мертво фиксирована и неподвижна, и мы на время цепенеем вместе с ней.

Очень постепенно, откручивая события назад, где-то ко второй половине фильма Ноэ выводит нас на более-менее твердую почву реальности. В равновесный в координатах инь-ян мир. Александра (Моника Белуччи) со своим бывшим бойфрендом Пьером (Альбер Дюпонтель) и нынешним Маркусом (Венсан Кассель) едут на вечеринку. Здесь камера не кружится в пространстве, картинка «устойчивая», цвет и свет не раздражают, обстановка вполне нейтральная и комфортная, вокруг пассажиры подземки. Пикантна, но впрочем, вполне буржуазно-благопристойна, только беседа — краткий путеводитель по интимной жизни. Вопреки своей краткости она в некотором роде стоит многостраничной библии секса, поскольку содержит две-три основополагающие здравые заповеди. Сценарные диалоги, как следует из интервью, были весьма лаконичны и актеры в кадре импровизировали «на тему».

Еще немного назад — и мы оказываемся в начале истории и в начале рокового вечера. Мирная, благополучная, любящая красивая пара в уютном и дорогом доме, выдержанном в пастельных тонах, с обилием светильников с мягким светом, зеленью за окном. Все дышит расслабленной чувственностью. Но это обманчивое спокойствие уже содержит в себе будущий кошмар — Алекс рассказывает, что видела неприятный сон про красный тоннель, который ломается пополам, а Маркус мимоходом упоминает, что не прочь заняться с ней анальным сексом. Несколько раньше Алекс рассказывает мужчинам, что читает книгу, в которой постулируется, что будущее предначертано и содержится в настоящем. Собственно этот красный тоннель и эти сексуальные фантазии Ноэ и обыгрывает, перефразируя, в первой части фильма. Вообще тему снов и подсознания/сознания Ноэ педалирует постоянно по ходу фильма, и не только визуально. Алекс рассказывает свой сон, Пьер делится, что ему снится, что он спит. Маркусу в первой красно-черной «серии» говорят, что он слишком вялый и должен проснуться. Сам Маркус бросает реплику — мое сознание как чистая горная река.

В самом конце Ноэ опять погружает нас в сон (видение), но теперь уже женский и самодостаточный, сон Алекс, альтернативный первому «урбанистическому», с зелеными лужайками, голубым небом в нежных облаках, играющими детьми, ее собственной беременностью и постером «2001: Космической одиссея» Кубрика (истории о том, кто мы и зачем мы). И опять мы кружимся вместе с камерой как бесплотный дух, а Ноэ позволяет нам несколько расслабиться. Этот финал определенно контрастирует с представлением о режиссере как экстремисте и террористе. Такую концовку мог сделать скорее мессия, вложив в нее несложный и гуманный посыл — жизнь хрупка, безоблачное счастье лишь миг, а время разрушает все. Небрежно оброненное слово, импульсивное действие, глупая мелочь и нелепая фантазия могут необратимо нарушить это хрупкое равновесие. В мгновение человек может потерять все, что имеет. «Мгновенье, прекрасно ты, продлись, постой!» (И.В.Гете, «Фауст»). В самом начале фильма произносится фраза «нужно помнить о радости», и к этому же настрою мы возвращаемся, сделав круг.

Выбор Моники Белуччи и Венсана Касселя на роли главных героев почти безальтернативен. Моника по архетипу — Мадонна. Как Мадонны Рафаэля. Сложно представить, что к ней может прилипнуть мирская грязь, в какую бы среду она не попала, чем бы не занималась, и какой бы «буржуазной сукой» ее не называли в фильме. В Венсане заключена слегка дьявольская харизма. Их союз как брак монахини с сатаной, невинности и искушенного насилия и порока. Здесь все это как нельзя более кстати. Алекс по сюжету несколько слишком идеальна для своего партнера Маркуса, который может быть внимателен и заботлив, но чаще предпочитает быть «клоуном», «обезьяной», «придурком», озабоченным подростком и крайним эгоистом. И Алекс для него иногда не более чем «прекрасная вещь». Собственно ее раздражение его шутовством и заставило ее выйти одной на злые улицы, что стало отправной точкой катастрофы. В какой-то степени Пьер — зеркальное отражение Маркуса и лучшее, что есть в нем, ангельская и альтруистическая часть его подсознания. Но это деление на абсолютно, и когда Маркус в первой адреналиновой галлюцинации в какой-то момент сам становится беспомощной жертвой, он делегирует свои полномочия мстителя Пьеру, и тот оказывается едва ли не главным бепредельщиком во всей истории.

Известная радикальность фильма и его отчасти сюрреалистическая и отчасти постмодернистская форма делают его очень современным произведением. Но так ли далеко Ноэ ушел от старой доброй классики? Напомню, сколько жестокости и агрессии хотя бы у графа Толстого в «дамском» романе «Анна Каренина». Появление Анны на страницах романа совпадает с дурным предзнаменование — путевого обходчика на вокзале пополам переезжает паровозом, и почти буквально та же участь уготована самой Анне. Анне тоже снятся кошмары, есть и «красный» кошмар, в котором лохматый карлик что-то колдует в темном углу и бормочет по-французски «родами, родами умрете матушка». И она едва не умирает, несколько дней остается в горячечном галюциногенном бреду, в котором пытается примирить и свести воедино своих мужчин, мужа и любовника. Позже окончательно подсаживается на морфий, а Толстой не раз упоминает о ее «демонах» и разорванности сознания. Граф Вронский успевает в неудачном падении на скачках сломать шею любимой лошади Фру-Фру и это метафора его отношений с Анной; позже неудачно стреляется. Анна ломает жизнь и карьеру двум светским баловням, блестящему офицеру Алексею Вронскому и не менее блестящему государственному чиновнику Алексею Каренину. Представляю, какую психоделию мог бы сделать из Толстого Гаспар Ноэ!

В целом фильм визуально безупречный, очень изобретательный, чувственный, с живым современным саундтреком и классикой Бетховена. Сюжет столько же простой, сколько и невероятный. В целом это кропотливая, изящная, эстетская и глубокая работа, сделанная мастером, который сам писал сценарий, снимал и монтировал картину. Смотреть непременно!!
Автор: Constance   (всего рецензий: 72, средняя оценка: 9.18)
01.09.2013
Просмотров: 17685
Оценка читателей: 9,5 из 10 (голосов 16)
Катинка для ВК
Подписывайтесь на нашу группу KinoNews.ru ВКонтакте, чтобы оперативно следить за нашими новостями.



Всего комментариев: 200
Constance (Киноакадемик), постов: 16793
2 сентября 2013, 18:05
Аватарка пользователя Constance
Больше 10 лет на сайте
10
Звезда сайта 2017 года
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
MiB писал(а) 2 сентября 2013, 17:57
Вы меня сильно пугаете. Когда Вы стали моим врагом? неужто после того, как я указал Вам на агрессию? Тогда уж это ...
Вы же сказали, что не хотите быть моим другом. Или одно или другое

Текстолит (Критик), постов: 60540
2 сентября 2013, 18:04
Аватарка пользователя Текстолит
Больше 14 лет на сайте
14
Серебряный рецензент (средний балл рецензий между 8 и 8,99)
Constance писал(а) 2 сентября 2013, 18:01
Не знала, что участвую в конкурсе. Большой сюрприз!
Я тоже сегодня встал утром и не знал как пользоваться смартфоном;-)

Steve Austin (Критик), постов: 5835
2 сентября 2013, 18:04
Аватарка пользователя Steve Austin
Больше 12 лет на сайте
12
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Настоящая критическая рецензия, заслуживающая десятки, если бы не характерная черта всех ваших рецензий - слишком много сюжета, что мне никогда особо не нравилось.

Sharlto (Критик), постов: 2464
2 сентября 2013, 18:02
Аватарка пользователя Sharlto
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
О чем вы?

Steve Austin (Критик), постов: 5835
2 сентября 2013, 18:02
Аватарка пользователя Steve Austin
Больше 12 лет на сайте
12
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
MiB писал(а) 2 сентября 2013, 17:57
Вы меня сильно пугаете. Когда Вы стали моим врагом? неужто после того, как я указал Вам на агрессию? Тогда уж это ...
Выводы, вероятно, следуют отсюда:
"Когда мы стали друзьями?Я что-то пропустил?"


Hasanov (Критик), постов: 13885
2 сентября 2013, 18:01
Аватарка пользователя Hasanov
Больше 11 лет на сайте
11
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
ЛЕОН писал(а) 2 сентября 2013, 17:59
упс, я как раз 3го выхожу, но не сцы занижать тебе оценки не буду, выиграешь я даже поздравлю.
на сегодня всё.
На будущее тебе: За оценками я не гонюсь, как видишь негатив не выливаю на тебя, несмотря на твои оценки. Значит ты так считаешь, да будет так. Если бы гнался, но напечатал бы их штук 20, с "народными и умными" словами)))

Constance (Киноакадемик), постов: 16793
2 сентября 2013, 18:01
Аватарка пользователя Constance
Больше 10 лет на сайте
10
Звезда сайта 2017 года
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
ClubStyle писал(а) 2 сентября 2013, 17:55
на кону блю-рей, естественно конкуренты начинают психологически давить
Не знала, что участвую в конкурсе. Большой сюрприз!

Текстолит (Критик), постов: 60540
2 сентября 2013, 18:01
Аватарка пользователя Текстолит
Больше 14 лет на сайте
14
Серебряный рецензент (средний балл рецензий между 8 и 8,99)
ЛЕОН писал(а) 2 сентября 2013, 17:59
упс, я как раз 3го выхожу, но не сцы занижать тебе оценки не буду, выиграешь я даже поздравлю.
на сегодня всё.
:)

ЛЕОН (Зритель), постов: 78
2 сентября 2013, 17:59
Аватарка пользователя ЛЕОН
Hasanov писал(а) 2 сентября 2013, 17:57
Словом об этом даже никто не обмолвился:)
упс, я как раз 3го выхожу, но не сцы занижать тебе оценки не буду, выиграешь я даже поздравлю.
на сегодня всё.

MiB (Киноакадемик), постов: 7414
2 сентября 2013, 17:59
Аватарка пользователя MiB
Больше 11 лет на сайте
11
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Бронзовый рецензент (средний балл рецензий между 7 и 7,99)
ClubStyle писал(а) 2 сентября 2013, 17:55
на кону блю-рей, естественно конкуренты начинают психологически давить
Делать мне больше нечего.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.



Язон ДинАльт (Критик), постов: 1093
сегодня, 3:15
Язон ДинАльт
Да. Это всё лучше пapaши "Однажды в Голливуде"

AleX (Критик), постов: 8868
сегодня, 0:55
AleX
Всё! Пересмотрел! А следом Путь ЭльКамино и завершил досмотром Лучше звоните Солу! Это было неимоверно круто. Филегранная работа сценаристов, а про актёров ... [читать далее]

isi (Зритель), постов: 471
вчера, 23:54
isi
Да там уже и с Генри ажиотаж сдувался, но пару сезонов доить народ еще смогут.

Kent S (Киноакадемик), постов: 33532
вчера, 23:31
Kent S
Нее это мимо меня. Даже досматривать не стал

Kent S (Киноакадемик), постов: 33532
вчера, 23:30
Kent S
Кажись поняли, что без Генри дальше не смогут тянуть на десяток сезонов

isi (Зритель), постов: 471
вчера, 23:29
isi
Деду бы надо поработать с сэром Дедом, не знаю как будет результат, а на промокомпанию будет весело посмотреть…

Kent S (Киноакадемик), постов: 33532
вчера, 23:25
Kent S
С большим удовольствием пересмотрел.
Сколько раз в детстве по тв смотрел. Ох как мы любили эти боевики.
Актеры отлично подобраны прям сборная солянка. ... [читать далее]

isi (Зритель), постов: 471
вчера, 23:24
isi
Пока что-то приносит деньги, а это смотрят, плевать им на то, что кто-то считает сериал плохим. В этой индустрии играют роль только деньги.

Wylf (Зритель), постов: 61
вчера, 23:08
Wylf
Пришло осознание того, что снимают полнейшую шляпу. Но! как заведено у идиотов: Никогда не останавливайся, всегда позорься до конца!

brune (Глава Киноакадемии), постов: 25383
вчера, 22:54
brune
А вы уже досмотрели?



Фильм месяца
Постер к фильму Мятежная Луна, часть 2: Дарующая шрамы
Реклама
Самые обсуждаемые материалы
Выпущен первый трейлер российского сериала "Игры"
Читатели издания "Новости кино" об экранизации популярной серии видеоигр
Драма "Падение империи" стартовала лучше, чем ожидалось
Награждения
Наши рекорды