px

Рецензия к фильму "Необратимость" от Constance

Психоделическое путешествие

Экстремист, бунтарь, гомофоб, провокатор, мизантроп, маргинал, разгневанный радикал, очередной enfant terrible, терроризирующий истеблишмент — такова реакция общественности на творчество Гаспара Ноэ. Все это в какой-то мере можно отнести к его фильмам, но это слишком поверхностная оценка, не исчерпывающая и 5% творческих устремлений Ноэ.

Если бы Ноэ ограничился в «Необратимости» только описанием изнанки глянца — парижские трущобы, наркоманы и сутенеры, геи и лесбиянки, трансвеститы и добропорядочные буржуа без привычных «дневных» масок, агрессия и насилие — его можно было бы упрекнуть в излишнем экстремизме и человеконенавистничестве. Однако он делает не ознакомительную докуметалку о социальном дне, от ужасов которого в любой момент можно дистанцироваться, находясь на другом конце социальной лестницы. Он делает психоделическое путешествие в наше подсознание, в псевдореальный и галлюциногенный мир, от которого дистанцироваться невозможно, это наши страхи и наши сны. Словами профессора Преображенского: разруха не в клозетах, а в головах (М.А.Булгаков, «Собачье сердце»). И именно невозможность отвернуться от этих страхов так шокирует публику.

Ноэ великолепен и абсолютно виртуозен. Фильм начинается с кровавой, агрессивной, «варварской», красно-черной и абсолютно мужской галлюцинации (сна), в которой зритель присутствует в качестве духа, вместе с камерой паря в пространстве. Здесь клоака города с самыми грязными секретами и ад подсознания с самыми страшными инстинктами, с бьющим по нервам желтым и красным неоном и дребезжащим звуком. «Не город, а царство педиков», как комментирует кто-то из персонажей. В этой псевдореальности кто-то постоянно напоминает, что настоящий мужчина обязан найти насильника и отомстить. В этой части собран весь тестостерон фильма, насилие над главной героиней и ответная месть в форме брутальных разборок. Кстати, в сцене насилия в тоннеле камера, напротив, мертво фиксирована и неподвижна, и мы на время цепенеем вместе с ней.

Очень постепенно, откручивая события назад, где-то ко второй половине фильма Ноэ выводит нас на более-менее твердую почву реальности. В равновесный в координатах инь-ян мир. Александра (Моника Белуччи) со своим бывшим бойфрендом Пьером (Альбер Дюпонтель) и нынешним Маркусом (Венсан Кассель) едут на вечеринку. Здесь камера не кружится в пространстве, картинка «устойчивая», цвет и свет не раздражают, обстановка вполне нейтральная и комфортная, вокруг пассажиры подземки. Пикантна, но впрочем, вполне буржуазно-благопристойна, только беседа — краткий путеводитель по интимной жизни. Вопреки своей краткости она в некотором роде стоит многостраничной библии секса, поскольку содержит две-три основополагающие здравые заповеди. Сценарные диалоги, как следует из интервью, были весьма лаконичны и актеры в кадре импровизировали «на тему».

Еще немного назад — и мы оказываемся в начале истории и в начале рокового вечера. Мирная, благополучная, любящая красивая пара в уютном и дорогом доме, выдержанном в пастельных тонах, с обилием светильников с мягким светом, зеленью за окном. Все дышит расслабленной чувственностью. Но это обманчивое спокойствие уже содержит в себе будущий кошмар — Алекс рассказывает, что видела неприятный сон про красный тоннель, который ломается пополам, а Маркус мимоходом упоминает, что не прочь заняться с ней анальным сексом. Несколько раньше Алекс рассказывает мужчинам, что читает книгу, в которой постулируется, что будущее предначертано и содержится в настоящем. Собственно этот красный тоннель и эти сексуальные фантазии Ноэ и обыгрывает, перефразируя, в первой части фильма. Вообще тему снов и подсознания/сознания Ноэ педалирует постоянно по ходу фильма, и не только визуально. Алекс рассказывает свой сон, Пьер делится, что ему снится, что он спит. Маркусу в первой красно-черной «серии» говорят, что он слишком вялый и должен проснуться. Сам Маркус бросает реплику — мое сознание как чистая горная река.

В самом конце Ноэ опять погружает нас в сон (видение), но теперь уже женский и самодостаточный, сон Алекс, альтернативный первому «урбанистическому», с зелеными лужайками, голубым небом в нежных облаках, играющими детьми, ее собственной беременностью и постером «2001: Космической одиссея» Кубрика (истории о том, кто мы и зачем мы). И опять мы кружимся вместе с камерой как бесплотный дух, а Ноэ позволяет нам несколько расслабиться. Этот финал определенно контрастирует с представлением о режиссере как экстремисте и террористе. Такую концовку мог сделать скорее мессия, вложив в нее несложный и гуманный посыл — жизнь хрупка, безоблачное счастье лишь миг, а время разрушает все. Небрежно оброненное слово, импульсивное действие, глупая мелочь и нелепая фантазия могут необратимо нарушить это хрупкое равновесие. В мгновение человек может потерять все, что имеет. «Мгновенье, прекрасно ты, продлись, постой!» (И.В.Гете, «Фауст»). В самом начале фильма произносится фраза «нужно помнить о радости», и к этому же настрою мы возвращаемся, сделав круг.

Выбор Моники Белуччи и Венсана Касселя на роли главных героев почти безальтернативен. Моника по архетипу — Мадонна. Как Мадонны Рафаэля. Сложно представить, что к ней может прилипнуть мирская грязь, в какую бы среду она не попала, чем бы не занималась, и какой бы «буржуазной сукой» ее не называли в фильме. В Венсане заключена слегка дьявольская харизма. Их союз как брак монахини с сатаной, невинности и искушенного насилия и порока. Здесь все это как нельзя более кстати. Алекс по сюжету несколько слишком идеальна для своего партнера Маркуса, который может быть внимателен и заботлив, но чаще предпочитает быть «клоуном», «обезьяной», «придурком», озабоченным подростком и крайним эгоистом. И Алекс для него иногда не более чем «прекрасная вещь». Собственно ее раздражение его шутовством и заставило ее выйти одной на злые улицы, что стало отправной точкой катастрофы. В какой-то степени Пьер — зеркальное отражение Маркуса и лучшее, что есть в нем, ангельская и альтруистическая часть его подсознания. Но это деление на абсолютно, и когда Маркус в первой адреналиновой галлюцинации в какой-то момент сам становится беспомощной жертвой, он делегирует свои полномочия мстителя Пьеру, и тот оказывается едва ли не главным бепредельщиком во всей истории.

Известная радикальность фильма и его отчасти сюрреалистическая и отчасти постмодернистская форма делают его очень современным произведением. Но так ли далеко Ноэ ушел от старой доброй классики? Напомню, сколько жестокости и агрессии хотя бы у графа Толстого в «дамском» романе «Анна Каренина». Появление Анны на страницах романа совпадает с дурным предзнаменование — путевого обходчика на вокзале пополам переезжает паровозом, и почти буквально та же участь уготована самой Анне. Анне тоже снятся кошмары, есть и «красный» кошмар, в котором лохматый карлик что-то колдует в темном углу и бормочет по-французски «родами, родами умрете матушка». И она едва не умирает, несколько дней остается в горячечном галюциногенном бреду, в котором пытается примирить и свести воедино своих мужчин, мужа и любовника. Позже окончательно подсаживается на морфий, а Толстой не раз упоминает о ее «демонах» и разорванности сознания. Граф Вронский успевает в неудачном падении на скачках сломать шею любимой лошади Фру-Фру и это метафора его отношений с Анной; позже неудачно стреляется. Анна ломает жизнь и карьеру двум светским баловням, блестящему офицеру Алексею Вронскому и не менее блестящему государственному чиновнику Алексею Каренину. Представляю, какую психоделию мог бы сделать из Толстого Гаспар Ноэ!

В целом фильм визуально безупречный, очень изобретательный, чувственный, с живым современным саундтреком и классикой Бетховена. Сюжет столько же простой, сколько и невероятный. В целом это кропотливая, изящная, эстетская и глубокая работа, сделанная мастером, который сам писал сценарий, снимал и монтировал картину. Смотреть непременно!!
Автор: Constance   (всего рецензий: 72, средняя оценка: 9.18)
01.09.2013
Просмотров: 17693
Оценка читателей: 9,5 из 10 (голосов 16)
Катинка для ВК
Подписывайтесь на нашу группу KinoNews.ru ВКонтакте, чтобы оперативно следить за нашими новостями.



Всего комментариев: 200
Steve Austin (Критик), постов: 5836
2 сентября 2013, 18:09
Аватарка пользователя Steve Austin
Больше 12 лет на сайте
12
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
MiB писал(а) 2 сентября 2013, 18:07
На этом сайте у меня пока лишь 5 друзей, с которыми я изредка общаюсь, Констанции в этом списке нет. Если я сказал ...
Есть суждение, что нейтральной стороны не существует, третьего не дано, как видно, Констанция сторонница именно этого суждения, ну или это просто не всерьёз)

Kinohero (Киноман), постов: 5403
2 сентября 2013, 18:09
Аватарка пользователя Kinohero
Больше 12 лет на сайте
12
Constance писал(а) 2 сентября 2013, 17:52
Да я полностью расслаблена, хотя Вы и считаете себя моим врагом.
Мой мозг не выдерживает этого бреда... Все еще умничаете

Текстолит (Критик), постов: 60553
2 сентября 2013, 18:09
Аватарка пользователя Текстолит
Больше 14 лет на сайте
14
Серебряный рецензент (средний балл рецензий между 8 и 8,99)
Constance писал(а) 2 сентября 2013, 18:06
Мы сегодня одинаково небрежны
Может заключим брудершафт?)

Constance (Киноакадемик), постов: 16797
2 сентября 2013, 18:09
Аватарка пользователя Constance
Больше 10 лет на сайте
10
Звезда сайта 2017 года
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
MiB писал(а) 2 сентября 2013, 18:07
На этом сайте у меня пока лишь 5 друзей, с которыми я изредка общаюсь, Констанции в этом списке нет. Если я сказал ...
О, спаисбо, теперь я засну спокойно. Не боитесь, что я ночью приснюсь вам в кошмарах

MiB (Киноакадемик), постов: 7424
2 сентября 2013, 18:08
Аватарка пользователя MiB
Больше 11 лет на сайте
11
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Бронзовый рецензент (средний балл рецензий между 7 и 7,99)
Constance писал(а) 2 сентября 2013, 18:05
Вы же сказали, что не хотите быть моим другом. Или одно или другое
Когда я сказал, что не хочу быть Вашим другом?Приведите мне этот комментарий, когда я Вам говорю - Констанция, я не хочу с Вами дружить?)


Steve Austin (Критик), постов: 5836
2 сентября 2013, 18:08
Аватарка пользователя Steve Austin
Больше 12 лет на сайте
12
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Kinohero писал(а) 2 сентября 2013, 18:05
Я не заслуживаю Муахаххаха Шмык шмык шмык
Ну конечно, ты прилипаешь ко всем, кто бы хотел или не хотел твоей компании, что касается и твоих советов, и постоянно жалуешься. Со стороны это выглядит ужасно и жалко. Хотя помню времена, ты был гораздо более приятен в разговоре.

MiB (Киноакадемик), постов: 7424
2 сентября 2013, 18:07
Аватарка пользователя MiB
Больше 11 лет на сайте
11
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Бронзовый рецензент (средний балл рецензий между 7 и 7,99)
Steve Austin писал(а) 2 сентября 2013, 18:02
Выводы, вероятно, следуют отсюда:
"Когда мы стали друзьями?Я что-то пропустил?"
На этом сайте у меня пока лишь 5 друзей, с которыми я изредка общаюсь, Констанции в этом списке нет. Если я сказал - "Когда это мы стали друзьями?Я что-то пропустил?", то это не значит, что я считаю ее своим врагом)Я отношусь к ней нейтрально.

Constance (Киноакадемик), постов: 16797
2 сентября 2013, 18:06
Аватарка пользователя Constance
Больше 10 лет на сайте
10
Звезда сайта 2017 года
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
HUNTERX писал(а) 2 сентября 2013, 18:04
Я тоже сегодня встал утром и не знал как пользоваться смартфоном;-)
Мы сегодня одинаково небрежны

Sharlto (Критик), постов: 2464
2 сентября 2013, 18:06
Аватарка пользователя Sharlto
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Маски летают по сторонам

Kinohero (Киноман), постов: 5403
2 сентября 2013, 18:05
Аватарка пользователя Kinohero
Больше 12 лет на сайте
12
Steve Austin писал(а) 2 сентября 2013, 17:51
Если есть два бесплатных прокурора, хотя один ограничился лишь одним постом, то бесплатный адвокат должен появиться ...
Я не заслуживаю Муахаххаха Шмык шмык шмык

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.



Kent S (Киноакадемик), постов: 33573
сегодня, 20:38
Kent S
Почему я не получил такое приглашение?

AleX (Критик), постов: 8896
сегодня, 20:33
AleX
А у тебя?

Constance (Киноакадемик), постов: 16797
сегодня, 20:29
Constance
Какой же нужно быть занудой, чтобы не оценить этот фильм. Британия, Флеминг, шпионские игры, упоительный английский юмор, шикарная компания - все мужики ... [читать далее]

Stepanman92 (Критик), постов: 854
сегодня, 20:23
Stepanman92
Интересно, врождённый и навязчивый патриотизм это болезнь?какой у тебя диагноз?

Ежов (Зритель), постов: 416
сегодня, 20:20
Ежов
Экранизация TitanFall подьехала.

Ежов (Зритель), постов: 416
сегодня, 20:12
Ежов
Возможно, она рекламирует "свои услуги". Выложила резюме с рекомендациями.

123456789 (Критик), постов: 13927
сегодня, 19:37
123456789
для Россиян сама споет по русски:)

John23 (Критик), постов: 25871
сегодня, 19:35
John23
Ждём пояснительную энциклопедию по вселенной "Мятежной луны".

John23 (Критик), постов: 25871
сегодня, 19:34
John23
"Зерно же...ну камон!!!" - Ну, судя по тому как в начале действовали злодеи, то фермеры были правы:) Может во вселенной "Мятежной луны" зерно ценится ... [читать далее]

John23 (Критик), постов: 25871
сегодня, 19:30
John23
"В будние дни собирают зерно, а по выходным у них перестрелки с начальством." - Астерикс и Обеликс от Снайдера:)



Фильм месяца
Постер к фильму Сто лет тому вперед
Дата выхода: 18 апреля 2024
Страна: Россия
Жанр:приключения, семейный, фантастика
Режиссер:Александр Андрющенко
В главных ролях:Дарья Верещагина, Марк Эйдельштейн
Реклама
Самые обсуждаемые материалы
Режиссер не будет снимать свой десятый фильм о кинокритике
Кассовые сборы фильма "Дюна: Часть вторая" почти достигли 700 миллионов
Выпущен первый трейлер российского сериала "Игры"
Награждения
Наши рекорды