"Двенадцатая ночь". К юбилею первой советской экранизации Шекспира

17.12.2025
Двенадцатая ночь. К юбилею первой советской экранизации Шекспира

Представьте: 1955 год. Советские экраны еще полны воспоминаниями о войне, серьезными драмами о заводских победах. И вдруг - взрыв цвета, музыки и безудержного веселья. На экраны выходит "Двенадцатая ночь" Яна Фрида, первая в СССР полномасштабная экранизация произведения Уильяма, как говорится, нашего Шекспира. И совершающий ежедневно великие трудовые подвиги народ буквально влюбляется. Фильм собрал в кинотеатрах более 30 миллионов зрителей, заняв одно из ведущих мест в советском прокате. Это был чистый культурный прорыв.

Оттепель, Шекспир и Крым вместо Англии

Съемки пришлись на начало хрущевской оттепели, когда "железный занавес" чуть приоткрылся для мировой культуры. Режиссер Ян Фрид, тогда еще новичок в жанре, решился на смелый шаг. Вместо строгой театральной постановки он создал яркий, пестрый музыкальный праздник. А вместо далекой Иллирии Шекспира зрители увидели знакомые пейзажи Ялты и Симферопольский вокзал, превращенный оператором в дворец герцога. Получилась волшебная сказка на советный лад, узнаваемая, но от этого не менее прекрасная.

Главный секрет успеха: идеальный актерский ансамбль

Успех фильма - во многом история блестящего кастинга. В центре сюжета героиня, которую сыграла Клара Лучко, звезда другого отечественного блокбастера "Кубанские казаки". Кто бы мог подумать, что эта вполне земная, румяная красавица с легкостью сыграет аристократку Виолу, ее брата-близнеца и юного пажа Цезарио. За три недели она научилась фехтовать и ездить верхом, а ее игра стала настоящим уроком перевоплощения.

Рядом с ней - ослепительная Алла Ларионова в роли графини Оливии. Ее холодная надменность, тающая от любви, завораживала. А комедийную "соль" картины создавала легендарная четверка: Михаил Яншин (обжора и весельчак сэр Тоби), Георгий Вицин (трусливый и смешной сэр Эндрю), Василий Меркурьев (напыщенный и жалкий Мальволио) и Бруно Фрейндлих (мудрый шут Фесте). Их дуэты и трюки советские зрители разбирали на цитаты.

Костюмы как произведение искусства

Визуальная магия фильма - во многом заслуга художника Алексея Дандуряна. Он не стал копировать исторические наряды, а придумал свой, сказочный мир. Черные и золотые одежды Виолы, сияющее платье Оливии, нелепые яркие костюмы комических героев - каждый наряд был отдельным ярким образом, усиливающим впечатление. Оператор выстраивал кадры так, что актеры в этих костюмах выглядели как ожившие картины старых мастеров.

Музыка, которая оживила текст Шекспира

Диалоги здесь естественно перетекали в песни, а чувства подчеркивались музыкой Алексея Животова. Меланхоличные баллады шута Фесте, лирические темы любовных сцен и озорные мелодии для проделок сэра Тоби, все это создавало особую, праздничную атмосферу. Фильм доказал: Шекспир может быть не просто великим, но и невероятно легким, музыкальным и современным.

Любопытно, что советская критика отнеслась к фильму прохладно: слишком уж он был легкомысленным на фоне официального искусства. Зато народ голосовал рублем, а позже картина получила признание и на Западе. На Эдинбургском кинофестивале, на родине самого Шекспира, фильм получил приз как лучшая иностранная картина. Это был ошеломляющий успех. Журналисты хвалили изысканность и тонкое чувство юмора, с которым советские кинематографисты подошли к творчеству английского классика.

"Двенадцатая ночь" Яна Фрида - это больше, чем экранизация. Это мост, который в разгар холодной войны соединил советского зрителя с мировой классикой. Это урок о том, как можно говорить со зрителем на языке красоты, музыки и искренних эмоций, не теряя глубины оригинала. Фильм открыл дорогу целой плеяде блистательных советских костюмированных комедий и навсегда остался в памяти как праздник, который всегда со зрителем. Как и шекспировская пьеса, он оказался вне времени.

Авторы: Главный редактор портала KinoNews.ru - Андрей Станиславович Воронцов


Всего комментариев: 0
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.



Реклама
Самые обсуждаемые материалы
Компания Disney планирует нестандартную кампанию по продвижению фильма
Режиссер рассказал кинотеатрам, как именно стоит показывать третий "Аватар"
Актер не намерен просить Дональда Трампа разрешить съемку на МКС
Наши рекорды