px

Рецензия на фильм "Рай". Фильм с тремя спецэффектами

Рецензия на фильм Рай. Фильм с тремя спецэффектами

Российский кинорежиссер Андрей Кончаловский, "Серебряный лев" 73-го Венецианского международного кинофестиваля 2016 года, представил свою новую картину "Рай", которая выдвинута от нашей страны на премию "Оскар" в номинации "Лучший фильм на иностранном языке", и уже попала в шорт лист. Несмотря на почтенный возраст, мэтр не готов засесть у подножия Альп, подобно героям Паоло Соррентино в "Молодости". Дирижировать колокольчиками итальянских коров – райское наслаждение, но Кончаловский пока не находит в себе сил уйти на покой.

Сняв "Белые ночи почтальона Тряпицына", режиссер продолжает поиски в седьмом из искусств и не боится "поднимать тяжести". На этот раз режиссер берется за картину о войне, Холокосте, жизни, смерти, любви, ненависти, одиночестве, насилии, страдании и счастье на горизонте. Выбор материала вряд ли обусловлен тем, что Кончаловский захотел сократить свой путь до "Оскара": почва-то, честно говоря, не благодатная: режиссеры её уже 100 раз перепахали, истерзали, однако ему оказалось под силу вырастить из ней настоящую русскую березу, которую, возможно, героиня обнимала перед отъездом в Париж.

Кроме дороги Ольги (Юлия Высоцкая), вьются еще две непростых: француза Жюля (Филипп Дюкень) и офицера СС Хельмута (Кристиан Клаусс). Женщина, участница Сопротивления, прячет еврейских детей от нацистов и, надо отдать должное Кончаловскому, он не стал увеличивать драматическую амплитуду своего фильма за счет частой демонстрации лиц испуганных мальчишек: каждому отмерено столько, сколько надо. Дело Ольги ведет Жюль, и у нее появляется надежда на спасение, если она вступит с ним в связь.

Однако случается так, что героиня попадает в концлагерь и встречает здесь Хельмута, влюбленного в Ольгу некоторое время назад, когда все в мире было иначе. Немец, как ребенок, увлечен арийской идеей и готов болтать о ней дни напролет, словно мечтая поскорее повертеть ее в руках, как любимую игрушку. "Рай" об абсолютной "шизофрении" тысяч, которой бывают подвержены люди, мечтая переродиться в сверхчеловека, о диссоциации личности: дома герой нежно целует сына перед сном, а на работе истязает людей, присваивая им номера, среди которых так мало счастливых.

Через колючую проволоку реальности Кончаловский показывает героинь концлагеря, пытающихся выжить на земле, которая "дрожит" - от вздохов погребенных заживо. Мелькают арестантские робы в полоску, разбирающие вещи тех, кто недавно спал на соседней кровати в бараке. За разорванные ботинки умершего человека женщины дерутся, а за сигареты готовы лишить жизни. Кончаловский показывает этот ненормальный, болезненный, духовно воспаленный быт отстранено, без истерики и заломленных рук. Фильм сшит серыми нитками, не давая прорваться пафосным интонациям, свойственным фильмам на такие темы, но экран дает трещину, когда форточка хлопает от ветра.

"Рай" не дает зрителю засомневаться в своем присутствии. Драматургия выстроена так, что герои беседуют между собой, обращаются к зрителю и к Богу – апеллируют сразу к трем пространствам, пытаясь найти билет в свой рай. Кончаловский рассказывает историю аскетично, тихо (музыкальный орнамент минимален) и честно. Лексика одного из лучших русских операторов Александра Симонова подобрана адекватно времени. Изображение стерильно, аттракционы не гремят, но не на секунду не можешь отвлечься. По словам Кончаловского, главный аттракцион кинематографа – человеческое лицо.

Этимологи установили, что раньше люди называли "раем" поляны в лесу, где свободно проходил ветер, рождая отдаленный гул. И фильм Кончаловского как раз об этом: о непрекращающемся рокоте войны, который пройдет даже через самые густые времена, напоминая о цене, отданной многими за Рай.

Автор: Анна Каунис

20.01.2017


Всего комментариев: 66
Зэпп (Критик), постов: 38896
20 января 2017, 13:53
Аватарка пользователя Зэпп
Больше 13 лет на сайте
13
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Очень важный абзац про этимологию рая. (не особо важно для обзора. но эта информация мне понадобится точно) спасибо.

Constance (Киноакадемик), постов: 16753
20 января 2017, 13:51
Аватарка пользователя Constance
Больше 10 лет на сайте
10
Звезда сайта 2017 года
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Пожалуйста, оценки фильмам не забывайте ставить - из Ваших текстов они не вытекают с очевидностью.

Constance (Киноакадемик), постов: 16753
20 января 2017, 13:49
Аватарка пользователя Constance
Больше 10 лет на сайте
10
Звезда сайта 2017 года
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Constance писал(а) 20 января 2017, 13:47
При этом в России не снимали фильмы о Холокосте, да и не могли. У нас "дружба народов", поэтому никто (официально ...
Прошу прощения за опечатки.

Constance (Киноакадемик), постов: 16753
20 января 2017, 13:47
Аватарка пользователя Constance
Больше 10 лет на сайте
10
Звезда сайта 2017 года
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
При этом в России не снимали фильмы о Холокосте, да и не могли. У нас "дружба народов", поэтому никто (официально во всяком случае!) не считал, сколько было советских евреев среди 27 млн. погибших во Второй мировой, эта тема была вне идеологии и политики. Там что Кончаловский можно сказать пионер. Но если фильмы, упомянутые выше, производят такое шоковое впечатление именно потому, что сняты как крик души и ради торжества справедливости и гуманизма, то фильм Кончаловского холоден. Возможно, потому, что для постановщика лента была больше именно вопросов престижа ("я памятник себе воздвиг нерукотворный") и желанием, вполне человечным, разумеется, войти в вечность.

Constance (Киноакадемик), постов: 16753
20 января 2017, 13:40
Аватарка пользователя Constance
Больше 10 лет на сайте
10
Звезда сайта 2017 года
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Какой однако у автора небрежно-высокомерный тон, уже во второй рецензии, не скажу, чтобы очень напрягало, но и "сочувствия" не вызывает.
По поводу рая как "шизофрении" - Вы чью шизофрению имеете в виду? Там и о Сталине и его режиме "несколько"слов сказано.
И 100 раз перепаханная почва на тему Холокоста - предергиваете. Есть документальные ленты, которые мы здесь не считаем, есть пяток очень сильных и пронзительных картин о Холокосте - Память о лагерях (2014), начатая еще Хичкоком и законченная британскими кинематографистами с наши дни, еще один прошлогодний британский фильм Отрицание, спилберговский Список Шиндлера, польский Пейзаж после битвы Анджея Вайды, Пианист Романа Полянского. Можно еще пять-десять вспомнить менее проникновенных.

Andrew (Главный редактор), постов: 72956
20 января 2017, 12:59
Аватарка пользователя Andrew
Через четыре дня узнаем о его шансах на "Оскар"

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.



Фильм месяца
Постер к фильму Охотники за привидениями: Леденящий ужас
Дата выхода: 29 марта 2024
Страна: США
Жанр:боевик, комедия, ужасы, фантастика
Режиссер:Гил Кенан
В главных ролях:Кэрри Кун, Энни Поттс
Реклама
Самые обсуждаемые материалы
Космическая драма "Вызов" будет выпущена в широкий прокат в Китае
Мультфильм "Кунг-фу Панда 4" лидирует в прокате вторые выходные подряд
Режиссер дилогии "Мятежная луна" уверен, что его фильм посмотрело больше зрителей, чем "Барби"
Награждения
Наши рекорды