px

Рецензия на фильм "Рай". Фильм с тремя спецэффектами

Рецензия на фильм Рай. Фильм с тремя спецэффектами

Российский кинорежиссер Андрей Кончаловский, "Серебряный лев" 73-го Венецианского международного кинофестиваля 2016 года, представил свою новую картину "Рай", которая выдвинута от нашей страны на премию "Оскар" в номинации "Лучший фильм на иностранном языке", и уже попала в шорт лист. Несмотря на почтенный возраст, мэтр не готов засесть у подножия Альп, подобно героям Паоло Соррентино в "Молодости". Дирижировать колокольчиками итальянских коров – райское наслаждение, но Кончаловский пока не находит в себе сил уйти на покой.

Сняв "Белые ночи почтальона Тряпицына", режиссер продолжает поиски в седьмом из искусств и не боится "поднимать тяжести". На этот раз режиссер берется за картину о войне, Холокосте, жизни, смерти, любви, ненависти, одиночестве, насилии, страдании и счастье на горизонте. Выбор материала вряд ли обусловлен тем, что Кончаловский захотел сократить свой путь до "Оскара": почва-то, честно говоря, не благодатная: режиссеры её уже 100 раз перепахали, истерзали, однако ему оказалось под силу вырастить из ней настоящую русскую березу, которую, возможно, героиня обнимала перед отъездом в Париж.

Кроме дороги Ольги (Юлия Высоцкая), вьются еще две непростых: француза Жюля (Филипп Дюкень) и офицера СС Хельмута (Кристиан Клаусс). Женщина, участница Сопротивления, прячет еврейских детей от нацистов и, надо отдать должное Кончаловскому, он не стал увеличивать драматическую амплитуду своего фильма за счет частой демонстрации лиц испуганных мальчишек: каждому отмерено столько, сколько надо. Дело Ольги ведет Жюль, и у нее появляется надежда на спасение, если она вступит с ним в связь.

Однако случается так, что героиня попадает в концлагерь и встречает здесь Хельмута, влюбленного в Ольгу некоторое время назад, когда все в мире было иначе. Немец, как ребенок, увлечен арийской идеей и готов болтать о ней дни напролет, словно мечтая поскорее повертеть ее в руках, как любимую игрушку. "Рай" об абсолютной "шизофрении" тысяч, которой бывают подвержены люди, мечтая переродиться в сверхчеловека, о диссоциации личности: дома герой нежно целует сына перед сном, а на работе истязает людей, присваивая им номера, среди которых так мало счастливых.

Через колючую проволоку реальности Кончаловский показывает героинь концлагеря, пытающихся выжить на земле, которая "дрожит" - от вздохов погребенных заживо. Мелькают арестантские робы в полоску, разбирающие вещи тех, кто недавно спал на соседней кровати в бараке. За разорванные ботинки умершего человека женщины дерутся, а за сигареты готовы лишить жизни. Кончаловский показывает этот ненормальный, болезненный, духовно воспаленный быт отстранено, без истерики и заломленных рук. Фильм сшит серыми нитками, не давая прорваться пафосным интонациям, свойственным фильмам на такие темы, но экран дает трещину, когда форточка хлопает от ветра.

"Рай" не дает зрителю засомневаться в своем присутствии. Драматургия выстроена так, что герои беседуют между собой, обращаются к зрителю и к Богу – апеллируют сразу к трем пространствам, пытаясь найти билет в свой рай. Кончаловский рассказывает историю аскетично, тихо (музыкальный орнамент минимален) и честно. Лексика одного из лучших русских операторов Александра Симонова подобрана адекватно времени. Изображение стерильно, аттракционы не гремят, но не на секунду не можешь отвлечься. По словам Кончаловского, главный аттракцион кинематографа – человеческое лицо.

Этимологи установили, что раньше люди называли "раем" поляны в лесу, где свободно проходил ветер, рождая отдаленный гул. И фильм Кончаловского как раз об этом: о непрекращающемся рокоте войны, который пройдет даже через самые густые времена, напоминая о цене, отданной многими за Рай.

Автор: Анна Каунис

20.01.2017


Всего комментариев: 66
TREADSTONE (Критик), постов: 23432
20 января 2017, 15:20
Аватарка пользователя TREADSTONE
Больше 11 лет на сайте
11
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
А я хотел бы, чтобы "Рай" был таким, как "Список Шиндлера" Спилберга. И от экрана не оторваться, и за душу цепляет.

Текстолит (Критик), постов: 60177
20 января 2017, 15:16
Аватарка пользователя Текстолит
Больше 14 лет на сайте
14
Серебряный рецензент (средний балл рецензий между 8 и 8,99)
George писал(а) 20 января 2017, 15:13
Сути не меняет, художественный фильм то же самое, что игровой. Но звучит солиднее.Да, стиль тяготеет к документалистике, ...
Хорошо)
а снятая свадьба к чему относится к документалистики или к художественному произведению?)

George (Киноакадемик), постов: 10502
20 января 2017, 15:13
Аватарка пользователя George
Больше 8 лет на сайте
8
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
HuntGod писал(а) 20 января 2017, 15:08
Точнее игровой, как у нас российские мэтры любят говорить
Хотя черно-белая картинка явно говорит о документальной ...
Сути не меняет, художественный фильм то же самое, что игровой. Но звучит солиднее.Да, стиль тяготеет к документалистике, по большей части это выражается в колоризации, в натуралистичности постановочных сцен и в том, что действие перемежается с интервью главных героев (это интересный момент, в конце раскрывается что это за интервью такие были).

Текстолит (Критик), постов: 60177
20 января 2017, 15:08
Аватарка пользователя Текстолит
Больше 14 лет на сайте
14
Серебряный рецензент (средний балл рецензий между 8 и 8,99)
George писал(а) 20 января 2017, 15:02
Это документальный фильм. А Рай художественный.
Точнее игровой, как у нас российские мэтры любят говорить
Хотя черно-белая картинка явно говорит о документальной стилистики

George (Киноакадемик), постов: 10502
20 января 2017, 15:02
Аватарка пользователя George
Больше 8 лет на сайте
8
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
HuntGod писал(а) 20 января 2017, 14:43
"Прерванное молчание" Павла Чухрая фильм о холокосте
Это документальный фильм. А Рай художественный.


Текстолит (Критик), постов: 60177
20 января 2017, 14:43
Аватарка пользователя Текстолит
Больше 14 лет на сайте
14
Серебряный рецензент (средний балл рецензий между 8 и 8,99)
George писал(а) 20 января 2017, 14:38
Среди советских и российских картин - не было фильмов на тему Холокоста!
"Прерванное молчание" Павла Чухрая фильм о холокосте

George (Киноакадемик), постов: 10502
20 января 2017, 14:41
Аватарка пользователя George
Больше 8 лет на сайте
8
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Constance писал(а) 20 января 2017, 13:47
При этом в России не снимали фильмы о Холокосте, да и не могли. У нас "дружба народов", поэтому никто (официально ...
Ну, потому что документальный стиль предполагает холодность, там нет места кипящим страстям, излишнему драматизму, чтобы это нравилось зрителю (холодность Сына Саула тебя не оттолкнула?!).

George (Киноакадемик), постов: 10502
20 января 2017, 14:38
Аватарка пользователя George
Больше 8 лет на сайте
8
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Constance писал(а) 20 января 2017, 13:40
Какой однако у автора небрежно-высокомерный тон, уже во второй рецензии, не скажу, чтобы очень напрягало, но и "сочувствия" ...
Среди советских и российских картин - не было фильмов на тему Холокоста!

George (Киноакадемик), постов: 10502
20 января 2017, 14:38
Аватарка пользователя George
Больше 8 лет на сайте
8
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Да, одна из особенностей картины в том, что она лишена надрывных воплей, преувеличенных интонаций, искусственного нагнетания, чтобы выдавить у зрителя слезу. Как это часто бывает в таких фильмах. Это слишком фальшиво. Здесь же всё показано повседневно и тихо, без какой либо надежды на то, что даже кто-то их пожалеет. Именно этим фильм становится настоящим, не показным.

Andrew (Главный редактор), постов: 72956
20 января 2017, 14:11
Аватарка пользователя Andrew
Constance писал(а) 20 января 2017, 13:40
Какой однако у автора небрежно-высокомерный тон, уже во второй рецензии, не скажу, чтобы очень напрягало, но и "сочувствия" ...
Мне послышалось, или это и правда что-то личное?:)

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.



Фильм месяца
Постер к фильму Дюна: Часть вторая
Дата выхода: 1 марта 2024
Страна: США
Жанр:боевик, драма, приключения, фантастика
Режиссер:Дени Вильнев
В главных ролях:Тимоти Шаламе, Зендая
Реклама
Самые обсуждаемые материалы
Космическая драма "Вызов" будет выпущена в широкий прокат в Китае
Мультфильм "Кунг-фу Панда 4" лидирует в прокате вторые выходные подряд
Режиссер дилогии "Мятежная луна" уверен, что его фильм посмотрело больше зрителей, чем "Барби"
Награждения
Наши рекорды