px

Рецензия на фильм "Рай". Фильм с тремя спецэффектами

Рецензия на фильм Рай. Фильм с тремя спецэффектами

Российский кинорежиссер Андрей Кончаловский, "Серебряный лев" 73-го Венецианского международного кинофестиваля 2016 года, представил свою новую картину "Рай", которая выдвинута от нашей страны на премию "Оскар" в номинации "Лучший фильм на иностранном языке", и уже попала в шорт лист. Несмотря на почтенный возраст, мэтр не готов засесть у подножия Альп, подобно героям Паоло Соррентино в "Молодости". Дирижировать колокольчиками итальянских коров – райское наслаждение, но Кончаловский пока не находит в себе сил уйти на покой.

Сняв "Белые ночи почтальона Тряпицына", режиссер продолжает поиски в седьмом из искусств и не боится "поднимать тяжести". На этот раз режиссер берется за картину о войне, Холокосте, жизни, смерти, любви, ненависти, одиночестве, насилии, страдании и счастье на горизонте. Выбор материала вряд ли обусловлен тем, что Кончаловский захотел сократить свой путь до "Оскара": почва-то, честно говоря, не благодатная: режиссеры её уже 100 раз перепахали, истерзали, однако ему оказалось под силу вырастить из ней настоящую русскую березу, которую, возможно, героиня обнимала перед отъездом в Париж.

Кроме дороги Ольги (Юлия Высоцкая), вьются еще две непростых: француза Жюля (Филипп Дюкень) и офицера СС Хельмута (Кристиан Клаусс). Женщина, участница Сопротивления, прячет еврейских детей от нацистов и, надо отдать должное Кончаловскому, он не стал увеличивать драматическую амплитуду своего фильма за счет частой демонстрации лиц испуганных мальчишек: каждому отмерено столько, сколько надо. Дело Ольги ведет Жюль, и у нее появляется надежда на спасение, если она вступит с ним в связь.

Однако случается так, что героиня попадает в концлагерь и встречает здесь Хельмута, влюбленного в Ольгу некоторое время назад, когда все в мире было иначе. Немец, как ребенок, увлечен арийской идеей и готов болтать о ней дни напролет, словно мечтая поскорее повертеть ее в руках, как любимую игрушку. "Рай" об абсолютной "шизофрении" тысяч, которой бывают подвержены люди, мечтая переродиться в сверхчеловека, о диссоциации личности: дома герой нежно целует сына перед сном, а на работе истязает людей, присваивая им номера, среди которых так мало счастливых.

Через колючую проволоку реальности Кончаловский показывает героинь концлагеря, пытающихся выжить на земле, которая "дрожит" - от вздохов погребенных заживо. Мелькают арестантские робы в полоску, разбирающие вещи тех, кто недавно спал на соседней кровати в бараке. За разорванные ботинки умершего человека женщины дерутся, а за сигареты готовы лишить жизни. Кончаловский показывает этот ненормальный, болезненный, духовно воспаленный быт отстранено, без истерики и заломленных рук. Фильм сшит серыми нитками, не давая прорваться пафосным интонациям, свойственным фильмам на такие темы, но экран дает трещину, когда форточка хлопает от ветра.

"Рай" не дает зрителю засомневаться в своем присутствии. Драматургия выстроена так, что герои беседуют между собой, обращаются к зрителю и к Богу – апеллируют сразу к трем пространствам, пытаясь найти билет в свой рай. Кончаловский рассказывает историю аскетично, тихо (музыкальный орнамент минимален) и честно. Лексика одного из лучших русских операторов Александра Симонова подобрана адекватно времени. Изображение стерильно, аттракционы не гремят, но не на секунду не можешь отвлечься. По словам Кончаловского, главный аттракцион кинематографа – человеческое лицо.

Этимологи установили, что раньше люди называли "раем" поляны в лесу, где свободно проходил ветер, рождая отдаленный гул. И фильм Кончаловского как раз об этом: о непрекращающемся рокоте войны, который пройдет даже через самые густые времена, напоминая о цене, отданной многими за Рай.

Автор: Анна Каунис

20.01.2017


Всего комментариев: 66
George (Киноакадемик), постов: 10502
20 января 2017, 15:39
Аватарка пользователя George
Больше 8 лет на сайте
8
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
TREADSTONE писал(а) 20 января 2017, 15:34
Вот и зря. У Спилберга в итоге нетленный шедевр вышел)
Если скопировать шедевр, он уже не будет являться таковым. Это уже будет производным кино. Хорошо что Рай единственный в своём роде. А там уже кому как понравиться.

Текстолит (Критик), постов: 60177
20 января 2017, 15:37
Аватарка пользователя Текстолит
Больше 14 лет на сайте
14
Серебряный рецензент (средний балл рецензий между 8 и 8,99)
George писал(а) 20 января 2017, 15:32
Любое любительское видео - можно отнести к своего рода произведению. Но дело не в этом. Мы разбираем виды кинематографа ...
На самом деле существуют 5 видов кинематографа
Вы назвали только 2)

TREADSTONE (Критик), постов: 23432
20 января 2017, 15:34
Аватарка пользователя TREADSTONE
Больше 11 лет на сайте
11
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
George писал(а) 20 января 2017, 15:28
А я бы хотел чтобы все современные фильмы были бы как у Кубрика, Копполы, Поланского)) Грош цена Раю, если бы он ...
Вот и зря. У Спилберга в итоге нетленный шедевр вышел)

George (Киноакадемик), постов: 10502
20 января 2017, 15:32
Аватарка пользователя George
Больше 8 лет на сайте
8
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
HuntGod писал(а) 20 января 2017, 15:27
Частично свадьба относится к документалистике, но и к художественному произведению)
Потому что снимать LoveStory ...
Любое любительское видео - можно отнести к своего рода произведению. Но дело не в этом. Мы разбираем виды кинематографа - есть художественное (игровое) кино, а есть документальное (неигровое) кино. Это разные вещи.

George (Киноакадемик), постов: 10502
20 января 2017, 15:28
Аватарка пользователя George
Больше 8 лет на сайте
8
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
TREADSTONE писал(а) 20 января 2017, 15:20
А я хотел бы, чтобы "Рай" был таким, как "Список Шиндлера" Спилберга. И от экрана не оторваться, и за душу ...
А я бы хотел чтобы все современные фильмы были бы как у Кубрика, Копполы, Поланского)) Грош цена Раю, если бы он копировал Список...Там другие задачи. У Кончаловского не была замысла показать рыдающего Оскара Шиндлера!


Текстолит (Критик), постов: 60177
20 января 2017, 15:27
Аватарка пользователя Текстолит
Больше 14 лет на сайте
14
Серебряный рецензент (средний балл рецензий между 8 и 8,99)
George писал(а) 20 января 2017, 15:24
Конечно документалистика. Там ведь нет актёров, постановочных сцен и прописанного сценария (ну, программа мероприятия ...
Частично свадьба относится к документалистике, но и к художественному произведению)
Потому что снимать LoveStory - это уже художественное произведение)

Зэпп (Критик), постов: 38896
20 января 2017, 15:26
Аватарка пользователя Зэпп
Больше 13 лет на сайте
13
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
HuntGod писал(а) 20 января 2017, 15:24
Журналистика строго документалистика!
конечно. а вот сценарий свадьбы - если есть - это уже художественный.

George (Киноакадемик), постов: 10502
20 января 2017, 15:24
Аватарка пользователя George
Больше 8 лет на сайте
8
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
HuntGod писал(а) 20 января 2017, 15:16
Хорошо)
а снятая свадьба к чему относится к документалистики или к художественному произведению?)
Конечно документалистика. Там ведь нет актёров, постановочных сцен и прописанного сценария (ну, программа мероприятия это другое), там обычные люди ведут себя как хотят. Ну, вот Горько псевдодокументальный художественый фильм. Вроде всё реалистично как на настоящих свадьбах, но это всё актёры играют свою роль.

Текстолит (Критик), постов: 60177
20 января 2017, 15:24
Аватарка пользователя Текстолит
Больше 14 лет на сайте
14
Серебряный рецензент (средний балл рецензий между 8 и 8,99)
Зэпп писал(а) 20 января 2017, 15:21
к журналистике.
Журналистика строго документалистика!

Зэпп (Критик), постов: 38896
20 января 2017, 15:21
Аватарка пользователя Зэпп
Больше 13 лет на сайте
13
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
HuntGod писал(а) 20 января 2017, 15:16
Хорошо)
а снятая свадьба к чему относится к документалистики или к художественному произведению?)
к журналистике.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.



Фильм месяца
Постер к фильму Охотники за привидениями: Леденящий ужас
Дата выхода: 29 марта 2024
Страна: США
Жанр:боевик, комедия, ужасы, фантастика
Режиссер:Гил Кенан
В главных ролях:Кэрри Кун, Энни Поттс
Реклама
Самые обсуждаемые материалы
Космическая драма "Вызов" будет выпущена в широкий прокат в Китае
Мультфильм "Кунг-фу Панда 4" лидирует в прокате вторые выходные подряд
Режиссер дилогии "Мятежная луна" уверен, что его фильм посмотрело больше зрителей, чем "Барби"
Награждения
Наши рекорды