Рецензия к фильму "Триумф воли" от Guest

Сила пропаганды

В наше время всё, что так или иначе связано с печально известным национал-социализмом, по вполне понятным причинам не приветствуется. Увы, временами это распространяется и на кинематограф Третьего Рейха. Начитавшись из разных источников о кинематографической, в частности, и художественной, в целом ценности одного из наиболее известных (наряду с "Олимпией") творений Лени Рифеншталь я, естественно, не удержался и буквально "впитал" в себя "Триумф воли" от первого до последнего кадра. И остался под впечатлением, причём бесконечно положительным.

"Триумф воли" - чрезвычайно мощный фильм, наглядно демонстрирующий весь потенциал кино-агитации и "плёночной" пропаганды, а также колоссальную силу кино, способного запечатлеть события, определившие дальнейшую мировую историю на плёнке, дабы потомки смогли воочию их узреть. Картина демонстрирует шестой ежегодный съезд НСДАП, проходивший в Нюрнберге (отходя от темы, не могу не заметить, что временами история не менее иронична, чем судьба). Нет смысла распространяться здесь о её смысле, ибо фразу "Данная документальная лента пропагандирует нацизм" я растянуть на абзац может и смогу, но вряд ли захочу. Что же касается игры актёров, то что может быть натуральнее участников неигрового кино? В общем, "Триумф..." просто не оставляет мне выбора, кроме как разобрать его техническую составляющую. А работы тут хватает.

"Триумф воли" современному зрителю будет довольно сложно воспринимать. И дело тут не в зашкаливающем количестве свастики на экране, а в самом жанре фильма, который я бы назвал "безмолвной документалистикой". Нет, конечно, звук в кино к тому времени уже более десяти лет как изобрели и пустили в оборот, и данный фильм он не обошёл стороной, но кроме речей фюрера и сотоварищи присутствуют лишь редкие закадровые примечания. Большая же часть фильма в добровольно-принудительном порядке превращает зрителя в тихого созерцателя. А созерцать тут есть что.

"Триумф воли" я бы назвал беспрецедентной, даже по меркам нашего времени, кинолентой в первую очередь из-за её бешеной масштабности. Даже с поправкой на её документальный характер, количество "живой массовки" поражает воображение, а неонацистам, пожалуй, способно окончательно поразить рассудок. Столько людей на экране одновременно я не видел даже в "Войне и мире" Бондарчука. После просмотра невольно осознаёшь, что картины подобного масштаба в принципе невозможно снять в условиях отсутствия тоталитарного режима, либо фантастически сложно. А снимать тут было что.

"Триумф воли" - без преувеличения, эталонный образец прекрасного монтажа и операторской работы. Взять хотя бы поездку нацистской верхушки по центральным улицам Нюрнберга: "пейзажные" съёмки и "взгляды из толпы" до того гармонично чередуются с крупными планами не только отдельных людей, высыпавших на улицы и приветствующих высокопоставленных гостей со своих балконов, но и самого известного ефрейтора, что невольно хочется вручить сразу пачку Оскаров Зэппу Альгайеру. И в подобном ключе проходит весь, абсолютно весь фильм. По сути, именно своим монтажом и съёмками фильм произвёл революцию в кинематографе. А снимать и монтировать там было что.

"Триумф воли" создаёт поистине безграничную иллюзию если не "избранности" немецкого народа, то как минимум его неограниченной мощи. И хотя с иллюзией я, возможно, погорячился, но во время просмотра чуть ли не слёзы наворачиваются, когда смотришь на здоровых воспитанников гитлерюгенда, безупречно вымуштрованных солдат Вермахта, радостных обывателей и, наконец, харизматичных лидеров возрождающейся Германии. Почему наворачиваются слёзы? Глядя на всё эта волей неволей вспоминаешь, чем это всё закончилось, и становится дейсвтительно обидно, что столь огромный потенциал немецкой нации был столь бессмысленно и жестоко развеян и распылён на полях Европы. А распылять там было что.

Подавляющее большинство ненавидит нацизм, подавляющее большинство ненавидит Третий Рейх и то же самое подавляющее большинство ненавидит одного австрийского художника. Но, из-за всего этого лишь меньшинство (я очень скромный) способно не через призму, но через стекло лицезреть "Триумф..." и даже наслаждаться этим творением его виртуозных создателей. И никакая идеология, и никакая сила в мире не смогут отменить его вышеупомянутой художественной ценности и влияния на дальнейший мировой кинематограф (если верить различным источникам). Фильм, безапелляционно сильный и в высшей степени качественный, полностью подтверждающий талант режиссёрского "я" Лени Рифеншталь.

P.s. Всем, увлекающимся историей (и, в особенности, Третьего Рейха и Второй мировой), настоятельно рекомендую к просмотру.
Автор: Guest   (всего рецензий: 30, средняя оценка: 9.01)
13.08.2011
Просмотров: 5704
Оценка читателей: 9 из 10 (голосов 15)
Катинка для ВК
Подписывайтесь на нашу группу KinoNews.ru ВКонтакте, чтобы оперативно следить за нашими новостями.



Всего комментариев: 123
Lusi (Киноман), постов: 1681
14 августа 2011, 15:29
Аватарка пользователя Lusi
Бронзовый рецензент (средний балл рецензий между 7 и 7,99)
Guest писал(а) 14 августа 2011, 14:34
К своему стыду, "Олимпию" ещё не смотрел, да и заявление о революционности, признаю, было слишком громким. ...
Но мне кажется, у нас тоже масса документальных фильмов, где занята гигантская массовка, перемежающася с профилями великого вождя. И лиц фанатиков там достаточно, и торсы спортсменов-спортсменок вдохновляют. Или вы хотите сказать, что придворный оператор третьего рейха был более талантлив, чем наши? Или вас больше привлекает сама идея: наши-то пропагандировали своими торсами и лицами "как хорошо в стране советской жить" - идея, которая с трудом доказывается с помощью массовых сцен, а там "триумф воли" одного человека - это идея безусловно доказывается именно массовкой.

Andrew (Главный редактор), постов: 77489
14 августа 2011, 15:00
Аватарка пользователя Andrew
Guest писал(а) 14 августа 2011, 14:34
К своему стыду, "Олимпию" ещё не смотрел, да и заявление о революционности, признаю, было слишком громким. ...
В качестве наглядного пособия по истории фильм, конечно, уникальный. Только у придворных творцов есть в распоряжении неограниченные ресурсы, которые позволяют им создавать таке полотна. В этом их исключительность. Взять художника Давида, придворного живописца Наплеона. Его полотна в Лувре поражают воображение. В Германии был еще и архитектор Шпеер. Ну, или Церетели, как более близкий нам:)

Guest (Критик), постов: 3426
14 августа 2011, 14:34
Аватарка пользователя Guest
Больше 15 лет на сайте
15
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Andrew писал(а) 14 августа 2011, 1:16
Вообще-то это и снималось именно с целью пропаганды нацизма. С этой точки зрения "Олимпия" - более чистое искусство, ...
К своему стыду, "Олимпию" ещё не смотрел, да и заявление о революционности, признаю, было слишком громким. Но сам фильм меня поразил, причём завораживающими там были не только парады и марши, а подобной мегаломании в кино мне видеть ещё не доводилось, из-за чего я и осмеливаюсь называть её, в каком-то смысле, выдающейся. Такого уже не повторить. Кроме того, ни одна картина, на мой взгляд, не показывает столь правдоподобно и наглядно своеобразную истерию с примесью культа вождя, охвативших Германию в период интербеллума. Так что определённая ценность у картины всё же есть.

Lusi (Киноман), постов: 1681
14 августа 2011, 14:17
Аватарка пользователя Lusi
Бронзовый рецензент (средний балл рецензий между 7 и 7,99)
Andrew писал(а) 14 августа 2011, 1:08
При всем уважении, ничем кроме мегаломании столь свойственной всем придворным творцам тиранов - от египетских ...
Согласна. Но вообще - любопытно, что же вдохновляет столь критичного обычно автора.

Andrew (Главный редактор), постов: 77489
14 августа 2011, 10:29
Аватарка пользователя Andrew
HUNTERX писал(а) 14 августа 2011, 1:23
Если так лелеять форму, то суть может окончательно потеряться!:)
Суть - дело каждого автора. Мнения могут быть самые разные, они и должны быть самыми разными. Но форма определяет, интересно ли вникать в суть:)


Летописец (Критик), постов: 64848
14 августа 2011, 1:23
Аватарка пользователя Летописец
Больше 15 лет на сайте
15
Серебряный рецензент (средний балл рецензий между 8 и 8,99)
Andrew писал(а) 14 августа 2011, 1:17
С сутью не согласен. Но форма прекрасная:)
Если так лелеять форму, то суть может окончательно потеряться!:)

Andrew (Главный редактор), постов: 77489
14 августа 2011, 1:17
Аватарка пользователя Andrew
Guest писал(а) 14 августа 2011, 0:25
И всё за полтора часа.
С сутью не согласен. Но форма прекрасная:)

Andrew (Главный редактор), постов: 77489
14 августа 2011, 1:16
Аватарка пользователя Andrew
HUNTERX писал(а) 14 августа 2011, 1:12
Вы считаете это агитация к неонацизму?
Вообще-то это и снималось именно с целью пропаганды нацизма. С этой точки зрения "Олимпия" - более чистое искусство, там маса действительно интересных и передовых приемов съемки и монтажа. Но дело даже не в пропаганде как таковой. Дело в том, что ничего особо художественного в съемках военных парадов нет. Тысячи подтянутых мужиков в облегающей военной форме, в такт вскидывающие руки или ноги - это завораживает само по себе.

Летописец (Критик), постов: 64848
14 августа 2011, 1:12
Аватарка пользователя Летописец
Больше 15 лет на сайте
15
Серебряный рецензент (средний балл рецензий между 8 и 8,99)
Andrew писал(а) 14 августа 2011, 1:08
При всем уважении, ничем кроме мегаломании столь свойственной всем придворным творцам тиранов - от египетских ...
Вы считаете это агитация к неонацизму?

Andrew (Главный редактор), постов: 77489
14 августа 2011, 1:08
Аватарка пользователя Andrew
При всем уважении, ничем кроме мегаломании столь свойственной всем придворным творцам тиранов - от египетских фараонов до большевиков - Лени Рифеншталь не отметилась в истории. Не могу представить, какое именно влияние на кинематограф оказали ее работы. Кто-то пошел по ее следам? А что касается художественной ценности, то увы, сколь масштабной не была бы работа режиссера, запечатлевшего серийного убийцу, раскладывающего свои блестящие инструменты перед резней, рассуждать о ее художественной ценности как-то странно.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.



MySpace (Киноман), постов: 1468
сегодня, 3:07
MySpace
Этому мусору судя по сборищу бездарей на актёрах уже заочно можно ставить 1/10 .

yrenson (Киноакадемик), постов: 9362
сегодня, 1:14
yrenson
Надо посмотреть сначала,а потом уже и выводы делать. После Миратворца уже будет видно, потянет ли Ганн свои идеи или усё.

Jon Smith (Киноакадемик), постов: 6055
сегодня, 1:05
Jon Smith
...пока одни не знают, как лучше надеть трусы, другие достают свой джокер из кармана!

Jon Smith (Киноакадемик), постов: 6055
сегодня, 1:02
Jon Smith
...обороты сбавили, когда поняли, что дело труба. До сих пор не понимаю, как можно было столько безликих сериалов наснимать

Летописец (Критик), постов: 64848
сегодня, 0:35
Летописец
И почему сцена со скорпионом пока что самая крутая из всех в сериале. Это аналогия связанная с познанием. Все что мы познаем вызывает как страх, так и ... [читать далее]

Летописец (Критик), постов: 64848
сегодня, 0:30
Летописец
Похоже напечатанный коммент от 14 числа дал пищу для размышления)))
У меня теория по поводу Кавалье это гибридная сущность из 3 типов. А Настоящий живет ... [читать далее]

AleX (Критик), постов: 10396
вчера, 23:46
AleX
Я так думаю, что они смирились с этой провальной фазой КВМ и будут идти вабанк с очередными Мстителями.

заур_багиров (Критик), постов: 2856
вчера, 23:43
заур_багиров
Файги теперь на крючке,все последующие фазы провальные. Что он на это скажет?

заур_багиров (Критик), постов: 2856
вчера, 23:41
заур_багиров
Я вообще ничего не имею против Ганна. Но доверять вселенную которые снял провальную Отряд Самоубийц 2 это не профессионально с их стороны. Экспериментироли ... [читать далее]

Dienn (Зам. Главы Киноакадемии), постов: 8413
вчера, 23:34
Dienn
Файги бы лучше на собственной киновселенной сосредоточиться)



Фильм месяца
Постер к фильму Я знаю, что вы сделали прошлым летом
Реклама
Самые обсуждаемые материалы
Режиссер "Супермена" прокомментировал слухи о производственном бюджете
Новый фильм Зака Креггера стартовал лучше ранних прогнозов
Режиссер уверен, что реальность оказывается куда удивительнее фантастики
Награждения
Наши рекорды