Помнится, шесть лет тому назад (боже, как бежит время) автор этих строк писал рецензию на фильм "Темный рыцарь". Текст был о Готэме и готэмцах, но самой вкусной его частью был, разумеется, Джокер и, очень конспективно, его психологический профиль. Джокер — дьявол и темная лошадка, трикстер и аватар Локи, воплощение злой иронии судьбы, коварного и гениального озорства, ум без ответственности, играющий по своим правилам, не ради злого умысла, но исключительно ради игры и веселья, с обширным чувством черного юмора (вот оно стэндап-шоу от злобного шута без тормозов) и при этом редким честолюбием. Неотъемлемая черта Джокера - полная анонимность и отсутствие прошлого, и это главная интрига DC, которую убил Филлипс. При этом Джокер харизматичный и стильный джентльмен, по щелчку соблазняющий своего психиатра Харли, что осталось за рамками "Темного рыцаря", но все держат в голове, как и тот факт, что Хит был на тот момент секс символом своего поколения. Джокер Леджера по сути канон - жестокий, хладнокровный, изобретательный, не безумный, но явно иррациональный.
Тодд Филлипс как будто предлагает зрителю предтечу этого Джокера. "Открой тайну, несчастный, открой тайну" - но дверка открылась совершенно другая и два персонажа (Леджера и Феникса) оказались никак не преемственны друг другу, а во многом антиподы.
Канонический Джокер Леджера опасен, персонаж Феникса жалок. Джокер Леджера неустанный манипулятор, который с помощью пары пуль и канистры горючего ставит на уши весь Готэм, сталкивает всех лбами, несложными пасами извлекает на свет демонов Белого рыцаря Готэма, делая его маньяком, и т. д. Джокер Феникса пассивная жертва обстоятельств, дикий зверек, кусающий руку, загнавшую его в угол. Джокер Леджера вполне мачо — Джокер Феникса абсолютно не состоятелен как мужчина, т. е.как добытчик и производитель, возможно, и гомосексуален. Канонический Джокер Леджера мечтает увидеть мир в огне, сугубо ради грандиозности зрелища — Джокер Феникса тихо мечтает лишь о том, чтобы его заметили, заметили само собой доброжелательно. Трансформация одного Джокера в другого невозможна, как не может унылый меланхолик ни при каких обстоятельствах стать креативным уравновешенным сангвиником или не менее креативным неуравновешенным холериком.
Несколько слов об исполнителях этой иконы поп-культуры. Леджер бесстрашно взял на себя стопроцентную ответственность за персонаж, создал его с нуля, а не занимался скучным обживанием готовых апартаментов, приготовленных для него сценаристом и режиссером. Он стал Джокером, а не играл в него. Находиться с ним рядом в образе Джокера на съемочной площадке было весьма некомфортно и жутковато со слов коллег-актеров. Забавно, что это же самое говорили коллеги Билла Скарсгарда на съемках истории еще одного клоуна "Оно". Феникс не брал на себя ответственности хотя бы потому, что Филлипс списал своего Джокера с фрика и аутиста Феникса. Не удивлюсь, если режиссер ходил в процессе подготовки сценария по пятам за своим прототипом как когда-то Кейси Аффлек за Фениксом снимая псевдодокументалку "Я все еще здесь". Леджер вывернул себя наизнанку, перезагрузился полностью и предложил миру то, чего не существовало ранее. Он абсолютно органичен, потому что живет во вновь обретенной собственной ипостаси. Феникс во многом воспроизводит своих прежних персонажей-фриков, начиная с Джимми Эмметта в "Умереть во имя" и вплоть до Фредди в "Мастере", и моментами теряет почву под ногами и связь со своим персонажем, в которого играет, талантливо, нет спору, но с пробуксовками. Иррациональность поступков у Джокера Леджера идет от природного стиля мышления, только ему понятного, иррациональность Джокера Феникса идет от потерянности и утраты нити повествования. Забавно, что Джек Николсон попал на роль Джокера у Бертона, как и Феникс у Филлипса, тоже по прецеденту — пропуском стала его улыбка клинического психопата в "Сиянии". В итоге его Джокер довольно ординарен и никак не воплощенное безумие, скорее нарциссизм и пижонство, и несет на себе печать заслуженного артиста всея Америки Николсона со следами мании величия, который снизошел до участия в комиксах за беспрецедентный гонорар.
Многие критики пишут, что Хоакин Феникс гениально совместил в своем персонаже двух людей — Артура Флека и Джокера. Учитывая всё вышесказанное, "любые совпадения с реальными событиями и реальными персонажами города Готэма следует считать случайными", и из двух остается только Артур Флек, "бедный недоносок", обреченный на хождение по мукам, который всеми фибрами жаждет внимания, сочувствия, жалости, адресованной ему улыбки общества и скромного места под солнцем в этом самом обществе, которое его топчет. Попробовал бы кто-нибудь пожалеть Джокера Леджера!
Флек Феникса пополняет своей ролью галерею "тихих" и ярких психопатов кинематографа, многие их которых стали необратимой жертвой детских психологических травм, и оказывается в совершенно элитной актерской команде (Джилленхолл, МакЭвой, Бейл и т.д.) . Гуинплен в "Человек, который смеется" 1928, обезображенный в детстве, жертва козней злобного королевского шута. Марк из "Подглядывающего" 1960 — забитый молодой человек, жертва психологических экспериментов отца, убивающий женщин и фиксирующий момент убийства на пленку. Патрик Бейтман ("Американский психопат" 2000) — молодой человек с раздвоением личности, безупречный и успешный конформист при свете дня, зверствующий по ночам для разрядки; своеобразная репетиция Кристиана Бейла перед нолановским Бэтманом. Брюс Робертсон ("Грязь" 2013) — полицейский с диагнозом клиническая шизофрения, без тормозов и моральных принципов, страдающий от безумных галлюцинаций. Луи Блум ("Стрингер" 2013) — циник и беспредельщик, легко переступающий границы морали. Серийный убийца Джерри из ленты "Голоса" 2014 - душевно больной молодой человек, который живет в состоянии нескончаемой галлюцинации, обнаруживая в моменты просветления страшную правду о себе. Джек из ленты "Дом, который построил Джек " 2018 — вот кстати своего рода Джокер, имея в виду изобретательность и полную абсурдность убийств. С определенного ракурса в этом списке лишним не окажется и Майкл Трэвис ("О,счастливчик" 1973), жизненный путь которого пролегает от одной передряги к другой, но нужно сохранять хорошую мину при плохом раскладе и улыбку сквозь слезы. Все эти ленты балансируют на грани социального манифеста и индивидуального психоанализа (истории одного безумия), как и Джокер Филлипса. А вот к перезагрузке комикса в ленте Филлипса остаются вопросы и претензии.
Не стоит даже повторять, что лента хороший трибьют авторскому Голливуду, что это театр одного актера, которого моральный долг перед покойным братом заставляет играть вдвое круче и страннее, что операторская работа и саундтрек на высоте…
К сожалению, не успела посмотреть ленту второй раз, но непременно это сделаю. Место Джокера в моей киновселенной уже 10 лет без остатка заполнено Леджером, но кто знает…
P.S. Почему Филлипс во время рекламной компании так часто упоминал "Таксиста" Скорсезе? Артур Флек никого не спасает, только себя любимого, в отличие от Треэвиса Бикла. А вот Феникс спасает, в другой роли, в ленте "Тебя никогда здесь не было". У Филлипса так все перемешалось в голове?
| Год выхода: | 2019 |
| Жанр: | драма, кинокомикс, криминал, приключения, триллер |
| Страна: | США |
| Рейтинг: |
Рецензия к фильму "Джокер" от Constance
Некоторые заметки о Джокере
Просмотров: 4961
Оценка читателей: 9,41 из 10 (голосов 17)

Подписывайтесь на нашу группу KinoNews.ru ВКонтакте, чтобы оперативно следить за нашими новостями.
Всего комментариев: 129
Constance (Киноакадемик), постов: 17524
8 октября 2019 в 11:01
| |
|
12 |
Похоже, Джордж прав и пора писать еще одну рецензию.
Но пока еще раз об изначальной идее архетипа Джокера. Джокер - король хаоса. Люди для него муравейник, в который он сует прутик, чтобы полюбоваться как все приходит в движение. Муравейник ненавидит этот прутик, неважно, в чьих руках он находится, и ненавидит насилие. Джокер Филлипса король отверженных. Король не потому что лидер, а потому что череда обстоятельств вынесла его как щепку на всеобщее обозрение. Толпа подхватила эту щепку на руки как символ раскрепощения, который больше похож на оправдание собственного беспутства, и в его лице поклоняется насилию. Конец. Конец идеи. Конец Джокера. Конец игры, "веселья" и черного юмора. |
123456789 (Критик), постов: 14743
7 октября 2019 в 22:01
| |
|
14 |
Steve Austin писал(а) 7 октября 2019 в 20:36 Не знаю, спойлеры или не совсем. Я, кстати, по-другому эту сцену видел. Мне с репетиции дома на диване казалось, что ... теже мысли. только самоубийство не ради шутки, а в качестве пощечины Мюррею |
123456789 (Критик), постов: 14743
7 октября 2019 в 21:56
| |
|
14 |
darkwhite писал(а) 7 октября 2019 в 21:42 ну так поэтому великолепный фильм где следишь за всем процессом) ну так за "джокером" тоже следишь, просто эмоции не получаешь. суть ясна. эмоций нет. (во всяком случае у меня во время просмотра) |
brune (Глава Киноакадемии), постов: 26983
7 октября 2019 в 21:49
| |
|
16 |
Steve Austin писал(а) 7 октября 2019 в 20:36 Не знаю, спойлеры или не совсем. Я, кстати, по-другому эту сцену видел. Мне с репетиции дома на диване казалось, что ... Подписываюсь |
darkwhite (Критик), постов: 32126
7 октября 2019 в 21:42
| |
|
14 |
123456789 писал(а) 7 октября 2019 в 21:35 настолько грязь может сначала повеселить, а потом расчувствовать ну так поэтому великолепный фильм где следишь за всем процессом) |
123456789 (Критик), постов: 14743
7 октября 2019 в 21:35
| |
|
14 |
darkwhite писал(а) 7 октября 2019 в 21:31 А где комедия в Джокере?:)) Феникс три раза повторил что он думал что его жизнь это комедия а не трагедия)) Настолько ... настолько грязь может сначала повеселить, а потом расчувствовать |
darkwhite (Критик), постов: 32126
7 октября 2019 в 21:31
| |
|
14 |
TREADSTONE писал(а) 7 октября 2019 в 20:56 "Правила для всех одни" Концовка - взрыв эмоций) Он хоть кому то помог) |
darkwhite (Критик), постов: 32126
7 октября 2019 в 21:31
| |
|
14 |
123456789 писал(а) 7 октября 2019 в 21:18 вот кстати точно. в "грязи" более болезненней выглядит герой. и ты это ощущаешь. в отличие от "джокера". ... А где комедия в Джокере?:)) Феникс три раза повторил что он думал что его жизнь это комедия а не трагедия)) Настолько сценарий пустой на содержания?:))) |
123456789 (Критик), постов: 14743
7 октября 2019 в 21:18
| |
|
14 |
Constance писал(а) 7 октября 2019 в 20:53 Вот бегом и еще быстрее! Это кайф полный. МакЭвой фору даст Фениксу одним движением мизинца)) вот кстати точно. в "грязи" более болезненней выглядит герой. и ты это ощущаешь. в отличие от "джокера". и "грязь " демонстирует данное с середины ленты, так как до середины лента имеет другую тональность- полукомедийную! |
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.
Главные материалы сайта:
Сегодня в 18:43
| |
|
Так Ридди и назвал фильм по-другому. И герои - не Рипли и не Ксеноморф. И тема вообще про Инженеров
| |
AleX (Критик), постов: 10790
Сегодня в 18:32
| |
|
Так её уже сняли, Прометей называется)))
| |
AleX (Критик), постов: 10790
Сегодня в 18:29
| |
|
Вполне нормально в Голливуде не работает. Такие успешные фильмы обречены , чтобы перерасти во франшизы с глубоко продуманной мифологией, лором и мерчем. ... [читать далее]
| |
s338 (Киноман), постов: 316
Сегодня в 18:27
| |
|
А что мешает снять 5ю серию сейчас?
| |
друг (Зритель), постов: 391
Сегодня в 18:04
| |
|
Кемерон как мне кажется в Чужих вполне нормально закончил Историю Рипли дав ей заботу о Ньют как о дочери зачем все эти выкрутасы в чужом-3 со смертью ... [читать далее]
| |
AleX (Критик), постов: 10790
Сегодня в 17:51
| |
|
Пару серий можно и пересмотреть.
| |
Jon Smith (Киноакадемик), постов: 6884
Сегодня в 16:54
| |
|
...зато сериал по Чужому какой "шикарный" получился! уже хочется сесть, да пересмотреть
| |
Jon Smith (Киноакадемик), постов: 6884
Сегодня в 16:52
| |
|
...по стопам Марвел шагает! там таких сериалов с "безликими" персами уже было
| |
Black (Админ), постов: 3883
Сегодня в 16:51
| |
|
Бездарный сюжет и отвратительные битвы. Сражения на мечах подошли бы фильму годов 60-х. И жуткий мисткаст. Все очень плохо.
| |
Slonvpro (Новичок), постов: 3
Сегодня в 16:51
| |
|
Учитывая что ещё во времена "когда можно было" вышла подобная дрянь (я про попытки экранизации), страшно представить что будет сейчас.
| |
Реклама
| 1 | Нэчжа побеждает Царя драконов | 9.1 |
|---|---|---|
| 2 | Девочка, покорившая время | 8.71 |
| 3 | Ночи Кабирии | 8.42 |
| 4 | Эдем | 8.27 |
| 5 | Порко Россо | 7.84 |
| 1 | Кончится лето | 7.15 |
|---|---|---|
| 2 | Финист. Первый богатырь | 6.71 |
| 3 | Батя 2: Дед | 6.5 |
| 4 | Последний ронин | 6.5 |
| 5 | Красный шелк | 6.44 |
| 1 | Одиссея | 9.53 |
|---|---|---|
| 2 | Биошок | 9.19 |
| 3 | Грань будущего 2 | 9.05 |
| 4 | Дикая банда | 8.89 |
| 5 | Проект "Аве Мария" | 8.75 |
| 1 | Властелин колец 3: Возвращение Короля | 9.5 |
|---|---|---|
| 2 | Побег из Шоушенка | 9.46 |
| 3 | Терминатор 2: Судный день | 9.45 |
| 4 | Властелин колец 2: Две крепости | 9.4 |
| 5 | Форрест Гамп | 9.4 |
| 1 | Побег из Шоушенка | 9.46 |
|---|---|---|
| 2 | Крестный отец | 9.17 |
| 3 | Темный рыцарь | 9.12 |
| 4 | Крестный отец 2 | 8.96 |
| 5 | 12 разгневанных мужчин | 9.15 |
| 1 | Во все тяжкие | 9.46 |
|---|---|---|
| 2 | Место встречи изменить нельзя | 9.38 |
| 3 | Игра престолов | 9.27 |
| 4 | Михайло Ломоносов | 9.25 |
| 5 | Гордость и предубеждение | 9.13 |
Самые обсуждаемые материалы
Стали известны стартовые сборы нового фильма об инопланетном охотнике
Студия Disney заявила о своих "оскаровских" амбициях для экранизации комиксов
Актриса уточнила причину закрытия кинопроекта Нила Бломкэмпа
Наши рекорды








Но пока еще раз об изначальной идее архетипа Джокера. Джокер ...