Эпоха VHS, казалось бы, уже давненько канула в небытие и отзывалась лишь в чертогах наших воспоминаний. "Кряхтит что-то на своём, старческом". Перестройка в 80-подарила товарищам первые подпольные киносалоны, лихие 90-ые привнесли славные и дружеские вечерние посиделки перед экранами жирненьких ЛТ телевизоров, подключенными к видаку. А вот нулевые стали самой масштабной переворотной страницей в истории индустриализации кинобизнеса. Переход на всевозможные компакт диски, первые стриминги, интернет пиратство и многое другое смело двигало индустрию к сегодняшнему моменту. Но тогда многим из нас не светила и малая часть из этого достояния. Нам оставалось либо посещать видеосалоны, либо ходить друг к другу в гости для просмотра какого-нибудь боевичка или же просто обмениваться кассетами VHS, которые так часто ленились отматывать к началу и так боязливо засовывали в магнитофон, мечтавшего зажевать плёнку. Гаврилов, Живов, Михалёв, Володарский стали нашими картавыми и гнусавыми проводниками в мир Голливуда на то время. В то время, когда каждый новый фильм был чем-то большим, чем просто фильм. Тогда-то многие из нас и познакомились не только с классикой кино, боевиками со Шварцом и Сталлоне, комедиями и мелодрамами, но и, конечно, с ужастиками. Среди них для меня всегда особо выделялся один, который обладал невероятно жуткой атмосферой, поглощающей меня от ужаса с каждым просмотром всё глубже в свои объятия.
Мрачная лента повествует об отдалённой базе американских полярников в Антарктике, столкнувшихся с инопланетной формой жизни, само понятие жизни для которой весьма не естество и деструктивно, что само собой, разумеется, заставляет полярников взяться за огнемёты и взрывчатку, дабы не дать существу сделать всех едиными. Но как распознать существо, если оно выглядит, как твой товарищ, а может и вовсе является и тем, и другим одновременно? Особенным шармом такого сюжета ленты является то, что он не будет и пытаться дать зрителю четких ответов на всё происходящее, заставляя его томно чесать свою репу в поисках ответов на всевозможные вопросы. А как он? А почему не? Что за? Как так то? Да что же это такое? Что же вы себя не бережёте то, полярнички? Одновременно с этим монотонно подводя всё действие к своему закономерному по-Карпентовски хоррор финалу. И это неудивительно, ведь за рулём проекта стоял не кто иной, как Джон Карпентер, заслешеривший своим вторым фильмом целый жанр. Задолго до него уже делались попытки экранизировать роман Джона Кэмпбелла-млд "Кто идёт?", но тогда на экраны вышел в прямом смысле Франкенштейн из глубокого космоса, потерявший основную параноидальную суть первоисточника. Чего с лихвой хватило в новой экранизации. А вот чего не хватило, так это толики везения. Выход в один период вместе с семейным, кассовым гигантом впоследствии, "Инопланетянином" Спилберга принёс Джону не только крах его кинокартины, но и довольно таки затяжную депрессию на фоне такой крупной неудачи. Одновременно с этим блистательный и вгоняющий в неустанную тревогу трек Эннио Морриконе был номинирован на худший саундтрек года. Выкусите, критики.
К чему никогда не возникало ни у кого претензий, так это к гриму и практическим эффектам. В то время мало кому удавалось настолько искусно подойти к творческому процессу и не стагнировать к концу съёмок. Совсем юный, буквально вчерашний школьник, Роб Боттин и будущий маэстро практических эффектов Стэн Уинстон работали не просто не покладая рук, но буквально на полный износ. Да так, что Роба госпитализировали со съёмочной площадки с признаками серьезного истощения, после которого впоследствии ему пришлось ещё долго восстанавливаться. Но результат оказался в итоге пошедевральному достойным. И спустя более 40 лет всё ещё достоин. Боттин старался использовать все доступные и известные технологии, попутно комбинируя их. При этом применяя совсем нетрадиционные материалы в изображении внешних черт существа. Варенье и майонез – намажь и отрежь! Просто невозможно поверить, что на все практические эффекты студией было выделено всего 1.5 млн. долларов. Хотя изначально сумма была вдвое меньше.
При этом сценарный скелет держится отнюдь не на эффектах. А, как ни странно, на экранной химии между "гачимучи" персонажами, запертыми в одном помещении с нечто, в атмосфере неутихающей паранойи. Карпентер тогда сильно устал от быстро ставшего классическим хода с туповатыми подростками, умирающими от вездесущего маньяка. Ему захотелось перетряхнуть жанр, освежив его образованными персонажами, которые могут-таки совершать умные поступки наперекор жанру ужасов, но со своими "глупыми" условностями. И роман о группе полярников пришёлся как нельзя кстати. Отсутствие женского героя при просмотре, кажется, вообще не вызывает не то, что удивления, а просто остаётся без внимания. База посреди ничего, бородатые и суровые вахтовики, штормовые метели, леденящий до жути холод за бортом, а также хтоническое одиночество на тысячи миль. Одним словом каторга. И чего там делать девушке? Другим немаловажным фактором в пользу выбора истории выступило то, что Карпентеру ранее уже приходилось работать с подобным материалом. "Нападение на 13-ый участок" стал вольным творческим ремейком на одну из лучших картин о вестернах "Рио Браво". Но при всём при этом это уже была невероятно мрачная и кошмарная поэма в иррациональной атмосфере параноидального безумия. И эта неимоверная жестокость и травмирующая психопатия, показанные в картине, сыграли "Нечто" как раз на руку.
В касте у Карпентера редко бывает, что кто-то из актёров находится не на своём месте, и данная лента не стала исключением. Несмотря на то все полярники великолепно запоминаются и своими характерами, и харизмой, и актёрской игрой, заметнее всех выделяются персонажи Курта Рассела и Кита Дэвида. И это неудивительно, ведь Курт уже оказывался в одной творческой дрезине с Джоном. А Кит в дальнейшем примет приглашение режиссера сняться в другой своей культовой ленте "Чужие среди нас". Развитие сюжета и взаимоотношений между ещё вчерашними приятелями будут походить на переполненную кастрюлю с водой, поставленную прямиком на горячую плиту, которая вот-вот закипит. Отсутствие связи и полное непонимание происходящего наполнят замкнутую базу пронизывающей атмосферой зловещей паранойи и шизофренического поведения. Найденное в глубинах полярного льда инопланетное нечто стремится лишь к одному – к полной ассимиляции объекта. И лишь благодаря научному и здравому подходу одного из ученых, группе удаётся многое узнать о госте. О его слабостях, его возможностях, его цели. Но вот ведь незадача. А что если человек, стоящий напротив тебя, а ещё хуже - позади, уже и вовсе не человек? Кому можно довериться? А кого начинать подозревать? В подобной гнетущей атмосфере и происходит львиная доля фильма, где невольно и сам зритель становится участником арктического ужаса, абсолютно не понимая, кто из героев окажется не человек и, главное, в какой момент. Этого не разумели и сами создатели.
Картина при этом мастерски сочетает в себе множество поджанров хоррор тематики. Поведенческий хоррор идеально комплектуется боди тематикой, триллер тесно переплетается с детективной составляющей, даже боевик уместно перекликается с хтонической неизвестностью в атмосфере Лавфкравтовского безумия. И всё это под скрежещущие металлические отзвуки и зловещие постукивания от Морриконе, тончайше, как никогда, уловившего суть окутавшего полярников страха перед неизвестным и малопонятным организмом. Этакая минималистичная синтезаторная композиция, где повторяющиеся ноты придают звучанию, будто бы, ритм сердцебиения, которые вызывают невыносимую безысходность и чувство необузданной паники. Всё это мастерски дополнялось бесподобной аниматроникой с тоннами настоящих кишок и ошметков, где кишели литры звериной крови и десятки органов. Создатели невероятно основательно и в тоже время совсем просто подошли к изображению растерзанных тел на экране. В "восторг" пришли все, за что искренне и со всей любовью "благодарили" создателей. Непосредственная жестокость вообще всегда была особой чертой Карпентера, основным лейтмотивом творчества так сказать. За что его не единожды упрекали даже близкие люди и часто коллеги по цеху, а некоторые и вовсе заявляли о нездоровом состоянии гения режиссёра.
"Нечто" – это один из самых уникальных и самобытных проектов 80-ых. Зрители как-то привыкли, что сюжет всегда чётко определяет мотивы пришельцев. Захватить ресурсы, убить всех человеков, поработить планету, защитить Землю от человечества, войти в дружеский контакт, поделиться технологиями либо научить уму разуму. Но подобное можно увидеть в исключительно редких случаях. Сразу на ум приходит Станислав Лем со своими глубокими и рассудительными историями, где антропоцентризм теряет свою главенствующую роль во вселенной. Какой преследует мотив Нечто? Что же стоит за его действиями? Ненависть? Злоба? Страх? Природный или же привитый инстинкт? Испуг за себя? За нас – как за отбитую от коллектива единицу? Стараясь абстрагироваться от приквела, можно много о чём поразмыслить в этой истории. Ведь даже Карпентер ничего не знает о природе данного метаморфа и что же точно случилось на инопланетном корабле. Но дай волю фанатам. Дискуссии среди них не утихают даже спустя 40 лет после премьеры фильма. Люди делятся предположениями и догадками, ищут ответы, выискивают в ленте подсказки, задают вопросы. И, наверное, хорошо, что начальная сцена фильма, открывающая завесу множества тайн, так и не была отснята полностью, улетев навсегда в мир забракованных историй. Возможно, именно в этой зловещей таинственности с параноидальной психопатией и заключается всё великолепие данной картины, которая и сегодня смотрится всё в той же будоражащей атмосфере безумия и страха перед неизвестным. А открытая концовка под пробирающие до жути партитуры страстно ужасающе подчеркивает эту безысходность и беспомощность перед ним.
Год выхода: | 1982 |
Жанр: | детектив, триллер, ужасы, фантастика |
Страна: | США |
Рейтинг: |
Рецензия к фильму "Нечто" от Maiki
Нечто... страшненькое
Просмотров: 1652
Оценка читателей: 9,5 из 10 (голосов 12)

Подписывайтесь на нашу группу KinoNews.ru ВКонтакте, чтобы оперативно следить за нашими новостями.
Всего комментариев: 36
John23 (Критик), постов: 28348
24 сентября 2023, 20:22
| |
![]() ![]() 8 ![]() ![]() |
Ещё комиксы есть, продолжающие сюжет фильма. Только не знаю, в комиксах такой же сюжет как в компьютерной игре или другой. |
xen04158603 (Киноакадемик), постов: 27955
24 сентября 2023, 20:21
| |
![]() 14 ![]() ![]() |
John23 писал(а) 24 сентября 2023, 20:15 Так я потому и спрашиваю, про то какие там были "глупые" условности, потому что я, например, в сюжете таких ... Я сам фильм уже плохо помню, вспоминаю налету. Там оказывается не вскрытие было, а врач хотел сделать массаж сердца вроде, с печальным исходом. Но тогда все вроде знали про способность пришельца к мимикрии. |
John23 (Критик), постов: 28348
24 сентября 2023, 20:21
| |
![]() 8 ![]() ![]() |
Недавно узнал, что была компьютерная игра, вроде 2002-го года, сюжетно продолжающая фильм Карпентера. Там вскоре прилетали военные, взрывали американскую станцию, а потом на норвежской станции солдаты уже сталкивались с Нечто. |
John23 (Критик), постов: 28348
24 сентября 2023, 20:17
| |
![]() 8 ![]() ![]() |
xen04158603 писал(а) 24 сентября 2023, 20:10 Ты словно решил обосновать свою девятку)
Бери пример с Брюн: "Попорчу чуть тебе статистику, не держи зла")) Я бы и при десятке задал эти вопросы. |
John23 (Критик), постов: 28348
24 сентября 2023, 20:15
| |
![]() 8 ![]() ![]() |
xen04158603 писал(а) 24 сентября 2023, 20:07 Так потому и в кавычках, что глупо с нашей точки зрения, зрителей, а не с их там. Так я потому и спрашиваю, про то какие там были "глупые" условности, потому что я, например, в сюжете таких условностей не помню. Ну разве что с постройкой мини НЛО, но может это был и не космический корабль, а более простое средство передвижения. Вот ты упомянул сцену про вскрытие - я в ней ни чего глупого сейчас вспомнить не могу. |
Летописец (Критик), постов: 64379
24 сентября 2023, 20:15
| |
![]() 15 ![]() |
John23 писал(а) 24 сентября 2023, 20:10 А один из заражённых полярников-то чё там собирал, летающую тарелку? Из каких запчастей он её там собирал?:) Может ... Летающая тарелка была сделана из оставшихся частей вертолета, снегоходов. |
xen04158603 (Киноакадемик), постов: 27955
24 сентября 2023, 20:11
| |
![]() 14 ![]() ![]() |
John23 писал(а) 24 сентября 2023, 20:10 А один из заражённых полярников-то чё там собирал, летающую тарелку? Из каких запчастей он её там собирал?:) Может ... Чисто как в повести. |
xen04158603 (Киноакадемик), постов: 27955
24 сентября 2023, 20:10
| |
![]() 14 ![]() ![]() |
John23 писал(а) 24 сентября 2023, 20:03 Я не просто так выделил слово "глупый". Ты словно решил обосновать свою девятку)
Бери пример с Брюн: "Попорчу чуть тебе статистику, не держи зла")) |
John23 (Критик), постов: 28348
24 сентября 2023, 20:10
| |
![]() 8 ![]() ![]() |
А один из заражённых полярников-то чё там собирал, летающую тарелку? Из каких запчастей он её там собирал?:) Может это просто был супер-снегоход в форме тарелки?:) Вспомнился фильм "Супер 8", где инопланетянин собирал космический корабль из тостеров, микроволновое и тому подобного:) |
xen04158603 (Киноакадемик), постов: 27955
24 сентября 2023, 20:07
| |
![]() 14 ![]() ![]() |
John23 писал(а) 24 сентября 2023, 20:03 Я не просто так выделил слово "глупый". Так потому и в кавычках, что глупо с нашей точки зрения, зрителей, а не с их там. |
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.
Главные материалы сайта:
![]() сегодня, 13:38
| |
Ахахаха даже смешно читать.
Тебе обещают карьерный рост и сразу домогаются. А сразу уйти |
Dienn (Зам. Главы Киноакадемии), постов: 7967
сегодня, 13:33
| |
Это было бы плохо, если б проект позиционировал себя как разговорная драма) Но вроде как всем очевидно, что главное в фильме как раз сами гонки, великолепно ... [читать далее]
|
Dienn (Зам. Главы Киноакадемии), постов: 7967
сегодня, 13:31
| |
Вообще не могу не отметить, какие отвратные тексты у многих рецензентов на Томатах. Высокопарные настолько, что и после третьего прочтения не поймешь ... [читать далее]
|
Andrew (Главный редактор), постов: 77049
сегодня, 13:29
| |
Так разве это не ужасно, "когда герои затыкаются":) Это ж и говорит, что никакой актерской игры и персонажей там нет, только картинка и спецэффекты:)
|
Dienn (Зам. Главы Киноакадемии), постов: 7967
сегодня, 13:29
| |
Ага, при этом похвала Зеглер буквально в каждой рецензии ;)
А вы почитайте рецензии не таких однозначно отвратных проектов, а например «Громовержцев» ... [читать далее] |
Andrew (Главный редактор), постов: 77049
сегодня, 13:28
| |
О, ну, это, конечно, будущий блокбастер:) Если будет удачным, то может стать круче Чебурашки:)
|
Rain Man (Новичок), постов: 36
сегодня, 13:28
| |
Причём не вместе, а за рулём в его кабине, и прямо на трассе)
|
Dienn (Зам. Главы Киноакадемии), постов: 7967
сегодня, 13:24
| |
И далее: «Однако это легко простить (и даже позабыть) когда герои затыкаются и едут»))
И в других рецензиях: «Харизма Питта бьет ключом»; «Невероятно ... [читать далее] |
Язон ДинАльт (Критик), постов: 1433
сегодня, 13:23
| |
Опять афроамериканец белого. До этого Паф Диди Джастина Бибера, сейчас Тайлер Дерека
|
brune (Глава Киноакадемии), постов: 26712
сегодня, 13:23
| |
что за ерунда
|
Фильм месяца
Дата выхода: | 20 июня 2025 |
Страна: | США |
Жанр: | драма, комедия, мультфильм, приключения, семейный, фантастика, фэнтези |
Режиссер: | Эдриан Молина |
В главных ролях: | Йонас Кибриб, Зои Салдана |
Реклама
1 | Порко Россо | 7.83 |
---|---|---|
2 | Мелочи жизни | 7.64 |
3 | Анора | 7.5 |
4 | Кончится лето | 7.5 |
5 | Рейс навылет | 7.29 |
1 | Лунтик. Возвращение домой | 7.8 |
---|---|---|
2 | Красный шелк | 7.5 |
3 | Кончится лето | 7.5 |
4 | Батя 2: Дед | 7.2 |
5 | Огниво | 7.05 |
1 | Одиссея | 9.69 |
---|---|---|
2 | Биошок | 9.19 |
3 | Грань Будущего 2 | 9.09 |
4 | Формула 1 | 9.08 |
5 | Дикая банда | 8.89 |
1 | Властелин колец 3: Возвращение Короля | 9.48 |
---|---|---|
2 | Побег из Шоушенка | 9.44 |
3 | Терминатор 2: Судный день | 9.43 |
4 | Форрест Гамп | 9.4 |
5 | Властелин колец 2: Две крепости | 9.39 |
1 | Побег из Шоушенка | 9.44 |
---|---|---|
2 | Крестный отец | 9.11 |
3 | Темный рыцарь | 9.12 |
4 | Крестный отец 2 | 8.88 |
5 | 12 разгневанных мужчин | 9.15 |
1 | Во все тяжкие | 9.40 |
---|---|---|
2 | Игра престолов | 9.21 |
3 | Если наступит завтра | 9.07 |
4 | Место встречи изменить нельзя | 9.00 |
5 | Семнадцать мгновений весны | 8.96 |
Самые обсуждаемые материалы
Режиссер прокомментировал требования фанатов Зака Снайдера бойкотировать перезагрузку киновселенной
Спортивная драма получила высокие оценки западных кинокритиков
Режиссера забавляет, что лазерные лучи из глаз смущают зрителей меньше, чем красные трусы
Награждения
Наши рекорды