Рецензия к фильму "Необратимость" от Constance

Психоделическое путешествие

Экстремист, бунтарь, гомофоб, провокатор, мизантроп, маргинал, разгневанный радикал, очередной enfant terrible, терроризирующий истеблишмент — такова реакция общественности на творчество Гаспара Ноэ. Все это в какой-то мере можно отнести к его фильмам, но это слишком поверхностная оценка, не исчерпывающая и 5% творческих устремлений Ноэ.

Если бы Ноэ ограничился в «Необратимости» только описанием изнанки глянца — парижские трущобы, наркоманы и сутенеры, геи и лесбиянки, трансвеститы и добропорядочные буржуа без привычных «дневных» масок, агрессия и насилие — его можно было бы упрекнуть в излишнем экстремизме и человеконенавистничестве. Однако он делает не ознакомительную докуметалку о социальном дне, от ужасов которого в любой момент можно дистанцироваться, находясь на другом конце социальной лестницы. Он делает психоделическое путешествие в наше подсознание, в псевдореальный и галлюциногенный мир, от которого дистанцироваться невозможно, это наши страхи и наши сны. Словами профессора Преображенского: разруха не в клозетах, а в головах (М.А.Булгаков, «Собачье сердце»). И именно невозможность отвернуться от этих страхов так шокирует публику.

Ноэ великолепен и абсолютно виртуозен. Фильм начинается с кровавой, агрессивной, «варварской», красно-черной и абсолютно мужской галлюцинации (сна), в которой зритель присутствует в качестве духа, вместе с камерой паря в пространстве. Здесь клоака города с самыми грязными секретами и ад подсознания с самыми страшными инстинктами, с бьющим по нервам желтым и красным неоном и дребезжащим звуком. «Не город, а царство педиков», как комментирует кто-то из персонажей. В этой псевдореальности кто-то постоянно напоминает, что настоящий мужчина обязан найти насильника и отомстить. В этой части собран весь тестостерон фильма, насилие над главной героиней и ответная месть в форме брутальных разборок. Кстати, в сцене насилия в тоннеле камера, напротив, мертво фиксирована и неподвижна, и мы на время цепенеем вместе с ней.

Очень постепенно, откручивая события назад, где-то ко второй половине фильма Ноэ выводит нас на более-менее твердую почву реальности. В равновесный в координатах инь-ян мир. Александра (Моника Белуччи) со своим бывшим бойфрендом Пьером (Альбер Дюпонтель) и нынешним Маркусом (Венсан Кассель) едут на вечеринку. Здесь камера не кружится в пространстве, картинка «устойчивая», цвет и свет не раздражают, обстановка вполне нейтральная и комфортная, вокруг пассажиры подземки. Пикантна, но впрочем, вполне буржуазно-благопристойна, только беседа — краткий путеводитель по интимной жизни. Вопреки своей краткости она в некотором роде стоит многостраничной библии секса, поскольку содержит две-три основополагающие здравые заповеди. Сценарные диалоги, как следует из интервью, были весьма лаконичны и актеры в кадре импровизировали «на тему».

Еще немного назад — и мы оказываемся в начале истории и в начале рокового вечера. Мирная, благополучная, любящая красивая пара в уютном и дорогом доме, выдержанном в пастельных тонах, с обилием светильников с мягким светом, зеленью за окном. Все дышит расслабленной чувственностью. Но это обманчивое спокойствие уже содержит в себе будущий кошмар — Алекс рассказывает, что видела неприятный сон про красный тоннель, который ломается пополам, а Маркус мимоходом упоминает, что не прочь заняться с ней анальным сексом. Несколько раньше Алекс рассказывает мужчинам, что читает книгу, в которой постулируется, что будущее предначертано и содержится в настоящем. Собственно этот красный тоннель и эти сексуальные фантазии Ноэ и обыгрывает, перефразируя, в первой части фильма. Вообще тему снов и подсознания/сознания Ноэ педалирует постоянно по ходу фильма, и не только визуально. Алекс рассказывает свой сон, Пьер делится, что ему снится, что он спит. Маркусу в первой красно-черной «серии» говорят, что он слишком вялый и должен проснуться. Сам Маркус бросает реплику — мое сознание как чистая горная река.

В самом конце Ноэ опять погружает нас в сон (видение), но теперь уже женский и самодостаточный, сон Алекс, альтернативный первому «урбанистическому», с зелеными лужайками, голубым небом в нежных облаках, играющими детьми, ее собственной беременностью и постером «2001: Космической одиссея» Кубрика (истории о том, кто мы и зачем мы). И опять мы кружимся вместе с камерой как бесплотный дух, а Ноэ позволяет нам несколько расслабиться. Этот финал определенно контрастирует с представлением о режиссере как экстремисте и террористе. Такую концовку мог сделать скорее мессия, вложив в нее несложный и гуманный посыл — жизнь хрупка, безоблачное счастье лишь миг, а время разрушает все. Небрежно оброненное слово, импульсивное действие, глупая мелочь и нелепая фантазия могут необратимо нарушить это хрупкое равновесие. В мгновение человек может потерять все, что имеет. «Мгновенье, прекрасно ты, продлись, постой!» (И.В.Гете, «Фауст»). В самом начале фильма произносится фраза «нужно помнить о радости», и к этому же настрою мы возвращаемся, сделав круг.

Выбор Моники Белуччи и Венсана Касселя на роли главных героев почти безальтернативен. Моника по архетипу — Мадонна. Как Мадонны Рафаэля. Сложно представить, что к ней может прилипнуть мирская грязь, в какую бы среду она не попала, чем бы не занималась, и какой бы «буржуазной сукой» ее не называли в фильме. В Венсане заключена слегка дьявольская харизма. Их союз как брак монахини с сатаной, невинности и искушенного насилия и порока. Здесь все это как нельзя более кстати. Алекс по сюжету несколько слишком идеальна для своего партнера Маркуса, который может быть внимателен и заботлив, но чаще предпочитает быть «клоуном», «обезьяной», «придурком», озабоченным подростком и крайним эгоистом. И Алекс для него иногда не более чем «прекрасная вещь». Собственно ее раздражение его шутовством и заставило ее выйти одной на злые улицы, что стало отправной точкой катастрофы. В какой-то степени Пьер — зеркальное отражение Маркуса и лучшее, что есть в нем, ангельская и альтруистическая часть его подсознания. Но это деление на абсолютно, и когда Маркус в первой адреналиновой галлюцинации в какой-то момент сам становится беспомощной жертвой, он делегирует свои полномочия мстителя Пьеру, и тот оказывается едва ли не главным бепредельщиком во всей истории.

Известная радикальность фильма и его отчасти сюрреалистическая и отчасти постмодернистская форма делают его очень современным произведением. Но так ли далеко Ноэ ушел от старой доброй классики? Напомню, сколько жестокости и агрессии хотя бы у графа Толстого в «дамском» романе «Анна Каренина». Появление Анны на страницах романа совпадает с дурным предзнаменование — путевого обходчика на вокзале пополам переезжает паровозом, и почти буквально та же участь уготована самой Анне. Анне тоже снятся кошмары, есть и «красный» кошмар, в котором лохматый карлик что-то колдует в темном углу и бормочет по-французски «родами, родами умрете матушка». И она едва не умирает, несколько дней остается в горячечном галюциногенном бреду, в котором пытается примирить и свести воедино своих мужчин, мужа и любовника. Позже окончательно подсаживается на морфий, а Толстой не раз упоминает о ее «демонах» и разорванности сознания. Граф Вронский успевает в неудачном падении на скачках сломать шею любимой лошади Фру-Фру и это метафора его отношений с Анной; позже неудачно стреляется. Анна ломает жизнь и карьеру двум светским баловням, блестящему офицеру Алексею Вронскому и не менее блестящему государственному чиновнику Алексею Каренину. Представляю, какую психоделию мог бы сделать из Толстого Гаспар Ноэ!

В целом фильм визуально безупречный, очень изобретательный, чувственный, с живым современным саундтреком и классикой Бетховена. Сюжет столько же простой, сколько и невероятный. В целом это кропотливая, изящная, эстетская и глубокая работа, сделанная мастером, который сам писал сценарий, снимал и монтировал картину. Смотреть непременно!!
Автор: Constance   (всего рецензий: 72, средняя оценка: 9.18)
01.09.2013
Просмотров: 18817
Оценка читателей: 9,5 из 10 (голосов 16)
Катинка для ВК
Подписывайтесь на нашу группу KinoNews.ru ВКонтакте, чтобы оперативно следить за нашими новостями.



Всего комментариев: 200
Constance (Киноакадемик), постов: 17348
2 сентября 2013, 17:43
Аватарка пользователя Constance
Больше 12 лет на сайте
12
Звезда сайта 2017 года
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Jay писал(а) 2 сентября 2013, 17:41
это зависит от толщины стен и соседей
Да ладно, в луга, в стог сена. В горы нельзя - может случиться недоброе

Hasanov (Критик), постов: 13885
2 сентября 2013, 17:43
Аватарка пользователя Hasanov
Больше 13 лет на сайте
13
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
ЛЕОН писал(а) 2 сентября 2013, 17:42
меня начинает клонить в сон
Ну иди поспи, а то устал наверное)

ЛЕОН (Зритель), постов: 78
2 сентября 2013, 17:42
Аватарка пользователя ЛЕОН
Hasanov писал(а) 2 сентября 2013, 17:37
А зачем? Чтоб потом успокаивать ?)))
меня начинает клонить в сон

Steve Austin (Критик), постов: 5860
2 сентября 2013, 17:42
Аватарка пользователя Steve Austin
Больше 13 лет на сайте
13
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
MiB писал(а) 2 сентября 2013, 17:41
А дальше и того хуже - И в рецензии, и в моих комментариях все абсолютно прозрачно и абсолютно по-русски. Если бы ...
Опять же, в защиту, там написано "по-разному", то что вы можете подумать не отменяет этого факта.

Constance (Киноакадемик), постов: 17348
2 сентября 2013, 17:42
Аватарка пользователя Constance
Больше 12 лет на сайте
12
Звезда сайта 2017 года
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
MiB писал(а) 2 сентября 2013, 17:38
Она просто задала несколько вопросов, на которые Вы совершенно не в тему начали говорить про какое-то пространство. ...
О, Вы не знакомы с ноосферой? А Человечество так старалось


Jay (Киноман), постов: 7609
2 сентября 2013, 17:41
Аватарка пользователя Jay
Больше 14 лет на сайте
14
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Constance писал(а) 2 сентября 2013, 17:35
Jay Я Вас обожаю, мы уже тут обсуждаем, должна ли женщина кричать
это зависит от толщины стен и соседей

MiB (Киноакадемик), постов: 9225
2 сентября 2013, 17:41
Аватарка пользователя MiB
Больше 12 лет на сайте
12
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Серебряный рецензент (средний балл рецензий между 8 и 8,99)
MiB писал(а) 2 сентября 2013, 17:38
Она просто задала несколько вопросов, на которые Вы совершенно не в тему начали говорить про какое-то пространство. ...
А дальше и того хуже - И в рецензии, и в моих комментариях все абсолютно прозрачно и абсолютно по-русски. Если бы Вы внимательнее читали, то не задавали бы лишних вопросов. Впрочем, мозги у всех устроены по-разному. То, что одному кажется ни к селу, ни к городу, для другого соль вещей. Удачи и хорошего вечера.
Вам уже и вопросов теперь задавать нельзя. А дальше, говоря про мозги, можно подумать, будто Вы говорите, что ЛеМур тупее Вас, что ничего не поняла.

Steve Austin (Критик), постов: 5860
2 сентября 2013, 17:40
Аватарка пользователя Steve Austin
Больше 13 лет на сайте
13
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
MiB писал(а) 2 сентября 2013, 17:38
Она просто задала несколько вопросов, на которые Вы совершенно не в тему начали говорить про какое-то пространство. ...
В защиту: "Ведь, судя по первому предложению вашей рецензии, он именно этим и занимается, во всяком случае, так звучит перевод слова "истеблишмент". Русский язык для вас вторичен?". Это не кажется доброжелательно, как бы вы этого не хотели.

Летописец (Критик), постов: 64429
2 сентября 2013, 17:39
Аватарка пользователя Летописец
Больше 15 лет на сайте
15
Серебряный рецензент (средний балл рецензий между 8 и 8,99)
Constance писал(а) 2 сентября 2013, 17:37
Так я понимаю Вы знакомы?
Нет;-)

MiB (Киноакадемик), постов: 9225
2 сентября 2013, 17:38
Аватарка пользователя MiB
Больше 12 лет на сайте
12
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Серебряный рецензент (средний балл рецензий между 8 и 8,99)
Constance писал(а) 2 сентября 2013, 17:33
Значит, признаете, что она сказала? Уже легче. Она сказала, я ответила, называется диалог. А Вы секундантом при ...
Она просто задала несколько вопросов, на которые Вы совершенно не в тему начали говорить про какое-то пространство. Начали обвинять ее в агрессии, которая на самом деле исходила от Вас.
Вот этот абзац, чтобы Вы опять не говорили, что я невнимателен. - Ваша агрессивность вызвана агрессивной подкладкой фильма?? Или Вам кажется, что я претендую на Ваше пространство?Расслабтесь.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.



Dienn (Зам. Главы Киноакадемии), постов: 7992
сегодня, 15:39
Dienn
При всем уважении, эта женщина написала "Проклятое дитя", так что...

drakula (Критик), постов: 31433
сегодня, 15:22
drakula
Озолин? Я его обожаю за его фриковатый чувство юмора.
В драм фильме его совсем не вижу

JENIK (Критик), постов: 7236
сегодня, 15:19
JENIK
Как бы не вышла такая поделка, как никчёмные Фантастические Твари или Кольца власти...

brune (Глава Киноакадемии), постов: 26724
сегодня, 15:16
brune
говорит, но у нас тут все строго: "здесь не Вьетнам, тут есть правила")

JENIK (Критик), постов: 7236
сегодня, 15:08
JENIK
Во Флэше зато было Мы в квадрате, так как там два Эзры было!

DarkKnight77 (Критик), постов: 11512
сегодня, 15:04
DarkKnight77
Ну понятно

yrenson (Киноакадемик), постов: 9114
сегодня, 14:55
yrenson
И вот ещё, почему оно говорит "Я",а не "Мы"? Вылечили что-ли?

yrenson (Киноакадемик), постов: 9114
сегодня, 14:53
yrenson
Ну, велком, как говорят) Только сниматься не надо)

yrenson (Киноакадемик), постов: 9114
сегодня, 14:51
yrenson
Там,между строк,есть ещё мелкий шрифт-"Фух! Теперь хоть отстанут от меня и не будут заставлять ещё что-то писать!" :)

yrenson (Киноакадемик), постов: 9114
сегодня, 14:49
yrenson
Вот то что написала Кейси Блойс, эм...она вообще читала хоть одну книгу? О какой любви она говорит, к кого к кому? И кто же там когда принял себя??? Кароч,звук ... [читать далее]



Фильм месяца
Постер к фильму Формула 1
Дата выхода: 27 июня 2025
Страна: США
Жанр:драма, спорт
Режиссер:Майкл Чавес
В главных ролях:Вера Фармига, Патрик Уилсон
Реклама
Самые обсуждаемые материалы
Спортивная драма получила высокие оценки западных кинокритиков
Спустя полвека после выхода фильма "Чклюсти" пора болеть за правильного персонажа
Новый постер намекает на трагическую судьбу персонажа Элли Фаннинг
Награждения
Наши рекорды